Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста
консультация на тему

Марченко Елена Анатольевна

     Подготовка к обучению грамоте в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к  овладению письмом и чтением и является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. Методические рекомендации.
 

     Подготовка к обучению грамоте в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к  овладению письмом и чтением. Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

  • требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
  • появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
  • не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
  • физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе. 

     Подготовка к обучению грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок. 
Важно, чтобы ребёнок:

  • не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
  • умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы; 
  • под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас. 

     Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

  • Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове… Знакомство детей с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть  навыками послогового чтения. 

Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.

 

Подготовительный этап.

 

Работу начинаем со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие «звук». 

  • сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
  • затем звуки близкие по звучанию (большой бубен – маленький бубен);
  • узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек…)

Предлагаемые игры: «Узнай, что звучит?», «Где звучит колокольчик?», «Покажи картинку», «Громко – тихо», «Кто сказал?», «Посидим в тишине», «Разведчик».

На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание… 
Здесь используются игры, в соответствии с  лексической темой, например, при изучении темы «Домашние животные» дети делят слова на слоги: кот, бык, коза, овца, корова… 
И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия: 

  • домики: количество окон соответствует количеству слогов;
  • гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;
  • кубики: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.

 
Ι этапЗнакомство с гласными звуками.

 
Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и  верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков  формируется дикция.


Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик? После дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука выясняем, что     
воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что  в образовании звука участвует голос.  Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
 
 
Предлагаемые игры:
    «Немые звуки»: логопед показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.
«Фотография звука»: логопед произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;
«Припоминание слов на заданный звук» (гласный звук должен быть под ударением – окна, но не окно, ослик, но не осёл)…
«Разложи картинки»: подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук  [о], а Ирине – на звук [и].

«Зоопарк» отгадать первый звук в названиях животных.
 
 

Предлагаем следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:

 

  • Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);
  • Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, аманас);
  • Выделение данного звука среди слов (обруч, астрааистАня, ирис);
  • Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду астры собирали).

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.
На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:

  • Во – первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук  голосом, интонационно и закреплять  его символом);
  • Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;
  • В середине слова.

Предлагаемые пособия: 

1. В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где голова животного указывает на  начало, туловище – на середину, а хвост – на конец слова. 
<Дети ставят символ опознаваемого звука  в нужный квадратик.
2. Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками. 
3. Светофоры. Красный цвет  - начало слова, зеленый – конец, желтый – середина.
На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается  сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: «Что случилось с девочкой?», « Что она кричит?». Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.
 

ΙΙ этап. Знакомство с согласными звуками.

 

Рекомендую начинать со звуков [Т], [П] [К] [М] [Н], потому что:

  • Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.
  • Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.

   При знакомстве с каждым звуком  даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой,   двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.
 Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].
Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по – настоящему. У нее получается М-М-М. (Используем  карточки-символы звуков З.Е. Агранович) Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы. Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и подкрепляем это понятие символом синего цвета. 
Чтобы определить звонкость и глухость согласного,  используем прием с горлышком – если горлышко «гудит»,    значит, звук звонкий, если нет – глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка. Можно применить другой прием – во время произнесения звука плотно  прижать ладошки к ушам.
  Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы. Орех – твердый, облачко – мягкий, колокольчик – звонкий звук, перечеркнутый колокольчик – глухой.
  Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Звуки сравниваются после знакомства и усвоения смешиваемых звуков. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они  похожи и различаются. 
 

Знакомство с буквами.

   На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. Буква произносится как звук. Даем детям понятие, что звук произносится, а буква пишется и читается. Помогаем запомнить букву через ассоциации ребёнка. Просим  детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с – сыр, т – труба, я – яблоко). 
Рассматриваются элементы, их количество.   Можно предложить стишок для запоминания образа буквы. 
Например, при знакомстве с буквой С, мы заучиваем стишок:
Села мышка в уголок, Съела  сыра кусок. 

Запоминание образа буквы можно организовать по — разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой! 

  • Написать букву в воздухе, на столе;
  • Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
  • Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
  • Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и другие мелкие предметы;
  • Вырывать из бумаги образ буквы;
  • Получить в подарок букву; 
  •  Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
  • Вылепить из пластилина, теста;
  • Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета
  • Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
        При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов. Рекомендуем начинать:
  • с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан…);
  • прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но…);
  • односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот…);
  • двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи…);
  • односложные со стечением согласных (стол, крот, мост..);
  • двусложные со стечением (скала…);
  • трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина…).

Слово для звукового анализа можно взять из лексической темы, которую проходим в данный момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (появляется картинка зима).  Символ слова – это полоска, слоги – короткие полоски. Далее  выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой. Существует много приемов работы со схемой слова:     
— назвать количество звуков в слове;
— назвать звуки по – порядку;
— сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по – порядку;
    — сколько согласных;
    — назвать первый звук, последний, третий. На каком месте стоит заданный звук в слове.
   После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук 
  соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради,
  выкладывается в кассе букв. С этим словом можно составить 
 предложение, словосочетания.
 
Подготовка к обучению грамоте – ответственный период в жизни ребенка. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие – то маленькие «открытия» для себя и с радостью идет на каждое занятие.   
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Пишичитай-ка».

Данная рабочая  программа представляет систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических ка...

логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста. Звуки [А,У].

логопедическое занятие с использованием метода моделирования  по развитию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста. Звуки [...

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В данной статье кратко освящены основные направления в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В данной статье более подробно раскрыты основные направления в работе по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ЗПР....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием серии обучающих дощечек "Редакция журнала"

Пошаговый конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОВЗ в интергации с другими образовательными областями с использованием серии обучающ...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста. I период.

I ПЕРИОДРАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, НАВЫКОВЗВУКОВОГО И СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗАВоспитание внимания к звуковой стороне речи.Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста: ...