Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста
консультация
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Я считаю, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
- требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
- появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
- не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
- физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_podgotovka_k_obucheniyu_gramote_detey_doshkolnogo_vozrasta_kalyaan_nv.docx | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»
Мастер класс для педагогов ДОУ
«Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
Составила:
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Каляан Наталья Викторовна
с. Мильково 2024 г.
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Авторы и пособия, используемые коррекционными педагогами для работы с детьми с нарушениями речи:
Нищева Н.В. «Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО с 3 до 7 лет»
Гомзяк О.В. Комплект учебно – методических пособий «Говорим правильно» (5-6 лет, 6 – 7 лет).
Цуканова С. П., Бетц Л.,Л. «Я учусь говорить и читать»
Бардышева Т.Ю, Моносова Е.Н. «От звука к букве»
Я считаю, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
- требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
- появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
- не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
- физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.
Важно, чтобы ребёнок:
- не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
- умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
- под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.
Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.
По моему мнению, существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:
Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова.
Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.
Подготовительный этап.
Предлагаю начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук".
- сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
- затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
- узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек:)
Предлагаемые игры: «Узнай, что звучит?», «Где звучит колокольчик?», «Покажи картинку», «Громко – тихо», «Кто сказал?»:
На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание:
Я использую игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы "Овощи" мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец:
И в соответствии с этим применяю следующие дидактические пособия:
паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;
домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.
I этап. Знакомство с гласными звуками.
Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.
Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываю, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваю у детей, что кричит ослик? После дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорю, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
Предлагаемые игры:
«Немые звуки»: логопед показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.
«Фотография звука»: логопед произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;
"Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл):
"Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].
Предлагаю следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:
Выделение данного звука среди других звукова, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);
Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.
На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:
Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом);
Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;
В середине слова.
Я предлагаю следующие пособия:
1. В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где голова животного указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова.
Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.
2. Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками.
3. Светофоры. Красный цвет - начало слова, зеленый - конец, желтый - середина.
На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: «Что случилось с девочкой?», «Что она кричит?». Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.
II этап. Знакомство с согласными звуками.
Рекомендую начинать со звуков [м], [н], потому что:
Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.
Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.
При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.
Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].
Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по - настоящему. У нее получается М-М-М. (Используем карточки-символы звуков З.Е. Агранович) Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие - губы. Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и подкрепляем это понятие символом синего цвета.
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко «гудит», значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.
Использую символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.
Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы. Орех - твердый, облачко - мягкий, колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик - глухой.
Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Звуки сравниваются после знакомства и усвоения смешиваемых звуков. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.
При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов. Рекомендую начинать:
- с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан);
- прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но);
- односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот);
- двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи).
Слово для звукового анализа мы берем из лексической темы, которую проходим в данный момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (появляется картинка зима). Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой. Существует много приемов работы со схемой слова:
- назвать количество звуков в слове;
- назвать звуки по-порядку;
- сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку;
- сколько согласных;
- назвать первый звук, последний, третий;
- С этим словом можно составить предложение, словосочетания.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста
Подготовка к обучению грамоте в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением и является пропедевтикой ди...
Рабочая программа подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Пишичитай-ка».
Данная рабочая программа представляет систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических ка...
логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста. Звуки [А,У].
логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста. Звуки [...
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В данной статье кратко освящены основные направления в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В данной статье более подробно раскрыты основные направления в работе по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ЗПР....
Обучение грамоте детей дошкольного возраста. I период.
I ПЕРИОДРАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, НАВЫКОВЗВУКОВОГО И СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗАВоспитание внимания к звуковой стороне речи.Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста: ...