Преемственность игровой и учебной деятельности младших школьников на логопедических занятиях в условиях дистанционного обучения.
статья по теме
В статье раскрываются способы коррекционно-развивающего логопедического воздействия на учащихся начальной школы, при которых у детей осуществляется плавный переход от игровой к учебной деятельности в условиях дистанционного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_preemst._igrovoy_i_uch._deyat.odt | 1.74 МБ |
statya_preemst._igrovoy_i_uch._deyat.odt | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Преемственность игровой и учебной деятельности младших школьников
на логопедических занятиях в условиях дистанционного обучения.
К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, память, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления, именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их.
Освоение учебной деятельности младшим школьником (ведущей в этот возрастной период) идёт достаточно медленно, и в наиболее полном, сложившемся виде она формируется лишь к концу обучения в начальной школе. Игра же продолжает занимать большое место в жизни младшего школьника. Так как учёба строится часто на принуждении, игра воспринимается особенно радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету, повышает интерес к нему. «Развитие интереса имеет определённую тенденцию: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Да и не во всякой игре её форма является чем-то только внешним, безразличным для существа дела».(6) Для школьников же струдностями в обучении, ОВЗ, ЗПРР игра является, можно сказать, одним из основных средств обучения, осуществляя плавный переход от игровой к учебной деятельности. А очень часто игра - чуть ли не единственный способ реализации и развития собственных возможностей и способностей, например, при ЗПР конституционного происхождения по типу гармонического инфантилизма, когда у ребёнка преобладают игровые интересы, стремление делать то, что нравиться, быстрая пресыщаемость и недостаточно сформированная саморегуляция. Задача педагога и, конечно же, логопеда – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. И решающую роль в этом процессе имеют дидактические игры. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально созданных педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Их сущность заключается в том, что детям предлагается решить умственные задачи, составленные взрослым в занимательной форме.
Педагогу же необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка. Важная роль дидактической игры в развитии психических процессов ребёнка объясняется тем, что она вооружает ребёнка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Использование игр и игровых приёмов делает обучение в начальной школе «сообразным природе ребёнка».(6) Игра как бы создаёт «зону ближайшего развития ребёнка». Л.С.Выготский писал: «В игре ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».(3) Дидактические игры, а также игровые моменты и упражнения, используемые на логопедическом занятии (т.е. те игровые средства, которые учитель-логопед, в зависимости от коррекционно-развивающего и обучающего момента, его целей и особенностей психического развития учащихся, преобразовывает в игру, игровое упражнение либо игровую ситуацию) являются основным приёмом, активизирующим мыслительные процессы учащихся и способствующим развитию их речи, познавательной деятельности и уровня самосознания, эмоционально-волевой сферы, общей и мелкой моторики, коммуникабельности. Компьютерные технологии, выступающие как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия и входящие в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы, в условиях дистанционного обучения становятся основными. Поэтому и дидактические игры, игровые упражнения переходят в электронный формат, когда ребёнок видит все атрибуты игры на экране и управляет ими с помощью компьютерной мыши. Очень часто это намного удобнее для детей со слабой моторикой — не выскакивают из рук «непослушные» фишки, картонные (бумажные, деревянные и т. п.) картинки и другие предметы, а развитие умения управлять мышью в свою очередь формирует мелкую моторику пальцев руки и кисти.
Так как дистанционное образование подразумевает индивидуальное обучение, то иногда возникают некоторые проблемы с развитием коммуникативных навыков учащихся, их желанием и умением общаться не только со старшими, но и со своими сверстниками, а также формированием у учащихся адекватной самооценки. Для решения этой проблемы активно используется такой вид дистанционного урока, как видеоконференция: педагог (логопед) может общаться при помощи видеосвязи программы «Skype» одновременно с двумя-тремя учениками (все участники видеоконференции видят друг друга на экране). И, конечно, проводится большое количество коллективных школьных воспитательных мероприятий, в которых охотно участвуют наши ученики, находят себе много новых друзей и потом общаются уже сами (и при помощи «Skype» тоже). В целом, созидательно-положительных моментов при использовании электронных ресурсов в логопедической практике значительно больше, чем минусов. Они дают необыкновенный простор творческой деятельности не только логопеда, но и ученика и заключаются в:
- возможности включать в состав учебных материалов и логопедических занятий игры и игровые упражнения, аудио- и видеоинформацию, в том числе в онлайн режиме (логопед делает закладку страницы с игрой, видеороликом или др. информацией и открывает её в нужный момент занятия, показывая в режиме демонстрации экрана программы «Skype»);
- возможности постоянного доступа к Интернет-ресурсам, позволяющим использовать информационно-методический и учебный материал, основанный на гипертексте ;
- возможности учащихся (и их родителей) осуществлять интерактивное взаимодействие с образовательной средой школы: с помощью электронной почты, программы «Skype», школьного сайта (логопед размещает соответствующую информацию для родителей и учащихся, оперативно изменяет, дополняет и обновляет этот материал, который является всегда доступным дополнительным компонентом логопедической просветительской и коррекционно-развивающей деятельности);
- возможности создания высококачественного дидактического материала и игровых пособий на базе различных программ, в том числе в виде анимации: слайдовые презентации, учебные пособия в программах «Просмотр», «ПервоЛого», «OpenOffice» и др.
Особенно эффективной для создания наглядного дидактического материала и дидактических игр оказалась программа «ПервоЛого», предназначенная для обучения детей работе на компьютере, создания анимированных персонажей и т. п (эта программа может работать как в Mac OS X, так и в Windows — устанавливается на нужную операционную систему с лицензионного диска). Я же приспособилась создавать в ней игровые пособия для учащихся, в которых альбом «ПервоЛого» используется аналогично обычному фланелёграфу — каждый объект на нём можно передвигать компьютерной мышкой. Например, для дифференциации звуков З и С мною создано пособие «Собери букет»: в две вазы (с З и С) нужно расставить цветы с соответствующими буквами в названии. (Если Вы скачаете статью, сможете посмотреть картинки описываемых игр). Ребёнок (или логопед) по одному ставит (переносит мышкой) цветочки в нужную вазу.
Очень интересное игровое пособие («Два волшебных круга») получилось для дифференциации звуков в сочетании с развитием таких мыслительных процессов, как сравнение и выделение существенных признаков предмета. Ребёнку необходимо распределить слоги со звуками «Б» и «П» в два круга: в жёлтый — со звонким согласным, в зелёный — с мягким согласным, а в зону пересечения двух кругов — с мягким звонким согласным. А затем нужно объяснить, почему не все слоги попали в круги.
Удобна эта программа и для создания пособий, направленных на развитие навыка учащихся в конструировании из букв, слогов, слов (подобно тому, как это делают с разрезной азбукой).
В общем, можно создать любое наглядное пособие, которым пользуется логопед в традиционной практике, например, дидактическую игру «Волшебный коврик»: ребёнок выкладывает кружок нужного цвета (название цвета начинается с того же звука, с которого начинается слово, произнесённое логопедом) на «коврик» - таблицу из 12 клеток.
Можно даже сделать пособие «Собери картинку».
Кроме этого, при необходимости, можно заставить картинки двигаться самостоятельно и добавить звук.
Ученики тоже могут создавать в этой достаточно простой для освоения программе красочные картины или выполнять различные задания (например, раскрасить части дома и забор вокруг него теми цветами, в названии которых есть звуки «Р» и «Л»). Моим ученикам также очень нравится создавать поздравительные открытки с движущимися фигурками и звуковым сопровождением. Очень приятно получить такую открытку к празднику — всегда радует подарок, сделанный руками ученика.
Таким образом, при желании, в совокупности использования имеющихся компьютерных технологий процесс логопедической коррекции в условиях дистанционного обучения становится намного более продуктивным, интересным, методически оснащённым и, соответственно, эффективным, чем в условиях традиционной школы, а переход от игровой к учебной деятельности младших школьников более плавным, безболезненным. Основным методом, с помощью которого реализуется преемственность игровой и учебной деятельности учащихся, становится комплексно-игровой метод. Он позволяет в наиболее интересной и оптимальной форме осуществлять коррекционное развитие, воспитание и обучение. Данный метод предполагает активное использование игровых средств :
- комплекс разработанных и подобранных в соответствии с тематикой логопедических занятий игр, игровых упражнений, дидактических пособий в электронном варианте;
- сюжетная организация занятия (сказочные сюжеты; сказочные, мультипликационные, литературные персонажи и игрушки; сюжетные и предметные картинки и др.).
С помощью этого метода реализуется система комплексного развития речи, мышления и, в зависимости от темы, этапа и целей занятия, других составляющих познавательной и эмоционально-волевой сферы учащихся. Игры используются чаще в конце основного этапа занятия и на контрольно-аналитическом его этапе в качестве закрепления изучаемого материала и проверки степени его усвоения учащимися. Но могут использоваться и на протяжении всего занятия (для обозначения или объяснения темы занятия, закрепления), включая в себя ознакомительные, тренировочные и контрольные упражнения. В начале занятия цель игры – организовать и заинтересовать детей, в середине – решить задачу усвоения материала по теме, в конце занятия игра может носить поисковый характер, решая задачи контрольно-аналитического этапа (проверки качества усвоения знаний и умений). Главное, чтобы игра органично вливалась в содержание логопедического занятия, становилась его частью.
Игра благоприятно воздействует на развитие психических процессов ребёнка , усвоение им знаний, умений и навыков, что подтверждается диагностическими данными. Она является первой школой воли - в ней проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям, формируются мотивы достижения цели. Игра способствует развитию у детей умения не бояться трудностей, стремления преодолевать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями. Подчинённая коррекционно-развивающей и обучающей цели занятия, игра помогает учащихся систематизировать и закреплять свои знания о различных объектах, их назначении, связях между ними.
Педагоги и родители отмечают результаты занятий по улучшению устной и письменной речи детей, успеваемости, по повышению мотивации к обучению, а ученики с радостью и вовремя выходят на дистанционные занятия, учатся с интересом и дополнительные задания выполняют более охотно и самостоятельно. Родители и дети понимают, что у ребенка всегда есть возможность справиться со своими ошибками, если он учится с интересом! Мои ученики иногда не хотят прекращать занятия и в каникулы — когда учёба не является неприятной необходимостью, а становится способом познания мира, образом жизни, отдыхать от неё нет необходимости.
Литература:
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987.
- Бондаренко А.К. Дидактические инры в детском саду. М., 1991.
- Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. С. 200-508.
- Запорожец А.В. Психическое развитие ребёнка. /Избр. психол. труды в 2-х томах. М., 1986.
- Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Н.Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2009.
- Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997.
- Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 1998.
- Логопедия в школе: Практический опыт / Под ред. В.С.Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005.
- Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
- Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
- Никитин Б.Л. Развивающие игры. М., 1981.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда – Ростов н/Д : Феникс, 2007.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти томах. М., 1990.
- Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся обще-образовательной школы. – М.: Просвещение, 1984.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. Раздел VI.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Интегрированный подход к коррекции связной речи младших школьников на логопедических занятиях"
Проект по системе работы с учащимися начальных классов по развитию связной речи....
Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у младших школьников на логопедических занятиях
В данном материале представлена работа по развитие и уточнение пространственно-временных представлений у младших школьников на логопедических занятиях в условиях логопункта общеобразовательной школы....
Мотивационная готовность к обучению в школе как условие успешности учебной деятельности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья
Многие специалисты приходят к мысли о необходимости целенаправленного формирования мотивации учебной деятельности. Очевидно, что требуется глубокое, критическое рассмотрение с...
Активизация речемыслительной деятельности у младших школьников на логопедических занятиях. Работа с пословицами
Предлагаю опыт работы по использованию пословиц при коррекции и профилактике нарушений письменной речи. В статье размещен практический материал с разными видами заданий и криптограмма по теме "Пт...
Практические приёмы коррекции нарушения чтения и письма у младших школьников на логопедических занятиях
Материал используется на логопедических звнятиях с детьми начальной школы. Дает положительныф результат и очень нравяится детям, так как основная часть заданий проходит в игровой форме....
Презентация "Игровые приемы коррекции дислексии у младших школьников на логопедических занятиях"
Коррекционная педагогика...
Семинар для педагогов «Особенности проведения коррекционных занятий в условиях дистанционного обучения».
Семинар для педагогов «Особенности проведения коррекционных занятий в условиях дистанционного обучения»....