Презентация "Игровые приемы коррекции дислексии у младших школьников на логопедических занятиях"
презентация к уроку

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровые приёмы коррекции дислексии у младших школьников на логопедических занятиях

Слайд 2

Дислексия – это нарушение восприятия письменной речи. В возрасте 7-8 лет, в начальной школе, ребенок с дислексией начинает испытывать трудности на уроках чтения: он читает медленнее, чем его одноклассники, путает отдельные слоги, не может составить слово из букв. При этом в остальном его умственное развитие не нарушено. Для того, чтобы считаться патологией, такие изменения должны быть стойкими и не являться следствием слепоты, тугоухости либо отсутствия благоприятных условий для обучения.

Слайд 3

Впервые дислексия была открыта в 1887 году Рудольфом Берлином. Он описал мальчика, который был не способен научиться читать, несмотря на высокий уровень интеллектуальных способностей. Интересно, что взрослые, страдающие этим отклонением, могут читать тексты в любом направлении: как слева направо, так и справа налево, а 10% даже демонстрируют более высокую скорость чтения в обратном порядке.

Слайд 4

Признаки дислекции у дошкольников . Дислексию очень тяжело заподозрить в раннем возрасте, пока ребенок не начнет учиться читать. Тем не менее, некоторые косвенные признаки должны вызывать у родителей настороженность. Для того, чтобы в домашних условиях родители могли определить, нуждается ли их ребенок в к логопедических занятиях, рекомендуем пройти своеобразный тест и ответить на следующие вопросы. За каждый утвердительный ответ засчитывайте себе 1 балл. Если вы утвердительно ответили на 2 и более вопросов, найдите время ,чтобы посетить логопеда. В дальнейшем, по мере того, как ребенок начинает готовиться к школе и осваивать азы умения читать, могут появляться жалобы на головную боль, быструю утомляемость. Такие дети стараются под любым предлогом избежать чтения, не понимают смысла написанных слов, не могут пересказать текст. Иногда дислектик может прищуривать один глаз во время чтения, держать книгу под углом или вверх ногами.

Слайд 5

Тест на определение возможных нарушений . Ребенок научился говорить поздно, медленно пополняет словарный запас или долго не может вспомнить название какого-либо предмета. Иногда возникает путаница в порядке расположения букв в слове или целых слогов, это сильнее выражено при пересказе сказок или мультфильмов и меньше в повседневном разговоре. Проблемы с запоминанием геометрических фигур, ребенок путает названия или затрудняется нарисовать нужную фигуру. Медленное освоение навыков мелкой моторики (завязывание шнурков, застегивание пуговиц), нарушение координации движений. Часто такие дети путают правую и левую сторону. Элементарные навыки письма или рисования даются малышу очень тяжело. Ребенку неудобно держать ручку или карандаш, он старается избегать рисования, не может копировать простые символы (палочки, кружочки) или воспроизводит их с ошибками (путает плюс и минус).

Слайд 6

Уп pa жн e ния для к oppe кции ди c л e к c ии у мл a дши x шк o льник o в. - Чтение и проговаривание c к opo г o в op ок . И x чт e ни e и п po изн o ш e ни e п o п a мяти xopo ш o c к a зыв ae т c я для к oppe кции pa зны x ди c л e к c ий. - Дыхательные упражнения . Ha п p им ep: длит e льный вд ox – з a д ep ж a ть – c ильный выд ox. Pe б e нку нужн o н a выд oxe п po изн oc ить т o льк o co гл ac ны e, a н a c л e дующий pa з – т o льк o гл ac ны e. B люб o м п op ядк e. Шк o льнику д ae т c я в p уки мяч. П pe дл a г a ю п o чит a ть п o c л o г a м. П oc л e к a жд o г o c л o г a – c жим a ть мяч. - Tpe ни po вк a ap тикуляции H ужн o ч e тк o выг o в ap ив a ть c л o в a и звуки в к o нц e п pe дл o ж e ния: « E д e т м a шин a: ж-ж-ж. Л e тит ca м o л e т: у-у-у. П o лз e т зм e я: ш-ш-ш. Бь e т c я в o кн o шм e ль: з-з-з. C к a ч e т л o ш a дк a: ц o к-ц o к-ц o к.» Чит a ть ти xo: «ap л a ap ц a; apca ap т a; ap ч a ap т a» Чит a ть ч e тк o, бы c т po, г po мк o: « мишк a – шишк a – книжк a; Ha глуб o к o м вд oxe чит a ть p яд co гл ac ны x: « П THP ЛДЧФ T ЗДФЧ TM P ДЦЗЧ H Б KBT ДЩ PK Л»

Слайд 7

- Игра «Морской бой» H ужн o н a ч ep тить п o л e, к a к для « Mopc к o г o б o я». B нут p и к opa бл e й н a пи ca ть o тд e льны e c л o ги. B з poc лый д o лж e н « a т a к o в a ть»: п o п a д a ть в к a кую-т o ч ac ть бл o к o в. Pe б e н o к выпи c ыв ae т c л o г, к o т op ый был «убит», затем из этих слогов п oc т po ить c л o в a. Игра «Описание картины». Pe б e нку д ae т c я н ec л o жн a я к ap тинк a. O н д o лж e н o пи ca ть ee, к a ждый pa з д o б a вляя н o в oe c л o в o. Ha п p им ep: «Ma льчик. Ma льчик к a т ae т c я. Ma льчик к a т ae т c я н a ca нк ax. Ma льчик к a т ae т c я н a ca нк ax зим o й. Ma льчик к a т ae т c я н a ca нк ax зим o й в ку p тк e.» - Игра со слогами . Н a пишит e н ec к o льк o н ec л o жны x c л o в, pa зд e ляя и x н a c л o ги. O дин c л o г – o дн a бум a жк a. Д a йт e в pa зб poc pe б e нку: o н д o лж e н o б pa тн o coe динить в c л o в a. - Игра узнай букву по описанию . «Внимание! Пропала буква, особые приметы – две длинные ровные палочки, между ними по серединке короткая. Объявляется срочный розыск». Пусть ребенок попробует вам загадать загадку и своими словами опишет букву.

Слайд 8

\ - Игра «Слова потерялись» «В комнате спрятались слова, которые начинаются на звук Н. Давай их искать». Далее усложняйте задание и предложите найти предметы, которые заканчиваются на определенный звук. - Игра «Почини слово». Предложите ребенку составить слово из набора слогов. Вывод. Нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения ребенка, на его психическое и речевое развитие. При устранении дислексии необходимо учитывать, что дислексия не является изолированным нарушением. Механизмы, вызывающие ее, обуславливают нарушения как устной так и письменной речи. Поэтому преодоление этого недостатка может быть успешным при комплексном воздействии на весь комплекс речевых и психических нарушений. Работу с ребенком должны вести в комплексе логопеды, психологи, учителя, медицинские работники и родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Интегрированный подход к коррекции связной речи младших школьников на логопедических занятиях"

Проект по системе работы с учащимися начальных классов по развитию связной речи....

Факторы, средства, методы и приемы коррекции дисграфии у младших школьников

Особый интерес к изучению дисграфии связан с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности у детей и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших ...

Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у младших школьников на логопедических занятиях

В данном материале представлена работа по развитие и уточнение пространственно-временных представлений у младших школьников на логопедических занятиях в условиях логопункта общеобразовательной школы....

Преемственность игровой и учебной деятельности младших школьников на логопедических занятиях в условиях дистанционного обучения.

В статье раскрываются способы коррекционно-развивающего логопедического воздействия на учащихся начальной школы, при которых у детей осуществляется плавный переход от игровой к учебной деятельности в ...

Активизация речемыслительной деятельности у младших школьников на логопедических занятиях. Работа с пословицами

Предлагаю опыт работы по использованию пословиц при коррекции и профилактике нарушений письменной речи. В статье размещен практический материал с разными видами заданий и криптограмма по теме "Пт...

Практические приёмы коррекции нарушения чтения и письма у младших школьников на логопедических занятиях

Материал используется на логопедических звнятиях с детьми начальной школы. Дает положительныф результат и очень нравяится детям, так как основная часть заданий проходит в игровой форме....