Портфолио учителя-логопеда Л.В.Лучкиной
статья

Лучкина Лариса Витальевна

Предварительный просмотр:

Готовность детей к обучению в школе

Внятность и чистота произнесения звуков зависит от многочисленных факторов и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата. При нарушениях его двигательной функции страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи звучат смазано.

Недостатки звукопроизношения ограничивают общение ребенка со сверстниками, отрицательно влияют на формирование его эмоционально- интеллектуальной сферы, а также могут привести к неуспеваемости по многим  дисциплинам.

Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего, необходимо достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладения
навыками  звукобуквенного анализа.

Обязательно владеть навыками анализа и синтеза. Уметь  выделить в слове заданный звук, назвать его место. Из отдельных звуков составить слово. Определять последовательность звуков и букв в слове,  их последовательность, количество слов в предложении.

Уметь дифференцировать фонемы (умение различать на слух : слова близкие по звуковому составу  н-р: почка-бочка, тачка-дачка, твердые- мягкие, дифференциация слогов  (различение слогов со сходными звуками).

При недостаточно сформированном звуковом анализе и синтезе происходит самое большое количество нарушений письменной речи.

 А недостаточно развитым, грамматическим строем речи, то есть не владение словообразованием и словоизменением приводит к неумению:  составление предложений из слов в начальной форме;  добавлять предлоги в предложение; образовывать прилагательные от существительных; согласовывать прилагательные  с существительными; Образовывать существительные в уменьшительной форме. А следовательно затруднено и владение связной речью.

Задача родителей

 - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую  работу с ним до школы (1классе!!), предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе.

Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

В каких случаях необходимо обращаться к логопеду?

Если у вашего ребенка были сложности при рождении и в первый год жизни;

2 года – в речи ребенка присутствует менее 10 слов.

 3 года – в речи отсутствует фраза, речь абсолютно непонятна для окружающих.

5-6 лет - нарушения произношения, ребенок неправильно строит предложения, не может составить рассказ по картинке, с трудом заучивает стихи, плохо запоминает буквы.

В семье говорят на двух языках.!!!

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

При общении с ребенком  следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь.

Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова непременно объясняйте.

Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными словами- все это тормозит речь.

Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребенком, самое лучшее - тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: « Говорить надо внятно, четко, не спеша»

Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: « А понятен ли ему ваш ответ?». Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Незначительные нарушения звуков речи  не отражаются на обучении. Выраженные и множественные нарушения приводят к отражению неправильного  произношения на письме, из-за опоры на неверное проговаривание. А не усвоение навыков проговаривания и письма соответственно отражается на  чтении.



Предварительный просмотр:

Первоклассник с нарушениями речи(1а-2016год)

           В начале учебного года я обычно набираю группы детей путём обследования, с обучающимися первых классов, имеющих недостатки произношения.

           Занятия проходят не только в устной форме, но и обязательно работаем в тетрадях по предотвращению нарушений чтения и письма. Контроль проводим в конце  каждой четверти. Исправленная  речь во многом помогает детям-логопатам в успешном обучении.

           Отсюда вывод, что своевременная логопедическая помощь (постановка звуков в сочетании с работой по слуховому восприятию) способствует предупреждению неуспеваемости обучающихся, имеющих недостатки речи.        

              После исследования речи обучающихся, мною составлен план работы на все группы, рассчитанный до конца учебного года.

Основным содержанием работы с данными группами обучающихся это  исправление недостатков произношения и развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов.

Постановка нарушенных звуков сочетается с развитием навыков анализа. Дети учатся анализировать слова и предложения, звуковой состав которых правильно ими произносится; в словах выделялись сначала гласные звуки: уточнять их артикуляцию, т. е. проделывали все те виды работ, с помощью которых этот звук укреплялся в их сознании.

Для успешного восприятия того или иного звука или установления условных связей между звуком и буквой используются все анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический, речедвигательный.

Анализ  результатов обследования показал, что ошибки были на смешение свистящих и шипящих, замены гласных и согласных звуков, искажения слов.

           Устная речь отличалась вялой артикуляцией, "смазанностью" произношения звуков; слова не договаривались до конца; многие слова дети даже отраженно произносили с искажением; у некоторых детей отсутствовали один-два и больше звуков в речи.

           Звуковой анализ был очень слабый. Дети затруднялись анализировать слова, найти место данного звука в слове, определить  первый (последний, средний) звуки в слове, определить количество слов в предложении, с трудом запоминали сказанную логопедом фразу в 3-4 слова. Запас слов большинства детей ограничен.      

          Занятия посещать бут дети:

  1. Дамбровский Кирилл Андреевич-Р/Рь, в речевом патоке Ль-ё;
  2. Езынги Тимур Хайруллаевич- Р/Рь;
  3. Пырирко Ренат Витальевич –Ж-м/з, Рь;
  4. Пырирко Татьяна Боисовна – Щ, Р/Рь;
  5. Сэротэтто Камилла Викторовна - Р/Рь;
  6. Сэротэтто Ян Гргорьевич – Р/Рь, замены и искажения в речи;
  7. Хороля Арсений Артурович – Р/Рь.

Обучающимся  имевшим или имеющим недостатки звукопроизношения обязательно нужно уделять большое внимание на чтению и письму, т.к. у них может наблюдаться и нарушения письма и чтения. То есть прочитывать слоги, слова, предложения, фразы, тексты не один раз, а 3 или более раз. Списывать-записывать под диктовку - проверять самостоятельно и только потом давать родителям на проверку.

Советы для родителей как сформировать грамотную речь

•        Обязательно исправляйте ошибки в речи, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком, то обидите его, и ребенок может потерять к вам доверие.

•        Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и так далее).

•        Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения. Благодарите ребенка за помощь.

•        Для развития речи очень важно не только развивать произносительные навыки, но и совершенствовать умение ребенка понимать смысл речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. По дороге из школы, придя домой, обсуждайте с ребёнком, как прошел его день в школе, как прошла ваша совместная прогулка, вспоминайте самые интересные моменты.

        

•        Помните о том, что слушая вашу речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем вашего общения с ребенком должно стать не просто обозначение какого-то явления или предмета, а детальное его описание.        

•         Например,  недостаточно просто сказать «Вон летит ворона». Ему нужны «комментарии» к этой вороне. Примерно вот так: «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать».         

•        Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.

        

•        И главное: поддерживайте все начинания ребёнка, хвалите его даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.

Правила проведения домашних занятий

Для того, чтобы ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных правил в их проведении.

Рекомендации по проведению занятий:

•        Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.

        

•        Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут).

•        Занятия должны проводиться 2-3 раза в день.

        

•        Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.

        

•        Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.

        

•        Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.

        

•        Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания, хвалите даже за незначительные успехи.

        

•        Разговаривайте с ребёнком четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.

        

•        Сезонные тематические занятия проводите в соответствующее время года.

        

           



Предварительный просмотр:

Речь  вашего ребенка готова ли к обучению. Итоги диагностики

Артикуляционная моторика

Внятность и чистота произнесения звуков зависит от многочисленных факторов и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата. При нарушениях его двигательной функции страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи звучат смазано.

Недостатки звукопроизношения ограничивают общение ребенка со сверстниками, отрицательно влияют на формирование его эмоционально- интеллектуальной сферы, а также могут привести к неуспеваемости по многим  дисциплинам.

Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладения
навыками  звукобуквенного анализа.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ   ВОСПРИЯТИЕ  

Дифференциация фонем (умение различать на слух : слова близкие по звуковому составу  н-р: почка-бочка, тачка-дачка, твердые- мягкие, дифференциация слогов  (различение слогов со сходными звуками).

Звуковой анализ и синтез

 Умение  выделить в слове заданный звук, назвать его место. Из отдельных звуков составить слово.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ЗВУКОВ В СЛОВЕ.  Например: (сумка)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛ-ВА ЗВУКОВ В СЛОВЕ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛ-ВА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. Например:День был теплый. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛ-ВА СЛОГОВ В СЛОВЕ. (МАК,  ПАРТА)

Недостаточная сформированность этой  функции дает самое большое количество нарушений письменной речи.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ ( СЛОВООБРАЗОВАНИЕ , СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ)

Составление предложений из слов в начальной форме  (В, сад, расти, вишня. Рисовать, карандаш, девочка.)

Добавление предлогов в предложение (Почки распустились….. деревьях.)

Образование прилагательных от существительных:

А) Относительных – кукла из бумаги- она бумажная.

Б) Качественных- лису за хитрость называют хитрой.

В) Притяжательных- у собаки лапа – собачья.

Согласование прилагательных  с существительными

Образование существительных в уменьшительной форме

Связная речь

Пересказ прослушанного текста. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Основная задача родителей

 - вовремя обратить внимание на различные нарушения

устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую  работу с ним

до школы (1классе!!), предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе.

Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

В каких случаях необходимо обращаться к логопеду?

Если у вашего ребенка были сложности при рождении и в первый год жизни;

2 года – в речи ребенка присутствует менее 10 слов.

 3 года – в речи отсутствует фраза, речь абсолютно непонятна для окружающих.

5-6 лет - нарушения произношения, ребенок неправильно строит предложения, не может составить рассказ по картинке, с трудом заучивает стихи, плохо запоминает буквы.

В семье говорят на двух языках.!!!

Советы логопеда

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

При общении с ребенком  следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь.

Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова непременно объясняйте.

Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными словами- все это тормозит речь.

Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребенком, самое лучшее - тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: « Говорить надо внятно, четко, не спеша»

Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: « А понятен ли ему ваш ответ?». Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Как, правило, незначительные нарушения звуков речи  не сказывается на обучении. Выраженные и множественные нарушения приводят к отражению неправильного  произношения на письме, из-за опоры на неверное проговаривание. А не усвоение навыков проговаривания и письма соответственно отражается на  чтении.



Предварительный просмотр:

Речь  вашего ребенка

Внятность и чистота произнесения звуков зависит от многочисленных факторов и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата. При нарушениях его двигательной функции страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи звучат смазано.

Недостатки звукопроизношения ограничивают общение ребенка со сверстниками, отрицательно влияют на формирование его эмоционально- интеллектуальной сферы, а также могут привести к неуспеваемости по многим  дисциплинам.

Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладения
навыками  звукобуквенного анализа.

Умение  выделить в слове заданный звук, назвать его место. Из отдельных звуков составить слово. Определение последовательности звуков в слове, количество звуков в слове, количества слов в предложении. 

Недостаточная сформированность этой  функции дает самое большое количество нарушений письменной речи.

Дифференциация фонем (умение различать на слух : слова близкие по звуковому составу  н-р: почка-бочка, тачка-дачка, твердые - мягкие, дифференциация слогов  (различение слогов со сходными звуками).

Составление предложений из слов в начальной форме  (В, сад, расти, вишня. Рисовать, карандаш, девочка.) Добавление предлогов в предложение (Почки распустились….. деревьях.)

Образование прилагательных от существительных: А) Относительных – кукла из бумаги- она бумажная. Б) Качественных- лису за хитрость называют хитрой. В) Притяжательных- у собаки лапа – собачья. Г)Согласование прилагательных  с существительными. Д) Образование существительных в уменьшительной форме

Пересказ прослушанного текста. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Основная задача родителей

 - вовремя обратить внимание на различные нарушения

устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую  работу с ним

до школы (1классе!!), предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе.

Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

При общении с ребенком  следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь.

Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова непременно

объясните.

Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами- все это тормозит речь.

Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребенком, самое лучшее- тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: « Говорить надо внятно, четко, не спеша»

Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: « А понятен ли ему ваш ответ?». Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.



Предварительный просмотр:

Советы для родителей как сформировать грамотную речь

  • Обязательно исправляйте ошибки в речи, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком, то обидите его, и ребенок может потерять к вам доверие.

  • Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и так далее).

  • Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения. Благодарите ребенка за помощь.

  • Для развития речи очень важно не только развивать произносительные навыки, но и совершенствовать умение ребенка понимать смысл речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. По дороге из школы, придя домой, обсуждайте с ребёнком, как прошел его день в школе, как прошла ваша совместная прогулка, вспоминайте самые интересные моменты.

  • Помните о том, что слушая вашу речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем вашего общения с ребенком должно стать не просто обозначение какого-то явления или предмета, а детальное его описание.
  •  Например,  недостаточно просто сказать «Вон летит ворона». Ему нужны «комментарии» к этой вороне. Примерно вот так: «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать».
  • Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
  • И главное: поддерживайте все начинания ребёнка, хвалите его даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.

Правила проведения домашних занятий

Для того, чтобы ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных правил в их проведении.

Рекомендации по проведению занятий:

  • Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.
  • Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут).
  • Занятия должны проводиться 2-3 раза в день.
  • Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.
  • Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.
  • Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.
  • Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания, хвалите даже за незначительные успехи.
  • Разговаривайте с ребёнком четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
  • Сезонные тематические занятия проводите в соответствующее время года.



Предварительный просмотр:

                                                  Презентация « Портфолио»

         Логопедическая  работа  в  образовательном учреждении  занимает  важное  место.  В  процессе  всестороннего  развития  ребенка, речевые нарушения    учащихся    очень  распространены, особенно  в  условиях  двуязычия,  и при этом  имеют  стойкий  характер. Своевременное  и  целенаправленное  устранение  дефектов устной и письменной  речи  школьников  способствует   более  успешному  усвоению  школьной  программы.

Основным  контингентом учащихся, посещающих логопедические занятия, являются учащимися младшего школьного возраста. Это дети 1-4 классов и предшкольной группы.

   

Содержание  логопедической работы:

  • Обследование и своевременное выявление детей-логопатов;
  • создание единого коррекционно-образовательного пространства;
  • устранение билингвизма (двуязычия) и  развитие речи;
  • оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;
  • учетом особенностей формирования  навыков чтения и письма, а так же всей учебной деятельности составляющей основу для поиска приемов и определения коррекционной работы;
  • профилактикой отклонений в развитии,  выявлением речевых патологий, оказанием своевременной коррекционной помощи;
  • обеспечением педагогов и родителей знаниями о характере  речевых нарушений.

                         

Задачи школьной логопедической службы:

  • 1.Совершенствование движений и сенсоматорного развития;
  • 2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности;
  • 3.Развитие различных видов мышления;
  • 4.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
  • 5.Развитие речи

               

  Для решения поставленных задач необходимо опираться на такие принципы коррекционной педагогики, как  системность, комплексность, принцип развития, онтогенетически.  А так же  общедидактические принципы такие, как  наглядность, доступность, сознательность, активность,  индивидуальный подход,  принципы педагогики сотрудничества.

     

           В коррекционной работе с днтьми-логопатами использую такие  методы, как  наглядно-демонстрационные, словесно-логические, ролевого моделирования типовых ситуаций.

           Используемые приёмы словесные инструкции, показ правильного положения органов артикуляционного аппарата с использованием индивидуальных зеркал помогают  мне в работе над постановкой и автоматизацией звукопроизношения.

   

            В своей работе  применяю логореабилитационные  программы:

  1.  При коррекции звукопроизношения  «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроризношения» - В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко;
  2. При коррекции  дисграфии и дислексии в 3классах, билингвизма и профилактике дисграфии - «Логопедия в школе» - В.С. Кукушина;
  3. При коррекции дисграфии и дислексии во 2-х классах – О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская;
  4. При коррекции и развитии связной речи детей предшкольной группы

« Система коррекционной работы» Н.В.Нищева.  

        Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого развития. Я использую методики  Смирновой Т.А.и Чиркиной Г.В..

          Моя тема по самообазованию «Выявление и преодоление нарушений письма у обучающихся 2-3 классов».  По ней я работаю уже 3-ий год.

  • По проведении коррекционной работы помогаю справиться с имеющимися у детей-логопатов нарушениями  письменной и устной речи.  А, так как у детей с нарушением речи нередко наблюдаются оптико-пространственные нарушения, проявляющиеся в нарушении зрительного восприятия, неточности представлений о форме, величине, цвете, недифференцированнии оптических образов букв, то в системе коррекционной работы используется: «Пропедевтика навыков письма.
  • Предупреждение дисграфии»   позволяет:
  • развивать зрительное восприятие и узнавание (буквенный гнозис);
  • уточнять и расширять объем зрительной памяти, совершенствовать навыки зрительного анализа и синтеза;
  • формирование пространственного восприятия, речевые обозначения зрительно-пространственных отношений;
  • Коррекционная работа с детьми не сводится только к  развитию отдельных  психических процессов, к тренировке тех или иных умений и навыков она направлена на коррекцию всей личности.
  • На занятиях учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка. Для этого важным, на мой взгляд,  являются следующие моменты  коррекционного обучения:
  • всестороннее изучение ребенка;
  • учет динамики развития речевой деятельности, а также прогноза преодоления имеющегося нарушения;
  • опора в коррекционном процессе на сохранные функции;
  • проведение диагностического исследования и динамического наблюдения при тесном взаимодействии  всех специалистов;
  • последовательность и систематичность коррекционных задач;
  • установление положительного контакта между ребенком и логопедом;
  • работа с семьей;

Основной формой коррекционно-развивающей  работы  с  детьми  является   занятие.

        Они проводятся в виде  фронтальных, подгрупповых и индивидуальных  занятий и  провидится в после  уроков.  Индивидуальные  проводятся в течение 15-20 минут, подгрупповые в течение 30-40 минут и фронтальные  занятия с группой учеников  40 минут.

         С учащимися, показавшими низкий уровень речевого развития, проводится индивидуальная работа по коррекции познавательной сферы, расширение кругозора и групповая развивающая работа по программе «Формирование грамматического строя и навыков связной речи, учащихся с билингвизмом».

          Основной формой работы на логопункте является фронтальная и подгупповая работа.     

       

              Количество проведённых занятий в течение учебного года можно посмотреть на таблице №1 и сравнить за два предыдущих года  

       Произошло увеличение индивидуальных и подгрупповых занятий, в свою очередь уменьшилось количество фронтальных.

         

       Логореабилитационная работа проводится по следующим нарушениям: дислалия, дизартрия, логоневроз, дисграфия, дислексия  

       Анализируя данные таблицы видно, что  увеличивается рост наиболее тяжёлых речевых нарушений вследствие  различных социально-бытовых  и внутриутробных факторов риска.

          Анализ работы  показал, что нарушение речи у учащихся и воспитанников школы-интерната является серьезным препятствием для успешного усвоения школьной программы, а именно: на успеваемость учащихся. Негативно сказывается фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи. Эти нарушения развития   учащихся влияют  на успешное  усвоение письма и чтения, а также в показателях обучаемости.

Результативность работы в предшкольной группе  

        Логопедическая работа с детьми предшкольной группы ведётся после адаптационного  периода и  обследования в декабре месяце.  Из таблицы видно, что  произошёл рост количества учащихся  с нарушениями звукопроизношения с 17 до 24 детей, а также выпущенных детей из логопункта (на 26%). Это  говорит   о результативности коррекционной логопедической работы в предшкольной группе.

Результативность работы в 1-х классах

           В 1-х классах количество выявленных детей логопатов снизилось с 90% до 81%.  В результате коррекционной  работы  по исправлению звукопроизношения увеличился выпуск детей на 29%. А количество оставленных детей для продолжения занятий уменьшается (на 2%). Это  показатель эффективности логопедической работы.

                                             

                                                 Устная речь

        За 2 учебных года увеличился выпуск учащихся (на 4 логопата) с правильным звукопроизношением и как следствие количество детей (на 1 логопата) оставленных для продолжения коррекции устной речи.

        Нарушения звукопроизношения у детей групп: шипящих, свистящих и соноров повторяются из года в год. У некоторых детей  небольшой   словарный запас и связная речь плохо развита, поэтому составлен и адоптирован  программный банк коррекционно-развивающего процесса   для детей с билингвизмом.

Результативность работы во 2х - 3х классах  

    Во 2-3-х классах  количество выявленных детей с нарушением письменной и устной речи  уменьшилось вследствие  коррекции устной речи в более раннем возрасте учащихся. Увеличился выпуск (на 12%) и количество оставленных уменьшилось (на 18%) учащихся за счет детей специальных (коррекционных) классов 7 вида,  но они в своём анамнезе имеют речевые нарушения как  вторичные.

                                                       

Письменная речь

          За 2 учебных года увеличилось (на 12%) количество выпущенных после коррекции письменной речи детей. Причиной является то. Что большинство учащихся из специальных (коррекционных) классов 7 вида, которые требуют более длительного периода коррекции письменной речи. У детей из классов коррекции наблюдается в основном оптическая дисграфия и дислексия, при  которых  наблюдаются  замены букв, сходных по рисунку, зеркальное письмо букв, близких по конфигурации и отличающихся лишь по пространственной ориентации, замедленность и произвольность процесса письма.

   

       

Количество детей занимающихся и выпущенных за 2015-2019 учебные годы  

       По результатам работы за каждый учебный год колеблется, как количество детей зачисленных на логопункт (с 98 до 85 детей), так и выпуск учащихся из него (с 56 до 61 детей).

   

 

Сравнительный график работы  по выпуску  детей-логопатов из логопункта    

 за 2018-2019годы                                          

            Происходит тенденция уменьшения количества детей-логопатов из 2-3 классов и увеличение в остальных.

 Анализ работы за последние 2 года акцентировал внимание на основных тенденциях уровня подготовки детей к школе:

  • в интеллектуальном развитии и уровне подготовки детей к школе наблюдается отрицательная динамика;
  • отрицательная динамика звукопроизносительной стороны речи нарастает;
  • интеллектуальный потенциал  тундровых детей с каждым годом становится ниже;

У детей не сформированы все речевые процессы: фонематическое восприятие, навыки словообразования и формообразования, грамматический строй, навыки связной речи. В работе с родителями (лицами, их заменяющими), учителями, внимание обращается на необходимость систематической работы по развитию речи и мышления ребенка. Для этой цели предлагаются доступные игровые задания, специальные упражнения. Содержание и методика работы с детьми в каждом конкретном случае определяется индивидуально, исходя из психофизического развития ребенка и поставленных задач.              

          Коррекционная работа с детьми не сводится только к развитию отдельных психических процессов, к тренировке тех или иных умений и навыков, и не должна превращаться в репетиторство по «подтягиванию» ребенка в усвоении общеобразовательных предметов, она должна быть направлена на коррекцию всей личности.

Если ученик активно трудился, то закономерным результатом будет продвижение вперед. Именно это продвижение и является предметом оценки.

РЕБЁНОК С ДЕФЕКТАМИ,  НЕ ЕСТЬ ДЕФЕКТИВНЫЙ РЕБЁНОК.
(ВЫГОТСКИЙ Л.С.)

      Таким образом,  все направления коррекционной работы организованы так, что связью, сердцевиной, центром пересечения их становится учебная деятельность школьников.  

Коррекция  как результат работы учителя-логопеда  выражает итоги взаимосвязи всех структурных компонентов построения деятельности и уровень достижения цели.        

учитель-логопед________________  Лучкина Л.В.

     

     



Предварительный просмотр:

Пояснительная запискаC:\Users\Лучкина ЛВ_2\Desktop\1570288257213.jpg

Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Отправляя ребенка в первый класс, родители надеются на то, что его ребёнок будет успешен в учёбе. Однако это не всегда соответствует действительности. Уже на начальных этапах обучения большинство детей испытывают трудности в овладении  русским языком.

         В последнее время контингент школы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии (от 70 до90%), что препятствует формированию полноценной учебной деятельности. Существует ряд речевых проблем, которые можно решить только при помощи логопеда на логопункте.

         Цель логопеда на логопункте — оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи. К таким нарушениям относятся: общее недоразвитие речи (ОНР), фонематическое недоразвитие речи (ФН), фонетическое недоразвитие речи (ФН), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), а также различные виды дисграфии и дислексии. Основной задачей учителя-логопеда есть коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку (а не усвоение материала программы, что бывает зачастую).

     Задачей работы логопункта в школе является комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка. Деятельность логопункта предполагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.

        Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.

     Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 3-4-5 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации, а также коррекции письма и чтения может быть различной, и зависит от сложности нарушения.

       По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т.е. наступает оценочно-контрольный этап, во время которого логопедом и учителями, воспитателями интерната отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи.

       Несмотря на то, что часть дня современный ребенок находится в школе, первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители.

Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда, учителей, воспитателей и родителей будет зависеть успешное обучение ребенка-логопата.

       Среди детей, относящихся к категории  младших школьников с недоразвитием речи различной этиологии и степени выраженности, особую группу занимают так называемые дети с двуязычием.

          В настоящее время принято выделять — первый  (родной) язык-Я1 и второй (неродной) язык — Я2.  Согласно психолингвистической теории билингвизм — это  способность употреблять для общения две языковые системы. Между этими системами  возможны различные взаимодействия.

           В ситуации так называемого бытового двуязычия, у ребёнка может наблюдаться  равенство двух языков. В этих случаях родители не предусматривают для ребёнка полный переход на второй язык, сами смешивают языки, не контролируют речь ребёнка, не исправляют (или не замечают) ошибок в его речи. Однако при общении со сверстниками ребёнку часто приходится использовать неродной язык, при этом возникают и закрепляются в речи многочисленные ошибки. Считается, что именно такой «стихийный» билингвизм характеризуется наибольшими искажениями в фонетической и лексико-грамматической структуре второго (неродного) языка.

         У двуязычных детей наблюдаются различные формы речевых нарушений: заикание, дизартрия, ринолалия, алалия, дислалия, и другие.

         Создание  специальных  условий обучения и воспитания, учитывающих  особые  образовательные  потребности   детей с   ограниченными   возможностями  здоровья  посредством индивидуализации   и   дифференциации   образовательного  процесса  –  это  основная  цель программы коррекционной работы. Относительно категории детей с речевыми нарушениями распространена форма коррекционной работы, предполагающая групповые и индивидуальные логопедические занятия, которые проводятся в свободное от учебных занятий время

     Своевременное выявление среди них учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появления у этих детей нарушений письма и чтения, вторичных по отношению к устной речи, но и не допустить отставания в усвоении программного материала по русскому языку. С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения,  учитель-логопед проводит занятия в  предшкольной группе, по составленному расписанию. Таким образом, не допускается нарушения чтения и письма.

     Хочется подчеркнуть, что специфические ошибки письма, связанные с затруднениями при анализе речевого потока, исчезнут только тогда, когда ребенок полностью овладеет навыками звуко-буквенного анализа слова. Количество учащихся с нарушениями устной и письменной речи уменьшается при систематической коррекционно-логопедической работе.

     Положительная динамика логопедического воздействия зависит от многих причин:

•        от механизма возникновения;

•        от тяжести речевого дефекта;

•        от сроков распознания дефекта и организации коррекционных занятий;

•        от систематичности занятий;

•        от индивидуального планирования на ликвидацию дефекта;

•        от комплексного медицинского лечения;

•        от активного участия родителей в исправлении речи;

•        от сознательной активности и самоконтроля учащихся;

•        от тесного контакта и единых требований к речи детей педагогического коллектива;

•        от сформированности познавательных процессов;

•        от компенсаторных возможностей мозга.

      Работа логопеда должна быть хорошо оснащена различными пособиями. В качестве пособий в логопедической работе служат игрушки, картинки, карточки, настольные игры, книги, таблицы по русскому языку и коррекционные логопедические программы для преодоления нарушений речи. Пособия логопед использует в зависимости от той непосредственной задачи, которую он ставит перед собой в связи с характером нарушения, этапом работы, интеллектом и общим развитием ребёнка.

    Помощь ребенку может быть по настоящему действенной, если принимаем ребенка таким, какой он есть, и делаем все зависящее от нас, чтобы способствовать его развитию. Для этого в общеобразовательной школе нужна хорошо спланированная, систематическая, своевременная и совместная работа, которая может решить актуальную проблему речевого развития.



Предварительный просмотр:

                        Формы работы, применяемые при логопункте в Панаевской

школе-интернате

               

            Поскольку логопедический пункт  работает при общеобразовательной школе-интернате, то и занятия проводятся во время учебного процесса, в свободное от уроков время.

            Первые недели учебного года (с 1 по 15 сентября) проводится комплексная диагностика,  формируются группы, подгруппы учащихся для занятий в текущем  учебном году. При обследовании первоклассников особое внимание  уделяется звукопроизношению в устной речи детей. Так же проводится диагностика речи предшкольной группы в декабре (по мере овладения  детьми русской речью).

          К 15 сентября заканчивается обследование устной и письменной речи учащихся,  комплектуются группы детей для фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий, а  на основании этого составляются расписание занятий и перспективные планы работы с  каждой группой учеников.

           Индивидуальные занятия проводятся с одним или двумя учащимися в течение 15-20 минут, в  зависимости от тяжести нарушения или  индивидуальности речевого нарушения.

            Подгрупповые  занятия  проводятся  с 3-4 детьми в соответствии с  речевыми  нарушениями. С первоклассниками по общности групп  нарушенных звуков, а  2-3-х  классов по  схожести  нарушений письменной речи. Занятия проводятся в течение 30 минут (первоклассники и дети предшкольной группы), 40 минут 2-3 классы.

           Фронтальные занятия проводятся с 5-8 учащимися в группе в течение 40 минут.  Занятия проводятся по преодолению двуязычия (билингвизма), дисграфии и дислексии.

             Ведётся просветительская работа путём оформления стенда «Логопед» и выступлений на методическом объединении учителей начальных школы. Индивидуальное консультирование родителей, учителей, воспитателей школы-интерната, а так же всех нуждающихся в получении логопедической консультации. Проводится работа в школьной медико-психолого-педагогической комиссии  и консилиумах по речевым нарушениям у учащихся начальных классов.



Предварительный просмотр:

Содержание

Результат

1

Пополнять методическую копилку материалами периодической печати: журнал «Логопед»

выписать

2

Обновление кабинета методической литературой

постоянно

3

Создать картотеку дидактических пособий

На звукопроизношение

4

Обновление списка  справочной литературы и дидактического материала

5

Обновление раздаточного материала (карточки) для коррекции дисграфии и дислексии по 2-м  и 3-м  классам

обновлены

6

Продолжить пополнять копилку  консультационной  деятельности

Для стендов и воспитателей

7

Обновить  пособия по звукопроизношению

обновляется

8

Пополнить список аудио и DVD   записей

Логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры», логопедический тренажёр «Дэльфа-142» -приобретены

9

Обновить плакаты для логопедического кабинета

План развития  логопедического кабинета

на  2019-2020 учебный год

 



Предварительный просмотр:

Анализ результатов работы логопедического пункта при «Панаевской школе-интернат»  за 2016-2017,   2017-2018 и 2018-2019 учебные года

Логопедическая  служба сопровождения ребенка в школе-интернате представлена квалифицированным специалистом учителем-логопедом Лучкиной Ларисой ВитальевнойСодержание работы логопедической службы школы-интерната определяется:

  • Обследование и своевременное выявление детей-логопатов;
  • создание единого коррекционно-образовательного пространства;
  • устранение билингвизма (двуязычия) и  развитие речи;
  • оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;
  • учетом особенностей формирования  навыков чтения и письма, а так же всей учебной деятельности составляющей основу для поиска приемов и определения коррекционной работы;
  • профилактикой отклонений в развитии,  выявлением речевых патологий, оказанием своевременной коррекционной помощи;
  • обеспечением педагогов и родителей знаниями о характере  речевых нарушений и возможных причинах возникновения ситуаций и состояний риска детей, о способах их педагогического выявления, предупреждения и устранения или сглаживания дефектов, физического развития ребенка, о возможных методах оздоровления, условий воспитания (семейного и общественного), конструирования среды жизнедеятельности, способной противостоять негативным тенденциям.

Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов и правильно поставленного диагноза. Логопед не только открывает им неограниченные возможности общения, он – соеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих  взаимоотношений.

         Изменились и функции школьного логопеда: теперь он занимается не только проблемами речи и моторики рук, но и  общим развитием ребёнка.

       При проведении коррекционной работы учитель-логопед  помогает справиться и имеющимися у них нарушениями речи и наравне с другими учащимися овладеть школьными знаниями.

Логопедическая  работа  в  образовательном учреждении  занимает  важное  место.  

В  процессе  всестороннего  развития  ребенка, речевые  нарушения учащихся  очень  распространены, особенно  в  условиях  двуязычия,  и при этом  имеют  стойкий  характер. Своевременное  и  целенаправленное  устранение  дефектов устной и письменной речи школьников  способствует   более  успешному  усвоению  школьной  программы. Для  детей – логопатов, обучающихся в младших классах,  в  школе  функционирует  логопункт.

Задачи школьной логопедической службы:

1.Совершенствование движений и сенсоматорного развития:

  • развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
  • развитие артикуляционной моторики.

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие зрительной памяти и узнавания;
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие представлений о времени;
  • развитие слухового внимания и памяти;

развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3.Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
  • развитие словесно-логического мышления (умение логично конструировать фразы и ответы на вопросы).

4.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксация упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).

5.Развитие речи:

  • развитие фонематических процессов;
  • развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, просодики;
  • постановка и автоматизация дефектных звуков;
  • коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;
  • формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.

А, так как у детей с нарушением речи нередко наблюдаются оптико-пространственные нарушения, проявляющиеся в нарушении зрительного восприятия, неточности представлений о форме, величине, цвете, недифференцированнии оптических образов букв, то в системе коррекционной работы используется: «Пропедевтика навыков письма. Предупреждение дисграфии», что позволяет:

  • развивать зрительное восприятие и узнавание (буквенный гнозис);
  • уточнять и расширять объем зрительной памяти, совершенствовать навыки зрительного анализа и синтеза;
  • формирование пространственного восприятия, речевые обозначения зрительно-пространственных отношений;

         Коррекционная работа с детьми не сводится только к  развитию отдельных психических процессов, к тренировке тех или иных умений и навыков она направлена на коррекцию всей личности.

          Чтобы было продвижение вперед, используются различные приемы и методы коррекции, активно стимулируются познавательные функции ребенка в деятельности, в которой он обнаруживает наибольшую успешность, тем самым, готовя почву для переноса формируемых умений в другие области.

При коррекционной работе с детьми логопатами используются  следующие методы:

  • Практические;
  • Наглядно – демонстрационные;
  • Игровые;
  • Методы ролевого моделирования типовых ситуаций;
  • Словесные;
  • Письменные.

     В работе по преодолению нарушений речи используется своевременная организация различных форм групповой и индивидуальной работы.        

     Программа курса коррекционной работы позволяет реализовать общедидактические принципы, занимающие  важное место  в коррекции речевых нарушений, а именно: наглядность,  доступность, сознательность, активность, индивидуальный подход, принципы педагогики сотрудничества.

Среди них на первом месте выдвигаются активность и сознательность учащихся, систематичность и последовательность, учет возрастных особенностей и доступность материала. Кроме этих принципов в своей работе мы используем специфичные для данных видов занятий следующие принципы:

  • Системный подход в преодолении нарушения, который предполагает коррекционное воздействие на все компоненты дефектной речевой функции в целом на всех этапах преодоления нарушения. Осуществление этого принципа предполагает комплексную работу над речью, так как у детей, имеющих нерезковыраженное общее недоразвитие речи, нарушения охватывают все структурные компоненты речевой системы.
  • Пропедевтический характер обучения, что предполагает создание условий, подготавливающих обучающихся к усвоению программы по русскому языку. Осуществление этого принципа означает при изучении нового материала подготовку детей на логопедических занятиях для работы учителя в классе.
  • Формирование различных форм речи. Это предупреждает разностороннее речевое развитие детей. Развивать необходимо разговорную повествовательную и описательную формы речи.
  • Преобладание устных форм работы над письменными, что позволяет увеличить объем практических языковых упражнений.
  • Занимательность занятий (введение игровых приемов, эмоционально - речевого материала) позволяет, учитывая психологические особенности младших школьников, повысить эффективность логопедических занятий.

       Используются при коррекционной работе логореабилитационные методики и программы:                  

 1.Методика «Развитие речи дошкольника» Т.Б. Филичева, А.В. Соболева;

2.Методика «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко;

3.Программа «Коррекция нарушений речи у младших школьников» Авторы-составители С.Е.Дорофеева, Л.В.Семенюта,Л.А.Маленьких;

4. Методика  «Коррекция дисграфии» В.С.Кукушин;

5.Методика «Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей с билингвизмом» В.С.Кукушин;

6. Методика Л.Г.Нуриева «Развитие речи у аутичных детей»;

7. Методика Е.В. Мазановой «Коррекция акустической дисграфии», «Коррекция оптической дисграфии»,  «Коорекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», «Коррекция аграмматической дисграфии»;

8. Программа Г.В.Чиркина, А.В. Лагутина «Программа логопедической работы с детьми овладевающими русским (неродным) языком;

9. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению фонетикт-фонематического недоразвития у детей»;

10. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»;

11. Р.Е.Левина «Программа логопедической работы с заикающимися детьми»;

12. О.В Елецкая, Н.Ю.Горбачевская «Организация логопедической работы в школе»  Проекты, методы, рекомендации.

          Владение соответствующими психодиагностическими технологиями, интеграция в логопедические  технологии приёмов психологичекой коррекции с целью повышения эффективности логопедической работы, владение основами психологического консультирования для эффективного сотрудничества с родителями и  педагогами школы-интерната даёт наибольший эффект в коррекционной работе учителя-логопеда.

В своей практической и аналитической деятельности использую информационно-коммуникационные технологии, технологии исследовательской направленности (в рамках НОУ).

Используемые мною, как учителем-логопедом средства информационных технологий направлены на повышение познавательного интереса на логопедических занятиях: энциклопедии, интернет ресурсы. Диск «учимся говорить правильно» Трудные звуки,  диски с материалами Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», «ИГРЫ для ТИГРЫ» мультимедийные презентации

.

Критериями относительной успешности, которые берутся за основу оценки деятельности  учителей-логопедов, становятся те изменения, которые произошли к данному моменту в учебной деятельности школьника и ее результатах  успеваемости по сравнению с предыдущим отрезком времени.

Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого развития. Учитель - логопед Панаевской школы-интерната использует для диагностической работы стандартизированную методику  (методика ЛурияА.Р., ЛеоньтьеваА.Н., СмирноваА.А., ЧиркинойГ.В.), в виде бесед и  наблюдений по следующим параметрам:

  • исследование сенсомоторного уровня речи (состояние фонематического восприятия; артикуляционная моторика; звукопроизношение; сформированность звуко - слоговой структуры слова);
  • исследование грамматического строя речи (повтор предложений; верификация предложений; составление предложений из слов в начальной форме; добавление предлогов в предложение; образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах);
  • исследование словаря и навыков словообразования (знание названий детенышей; образование прилагательных от существительных: относительных, качественных, притяжательных);
  • исследование связной речи (составление рассказа по серии сюжетных картинок; пересказ прослушанного текста).

Это позволяет:

  • уточнить структуру речевого дефекта и оценку степени выраженности нарушений, разных сторон речи каждого ребенка;
  • построить систему индивидуальной коррекционной работы;
  • комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи;
  • отслеживать в дальнейшем динамику речевого развития каждого ребенка и оценивать эффективность коррекционного воздействия;
  • оценить степень готовности овладения чтением и письмом.

           Основной формой коррекционно-развивающей работы с детьми является занятие.

              Занятия проводит учитель-логопед, в послеурочное время.  Они проводятся в подгрупповой, групповой и индивидуальных формах занятий.  Индивидуальные (23%) проводятся в течение 15-20 минут, подгрупповые в течение 30-40 минут и фронтальные (24%) занятия с группой учеников в течение 40 минут. Основной формой работы на логопункте является групповая и подгупповая работа (53%).

            На занятиях учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося, при этом следуя единому плану занятий и учитывая особенности детей, имеющий определенный диагноз.

За межаттестационный период  в работе логопедической службы произошли положительные изменения, повлиявшие на эффективность, качество и результативность нашей работы:

  • имеется кабинет (компьютер, экран, мультимедиа), что несёт за собой увеличение охвата логопедической службой воспитанников интерната и поселковых детей,  наблюдается динамика влияния коррекционно - развивающей работы;
  • постоянно  происходит методическое и литературное пополнение кабинета логопеда;  
  • просвещение педагогов, воспитателей, родителей учащихся, имеющих нарушения в речевом развитии;
  • развивающая и коррекционная деятельность;
  • консультирование.

С этой целью проведено:

Наименование занятий

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Проведено индивидуальных занятий

180

206

120

Проведено фронтальных занятий

357

417

386

Проведено подгрупповых занятий

224

224

215

Проведено консультаций для учителей и воспитателей

24

28

28

Проведено консультаций для родителей и их законных представителей

35

37

37

Для реализации индивидуального подхода важным, на наш взгляд,  являются следующие моменты, которые следует учитывать при организации коррекционного обучения:

  • всестороннее изучение ребенка;
  • учет динамики развития речевой деятельности, а также прогноза преодоления имеющегося нарушения;
  • опора в коррекционном процессе на сохранные функции;
  • проведение диагностического исследования и динамического наблюдения при тесном взаимодействии  всех специалистов;
  • последовательность и систематичность коррекционных задач;
  • установление положительного контакта между ребенком и логопедом;
  • работа с семьей;

                           Количество человеко-посещений логопедического кабинета

Год:

Общее количество посещений в процентах

2016-2017

90%

2017-2018

94%

2018-2019

95%

   

       Умение взаимодействовать с окружающими – одно и важных условий достижения успеха в современной жизни. Ученику, сталкивающемуся с проблемами в учёбе, сотрудничество  даёт возможность получить дополнительную поддержку со стороны одноклассников и учителя-логопеда, преодолеть страхи и неуверенность в себе, научиться быть самостоятельным и  ответственным. Именно такие занятия с учителем-логопедом и становятся в понимании детей чувствующих трудности в учёбе и неуверенности в своих возможностях.

Анализ работы  показал, что нарушение речи у обучающихся и воспитанников школы-интерната является серьезным препятствием для успешного усвоения школьной программы, а именно: на успеваемость обучающихся. Негативно сказывается фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи. Эти нарушения развития   учащихся влияют  на успешное  усвоение письма и чтения, а также в показателях обучаемости (способность к обобщенной мыслительной деятельности, гибкость мыслительных процессов, темпе усвоения учебного материала и др.).

           Для работы с  двуязычными детьми – логопатами   разработаны и адаптированы рабочие программы коррекционно-развивающего процесса для детей с  билингвизмом (малые народы севера), работая по планам банка,   учитель-логопед способствует формированию произвольного внимания, мышления, памяти и коррекцию речевых нарушений  обучающихся.

            Для организации адекватной логопедической помощи двуязычному ребёнку даётся время на изучение  русского языка, с учителем, владеющим  ненецким  языком. Поэтому  диагностика детей предшкольной группы проводится только в конце  второй четверти в присутствии учителя, владеющего  родным языком.   Если у ребёнка обнаруживаются  симптомы недоразвития или нарушения его речевой деятельности, процесс усвоения  второго языка  также проходит с большими специфическими трудностями.

        Для выработки единого подхода к коррекции боучающихся взаимодействую с педагогическим коллективом школы-интерната, родителями обучающихся (консультации индивидуальные, на родительских собраниях и с помощью стенда «Советы логопеда»), ведётся необходимая документация  (Журнал обследования устной и письменной речи, журнал учета посещаемости занятий, консультационный журнал,  речевые карты, карта учёта индивидуальных ошибок, годовой план методической работы учителя-логопеда, перспективный план работы, конспекты логопедических занятий на каждую группу, рабочие тетради, расписание занятий групп, договор о согласии родителей и лиц их заменяющих, на занятия в школьном логопункте, паспорт логопедического кабинета, основные положения по охране жизнедеятельности и здоровья детей).

Для выработки единого подхода к коррекции обучающихся логопедическая служба взаимодействует с педагогическим коллективом школы-интерната, родителями обучающихся (на родительских собраниях и с помощью стенда « Советы логопеда»), консультирует по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

В целях пропаганды логопедических приёмов и методов принимаю участие в «Неделе службы сопровождения».  Проводятся  занятия по каждой параллели.

Основным контингентом обучающихся, посещающих логопедические занятия, являются учащиеся с 1-го и 3-го класс. Обчающиеся предшкольной группы полностью охвачены данными занятиями. Уменьшение количества обучающихся к 4 классу объясняется тем, что к  концу начальной школы большинство обучающихся с исправлениями нарушений речи выпускаются из логопункта.

 

Учебный год

Выявлено

Зачислено

%

Выпущено

%

Оставлено для продолжения обучения

%

2016-2017

114

66 (из них 14 (7 вид)

58

40

60

26

40

2017-2018

102

65 (из них 22 (7 вид)

62

42

65

28

35

2018-2019

99

66 (из них 24 (7 вид)

66

41

62

24

38

Во 2-4-х классах количество выявленных детей с нарушениями письменной и устной речи уменьшилось вследствие коррекционной работы в более раннем возрасте. За последние три года прослеживается положительная динамика выпуска детей-логопатов из логопункта с 62% до 67%. Оставленных для продолжения занятий на логопункте уменьшается, но остаются дети специальных (коррекционных) классов VII вида,  так как они в своём анамнезе имеют речевые нарушения как  вторичные

Исходя из полученных результатов за последние 3 года, можно выделить основные тенденции уровня подготовки детей к школе - в интеллектуальном развитии и уровне подготовки детей к школе наблюдается отрицательная динамика, интеллектуальный потенциал  тундровых детей с каждым годом не становиться ниже.  У детей несформированы все речевые процессы: фонематическое восприятие, навыки словообразования и формообразования, грамматический строй, навыки связной речи.

С обучающимися, показавшими низкий уровень речевого развития, проводилась индивидуальная работа по коррекции познавательной сферы, расширение кругозора и групповая развивающая работа по программе «Формирование грамматического строя и навыков связной речи учащихся с билингвизмом».

               Можем сделать вывод о том, что количество детей с выявленными нарушениями речи и зачисленных в школьный логопункт из года в год остается достаточно высоким, что связано:

  • во-первых, с тем, что дети коренной национальности, прибывающие в предшкольный класс, не посещали детское дошкольное учреждение, чаще всего не владеют русской речью и имеют сложные дефекты в развитии речи (нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия, несформированность лексико- грамматических функций языка, недоразвитие связной речи);
  • во-вторых, выпускники детского дошкольного учреждения «Красная шапочка» поступают в первый класс, имея различной сложности нарушения в речевом  развитии;
  • в-третьих, и выпускники детского дошкольного учреждения «Красная шапочка» поступают в школу с речевыми дефектами, так как родители не занимаются с детьми или уделяют слишком мало внимания.

               Анализ работы за последние 3 года акцентировал внимание на основных тенденциях уровня подготовки детей к школе:

  • в интеллектуальном развитии и уровне подготовки детей к школе наблюдается отрицательная динамика;
  •  отрицательная динамика звукопроизносительной стороны речи нарастает;
  • интеллектуальный потенциал  тундровых детей с каждым годом становится ниже;

У детей не сформированы все речевые процессы: фонематическое восприятие, навыки словообразования и формообразования, грамматический строй, навыки связной речи. В работе с родителями (лицами, их заменяющими), учителями, внимание обращается на необходимость систематической работы по развитию речи и мышления ребенка. Для этой цели предлагаются доступные игровые задания, специальные упражнения. Содержание и методика работы с детьми в каждом конкретном случае определяется индивидуально, исходя из психофизического развития ребенка и поставленных задач.

          Коррекционная работа с детьми не сводится только к развитию отдельных психических процессов, к тренировке тех или иных умений и навыков, и не должна превращаться в репетиторство по «подтягиванию» ребенка в усвоении общеобразовательных предметов, она должна быть направлена на коррекцию всей личности.

Если ученик активно трудился, то закономерным результатом будет продвижение вперед. Именно это продвижение и является предметом оценки. 

           В  своей  работе  по  исправлению  письменной  речи  обучающихся  пользовалась  следующими  методическими  пособиями:  

  • настоящее  инструктивно - методическое  письмо,  адресованное  учителям-логопедам, работающим  при  общеобразовательных  учреждениях;
  •  А.В.Ястребова,Т.П.Бессонова  «Коррекция  нарушений  письменной  речи  у  обучающихся младших  классов  общеобразовательной  школы»;  
  • О.М.Коваленко  «Система  упражнений  по  коррекции  письма  и  чтения  детей  с  ОНР»
  • В.С. Кукушин «Коррекция дисграфии»,  «Преодоление билингвизма у двуязычных детей»;
  • О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская «Организация логопедической работы в школе»;
  •  А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова « Обучаем читать и писать без ошибок»;
  • Н.Н. Максимчук «Игры по обучению грамоте и чтению»;  
  • Е.В. Меттус «Логопедические занятия со школьниками»  (1-5 класс);
  • Е.В. Мазанова «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», «Коррекция оптической дисграфии»,  «Коррекция акустической дисграфии», «Коррекция аграмматической дисграфии»;
  • Е.В. Мазанова «Учусь работать с текстом» АЛЬБОМ упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, «Учусь не путать звуки» АЛЬБОМ №1 упражнений по коррекции акустической дисграфии, «Учусь не путать звуки» АЛЬБОМ №2 упражнений по коррекции акустической дисграфии, «Учусь не путать буквы» АЛЬБОМ №1 упражнений по коррекции оптической дисграфии, «Учусь не путать буквы» АЛЬБОМ №2 упражнений по коррекции оптической дисграфии, «Учусь работать со словом» АЛЬБОМ упражнений по коррекции аграмматической  дисграфии;  
  •  О.Б. Иншакова «Нарушение письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ»;  
  •  Н.А. Кочеикова «Я различаю буквы О-А, сходные по написанию»;
  •  М.М. Безруких, Е.С.Логинова, Н.В.Флусова «От буквы к слову, от слова к предложению»;
  • Л.И. Гайдина, Л.А. Обухова «Логопедические упражнения» 1-4 классы;
  •  О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Летние задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала», «3000 примеров по русскому языку» для 2-4 классов;
  • О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Итоговые тесты по русскому языку» 4 класс;
  • Е.В. Языканова «Развивающие задания» Игры, тесты, упражнения. 4 класс;
  • С.Ю. Кремнева «Словарные диктанты» 2 класс;
  • Е.М. Косинова «Пишем вместе с логопедом»;
  • С.Ю. Кремнева «Словарные диктанты» 1 класс (ФГОС);
  • В.Т. Голубь «Текстовые тренажёры» 2 класс;
  • В.Т. Голубь «Текстовые тренажёры» 3 класс;
  • В.Т. Голубь «Текстовые тренажёры» 4 класс

         В  своей  работе  по коррекции устной речи использовала  следующие методические пособия:  

  • В.С. Кукушин «Логопедия в школе»;  
  • О.Б. Иншакова «Альбом для логопеда»;  
  • Анна  Герасимова «Уникальное  руководство  по  развитию  речи»;
  • Коноваленко В.В. и  Коноваленко С.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»;  
  • М. Мальцева,  В. Костыгина «Мой логопедический альбом»;  
  • О.Е. Громова «Стимульный материал для развития речи»;
  • Н.А. Гегелия «Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых»;
  • Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах»;  
  • С.В. Бурдина  логопедические тетради для развития речи  (16шт);  
  • И.В. Скворцова «Трудные звуки. Грамматика в картинках»;  
  • Т.А. Датешидзе «Букварь от логопеда»;
  • Г.В. Чиркина «Коррекция нарушений речи» программа развития детей предшкольного возраста с билингвизмом  (двуязычием);
  • Т.В. Власовец «Основы логопедии» практикум по звукопроизношению;  
  • В.В. Конаваленко, С.В. Конаваленко №1-6 «Парные звонкие-глухие согласные»;
  • И.В. Скворцова «Трудные звуки. Звук Р»;  
  • Ю.Б. Жихарева-Норкина №1,4,5,6,9 «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми»;
  •  В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина «Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников»;
  • Л.Г. Нуриева «Развитие речи у аутичных детей» Методические разработки,  дидактический материал;
  • И.С. Лопухина  «550 упражнений для развития речи»;
  • Т.Б. Филичева, А.В. Соболева  «Развитие речи  дошкольника»;
  • В.К. Воробьева «Методика развития связной речи у детей  с системным недоразвитием речи»;
  • Л.Н. Смирнова «Логопедия при заикании» Пособие для логопедов;
  • Н.Е. Арбекова «Развиваем связную речь у детей с ОНР 6-7лет» Конспекты фронтальных занятий 1- 2 части, альбомы-приложения;
  • Н.Н. Максимчук «Игры по обучению грамоте и чтению»;
  • Е.М. Косинова «Уроки логопеда. Игры для развития речи»;
  • О.Н. Крылова «Карточки по обучению грамоте»;
  • Е.В. Новикова «Артикуляция звуков в графическом изображении»;
  • Л.В. Лазаренко  «Логопедические занятия с детьми ОНР и ФФН в начальной школе»;
  • И.В. Дурова «Развитие речи» Тематический словарь – Мир человека

 У 60% обучающихся в основе нарушения письма лежит расстройство звукового кода слова. Ошибки  касаются в основном замен опозиционных фонем. Так как основной радикал нарушения лежит в затрудненнии улавливания смыслоразличительных признаках звука, то центральной задачей коррекцонного обучения является  формирование  обобщённого восприятия звука.

       У детей из классов коррекции наблюдается в основном оптическая дисграфия и дислексия, при  которых  наблюдаются  замены букв, сходных по рисунку, зеркальное письмо букв, близких по конфигурации и отличающихся лишь по пространственной ориентации, замедленность и произвольность процесса письма. Оптическая дислексия – очень избирательное расстройство.

     Следует подчеркнуть что ведущим нарушением при дислексии и дисграфии, определяющим глубину школьной дезаптации, является избирательное нарушение понятийного мышления.

    В целом подход к дислексии и дисграфии с точки зрения уровневой организации письменной речи и дифференцированное воздействие на языковой (фонологический, морфологический, лексический) и гностико-праксический (моторный, оптический) уровень даёт основу для адекватной педагогической коррекции этих расстройств.

            Нарушения звукопроизношения у детей групп: шипящих, свистящих и соноров повторяются из года в год. У большинства учащихся мал  словарный запас и связная речь плохо развита, поэтому выбрана программа  развития речи по преодолению билингвизма и развитию связной речи обучюащихся.

           Проблема нарушений устной речи детей  постоянно увеличивается. В основу  коррекционного комплекса легло интегрирование трёх направлений деятельности с целью преодоления речемоторных нарушений у  первоклассников. Этими направлениями  служат:

  • логопедические действия, направленные на развитие фонетико-фонематической дифференциации звуков;
  • психологические действия, направленные на  развитие мыслительных функций (операции, виды и формы мышления), а так же на формирование связной речи;
  • моторные и графические действия, нацеленные на развитие  мелкой мускулатуры пальцев рук и формирование точной ручной координации.

           Данная система занятий рассчитана на детей, имеющих, наряду с фонетико-фонематическими нарушениями,  трудности в построении связных высказываний, в выполнении тонких, дифференцированных движений пальцами рук, затруднений в соотнесении действий с процессом говорения.  Программа основана на теории  П.А. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий и учитывает современные  технологии коррекции речевого развития у детей дошкольного  и младшего школьного возраста. В результате стимуляции речевых центров через развитие моторики позволяет выходить на более свободный уровень говорения, снижается барьер, мешающий продуцированию речи. В результате  детская речь становится  более плавной, свободной, не вызывает психологического напряжения.

Вывод:

           Анализируя  проведённую работу  в  2016-2019  учебных  годах,  можно  сделать  вывод,  что  с  большинством   поставленных  зада, логопедическая  служба  справилась.Затрудняет  работу  по  исправлению  дефектов  речи  двуязычие  детей, а так же отсутствие логопедических занятий в дошкольном возрасте.  А сформированность знаний, умений и навыков в области устной и письменной речи ребёнка во многом определяет успеваемость в школе, дальнейшее образование и  успешность его дальнейшей социализации. Большую  помощь   в  работе  с  детьми  оказывает  взаимодействие  с  учителями  начальных  классов.      

С момента начала работы дефектолого-логопедической службы с детьми прошло мало времени, но уже можно отметить, что коррекционно-развивающие занятия дают положительную динамику в развитии детей.

Нарушения речи и отклонения в развитии у школьников сегодня становятся распространенными и приобретают стойкий характер. Эти расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое и умственное развитие ребенка, эффективность его обучения. Через своевременное и целенаправленное устранение нарушений в речи и развитии детей логопедическая служба способствует развитию мыслительной деятельности, более успешному усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников в школе.

         Таким образом,  все направления коррекционной работы организованы так, что связью, сердцевиной, центром пересечения их становится учебная деятельность школьников. Коррекция  как результат работы учителя-логопеда  выражает итоги взаимосвязи всех структурных компонентов построения деятельности и уровень достижения цели.        

Учитель-логопед       Лучкина Л.В.                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цифровое портфолио учителя-логопеда МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 1 г.Балаково Саратовской области Бариновой Светланы Николаевны

Вариативность коррекционно-развивающей деятельности по исправлению речи Развитие детей с нарушениями подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося р...

Портфолио учителя-логопеда МДОУ

Примерное содержание папки "Портфолио учителя-логопеда МДОУ". Пригодится при подготовке к аттестации....

Портфолио учителя-логопеда

Модель электронного портфолио учителя-логопеда...

Портфолио учителя-логопеда МБДОУ ЦРР - детский сад №63 г.Шахты

Портфолио учителя-логопеда с указанием результативности работы, кратким описанием опыта работы, описанием используемых современных технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста....

Портфолио учителя-логопеда

Куканова Марина Анатольевна учитель – логопед Образование: высшее. ПГПУ им. В. Г. Белинского 2002 г., учитель начальных классов, учитель – логопед по специальности «Педагог...

Портфолио учителя-логопеда.

У каждого человека есть свой путь – путь, который он выбирает и идет по нему всю жизнь.    Мой путь – мой сознательный выбор, сделанный еще в раннем детстве, наверное, во мн...