Развивающие онлайн-игры как средство формирования учебной мотивации у детей с выраженными нарушениями развития в рамках индивидуального обучения.
статья по теме
Обобщение опыта работы по применению развивающих онлайн игр на индивидуальных уроках с учащимися, имеющими нарушения интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающие онлайн-игры как средство формирования учебной мотивации у детей с выраженными нарушениями развития в рамках индивидуального обучения.
Н. Д. Фатькова
Сургутская специальная (коррекционная) школа VIII вида
В настоящее время в коррекционной школе VIII вида достаточно остро стоит задача повышения качества и эффективности педагогического процесса и преодоления либо компенсации нарушенных психофизиологических функций обучающихся. В процессе проведения индивидуальных занятий с детьми, находящимися на домашнем обучении и имеющими выраженные нарушения интеллектуального развития, а также нарушения двигательной сферы, выделяется общая проблема – это низкий познавательный интерес либо отсутствие у них учебной мотивации. Для более продуктивного обучения в школе важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями. В связи с этим вопрос о способах формирования мотивов учебной деятельности звучит в современной педагогике наиболее остро и актуально.
По мнению многих авторов, мотивация учебной деятельности – это система учебных мотивов, интересов, целей, потребностей, которые побуждают учебную активность ребёнка. Существуют различные классификации мотивов (А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.М. Фридман, П.М. Якобсон). Многие ученые говорят о наличии познавательных мотивов (если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета) и социальных мотивов (если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения). Различные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе. В целом, мотивация учения имеет большое значение для овладения школьными знаниями, умениями и навыками, так как она побуждает, направляет и организует учебную деятельность учащихся.
В специальной психологии и педагогике проблема мотивации учебной деятельности рассматривалась такими учёными, как: Б. И. Пинский, И. П. Ушакова, Ж. И. Шиф, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн. По мнению И. П. Ушаковой, было установлено, что у школьников с нарушением интеллекта, в основном, наблюдается равнодушное, пассивно-отрицательное отношение к обучению. Положительное отношение к учению у детей с нарушением интеллекта может побуждаться следующими группами мотивов: интерес к школьной обстановке, личность учителя, различные виды оценки, интерес к изучаемому материалу или получению знаний, интерес к новому материалу и процессу учебного труда. Научные работы ученых-дефектологов Ж. И. Шифа и Б. И. Пинского указывают на то, что в силу общего психического недоразвития, ограниченности потребностей и интересов учащиеся с нарушением интеллекта нуждаются в специальной организации работы, направленной на формирование учебной мотивации.
Как показывает практика, проведение индивидуальных уроков с детьми, имеющими выраженные нарушения интеллекта, в традиционной форме не дают ожидаемых результатов обучения. Наглядные, словесные, практические методы обучения недостаточны для привлечения интереса учащихся к урочной деятельности. Данной категории учащихся необходимы особые подходы и средства обучения, способствующие повышению учебной мотивации и уровня овладения знаниями, необходимыми в жизни.
Одним из эффективных способов решения данной проблемы считаю использование развивающих онлайн-игр на индивидуальных занятиях. С. Д. Забрамная отмечает целесообразность использования игровых компьютерных программ для расширения кругозора умственно отсталых детей, для стимулирования произвольного внимания и мыслительных операций. Особенно полезны программы, предполагающие моделирование и анализ жизненных ситуаций, как некая подготовка (пусть даже виртуальная) ребенка к самостоятельной жизни. Компьютер побуждает интерес у ребенка и побуждает его к деятельности; стремление решить поставленные задачи способствует проявлению волевых усилий.
Развивающие онлайн-игры – это компьютерные дидактические игры, располагающиеся в сети интернета в режиме реального времени, способствующие развитию и коррекции мышления, памяти, внимания, общей моторики. Включение развивающих онлайн-игр в индивидуальные занятия происходит с учетом образовательной программы работы, с темой и целью урока. Существует множество сайтов с развивающими онлайн-играми, разработанными специально для обучения и развития детей. Например: «Уроки мудрой совы», «Играемся», «Теремок» и т.д. Данные игры доступны для учащихся с выраженным нарушением развития, привлекают их красочностью оформления, звуковыми и анимационными эффектами. Для включения игры необходимо зайти на нужный интернет-сайт и выбрать соответствующую игру. Различная тематика игр, представленных на сайтах, позволяет применять их на уроках математики, обучения грамоте, развития речи.
Важно умело использовать игру для учебных целей. Применять онлайн-игры можно на различных структурных этапах урока, в зависимости от типа и цели урока. Например, на уроке математики провожу устный счёт в игровой форме, применив игру «Числовая лесенка», где ребенку даётся инструкция: «Расставь цифры на дорожке по порядку». Таким образом, ребенок в игровой форме закрепляет порядковый счёт, включается в практическую деятельность и радуется собственному результату.
По продолжительности времени игры не превышают допустимых санитарных норм работы за компьютером для учащихся коррекционных школ VIII вида и составляют 5-7 минут. Для профилактики переутомления и снятия напряжения с глаз после работы за компьютером необходимо выполнить с учеником гимнастику для глаз. Также следует соблюдать правильную осанку и расстояние от ребенка до монитора компьютера не менее 1 м. Следует отметить необходимость предварительной подготовки ребенка к компьютерным играм, которая включает в себя обучение управлению компьютерной мышью, если данный навык не формируется, применяется физическая подсказка «рука в руке».
В ходе работы над данной проблемой составлен учебно-методический комплекс, в котором подобраны развивающие онлайн-игры для уроков по различной тематике, систематизированные по своему содержанию для учеников с выраженными нарушениями интеллекта. Для удобства использования учебным комплексом, все игры разделены на 4 основных блока: математика, чтение, письмо, развитие речи. Последовательность игр представлена от простого к сложному и используется по мере усвоения знаний ребенком. Каждую игру в разделе сопровождает картинка, образовательная и коррекционно-развивающая задача, а также инструкция для ребенка. В первом блоке «Математика» представлены игры, начинающиеся с формирования элементарных математических представлений и заканчивающиеся решением примеров. В блоке «Чтение» игры начинаются с изучения звуков и букв, освоения слоговых структур и чтения слов. По письму подобраны игры на развитие пространственной ориентировки, конструирования букв. В блоке развития речи собраны игры, соответствующие тематике индивидуальных программ.
Использование развивающих онлайн-игр проводилось в течение двух лет. Анализируя проведенную работу по основному критерию - желанию ребенка работать с онлайн-игрой, мной сделан вывод о том, что по сравнению с традиционными формами обучения у основной части детей отмечается положительная динамика в формировании учебной мотивации, вследствие чего повышается уровень усвоения ими учебного материала.
Таким образом, несмотря на психофизические особенности и уровень интеллекта учащихся, применение развивающих онлайн-игр позволяет решать проблему учебной мотивации на уроке и предоставляет большую возможность выбора по сравнению с обычными информационными носителями (CD-диски).
Литература:
- Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И. П. Ушакова; Сост. А. Д. Виноградова. — М.: Просвещение, 1985
- Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/29/picture-393331-1390972429.jpg)
Использование различных приемов выполнения домашнего задания по математике как средство формирования учебной мотивации учащихся
Использование различных приемов выполнения домашнего задания по математике как средство формирования учебной мотивации учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458748-1403169728.jpg)
нестандартные методы обучения, как средство формирования учебно мотивации
Факторы обуславливающие необходимость проведения сценарных уроков...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/12/picture-38733-1381596106.jpg)
Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования учебной мотивации учащихся на уроках информатики
Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования учебной мотивации учащихся на уроках информатики...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/08/picture-217941-1362754457.jpg)
педагогический проект "Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации школьников"
Данный проект предлагает методы, формы домашнего задания для повышения мотивации к выполнению домашней работы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/11/picture-547719-1507716359.jpg)
«Оценивание результатов обучения и воспитания школьников как средство формирования учебной мотивации»
Решение педагогического совета «Оценивание результатов обучения и воспитания школьников как средство формирования учебной мотивации»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/18/picture-1506230-1705584866.jpg)
Доклад "Формирование и развитие учебной мотивации у детей с интеллектуальными нарушениями"
Доклад на МО 20.03.2023...
Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации учащихся
Остро чувствуется необходимость в правильной организации домашней работы, так как непродуманный характер заданий отрицательно влияет на активность и интерес школьников к обучению. При правильном подхо...