Развивающие онлайн-игры как средство формирования учебной мотивации у детей с выраженными нарушениями развития в рамках индивидуального обучения.
статья по теме

Фатькова Наталья Дмитриевна

Обобщение опыта работы по применению развивающих онлайн игр на индивидуальных уроках с учащимися, имеющими нарушения интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья40 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие онлайн-игры как средство формирования учебной мотивации у детей с выраженными нарушениями развития в рамках индивидуального обучения.

Н. Д. Фатькова

Сургутская специальная (коррекционная) школа VIII вида

В настоящее время в коррекционной школе VIII вида достаточно остро стоит задача повышения качества и эффективности педагогического процесса и преодоления либо компенсации нарушенных психофизиологических функций обучающихся. В процессе проведения индивидуальных занятий с детьми, находящимися на домашнем обучении и имеющими выраженные нарушения интеллектуального развития, а также нарушения двигательной сферы, выделяется общая проблема – это низкий познавательный интерес либо отсутствие у них учебной мотивации. Для более продуктивного обучения в школе важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями. В связи с этим вопрос о способах формирования мотивов учебной деятельности звучит в современной педагогике наиболее остро и актуально.

По мнению многих авторов, мотивация учебной деятельности – это система учебных мотивов, интересов, целей, потребностей, которые побуждают учебную активность ребёнка. Существуют различные классификации мотивов (А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.М. Фридман, П.М. Якобсон). Многие ученые говорят о наличии познавательных мотивов (если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета) и социальных мотивов (если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения). Различные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе. В целом, мотивация учения имеет большое значение для овладения школьными знаниями, умениями и навыками, так как она побуждает, направляет и организует учебную деятельность учащихся.

В специальной психологии и педагогике проблема мотивации учебной деятельности рассматривалась такими учёными, как: Б. И. Пинский, И. П. Ушакова, Ж. И. Шиф, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн. По мнению И. П. Ушаковой, было установлено, что у школьников с нарушением интеллекта, в основном, наблюдается равнодушное, пассивно-отрицательное отношение к обучению. Положительное отношение к учению у детей с нарушением интеллекта может побуждаться следующими группами мотивов: интерес к школьной обстановке, личность учителя, различные виды оценки, интерес к изучаемому материалу или получению знаний, интерес к новому материалу и процессу учебного труда. Научные работы ученых-дефектологов  Ж. И. Шифа и Б. И. Пинского указывают на то, что в силу общего психического недоразвития, ограниченности потребностей и интересов учащиеся с нарушением интеллекта нуждаются в специальной организации работы, направленной на формирование учебной мотивации.

Как показывает практика, проведение индивидуальных уроков с детьми, имеющими выраженные нарушения интеллекта, в традиционной форме не дают ожидаемых результатов обучения. Наглядные, словесные, практические методы обучения недостаточны для привлечения интереса учащихся к урочной деятельности. Данной категории учащихся необходимы особые подходы  и средства обучения, способствующие повышению учебной  мотивации и уровня овладения знаниями, необходимыми в жизни.

Одним из эффективных способов решения данной проблемы считаю использование развивающих онлайн-игр на индивидуальных занятиях. С. Д. Забрамная отмечает целесообразность использования игровых компьютерных программ для расширения кругозора умственно отсталых детей, для стимулирования произвольного внимания и мыслительных операций. Особенно полезны программы, предполагающие моделирование и анализ жизненных ситуаций, как некая подготовка (пусть даже виртуальная) ребенка к самостоятельной жизни. Компьютер побуждает интерес у ребенка и побуждает его к деятельности; стремление решить поставленные задачи способствует проявлению волевых усилий.

Развивающие онлайн-игры – это компьютерные дидактические игры, располагающиеся в сети интернета в режиме реального времени, способствующие развитию и коррекции мышления, памяти, внимания, общей моторики. Включение развивающих онлайн-игр в индивидуальные занятия происходит с учетом образовательной программы работы, с темой и целью урока. Существует множество сайтов с развивающими онлайн-играми, разработанными специально для обучения и развития  детей. Например:  «Уроки мудрой совы», «Играемся», «Теремок» и т.д. Данные игры доступны для учащихся с выраженным нарушением развития, привлекают их красочностью оформления, звуковыми и анимационными  эффектами. Для включения игры необходимо зайти на нужный интернет-сайт и выбрать соответствующую игру. Различная тематика игр, представленных на сайтах, позволяет применять их на уроках математики, обучения грамоте, развития речи.

Важно умело использовать игру для учебных целей. Применять онлайн-игры можно на различных структурных этапах урока, в зависимости от типа и цели урока. Например, на уроке математики провожу устный счёт в игровой форме, применив игру «Числовая лесенка», где ребенку даётся инструкция: «Расставь цифры на дорожке по порядку». Таким образом, ребенок в игровой форме закрепляет порядковый счёт, включается в практическую деятельность и радуется собственному результату.

По продолжительности времени игры не превышают допустимых санитарных норм работы за компьютером для учащихся коррекционных школ VIII вида и составляют 5-7 минут. Для профилактики переутомления и снятия напряжения с глаз после работы за компьютером необходимо выполнить с учеником гимнастику для глаз. Также следует соблюдать правильную осанку и расстояние от ребенка до монитора компьютера не менее 1 м. Следует отметить необходимость предварительной подготовки ребенка к компьютерным играм, которая включает в себя обучение управлению компьютерной мышью, если данный навык не формируется, применяется физическая подсказка «рука в руке».

В ходе работы над данной проблемой составлен учебно-методический комплекс, в котором подобраны развивающие онлайн-игры для уроков по различной         тематике, систематизированные по своему содержанию для учеников с выраженными нарушениями интеллекта. Для удобства использования учебным комплексом, все игры разделены на 4 основных блока: математика, чтение, письмо, развитие речи.  Последовательность игр представлена от простого к сложному и используется  по мере усвоения знаний  ребенком. Каждую игру в разделе сопровождает картинка, образовательная и коррекционно-развивающая задача, а также инструкция для ребенка. В первом блоке «Математика» представлены игры, начинающиеся с формирования элементарных математических представлений и заканчивающиеся решением примеров. В блоке «Чтение» игры начинаются с изучения звуков и букв, освоения слоговых структур и чтения слов. По письму подобраны игры на развитие пространственной ориентировки, конструирования букв. В блоке развития речи собраны игры, соответствующие тематике индивидуальных программ.

Использование развивающих онлайн-игр проводилось в течение двух лет. Анализируя проведенную работу по основному критерию - желанию ребенка работать с онлайн-игрой, мной сделан вывод о том, что  по сравнению с традиционными формами обучения у основной части детей отмечается положительная динамика в формировании учебной мотивации, вследствие чего повышается уровень усвоения ими учебного материала.

Таким образом, несмотря на психофизические особенности и уровень интеллекта учащихся, применение развивающих онлайн-игр позволяет решать проблему учебной мотивации на уроке и предоставляет большую возможность выбора по сравнению с обычными информационными носителями (CD-диски).

Литература:

  1. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И. П. Ушакова; Сост. А. Д. Виноградова. — М.: Просвещение, 1985
  2. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных приемов выполнения домашнего задания по математике как средство формирования учебной мотивации учащихся

Использование различных приемов выполнения домашнего задания по математике как средство формирования учебной мотивации учащихся...

нестандартные методы обучения, как средство формирования учебно мотивации

Факторы обуславливающие необходимость проведения сценарных уроков...

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования учебной мотивации учащихся на уроках информатики

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования учебной мотивации учащихся на уроках информатики...

педагогический проект "Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации школьников"

Данный проект предлагает методы, формы домашнего задания для повышения мотивации к выполнению домашней работы....

«Оценивание результатов обучения и воспитания школьников как средство формирования учебной мотивации»

Решение педагогического совета «Оценивание результатов обучения и воспитания школьников как средство формирования учебной мотивации»...

Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации учащихся

Остро чувствуется необходимость в правильной организации домашней работы, так как непродуманный характер заданий отрицательно влияет на активность и интерес школьников к обучению. При правильном подхо...