нестандартные методы обучения, как средство формирования учебно мотивации
статья по английскому языку на тему
Факторы обуславливающие необходимость проведения сценарных уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья о пользе нестандартных методов | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФАКТОРЫ ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СЦЕНАРНЫХ УРОКОВ.
Во все времена педагоги уделяли особое внимание мотивации деятельности, особенно учебной. Всем, чья деятельность хоть как-то связана с педагогикой, не понаслышке известно, как трудно работать с людьми, не заинтересованными конечным продуктом деятельности, то есть с людьми, чья мотивация отрицательна. На современном этапе развития общества необходимость коммуникации является одной из основных причин положительной мотивации учения. Ежедневно учителя сталкиваются с наисильнейшим оружием в борьбе с безграмотностью – с учебной мотивацией, и обязанность каждого учителя сделать все, чтобы она была положительной, ведь тогда и учение и работа в радость, когда желание и обязанность совпадают. Одним из наиболее действительных способов повысить мотивацию к учению – сделать урок интересным. Конечно, тема урока может сделать его интересным, но традиционные уроки преследуют нас и наших учеников с начального этапа обучения, и, как бы не была интересна тема, обыденность учебной деятельности способна убить желание учиться даже у самых упорных учеников. Поэтому одна из самых важных задач современного педагога – разнообразить учебную деятельность, а самый простой способ это сделать – чаще проводить нестандартные занятия.
В методике известны различные типы уроков. Они используются в
зависимости от темы, места данного урока в учебном процессе, определены
замыслом учителя и т.д. Условно все уроки можно разделить на традиционные
и нетрадиционные. Именно нетрадиционный подход к проведению урока
позволяет побудить к активизации умственной деятельности, к
самостоятельному творчеству, к скрытым возможностям каждого учащегося.
Несомненно, сценарные уроки иностранного языка являются
нетрадиционными формами проведения уроков в современной школе. [4, 103]
Исходя из возможностей, которые имеют сценарные уроки иностранного
языка по сравнению с традиционными, мы можем выделить ряд факторов,
обуславливающих необходимость их проведения:
1) Развитие творческих способностей и личностных качеств учащихся, оценка
роли знаний и возможность увидеть их применение на практике.
2) Сценарные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, а так же развивать их творческую
самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными
источниками знаний.
3) Сама организация сценарного урока подводит учащихся к необходимости
творческой оценки изучаемого предмета, способствует выработке
определенного позитивного отношения к иностранному языку.
4) В процессе проведения сценарных уроков складываются благоприятные
условия для развития умений и способностей творческого мышления, а также
развития других психических познавательных процессов: памяти, восприятия,
воображения и т.д.
5) Сценарные уроки позволяют шире вводить элементы занимательности, что
повышает интерес к предмету.
6) Сценарные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в
деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем
использования различных способов изучения нового материала на уроке.
7) В процессе проведения сценарного урока решается центральная и наиболее
трудная проблема в общении преподавателя и учеников - установление
психологического контакта, взаимопонимания с партнером по общению. Это
несомненно приводит нас к решению важнейшей проблемы - активизации
иноязычного общения на уроках иностранного языка.
8) Сценарные уроки способствуют формированию навыков работы школьников
с дополнительной литературой.
9) Посредством проведения сценарных уроков появляется возможность не
только обогащать знания учащихся новыми сведениями, но и формировать у
учащихся целостное представление об изучаемой теме.
10) Такие уроки позволяют наиболее эффективно реализовать
межпредметные связи в соответствии с требованиями времени.
Влияние нестандартных методов обучения на различные мотивы учебной деятельности.
Мотивы учебной деятельности подразделяются на: познавательные, направленные на содержание учебного предмета и социальные мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного процесса. Очевидно, что эти два вида мотивов учения неравноценны. Они могут находиться на разных уровнях.
Познавательные мотивы включают:
1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Проявление этих мотивов в учебном процессе: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перемене. Широкие познавательные мотивы различаются по уровням. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д. Очевидно, что влияние нестандартных методов обучения значительно повышает уровень такого рода мотивации, так как одна из основных целей нестандартного урока направить учащихся на овладение новыми знаниями, заинтересовать ученика выполнением учебного задания добровольно, а не по принуждению;
2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Их проявления на уроке: самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; характер вопросов к учителю и вопросы, относящиеся к поиску способов и теоретическому содержанию курса; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности. Одна из задач нестандартного урока заключается в обучении учащегося самостоятельному обращению к поиску способов работы, к самостоятельному поставлению и решению учебных задач, следовательно, влияние нестандартных методов обучения на учебно-познавательные мотивы значительно повышает их эффективность;
3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т . д.). Основной принцип нестандартного урока заключается в активности ученика и пассивности учителя. Активность ученика проявляется в самостоятельной работе с учебным материалом, поиске новой информации, способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования. Соответственно, повышая активность ученика, мы повышаем мотивацию ученика направленную на самообразование.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что роль нестандартных методов обучения в формировании познавательных мотивов чрезвычайно высока и значительно повышает положительную познавательную мотивацию.
Социальные мотивы включают:
1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни. Проявления этих мотивов в учебном процессе: поступки, свидетельствующие о понимании школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных. Одна из форм проведения нестандартного урока – коллективная игра. Основная воспитательная цель коллективной игры – развитие умения работы в коллективе. Работа в коллективе предусматривает развитие таких моральных качеств, как самопожертвование, то есть готовность поступиться личными интересами ради общественных. Развиваемые таким образом навыки совпадают с широкими социальными мотивами, а значит, способствуют их развитию и совершенствованию;
2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Проявления: стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками, обращение к товарищу в ходе учения; намерение выяснить отношение товарища к своей работе; инициатива и бескорыстие при помощи товарищу; количество и характер попыток передать товарищу новые знания и способы работы; отклик на просьбу товарища о помощи; принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе; реальное включение в нее, готовность принять участие во взаимоконтроле, взаиморецензировании. Наибольшее значение в развитии и совершенствовании узких социальных мотивов играет такой нестандартный метод, как «Пять по пять», описанный в предыдущей главе. Суть этого метода сводится к передаче знаний одного ученика другому, бескорыстной помощи друг другу. Использование данного метода поможет в развитии узких социальных мотивов.
Разновидностью таких мотивов считается мотивация благополучия, проявляющаяся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей, а так как любая активность ученика приветствуется на нестандартном уроке, то использование нестандартных методов обучения удовлетворит узкие социальные потребности учащихся;
3) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их. Проявление: стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их, интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы в классе; стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов, интерес к переключению с индивидуальной работы на коллективную и обратно. Данные мотивы наиболее тесно связаны с применением нестандартных методов обучения, так как наиболее важным аспектом нестандартного урока является активность ученика, коммуникативная направленность его деятельности. Все это непосредственно влияет на мотивы социального сотрудничества, и, соответственно, не может не способствовать их развитию.
Из всего выше сказанного следует, что нестандартные методы обучения имеют колоссальное влияние на формирование положительной учебной мотивации у учащихся на уроке иностранного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов в обучении как средство формирования учебной самостоятельности обучающихся
Проектная деятельность как средство формирования самостоятельности обучающихся1.1.Развитие самостоятельности обучающихся 1.2....
Развивающие онлайн-игры как средство формирования учебной мотивации у детей с выраженными нарушениями развития в рамках индивидуального обучения.
Обобщение опыта работы по применению развивающих онлайн игр на индивидуальных уроках с учащимися, имеющими нарушения интеллекта....
Использование различных приемов выполнения домашнего задания по математике как средство формирования учебной мотивации учащихся
Использование различных приемов выполнения домашнего задания по математике как средство формирования учебной мотивации учащихся...
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития. Современному обществу нужны образованные, нравственные, пред...
Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования учебной мотивации учащихся на уроках информатики
Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования учебной мотивации учащихся на уроках информатики...
Педагогический проект «Проектный метод обучения как средство формирования положительной мотивации развития творческой самостоятельности на уроках технологии»
Стратегическая цель проекта: способствовать формированию у обучающихся устойчивой положительной мотивации к развитию творческой самостоятельности через проектный метод обучения на уроках технологии.Об...
«Оценивание результатов обучения и воспитания школьников как средство формирования учебной мотивации»
Решение педагогического совета «Оценивание результатов обучения и воспитания школьников как средство формирования учебной мотивации»...