Использование различных приемов выполнения домашнего задания по математике как средство формирования учебной мотивации учащихся
учебно-методический материал на тему

Виноградова Ирина Сергеевна

Использование различных приемов выполнения домашнего задания по математике как средство формирования учебной мотивации учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование различных приемов выполнения домашнего задания по математике как средство  формирования учебной мотивации учащихся.

Виноградова И.С., МБОУ ООШ №5 г. Амурска, учитель математики первой квалификационной категории

Домашнее задание, как и урок, относится к числу форм организации учeбнo-вocпитaтeльнoгo процесса в школе. Это тот же процесс обучения, основанный на познании, но протекающий в новых условиях. Ученику предлагается возможность самостоятельно выполнить часть учебной работы при предварительном обучении способам ее выполнения. Работа над заданием строго дозируется с учетом особенностей предмета, возраста и характера конкретного изучаемого материала.

Проблема невыполнения домашнего задания или выполнение его на низком уровне на сегодняшний день остаётся весьма важной и актуальной буквально по всем школьным предметам. Так, например, анализируя качество выполнения домашнего задания моими учениками 5Б класса в прошлом учебном году, я выяснила, что всего 70% детей делают домашнюю работу и только 50% из них  выполняют её качественно. Изучая причину невыполнения домашнего задания, я выделила следующие факторы: большой объем домашней работы в общем по всем предметам, забывчивость и нежелание учащихся.  

Таким образом, передо мной встал вопрос подбора оптимальных приемов подачи  домашнего задания, которые бы повысили интерес учащихся к своевременному и качественному выполнению домашнего задания.

На мой взгляд, домашняя работа должна не только расширять и углублять знания, умения, полученные в процессе различных типов уроков математики, но и развивать индивидуальные склонности, способности учащихся в разных предметных областях, а главное формировать познавательный интерес и положительный мотив к математике. Домашние задания называют домашней учебной работой, поскольку оно, действительно, продолжает атмосферу урока, но уже в конкретных домашних условиях. В связи с тем, насколько успешно и эффективно прошёл урок, таким и будет его продолжение в домашнем задании. Опыт моей работы показывает, что чётко выработанная система организации домашнего задания повышает мотивацию к предмету и развивает познавательный интерес. Домашние задания необходимо давать систематически, соблюдая, при этом, определённые “дозировки” и временные нормы для его выполнения, сообразно возрастным особенностям учащихся  средней школы.

Научных исследований по домашним заданиям очень мало. Известно только, что продолжительность времени выполнения домашнего задания зависит не столько от его объема, сколько от уровня развития познавательных потребностей и мотивации учения. Чем выше эти показатели, тем дольше ребенок сидит за домашними заданиями и наоборот — чем ниже уровень развития этих потребностей и мотивации, тем меньше времени ученик тратит на уроки. На время и качество выполнения домашнего задания влияют также умение регулировать учебную деятельность, степень владения приемами учения.

В своей практике я использую как индивидуальные, так и групповые и даже коллективные домашние задания. Устойчивый интерес к учебной деятельности я формирую через использование заданий-путешествий, заданий-игр, заданий-викторин, заданий-исследований, сюжетных заданий, творческих заданий, привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность и использование различных приёмов. Я вижу, что своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации, укрепляет желание моих учеников овладевать знаниями.

Предлагаю рассмотреть  некоторые приемы подачи домашнего задания, которые я использую в своей практике.

1. Прием «Задание массивом»

Любой из трех уровней домашнего задания учитель может задавать массивом, т.е. предлагает большое количество упражнений, вопросов, задач, из которых ученик может выполнить столько, сколько посчитает нужным, или не менее определенного количества. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации. А учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее. Из массива заданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен «замахнуться». Таким образом, он сам отслеживает уровень своей компетентности.

Преимущества задания массивом: 1) происходит самосогласование ребенка и уровня задач, которые он решает, он учится с первого взгляда оценивать сложность задачи; 2) дети решают разные задачи, у них появляется дополнительная возможность обменяться решениями; 3) выбирая свои задачи, ученик читает остальные, его учебный кругозор становится шире, он знает гораздо больше задач, чем ему предлагают.

2. Прием «Творческое домашнее задание».

Если учитель регулярно пользуется этим приемом, то за несколько лет работы у него накапливаются бесценные пособия. Сейчас можно купить книжки с готовыми кроссвордами на многие учебные темы. Но ребятам интереснее работать с тем материалом, который сделан их же сверстниками. Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек, изготовление памятки. Ученики, выполняя творческое домашнее задание, разрабатывают дидактические материалы.

3. Прием «Необычная обычность»

Творческий характер самого домашнего задания – это понятно. Но даже подача домашнего задания может быть делом нескучным. Привношу в него такую тайну, загадку. Конечно, не каждый раз. И, конечно, загадку посильную. Так, например, номера задач по математике можно дать в двоичной системе счисления. Это интегрирует математику с информатикой и разнообразит подачу домашнего задания.

В своей практике я использую следующие виды домашних заданий:

1) Лежащие в основе развития знаний, умений и навыков: заучивание материала учебника и его пересказ; ответы на специально поставленные вопросы учителя; подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем; постановка домашних опытов и экспериментов; практические работы, решение задач, связанных с материалом предыдущего урока; работа над устранением ошибок, письменные ответы на вопросы;

2) Направленные на развитие творческих способностей и учитывающие индивидуальные особенности учеников: история какого-нибудь вопроса («История обыкновенных дробей», «История возникновения процентов», «История развития буквенной символики», и др.),

Приложение учебного предмета в какой-нибудь области знаний («Применение математики в сельском хозяйстве», «Геометрия вокруг нас» и др.).

3) Самостоятельное составление задач.

Положительное влияние на умственное развитие учащихся оказывают домашние задания по составлению задач. Для выполнения такой работы надо иметь знания об определенных явлениях, о соотношении различных величин, участвующих в процессе, уметь выбрать данные в соответствии с действительностью.

Составлять задачи можно:

1) по применению математики в какой-нибудь отрасли народного хозяйства (такие задачи уместны после проведения экскурсии на производство);

2) по составлению логических задач, числовых ребусов, чайнвордов и.д.

Самостоятельно составляя задачи, ученики глубже усваивают изучаемый материал, учатся выбирать для формулировок жизненные данные из окружающей жизни, оценивать получаемые результаты. При составлении задач у учащихся вырабатывается навык творческой работы.

4) Домашние контрольные работы.

Определенную роль в воспитании самостоятельности, настойчивости, умения работать с учебником играют домашние контрольные работы, которые даются наряду с текущими домашними заданиями. В них необходимо предусматривать задания не только на простое воспроизведение изученного, сколько на применение усваиваемых правил, приемов, понятий в новых ситуациях, а также новое комбинирование материалов, его видоизменение, придумывание самостоятельных примеров.

Эти работы преследуют следующие цели: приведение в систему материал какого-либо раздела, развитие мышления учащихся; предупреждение отставания учащихся; расширение и углубление знаний; воспитание интереса к предмету и др.

5) Решения нетипичных и нестандартных задач; изготовление наглядных пособий, схем, таблиц и т.д.

Все эти виды домашних заданий могут быть предназначены как для закрепления пройденного материала, так и для подготовки в усвоении нового материала. Нужно отметить, что здесь приведены далеко не все виды домашних заданий, которые предлагаются в школе, так как в основном вид домашней работы зависит от конкретного учебного предмета.

Итак, на основе вышесказанного, можно сделать вывод, что правильный подбор методов домашнего задания влияет и на желание детей учиться. В этом учебном году мои ученики 6Б класса с удовольствием и желанием выполняют домашнюю работу, учатся и узнают новое.

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение мною разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации при выполнении домашних заданий у моих учеников укрепляется желание овладевать новыми знаниями и формируется  устойчивый интерес к математике.  Опыт показывает, что при выполнении домашних заданий целесообразно использовать содружество и сотворчество учащегося, его родителей, членов семьи, друзей, одноклассников, что способствует творческой обстановке, увлечённости сотрудничества, а главное повышению мотивации и развитию интереса к учебе.

Библиографический список

1. Бухаркина К.Л., Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2001.-582с.

2. Затраты времени на выполнение домашних заданий // Образование в современной школе. - 2003. - №8. - C.18

3. Зотов К.Л. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 1988.-144с.

4. Как педагоги могут помочь родителям работать с детьми над домашними заданиями // Образование в современной школе. - 2002. - №5. - C.50

5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983 - С. 96


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Использование информационных технологий по...

Стендовый доклад: Тема: «Использование компетентностно - ориентированных заданий на уроках математики как средство формирования читательской компетентности учащихся».

В настоящее время актуальными становится требования к личным качествам современного школьника – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, ...

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования учебной мотивации учащихся на уроках информатики

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования учебной мотивации учащихся на уроках информатики...

педагогический проект "Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации школьников"

Данный проект предлагает методы, формы домашнего задания для повышения мотивации к выполнению домашней работы....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ

Использование информационных технологий на уроках математики создает условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации к изучению математики для...

Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации учащихся

Остро чувствуется необходимость в правильной организации домашней работы, так как непродуманный характер заданий отрицательно влияет на активность и интерес школьников к обучению. При правильном подхо...