педагогический проект "Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации школьников"
статья (7 класс) на тему
Данный проект предлагает методы, формы домашнего задания для повышения мотивации к выполнению домашней работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dom.zad_.proekt.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации школьников.
Образовательное учреждение: МБОУ «Новожизненская СШ» Городищенского района Волгоградской области.
Разработчики проекта: Зеленская Тамара Геннадьевна, учитель истории и обществознания;
Борисенко Ольга Викторовна, педагог-психолог школы;
Турчина Ирина Юрьевна, учитель английского языка
Цель проекта: выработать педагогические условия, с помощью которых выполнение домашнего задания будет способствовать формированию у школьников учебной мотивации.
Задачи:
- Изучение проблемы в теории и практике.
- рассмотреть психолого-педагогические условия развития мотивации в среднем школьном возрасте;
3.Изучить и определить наиболее эффективные приёмы, методы, технологии для повышения мотивации выполнения домашнего задания;
4.формировать у учащихся положительное отношение к самостоятельному обучению и выполнению домашнего задания;
Актуальность
Проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся.
Данная проблема важна и для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Домашняя учебная работа школьников является важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. Материал, хорошо разработанный и усвоенный во внеурочной обстановке, служит основой для дальнейшего продвижения учащихся в овладении знаниями, умениями и навыками. От успешного выполнения домашнего задания зависит успешность проведения почти каждого очередного урока.
Выполняя домашнее задание, учащийся обучается самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, у него развивается способность прогнозировать результаты, возможные последствия разных вариантов решения, формируются умения устанавливать причинно – следственные связи.
Что делать, чтобы у ребенка не пропадал положительный эмоциональный настрой при выполнении домашнего задания?
Проблема проекта: отсутствие у школьников интереса к учебе и выполнению домашнего задания. Как мотивировать выполнение домашнего задания большинством учащихся в классе?
Этапы реализации проекта
1 этап (подготовительный)
- определение темы и целей проекта; определение концепции проекта;
- сбор информации, работа с методической литературой;
2 этап (планирование)
- составление плана работы над проектом;
- анкетирование родителей;
- анкетирование учащихся
- беседа с учащимися « Как ты выполняешь домашнее задание»;
- беседа с родителями «Как правильно осуществлять выполнение домашнего задания»;
- составление памятки при выполнении домашнего задания для родителей, для детей;
3 этап (исследование)
- изучить психолого-педагогические условия развития мотивации в среднем школьном возрасте;
- изучить особенности домашнего задания в средней школе;
- изучить и сформировать педагогические условия учебной мотивации школьников с помощью домашних заданий.
- обсуждение памяток с родителями и с учащимися;
- знакомство учащихся с видами домашнего задания;
- выбор, выполнение наиболее приемлемых заданий.
4 этап (заключительный)
- анализ собранного информационного материала;
- обработка данных;
- оформление портфолио проекта;
- подготовка компьютерной презентации; подготовка буклета;
- внедрение результатов в практическую деятельность
Формы и методы реализации проекта:
- беседы с родителями, с учащимися;
- наблюдения;
- анкетирование;
- наглядные, практические методы
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
- повышение эффективности домашней работы;
- активизация у обучающихся интереса к выполнению домашнего задания
- познакомиться с требованиями к работе и научиться предъявлять требования к конечному продукту;
- научиться оценивать конечный результат;
- уметь анализировать свою работу.
- внедрение и использование новых форм и методов работы по данному направлению, в т.ч. информационно-коммуникативных технологий;
Конечный продукт: комплекс приемов, развивающих ум и смекалку, приучающих к самостоятельной работе.
Выводы
Реализуемый проект дает положительные результаты. Правильный подбор методов домашнего задания влияет и на желание детей учиться. Занимаясь по отобранным нами методикам, дети с удовольствием и желанием выполняли домашнюю работу, учась и познавая новое.
В настоящее время требование гуманизации и гуманитаризации образования, выдвинутое психологами и педагогами, обращает серьезное внимание на развитие креативных способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Практические наблюдения показали, что самостоятельное творчество может развивать их способности. В связи с этим, важное внимание уделяется деятельно-практической направленности школьников, развивающей их творческий потенциал, проявляющийся в такой форме работы как домашнее задание.
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности при выполнении домашних заданий.
Больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.
Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации при выполнении домашних заданий у школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебной мотивации школьников
Мотивацией обусловливается целенаправленность деятельности, ее организованность и устойчивость....
«Формирование учебной мотивации школьников».
Актуальность темы «Формирование учебной мотивации школьников» обусловлена задачами повышения успешности обучения учащихся общеобразовательных школ. Проблемы мотивации обучения характерны для работы ка...
Коррекционная работа по формированию учебной мотивации школьников
Программа по формированию и развитию учебной мотивации учащихся может быть использована как учителем со стажем, так и молодыми специалистами. Применяется на уроках, факультативных занятиях, во внеуроч...
Я УЧИТЕЛЬ: "ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ"
Система образования в последние годы модернизируется достаточно часто и школе, как главному элементу системы образования, приходится обеспечивать преемственность поколений, сохраняя весь накопленный п...
"Формирование учебной мотивации школьников как одно из ведущих условий повышения качества обучения и показатель результативности образовательного процесса"
Выступление на педагогическом совете ГБОУ Школа №1056...
Формирование учебной мотивации школьников на уроках биологии(из опыта работы
Каждый учитель желает, чтобы его ученики хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является о...
Формирование учебной мотивации школьников в соответствии с требованиями ФГОС
Мотивационный механизм - это система психофизиологических, психических и социальных предпосылок мотивации как направленного побуждения человеческого поведения и деятельности....