педагогический проект "Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации школьников"
статья (7 класс) на тему
Данный проект предлагает методы, формы домашнего задания для повышения мотивации к выполнению домашней работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации школьников.
Образовательное учреждение: МБОУ «Новожизненская СШ» Городищенского района Волгоградской области.
Разработчики проекта: Зеленская Тамара Геннадьевна, учитель истории и обществознания;
Борисенко Ольга Викторовна, педагог-психолог школы;
Турчина Ирина Юрьевна, учитель английского языка
Цель проекта: выработать педагогические условия, с помощью которых выполнение домашнего задания будет способствовать формированию у школьников учебной мотивации.
Задачи:
- Изучение проблемы в теории и практике.
- рассмотреть психолого-педагогические условия развития мотивации в среднем школьном возрасте;
3.Изучить и определить наиболее эффективные приёмы, методы, технологии для повышения мотивации выполнения домашнего задания;
4.формировать у учащихся положительное отношение к самостоятельному обучению и выполнению домашнего задания;
Актуальность
Проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся.
Данная проблема важна и для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Домашняя учебная работа школьников является важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. Материал, хорошо разработанный и усвоенный во внеурочной обстановке, служит основой для дальнейшего продвижения учащихся в овладении знаниями, умениями и навыками. От успешного выполнения домашнего задания зависит успешность проведения почти каждого очередного урока.
Выполняя домашнее задание, учащийся обучается самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, у него развивается способность прогнозировать результаты, возможные последствия разных вариантов решения, формируются умения устанавливать причинно – следственные связи.
Что делать, чтобы у ребенка не пропадал положительный эмоциональный настрой при выполнении домашнего задания?
Проблема проекта: отсутствие у школьников интереса к учебе и выполнению домашнего задания. Как мотивировать выполнение домашнего задания большинством учащихся в классе?
Этапы реализации проекта
1 этап (подготовительный)
- определение темы и целей проекта; определение концепции проекта;
- сбор информации, работа с методической литературой;
2 этап (планирование)
- составление плана работы над проектом;
- анкетирование родителей;
- анкетирование учащихся
- беседа с учащимися « Как ты выполняешь домашнее задание»;
- беседа с родителями «Как правильно осуществлять выполнение домашнего задания»;
- составление памятки при выполнении домашнего задания для родителей, для детей;
3 этап (исследование)
- изучить психолого-педагогические условия развития мотивации в среднем школьном возрасте;
- изучить особенности домашнего задания в средней школе;
- изучить и сформировать педагогические условия учебной мотивации школьников с помощью домашних заданий.
- обсуждение памяток с родителями и с учащимися;
- знакомство учащихся с видами домашнего задания;
- выбор, выполнение наиболее приемлемых заданий.
4 этап (заключительный)
- анализ собранного информационного материала;
- обработка данных;
- оформление портфолио проекта;
- подготовка компьютерной презентации; подготовка буклета;
- внедрение результатов в практическую деятельность
Формы и методы реализации проекта:
- беседы с родителями, с учащимися;
- наблюдения;
- анкетирование;
- наглядные, практические методы
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
- повышение эффективности домашней работы;
- активизация у обучающихся интереса к выполнению домашнего задания
- познакомиться с требованиями к работе и научиться предъявлять требования к конечному продукту;
- научиться оценивать конечный результат;
- уметь анализировать свою работу.
- внедрение и использование новых форм и методов работы по данному направлению, в т.ч. информационно-коммуникативных технологий;
Конечный продукт: комплекс приемов, развивающих ум и смекалку, приучающих к самостоятельной работе.
Выводы
Реализуемый проект дает положительные результаты. Правильный подбор методов домашнего задания влияет и на желание детей учиться. Занимаясь по отобранным нами методикам, дети с удовольствием и желанием выполняли домашнюю работу, учась и познавая новое.
В настоящее время требование гуманизации и гуманитаризации образования, выдвинутое психологами и педагогами, обращает серьезное внимание на развитие креативных способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Практические наблюдения показали, что самостоятельное творчество может развивать их способности. В связи с этим, важное внимание уделяется деятельно-практической направленности школьников, развивающей их творческий потенциал, проявляющийся в такой форме работы как домашнее задание.
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности при выполнении домашних заданий.
Больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.
Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации при выполнении домашних заданий у школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/12/picture-49474-1360691599.jpg)
Формирование учебной мотивации школьников
Мотивацией обусловливается целенаправленность деятельности, ее организованность и устойчивость....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-371609-1402939831.jpg)
«Формирование учебной мотивации школьников».
Актуальность темы «Формирование учебной мотивации школьников» обусловлена задачами повышения успешности обучения учащихся общеобразовательных школ. Проблемы мотивации обучения характерны для работы ка...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-567100-1421579985.jpg)
Коррекционная работа по формированию учебной мотивации школьников
Программа по формированию и развитию учебной мотивации учащихся может быть использована как учителем со стажем, так и молодыми специалистами. Применяется на уроках, факультативных занятиях, во внеуроч...
Я УЧИТЕЛЬ: "ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ"
Система образования в последние годы модернизируется достаточно часто и школе, как главному элементу системы образования, приходится обеспечивать преемственность поколений, сохраняя весь накопленный п...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/17/picture-960262-1508228476.jpg)
"Формирование учебной мотивации школьников как одно из ведущих условий повышения качества обучения и показатель результативности образовательного процесса"
Выступление на педагогическом совете ГБОУ Школа №1056...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/12/picture-1091285-1544603395.jpg)
Формирование учебной мотивации школьников на уроках биологии(из опыта работы
Каждый учитель желает, чтобы его ученики хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является о...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/28/picture-1158317-1566995285.jpg)
Формирование учебной мотивации школьников в соответствии с требованиями ФГОС
Мотивационный механизм - это система психофизиологических, психических и социальных предпосылок мотивации как направленного побуждения человеческого поведения и деятельности....