Бланки, используемые логопедами в системе здравоохранения, для обследования детей с речевыми нарушениями.
статья по теме
Эти 4 бланка для обследования речи детей сделаны на основе карты - трансформер. В бланках есть варианты ответов, это позволяет ускорить обследование ребенка, поставить верный диагноз, составить план работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0_vstuplenie_k_blankam.doc | 27.5 КБ |
1_blank_obshchiy.docx | 21.05 КБ |
2_blank_dislaliya.docx | 16.3 КБ |
3_blank_zaikanie.docx | 21.02 КБ |
4_blank_zaikanie_i_drugie.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
БЛАНКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЛОГОПЕДАМИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ,
ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
Селина Елена Николаевна
МБУ ЦГБ, детская поликлиника города Железнодорожного, учитель-логопед, главный специалист по логопедии в системе здравоохранения города Железнодорожного.
Для логопедов, работающих в детских поликлиниках и медицинских Центрах, очень важно грамотно и быстро провести обследование ребенка, поставить диагноз и дать рекомендации родителям. Хорошо, когда у логопеда есть бланк с вариантами ответов. В бланках предусмотрены свободные строчки, специалист всегда может написать свой вариант ответа или привести примеры детской речи. Бланки помогают составить на ребенка подробную характеристику. Логопедические характеристики необходимы для представления на МППК, при направлении ребенка на консультацию к психиатру, в Областные поликлиники, при направлении в речевые санатории и стационары. Бланки предусмотрены для обследования детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).
Предлагается 4 бланка.
Бланк № 1.Может быть использован при обследовании детей с разными речевыми нарушениями : дислалия, дизартрия, Задержка речевого развития (ЗРР), ринолалия, Общее недоразвитие речи (ОНР).
Бланк № 2. Может быть использован при обследовании детей с дислалией и фонематическим нарушением речи.
Бланк № 3. Может быть использован при обследовании детей с заиканием.
Бланк № 4. Может быть использован при обследовании детей с сочетанными диагнозами: заикание, стертая дизартрия; заикание, ОНР.
© Селина Е.Н.
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя ребенка___________________________________________________________________________
Дата рождения________________ № д/с______________________ № школы___________класс______________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ .
Понимание речи(не нарушено, нарушено незначительно, простейшие инструкции логопеда выполняет, обращенную речь не понимает) ___________________________________________________________________
Психический статус:
●Общая активность (спокоен, доброжелателен, возбужден, суетлив, заторможен,агрессивен).
●Внимание (внимателен, внимание неустойчивое, рассеян, повышенная отвлекаемость, апатия).
●Контактность (контактен, повышенная словоохотливость, в контакт вступил с большим трудом, молчалив, безразличен к окружающим) _____________________________________________________________________
●Особенности ответов (норма, неадекватность, эхолалия, одним словом, вопросом на вопрос, мимика, жесты, интонация) ______________________________________________________________________________
●Ориентировка во времени и пространстве (норма, соответствует возрасту, ориентируется с трудом, не ориентируется) _________________________________________________________________________________
●Память (норма, снижена способность к запоминанию, снижена способность к воспроизведению).
●Мышление (норма, соответствует возрасту, ниже возрастного уровня) _________________________________
●Работоспособность (хорошая, плохая, снижение работоспособности) _________________________________
Общее звучание речи:
●Голос (нормальный, тихий, громкий, звонкий, глухой, сиплый, гнусавый, монотонный) ____________________
●Дыхание (верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное, объем достаточный, недостаточный). Речевой выдох (нормальный, короткий, судорожный) _________________________________________________________
●Выразительность речи (выразительная, маловыразительная, невыразительная) _______________________
●Темп,ритм (норма, тахилалия, брадилалия, скандированность, паузы, запинки) _________________________
●Дикция (норма, нечеткая, смазанная) ____________________________________________________________
Общая моторика:
●Координация движений (не нарушена, заторможенность, вялость, разболтанность, снижение чувства ритма, замедленность переключаемости движений) _______________________________________________________
●Координация мелкой моторики пальцев рук (не нарушена, нарушена, не четкое выполнение, неловкость, снижение чувства ритма, замедленность переключаемости движений).Ведущая рука (правша, левша, амбидекстр).
Строение и подвижность артикуляционного аппарата:
●Лицевая мускулатура (без особенностей, сглаженность носогубных складок, одной или двух; отставание угла рта при оскале зубов; замедленность движений глазных яблок; односторонний птоз верхнего века; гиперкинезы; синкинезии)________________________________________________________________________
●Язык (нормальный, макроглоссия, микроглоссия, тонкий, толстый, географический). Объем движений нормальный (ограниченный); неравномерность работы мышц; снижение способности к переключению и удержанию позы; девиация языка; тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы; увеличение гиперкинеза или замедление темпа движения при повторных движениях; цианичность; язычные судороги. Гиперсаливация. _______________________________________________________________________
● Подъязычная связка (нормадьная, укороченная) __________________________________________________
●Твердое небо (нормальное, готическое, высокое, узкое, плоское, укороченное, расщелины неба).
●Мягкое небо (нормальное, паретичное, укороченное, ассиметричное, расщелины, судороги).
●Губы (нормальные, толстые, тонкие, шрамы, расщелина, неполное смыкание губ,судороги).
●Зубы (без особенностей, мелкие, крупные, редкие, кариозные, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы, диастема) ______________________________________________________________________________________________
●Прикус (нормальный, дистальный, мезиальный, передний открытый, перекрестный, прямой).
Фонетика____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фонематическое восприятие (норма, соответствует возрасту). Нарушение фонематического восприятия( по твердости-мягкости, звонкости-глухости). Может определить наличие звука в слове (не может). Может определить место звука в слове (не может)_________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Структура сложных слов (замены, пропуски, перестановки звуков; замены, перестановки, пропуски слогов; персеверации, антиципации, добавление слогообразующих гласных или слогов)________________________________________________________________________________________
Словарь (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, беден, ограничен лепетными словами и бытовыми неологизмами) _________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Структура фразы (не нарушена, соответствует возрасту, нарушена незначительно, аграмматизм, грубо нарушена, нет фразовой речи) ____________________________________________________________________
Может самостоятельно составить рассказ (не может) _________________________________________________
Диагноз: _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Рекомендации: _____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Учитель-логопед ________________________________________ / /
Дата обследования: «________»_____________________201__г.
© Селина Е.Н. Бланк №1
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя ребенка ________________________________________________________________
Дата рождения _____________№ д/с___________№ школы ________ класс __________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.
Понимание речи не нарушено.
Строение артикуляционного аппарата:
●Язык (нормальный,макроглоссия,микроглоссия,тонкий,толстый)___________________________
●Состояние подъязычной связки (нормальная, укороченная)____________________________
●Твердое небо (нормальное,готическое,высокое,узкое,плоское,укороченное)_________________
●Мягкое небо (нормальное,укороченное,ассиметричное)__________________________________
●Губы (нормальные, толстые, тонкие, шрамы, неполное смыкание губ)______________________
●Зубы (без особенностей, мелкие, редкие, крупные, кариозные, вне челюстного ряда, диастема, крупные резцы, отсутствуют резцы) _____________________________________________________
●Прикус (нормальный, дистальный, мезиальный, передний открытый, перекрестный, прямой).
Подвижность артикуляционного аппарата (не нарушена, ограничены движения языка)______
____________________________________________________________________________________
Фонетика:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Фонематическое восприятие (не нарушено, соответствует возрасту). Нарушено фонематическое восприятие (по твердости-мягкости, звонкости-глухости). Может определить наличие звука в слове (не может). Может определить место звука в слове (не может) _______________________________
Структура сложных слов (не нарушена, нарушена незначительно)__________________________
____________________________________________________________________________________
Словарь соответствует возрасту. Лексико-грамматический строй речи в пределах нормы (нарушен не значительно). Может самостоятельно составить рассказ.
Общее звучание речи:
Голос, речевое дыхание, темп, ритм, выразительность речи-без особенностей___________
____________________________________________________________________________________
Психический статус:
Память, мышление в пределах нормы. Внимание, работоспособность в пределах нормы (снижены)___________________________________________________________________________
Диагноз: ___________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Рекомендации: ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Учитель-логопед ________________________________________ / /
Дата обследования: «________»_____________________201__г.
© Селина Е.Н. Бланк №2
3
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя ребенка ________________________________________________________________
Дата рождения _________________ № д/с _____ № школы_________ класс ___________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.
Времявозникновения заикания_______________________________________________________
Предполагаемая причина заикания (испуг, психическая травма, болезнь, физическая травма, увеличение потока информации, подражание, без видимых причин).
Течение заикания с момента возникновения (постоянное, волнообразное, рецидивирующее).
Отношение ребенка к своему речевому дефекту (мутизм, смущение, испуг, подавленное настроение, переход к избирательному контакту, переход на тихую или шепотную речь, безразличие, страх речи)______________________________________________________________
Реакция окружающих (волнение, безразличие, насмешки, поддразнивания, фиксация внимания на заикании, обращение к специалисту)__________________________________________________
Особенности личности ребенка (спокоен, уравновешен, возбудим, обидчив, плаксив, драчлив, доброжелателен, труслив, смел, дружен с детьми в коллективе, добрый, жадный, стремление к лидерству).
Внимание (внимателен, внимание неустойчивое, повышенная отвлекаемость).
Память (хорошая, снижена способность к запоминанию, снижена способность к воспроизведению.
Мышление (норма, соответствует возрасту, ниже возрастного уровня)_______________________
Работоспособность (хорошая, плохая, снижение работоспособности) _______________________
Речевая активность (молчалив, болтлив, говорит охотно) __________________________________
Голос (нормальный,глухой, крикливый, тихий, затухающий, прерывающийся).Темп речи (нормальный, тахилалия, брадилалия).Дыхание (верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное, объем достаточный, недостаточный). Речевой выдох (нормальный, короткий, судорожный).
Общая моторика:
●Координация движений (не нарушена, заторможенность, вялость, разболтанность, снижение чувства ритма, замедленность переключаемости движений)__________________________________
●Координация мелкой моторики пальцев рук (не нарушена, нарушена, не четкое выполнение, неловкость, снижение чувства ритма, замедленность переключаемости движений).Ведущая рука (правша, левша, амбидекстр).
Строение и подвижность артикуляционного аппарата:
●Лицевая мускулатура (без особенностей, сглаженность носогубных складок, одной или двух; отставание угла рта при оскале зубов; замедленность движений глазных яблок; односторонний птоз верхнего века; гиперкинезы; синкинезии)___________________________________________________________________________
●Язык (нормальный, макроглоссия, микроглоссия, тонкий, толстый, географический).Объем движений нормальный (ограниченный); неравномерность работы мышц; снижение способности к переключению и удержанию позы; девиация языка; тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы; увеличение гиперкинеза или замедление темпа движения при повторных движениях; цианичность; язычные судороги. Гиперсаливация_________________________________
●Подъязычная связка (нормадьная, укороченная) _______________________________________
●Твердое небо (нормальное, готическое, высокое, узкое, плоское, укороченное, расщелины неба).
●Мягкое небо (нормальное, паретичное, укороченное, ассиметричное, расщелины, судороги).
●Губы (нормальные, толстые, тонкие, шрамы, расщелина, неполное смыкание губ, судороги).
●Зубы (без особенностей, мелкие, крупные, редкие, кариозные, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы, диастема) _____________________________________________________
●Прикус (нормальный, дистальный, мезиальный, передний открытый, перекрестный, прямой).
Тип судорог (клонические, тонические, смешанные).
Локализация судорог (артикуляторные, голосовые, дыхательные, смешанные).
Степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая).
В каких видах речи выражено заикание (шепотная речь, сопряженная, отраженная, ответы на вопросы, чтение, пересказ, стихотворная речь, спонтанная речь).
Заикания невротическое, неврозоподобное, неврозоподобное с невротическими наслоениями.
Фиксация на трудных звуках, слогах, словах (не выражена, выражена) ____________________
Сопутствующие движения (рук, ног, головы, туловища).Отсутствуют,часты, стереотипны, постоянны и однообразны.
Наличие эмболофразий (нет, да)______________________________________________________
Диагноз:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Рекомендации:_____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
____________________________________________________________
Учитель-логопед ___________________________________ / /
Дата обследования: «_______»_________________201__г.
© Селина Е.Н. Бланк №3
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя ребенка ________________________________________________________________
Дата рождения _________________ № д/с _____ № школы_________ класс ___________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.
Времявозникновения заикания_______________________________________________________
Предполагаемая причина заикания (испуг, психическая травма, болезнь, физическая травма, увеличение потока информации, подражание, без видимых причин).
Течение заикания с момента возникновения (постоянное, волнообразное, рецидивирующее).
Отношение ребенка к своему речевому дефекту (мутизм, смущение, испуг, подавленное настроение, переход к избирательному контакту, переход на тихую или шепотную речь, безразличие, страх речи ) ______________________________________________________________________________________________________________
Реакция окружающих (волнение, безразличие, насмешки, поддразнивания, фиксация внимания на заикании, обращение к специалисту)___________________________________________________________________________________________________
Особенности личности ребенка (спокоен, уравновешен, возбудим, обидчив, плаксив, драчлив, доброжелателен, труслив, смел, дружен с детьми в коллективе, добрый, жадный, стремление к лидерству)._______________________________________________
Внимание (внимателен, внимание неустойчивое, повышенная отвлекаемость).___________________________________________
Память (хорошая, снижена способность к запоминанию, снижена способность к воспроизведению)___________________________
Мышление (норма, соответствует возрасту, ниже возрастного уровня) ___________________________________________________
Работоспособность (хорошая, плохая, снижение работоспособности) __________________________________________________
Речевая активность (молчалив, болтлив, говорит охотно) ____________________________________________________________
Голос (нормальный, глухой, крикливый, тихий, затухающий, прерывающийся). Темп речи (нормальный, тахилалия, брадилалия). Дыхание (верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное, объем достаточный, недостаточный). Речевой выдох (нормальный, короткий, судорожный).
Тип судорог (клонические, тонические, смешанные).
Локализация судорог (артикуляторные, голосовые, дыхательные, смешанные).
Степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая).
В каких видах речи выражено заикание (шепотная речь, сопряженная, отраженная, ответы на вопросы, чтение, пересказ, стихотворная речь, спонтанная речь).
Заикания невротическое, неврозоподобное, неврозоподобное с невротическими наслоениями.
Фиксация на трудных звуках, слогах, словах (не выражена, выражена) _______________________________________________
Сопутствующие движения (рук, ног, головы, туловища). Отсутствуют, часты, стереотипны, постоянны и однообразны.
Наличие эмболофразий (нет, да) _________________________________________________________________________________
Общая моторика:
●Координация движений (не нарушена, заторможенность, вялость, разболтанность, снижение чувстваритма, замедленность переключаемости движений) ______________________________________________________________________________________
●Координация мелкой моторики пальцев рук (не нарушена, нарушена, не четкое выполнение, неловкость, снижение чувства ритма, замедленность переключаемости движений).Ведущая рука (правша, левша, амбидекстр).
Строение и подвижность артикуляционного аппарата:
●Лицевая мускулатура (без особенностей, сглаженность носогубных складок, одной или двух; отставание угла рта при оскале зубов; замедленность движений глазных яблок; односторонний птоз верхнего века; гиперкинезы; синкинезии)____________________________________________________________________________________________________
●Язык (нормальный, макроглоссия, микроглоссия, тонкий, толстый, географический). Объем движений нормальный (ограниченный); неравномерность работы мышц; снижение способности к переключению и удержанию позы; девиация языка; тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы; увеличение гиперкинеза или замедление темпа движения при повторных движениях; цианичность; язычные судороги. Гиперсаливация. _____________________________________________
● Подъязычная связка (нормадьная, укороченная) __________________________________________________________________
●Твердое небо (нормальное, готическое, высокое, узкое, плоское, укороченное, расщелины неба).
●Мягкое небо (нормальное, паретичное, укороченное, ассиметричное, расщелины, судороги).
●Губы (нормальные, толстые, тонкие, шрамы, расщелина, неполное смыкание губ,судороги).
●Зубы (без особенностей, мелкие, крупные, редкие, кариозные, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы, диастема) _____________________________________________________________________________________________________
●Прикус (нормальный, дистальный, мезиальный, передний открытый, перекрестный, прямой).
Фонетика____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фонематическое восприятие (норма, соответствует возрасту). Нарушение фонематического восприятия( по твердости-мягкости, звонкости-глухости). Может определить наличие звука в слове (не может). Может определить место звука в слове (не может)________________________________________________________________________________________________________
Структура сложных слов (замены, пропуски, перестановки звуков; замены, перестановки, пропуски слогов; персеверации, антиципации, добавление слогообразующих гласных или слогов)________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________
Словарь (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, беден, ограничен лепетными словами и бытовыми неологизмами) _______________________________________________________________________________________________________________
Структура фразы (не нарушена, соответствует возрасту, нарушена незначительно, аграмматизм, грубо нарушена, нет фразовой речи) _________________________________________________________________________________________________________
Может самостоятельно составить рассказ (не может) _________________________________________________________________
Диагноз:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель-логопед ________________________________________ / /
Дата обследования: «_______»_________________201__г.
© Селина Е.Н. Бланк №4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
В данной работе раскрывается система коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями с использованием здоровьесберегающих технологий....
Советы логопеда родителям детей, имеющих речевые нарушения.
Предложенные советы и упражнения помогут в :правильном общении с ребёнком;развитии речевого дыхания, голоса, фонематического анализа и синтеза;развитии мелкой моторики и слогового анализа и синтеза.Та...
«Приемы взаимодействия логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения».
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Правильно организованная система взаимодействия ...
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей, как необходимый компонент при устранении речевых нарушений учащихся.
Работа направлена на использование различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей для повышения качества коррекционного воздействия...
Работа логопеда с родителями по сохранению здоровья детей с тяжелыми нарушениями речи
В данном материале изложено описание и рекомендации по организации форм взаимодействия логопеда средней группы с родителями....
«Роль взаимодействия учителей-логопедов с другими участниками образовательного процесса в коррекции речевых нарушений»
Взаимодействияе учителей-логопедов с другими участниками образовательного процесса в коррекции речевых нарушений (учителями, родителями, специалистами)...
" Формы взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
Методические рекомендации учителя - логопеда ДОУ для воспитателей групп компенсирующей направленности...
Комментарии
Обследование детей.
Очень полезный и интересный материал. Проделана большая работа. Очень подробно изложена структура обследования. Спасибо!