Семинар-практикум "Система работы с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями"
консультация
26.02.2018г. в ГКУ СО МО "Каширский ССРЦН "Семья" прошел муниципальный семинар-практикум для специалистов района, работающих с детьми с речевыми нарушениями. В семинаре участвовали специалисты отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями.
Мастер - класс учителя-дефектолога Крепких М.В. по теме "Виды работы по развитию наглядно-действенного мышления у детей с ОВЗ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум по теме
«Система работы с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями».
Мастер-класс учителя-дефектолога М.В.Крепких:
«Виды работы по развитию наглядно-действенного мышления у детей с ОВЗ».
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы говорим о формировании коммуникативных навыков у детей и мне хотелось бы в рамках этой темы рассказать о той работе, которую я, как учитель-дефектолог, провожу с безречевыми детьми нашего отделения.
Одним из основных направлений коррекционной работы учителя-дефектолога является развитие познавательной деятельности детей. В первую очередь это касается тех детей, которые по тем или иным причинам не говорят, а значит, их актуальный уровень речевого и общего развития соответствует младшему дошкольному возрасту. Такие дети составляют основной контингент воспитанников нашего отделения: это дети с ЗПРР, РДА, умственно отсталые дети, а также дети со множественными сочетанными нарушениями развития. Именно таких безречевых детей по нашему мнению и нужно учить мыслить для того, чтобы ребенок мог лучше ориентироваться в окружающем мире, мог организовывать свою жизнь и стать более самостоятельным.
В своей работе с детьми я использую метод проблемного обучения, суть которого заключается в том, что педагог создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.
У большинства детей, с которыми нам приходится работать, наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. Такие дети, в отличие от нормально развивающихся сверстников, не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не анализируют предложенные им условия. Поэтому при попытках достичь цели они не отбрасывают ошибочные варианты, а повторяют одни и те же непродуктивные действия.
Кроме того, проблемные дети отличаются включением речи в процесс решения практических задач. У нормально развивающихся детей имеется постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путём анализа своих действий во внешней речи. Это даёт им возможность осознания своих действий, при которых речь начинает выполнять организующую и регулирующую функции, т. е. позволяет ребёнку планировать свои действия.
У детей с отклонениями в развитии такая потребность почти не возникает, да к тому же у них зачастую нет такой возможности. Поэтому у них обращает на себя внимание недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением, отмечается явный разрыв между действием и словом.
Своевременное формирование наглядных форм мышления качественно изменяет развитие познавательной деятельности проблемных детей и составляет существенное звено в подготовке их к дальнейшему обучению и социализации.
Актуальность этой работы заключается в том, что дети с особенностями психофизического развития с трудом усваивают предлагаемый специалистом материал. В связи с этим, мы видим необходимость развития познавательной деятельности наших воспитанников посредством развития наглядных форм мышления со стимуляцией ориентировочно-исследовательской деятельности.
В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы: наглядно - действенное, наглядно - образное и словесно - логическое мышление. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания мира, в котором может преобладать то одна, то другая форма мышления.
Наглядно — действенное мышление - это такой мыслительный процесс, который протекает с участием реально выполняемых действий и операций с предметами.
Наглядно - действенное мышление возникает там, где человек встречается с новыми условиями и новыми способами решения проблемной практической задачи. С задачами такого типа ребёнок встречается на протяжении всего детства - в бытовой и игровой ситуациях.
Разработана программа, в которой представлен материал по формированию познавательной активности у детей с тяжелыми и множественными нарушениями через ознакомление с окружающим миром. Все комплексы занятий состоят из предельно простых игр, которые способствуют созданию ситуации успеха, повышению уверенности ребенка в своих силах, обеспечению контакта со специалистом.
Мы знакомим детей с окружающим миром и его предметами через конкретную тематику. Выделяем следующие разделы:
1. «Игрушки”.
2. «Человек и части тела.
З. «Семья и знакомые». 4. «Предметы обиходного характера”.
5. «Ориентировка в помещении и пространстве”. Другие предметы окружающего мира.
Данные особенности построения объясняются определенными причинами. Начинать коррекцию целесообразно на материале игрушек, т. к. прежде всего предметы игрушек позволяют специалисту наладить контакт с ребенком. Далее разделы работы строятся по усложнению, исходя из особенностей освоения ребенком окружающего мира. Так, ребенок чаще всего общается с людьми—с членами семьи и знакомыми, поэтому второй раздел работы посвящен темам «Семья и знакомые, «Человек. Части тела». С предметами обиходного характера ребенок сталкивается ежедневно, в процессе игры и изучения окружающего. Поэтому в следующем разделе работы раскрываются темы: «Пища», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель». И наиболее сложный для усвоения ребенком является раздел «Ориентировка в помещении и пространстве» и ознакомление с другими предметами окружающего мира.
В этом году данная программа была опробована в работе с детьми нашего отделения. У большинства детей отмечается положительная динамика в развитии познавательной сферы. И мне хотелось бы рассказать о том, как я работаю по данной программе.
Цель работы: познание свойств и отношений, окружающих ребенка предметов в процессе их восприятия в ходе опыта собственных действий с предметами и в результате знакомства с рядом явлений окружающей действительности.
Особенностью моей работы, как учителя-дефектолога, является распределение материала (игры по формированию наглядно - образного мышления) по 4 основным разделам:
1. Игры - упражнения на развитие представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение.
2. Игры - упражнения на развитие представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации.
3. Игры - упражнения на развитие метода проб как основного способа решения наглядно - действенных задач.
4. Игры - упражнения на определение причинно - следственных зависимостей.
Игры-упражнения на развитие представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение.
Прежде всего надо научить детей использовать предметы, имеющие фиксированное назначение, сформировать представление об использовании предметов-орудий в деятельности, научить подражать действиям взрослого. Важно показать детям, что большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жизненных потребностей, человек производит, используя такие вспомогательные средства, как стул, ложка, чашка, карандаш, веревка, ножницы, лейка и другие предметы, имеющие фиксированное назначение.
У большинства детей, с которыми нам приходится работать, наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. Дети самостоятельно не обобщают свой опыт повседневного действия с предметами-орудиями, имеющими фиксированное назначение. Поэтому у них отсутствует этап осмысления ситуации, требующей применения фиксированного (общепринятого) орудия. В таких случаях, когда дети с помощью взрослого применяют вспомогательные средства, они недостаточно обобщают свой собственный опыт действий и не могут использовать его при решении новых задач, т. е. у них отсутствует перенос способа действия.
ИГРА «ЛОВИ ШАРИК!» проиграть с аудиторией
ИГРА «ПОКОРМИ МИШКУ»
ИГРА «ПОКАТАЕМ ЗАЙЧИКОВ!»
ИГРА «ИСПЕЧЕМ ПИРОГИ!»
ИГРА «ПЕРЕВЕЗЕМ ИГРУШКИ!»
ИГРА «ПОЙМАЙ РЫБКУ!»
ЗАНЯТИЕ «НА ЧЕМ МЫ СИДИМ?»
ИГРА «ДОСТАНЬ ШАРИКИ!»
ИГРА «КУКЛЫ ПРИШЛИ В ГОСТИ»
Игры-упражнения на развитие представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации.
Цель занятий - познакомить детей с различными вспомогательными средствами или орудиями, со способами их использования.
Необходимо не только дать детям представление о проблемных практических задачах, о применении вспомогательных средств и орудий, но и обеспечить перенос полученных представлений на разнообразные ситуации, в которых детям приходится самостоятельно достигать цели с помощью предметов-заместителей. Такие ситуации можно специально создавать на занятиях или использовать ситуации, созданные самой жизнью в быту и на прогулках (например, необходимость достать мешок с игрушками, достать мяч, закатившийся под веранду и т.п.).
Необходимо объяснить и показать детям, что разные орудия могут служить одной и той же цели и, наоборот, одно и то же орудие может быть использовано для достижения разных целей. Например, лопатка - это предмет, имеющий фиксированное назначение - - копать. Но в том случае, если какой-либо предмет повис на дереве, на суку, лопатка может быть использована вместо палки. Или под шкаф закатилась игрушка тогда можно использовать лопатку, чтобы достать эту игрушку.
ИГРА «ДОСТАНЬ КЛЮЧИК!» проиграть с аудиторией
ИГРА «ДОСТАНЬ МИШКЕ МЯЧИК!»
ИГРА «ДОСТАНЬ КУКЛЕ ШАРИК»
ИГРА «ДОСТАНЬ ИГРУШКУ!»
ИГРА «СТОЛКНИ МЯЧ.»
ИГРА «ДОСТАНЬ МАШИНКУ!
ИГРА «ДОСТАНЬ МЯЧ!
ИГРА «ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ»
ЗАДАНИЕ «УКРАСИМ КОМНАТУ!»
Игры-упражнения на развитие метода проб как основного способа решения наглядно-действенных задач.
На предыдущем этапе создавались ситуации, в которых в поле зрения ребенка находило только одно вспомогательное средство (палка, когда надо было достать закатившуюся под шкаф игрушку; стул, когда надо было достать высоко лежащую игрушку и т.п.). Теперь надо создать ситуацию, при которой в поле зрения ребенка находится несколько предметов и из них надо выбрать наиболее подходящий - по величине, форме, назначению. Например¸ педагог предлагает детям достать закатившуюся под шкаф игрушку. Для этого они должны выбрать вспомогательный предмет: палки разной длины, щетка, сачок, лопатка и т. д.
Безошибочно можно выбрать подходящее орудие только в том случае, если уровень зрительного восприятия ребенка достаточно высок и позволяет на расстоянии соотнести свойства предмета-цели и предмета-средства. Однако такого уровня зрительное восприятие ребенка с отклонениями в развитии не достигает к этому времени обучения. Поэтому основной способ, которым следует вооружить детей, - метод целенаправленных проб.
ИГРА «ДОСТАНЬ КАМЕШКИ!» проиграть с аудиторией
ИГРА«ДОСТАНЬ ТЕЛЕЖКУ!»
ИГРА «НАПОИ ПТИЧКУ!»
ИГРА «ПОКАТАЙ МАТРЕШЕК!»
ИГРА «ПОКОРМИ КРОЛИКА!»
ИГРА «ПОСТРОЙ ЗАБОР!»
Игры-упражнения на определение причинно-следственных зависимостей.
Самыми простыми случаями, в которых ребенок сталкивается с поисками причинно-следственных связей, являются такие, в которых нарушается привычный ход явления. Это вызывает у него удивление и следом за ним ориентировочную реакцию, которая и является начальным этапом поиска причины нарушения. На первых порах дети могут находить такую причину лишь в том случае, если она является внешней, хорошо видимой.
ИГРА «ПОЧЕМУ СКАТИЛСЯ МЯЧИК?» проиграть с аудиторией
ИГРА «ПОЧЕМУ ШАРИК НЕ УПАЛ?»
ИГРА «ПОСТРОЙ ЗАЙКЕ ДОМИК!»
Заключение.
Развивая ориентировочно-познавательную деятельность ребенка; необходимо активно формировать основные функции его речи. Такой подход позволяет сформировать взаимосвязь между действием и словом, подготовить предпосылки для развития наглядно-образного мышления, так как слово помогает детям закрепить опыт действия, а затем и обобщить способ этого действия, что способствует формированию полноценных образов- представлений.
Представленная система занятий по развитию наглядно – действенного мышления у детей с отклонениями в развитии позволит сформировать у них взаимосвязь между наглядными и словесно – логическими формами мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Обобщение и распространение опыта работы по теме:"Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями"...
«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями».
laquo;Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями». Важной и неотъемл...
Представление опыта работы на РМО учителей-логопедов по теме:«Нейропсихологические приёмы в практике учителя-логопеда, применяемые в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного ...
«Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями» Из опыта работы.
Соблюдение условий здоровьесбережения является необходимым при проведении занятий, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с огра...
Система опыта работы по теме «Арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями».
Данная система опыта работы описывает изучение и практическое обоснование эффективности применения нетрадиционных методов коррекции познавательной и эмоционально-волевой сфер личности обучающихс...
Проект «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Проект«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы сдетьми с речевыми нарушениями»...