План-конспект урока: «Конструкция и декор предметов народного быта»
план-конспект урока (изобразительное искусство, 5 класс) по теме

Нагаева Людмила Георгиевна

Урок ИЗО 5класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока    

Тема урока: «Конструкция и декор предметов народного быта»

                                                                                                  5 класс

                                              Учитель ИЗО ГОУ СОШ № 1825 НАГАЕВА Л.Г.

Цели и задачи урока:

        - знакомство учащихся с природной первоосновой конструкции, формы и декора предметов быта (на примере изделий народных мастеров);

        - закрепление ранее полученных знаний о смысле древних образов в изображениях, умений  по построению орнаментальной композиции и ее использовании в украшении предметов быта;

        - овладение определенными навыками изобразительной деятельности и закрепление ранее полученных умений: работа с картоном, подбор цветовой гаммы, приемы свободной кистевой росписи;

        - формирование художественного вкуса и пробуждение художественно-творческой активности учащихся;

        - воспитание чувства гордости, уважения и восхищения «великим бытовым искусством», обогащавшим жизненный уклад русского крестьянина.

Оборудование:

Для учителя - изделия мастеров декоративно-прикладного искусства (посуда, игрушки и т.д.);

- методические пособия (плакаты) «Виды орнамента», «Солярные знаки»,  наглядный материал, демонстрирующий этапы выполнения хохломской и городецкой росписей;

- примеры детских работ.

Для учащихся – картон, ножницы, простой карандаш, гуашь, кисти.

Ход урока:        

        

  1. Организационный момент.

2. Первая половина урока проходит в школьном музее «Русь времен

«Слова о полку Игореве», где собрана богатая коллекция подлинных предметов крестьянского быта, а также изделия современных народных мастеров.

        Рассматривая старую деревянную посуду, вырезанную искусно из дерева (ковши-черпаки, солоницы-уточки, расписные ложки и чаши), учитель обращает внимание на особенности пластической формы, на ее «скульптурность», на единство конструктивного, декоративного и изобразительного элементов в образном строе вещи, на древние знаки-символы в декоре, на удивительную соразмерность этих вещей человеку.

        В ходе беседы дети узнают, что многие изделия из дерева украшал богатый природный орнамент. Деревянная хохломская посуда, мебель, игрушки и кухонная утварь их Городца, грибы-копилки, пасхальные яйца и другая домашняя мелочь из Полховского Майдана покрыты характерными травянистыми и цветочными орнаментами. Наблюдательные мастера, любуясь и удивляясь богатейшей природной фантазии, осмысляли, стилизировали природные формы и в изобилии украшали  поверхности предметов изображениями цветов, ягод, листьев, птиц.

        В процессе беседы учитель помогает детям увидеть в облике деревянных ковшей образ ладьи,  птицы, коня, солнца, воды, почувствовать особый склад мышления наших предков, сумевших свой опыт общения с природой, миром облечь в форму изобразительной метафоры.

        В итоге беседы дети делают вывод о том, что конструкция и форма бытовых вещей тесно связаны с их украшением, и  которые много могут рассказать о мастере, о его представлениях об окружающем мире.

        Подробно рассмотрев имеющиеся в музее образцы народного и декоративно-прикладного искусства, учащиеся делают в альбомах быстрые наброски и зарисовки понравившихся им вещей или их элементов и возвращаются в класс.

3. Полученные представления находят воплощение в практической

работе, которая заключается в продумывании и создании формы любого предмета домашнего обихода.

        Учащиеся стараются придать пластическую выразительность изображению, наносят его на картон и вырезают.

         Следующий этап работы -  разработка эскиза  декора  макета изделия. Он заключается в составлении орнамента, отработке основных композиционных принципов по размещению его на поверхности макета, соответствие декора внешним контурам (форме). Затем дети карандашом наносят узор на картонный макет.

        

4. Подводятся предварительные итоги урока, учитель отмечает наиболее выразительные работы и предлагает в ходе подготовки к следующему уроку, найти дома предметы, выполненные народными мастерами, внимательно рассмотреть их, обратив особое внимание на цвет росписи.

        Следующий урок является продолжением этой темы. На нем учащиеся гуашью расписывают макет предмета народного быта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему"Конструкция и декор предметов народного быта"

План урока ИЗО в 5 классе на тему "Конструкция и декор предметов народного быта".                                 ...

Презентация к уроку ИЗО в 5 классе на тему "Конструкция и декор предметов народного быта".

Презентация к уроку ИЗО в 5 классе на тему "Конструкция и декор предметов народного быта"....

урок "Конструкция и декор предметов народного быта"

урок "Конструкция и декор предметов народного быта"...

Урок по изобразительному искусству в 5 классе. Тема урока:« Конструкция и декор предметов народного быта ».

На уроке учащиеся знакомяться с произведениями народного искусства, которые жили вместе с человеком , помогали в быту , труде и были участниками праздников.  ...

Презентация к уроку "Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка." 5 класс

Древние знаки-символы в декоре. Особенность русского орнамента и его построения. Символика формы и цвета в орнаменте русской вышивки....

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...