Конспект урока по предмету: "Развитие речи и окружающий мир" на тему:"Весна"
методическая разработка на тему
Урок был составлен и подготовлен для детей с умственной отсталостью и двигательными нарушениями (ДЦП)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_individ_zanyatiya.odt | 13.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга Санкт-Петербургское бюджетное государственное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 4 (СПб ГБСУ СО «ДДИ № 4»)
«УТВЕРЖДАЮ»
___________________________
___________________________
«____»_________________20__г.
Конспект
открытого логопедического занятия
по теме: «Весна»
Провела логопед: Белозерова Е.В.
Павловск 2012 г.
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Весна» (Обобщающее занятие).
Цель: Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе.
Коррекционно-образовательные задачи:
1.Расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «Весна».
2.Упражнять в подборе антонимов, определений к заданным словам.
3.Продолжать работать над словообразованием с помощью приставок и суффиксов.
4.Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде.
5.Закрепить название весенних месяцев.
6.Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие задачи:
1.Развивать артикуляционную моторику, дыхание, голос.
2.Развивать слуховое и зрительное восприятие.
3.Развивать память, мышление, творческое воображение.
4.Развивать общую и мелкую моторику.
5.Развивать связную речь.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1.Воспитывать эмоциональный отклик на изображение на картине.
2.Воспитывать самостоятельность, инициативность.
3.Воспитывать умение слушать внимательно педагога.
4.Воспитывать коммуникативные навыки.
5.Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал и оборудование: предметные картинки с признаками весны, прищепки, разрезная сюжетная картинка, аудиозаписи (пение птиц, журчание ручья, капель), скворечник, скворец, фланелеграф.
Предварительная работа: раскрашивание картин с изображением весны, знакомство с приметами весны и типичными весенними явлениями в природе (капель, проталины), дидактическая игра «Времена года», экскурсия на участок, по территории д/д.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Логопед: Здравствуй, Инна, гости! Как сегодня светло и тепло! Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь тебе, а ты улыбнись мне и гостям! ( аудиозапись «Звуки весны»).
2.Основная часть.
Логопед: Инна, послушай стихотворение.
Солнце ярче светит,
Дует теплый ветер.
Птицы с юга прилетели,
Звонко капают капели,
Вот и кончилась зима
К нам опять пришла … (весна).
Ответ ребенка.
Объявление темы занятия.
Логопед: Вот и к нам пришла весна. Как ты уже догадалась, сегодня мы будем говорить о весне.
Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Но сначала давай вспомним сказку « О весенних приключениях Язычка».
«Жил-был Язычок в домике-ротике. Зимой Язычок очень подолгу лежал в своей постельке (покажи, как он это делал). Упражнение «Лопаточка».
А весенним солнечным деньком Язычок просыпался, мыл круглое окошко-губы. Упражнение «Вкусное варенье».
После этого Язычок выглядывал из окошка и прятался, уж очень ярко светило весеннее солнышко. Упражнение «Змейка».
Язычок надевал солнечные очки, смело смотрел вверх на солнышко, вниз - на землю. Упражнение «Качели».
Мимо пробегала лошадка, и язычок цокал вместе с ней. Упражнение «Лошадка».
После этого Язычок играл с любимой игрушкой-мельницей, показывал, как дует весенний ветерок (вдох через нос, выдох через рот). Упражнение «Мельница».
Развитие диалогической речи.
Логопед: Давай вспомним весенние месяцы.
Ребенок: Первый месяц-март.
Второй-апрель.
Третий-май.
Логопед: А теперь назовем приметы весны. Возьми картинку, назови, что на ней изображено (примета весны) и прикрепи к фланелеграфу. (Предлагаются картинки с приметами весны).
- Из теплых стран возвращаются перелетные птицы;
- Распускаются первые цветы;
- Бегут быстрые ручьи;
- По ручейкам дети пускают кораблики;
- На реке начинается ледоход;
- Слышна звонкая капель;
- Появляются темные проталины
Подбор антонимов к заданным словам.
Логопед: Как много ты знаешь о весне, а зиму с весной не перепутаешь?
Я буду начинать предложение, а ты заканчивай.
- Зима ушла, а весна… (пришла).
- Зима холодная, а весна…(теплая).
- Зимой сугробы высокие, а весной…(низкие).
- Зимой небо пасмурное, а весной…(ясное).
- Зимой солнце стоит низко, а весной…(высоко).
- Зимой воздух холодный, а весной…(теплый).
- Зимой день короткий, а весной…(длинный).
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Логопед: А теперь давай назовем ласково слова, связанные с весной.
- Солнце? (солнышко)
- Ручей? (ручеек)
- Снег? (снежок)
- Ветер? (ветерок)
- Лист? (листик)
- Цветок? (цветочек)
- Дерево? (деревце)
Логопед: Молодец! Сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!
Развитие общей моторики.
Физминутка «Заботливое солнышко».
Логопед: А теперь отдохнем. Повторяй движения за мной.
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик (ребенок скрещивает руки над головой).
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи (плавно покачивает руки вверху).
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки (ритмично потирают щеки).
А весной на носик ставит
Точки, точки, точки (ритмично постукивает пальцем по носу).
Золотят веснушки деток,
Очень нравится им это!
Развитие мелкой моторики.
Логопед: Чего не хватает у нашего солнышка?( Лучиков). Солнышко рассыпало свои лучики. Давай поможем им вернуться к солнышку. (Прикрепление прищепок).
Развитие слухового восприятия.
Логопед: Послушай звуки весны ( аудиозапись: пение птиц, журчание ручья, капель).
Логопед:Что ты слышала (ответ ребенка). Замечательно!
Логопед: Отгадай загадку:
Это кто пожил за морем,
А теперь летит над полем
В деревянный свой дворец,
Это черненький… (скворец).
Логопед: И к нам прилетел в гости скворец. Послушай, как поет скворец (предлагается аудиозапись «Пение скворца»).
Скажи, как называется домик скворца? (скворечник).
Логопед: Молодец! Посмотри, где сидит скворец?
Логопед ставит на стол скворечник и совершает манипуляции с игрушкой-птичкой. Ребенок комментирует действия логопеда.
Употребление предложно-падежных конструкций.
- Скворец вылетел из скворечника;
- Скворец облетел вокруг скворечника;
- Скворец взлетел на крышу скворечника;
- Скворец слетел с крыши скворечника и улетел.
Логопед: Скворец будет обустраивать свой дом для выведения птенцов, а тебе я предлагаю превратиться в художницу. Я тебе раздам фрагменты картины, а ты должна их сложить вместе ( разрезная картинка).
Логопед: Молодец! Посмотри, какая получилась картинка. Какое время года на ней изображено? Когда смотришь на эту картину настроение радостное, веселое.
Подведение итогов занятия (оценка работы ребенка).
Логопед: На этом наше занятие закончилось. Давай вспомним, о чем мы говорили на занятии (ответ ребенка). Спасибо. Ты замечательно занималась.
Составила логопед 4 корпуса
Белозерова Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир" на тему: "Домашние животные. Кошка с котятами"
Урок, составленный для детей с системным недоразвитием речи тяжёлой степени при умственной отсталости и сочетанными нарушениями. ...
ОТКРЫТЫЙ УРОК по предмету: развитие речи и окружающий мир ТЕМА: «Весна».
ТЕМА: Весна.Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.Задачи:Образовательные:·...
Методическая разработка Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир" на тему "Лесные ягоды"
Урок направлен на знакомство с такими лесными ягодами как черника, брусника, клюква, с характерными внешними особенностями каждого вида ягод, вкуса, особенностями произрастания....
Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир" на тему "Домашние животные"
Представленный материал предназначен для проведения урока по теме "Домашние животные" для учащихся с нарушениями в развитии.Содержит доступные и интересные задания.Урок с использование...
Конспект урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» на тему «Насекомые».
Уточнение и расширение словаря по теме «Насекомые».Систематизировать знания о насекомых....
Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир" на тему:"Что в саду и в огороде?"
Закрепление и обобщение представлений обучаегося о двух группах плодов-фруктов и овощах....
Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир" на тему "Насекомые"
Целью урока является уточнение и систематизация знаний о насекомых....