Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир" на тему: "Домашние животные. Кошка с котятами"
план-конспект урока по теме
Урок, составленный для детей с системным недоразвитием речи тяжёлой степени при умственной отсталости и сочетанными нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashnie_zhivotnye.koshka_s_kotyatami.foto_.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургское бюджетное государственное стационарное учреждение
Социального обслуживания
«Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 4»
(СПб БГСУ СО «ДДИ № 4»)
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директор по УВР: _
__________________________
« » _______________ 20___г.
Конспект индивидуального логопедического занятия
для детей с системным недоразвитием речи тяжёлой степени при умственной отсталости
на тему: «Домашние животные. Кошка с котятами».
Составила логопед отделения «Милосердие»:
Сафронова Ирина Олеговна
г. Павловск
17 апреля 2012 г.
Цель: Сформировать представления о домашнем животном кошке и её детёнышах.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные задачи:
- Обогатить представление у ребёнка о кошке и её повадках;
- Познакомить с детёнышами кошки - котятами;
- Учить различать голоса кошки и котят;
- Расширить пассивный словарь по данной теме (лакает, мяукает, мурлычет; шёрстка – мягкая, пушистая, шелковистая; кошка – домашняя, ласковая, добрая; котята – маленькие, весёлые, озорные);
- Сформировать обобщающее понятие «домашнее животное».
2. Коррекционно-развивающие задачи:
- Стимулировать речевую активность (стремление к речевому общению через игровые ситуации);
- Способствовать развитию артикуляционной моторики и звукоподражанию;
- Развивать жестовую речь (приветствие, прощание);
- Способствовать развитию физиологического дыхания;
- Развивать мелкую моторику и координацию движений;
- Развивать умение группировать предметы по размеру, цвету;
- Развивать зрительное и слуховое внимание.
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать положительное эмоциональное отношение к домашним животным, желание заботиться о них;
- Воспитывать у ребёнка интерес к занятиям.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением кошек, просмотр мультфильмов, раскрашивание; прослушивание кошачьих звуков; игры на развитие моторики рук: упражнение с прищепками «Усы для кота»; игры на определение цвета и размера предмета.
Оборудование: мягкие игрушки (кошка с котятами, мышка), DVD- проигрыватель с музыкой и кошачьими звуками, миска, баночка с «молоком», прищепка-котёнок, дорожка с кошачьими следами, разноцветные домики (красного, жёлтого, синего, зелёного цвета) с мышками, картинка «кошка с котятами», фланелеграф, 2 корзинки из картона (большая-синяя, маленькая-жёлтая), 6 клубков из картона (3 больших-синих, 3 маленьких-жёлтых), печенье-крекер, подушка.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед:
“Здравствуй, Лёша! Посмотри, сколько гостей пришло к нам на занятие. Давай с ними поздороваемся. Помашем рукой”. «Все ли гости к нам пришли?! Кажется, кто-то опаздывает!»
Раздаётся мяуканье кошки.
Логопед:
«Кто мяучит у дверей? Открываем поскорей!»
За дверью сидит кошка.
Логопед:
«А, эта кошка Мурка к нам просится!»
Взять кошечку и под музыку внести в кабинет. Посадить на подушечку.
Логопед:
«Кошечка живёт у нас в доме, и поэтому она - домашнее животное».
2. Рассматривание кошки. Логопед комментирует, а ребёнок показывает на игрушечной кошке части тела.
Логопед:
«Кошка в гости к нам пришла, И теперь мы все узнаем: Наша кошечка, какая? Добрая, ласковая. У неё 4 лапки, Давай, посчитаем: 1, 2, 3, 4… А на лапках - Коготки-царапки. Есть ещё у кошки ушки, Ушки-слушки на макушке, Глазки, носик… Очень длинные усы. Хвост невиданной красы. Кошка очень любит ласку, Сразу замурлычет сказку… Мур – мур - мур... Мы погладим Мурку По пушистой шкурке. Как же шёрстка хороша, Мягкая, пушистая, очень шелковистая. Кошка любит умываться И чтоб чистой оставаться себя лижет язычком. Кошка очень любит спать, С миски молочко лакать».
3. Дыхательная гимнастика. «Остудить молоко».
Логопед:
«Нальём для нашей кошки Мурки молочко в миску. Что-то наша кошка не хочет молочко лакать. Наверно, оно слишком горячее! Давай, подуем, чтобы оно остыло».
Дуть на миску с молоком.
4. Артикуляционная гимнастика. «Кошка лакает молоко».
Логопед:
«Молочко остудили. Дадим кошечке его полакать.
Молоко лакает кошка, Молока уже немножко.
Широкий язык высунуть и, подняв кончик, провести им сверху вниз по всей верхней губе.
Ребёнок слизывает сладкое с губ.
«Напилась кошечка молока, теперь будет умываться лапкой».
Логопед:
«Кошечка поела и песенку запела!»
Раздаётся мурлыканье кошки.
Логопед:
«Песенку мамы кошечки услышали её детки – маленькие котята. Вот они! Они очень весёлые и озорные. Погладь их!»
А сейчас, давай послушаем, как мяукают котята».
Раздаётся мяуканье котят. (Тихо, высоким голосом.)
«А теперь, послушай, как мяукает мама-кошка».
Раздаётся мяуканье кошки. (Громко, низким голосом.)
5. Пальчиковая гимнастика. «Котёнок». Прищепкой «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха.
Логопед:
«Разогреем наши пальчики, поиграем с «котёнком».
2 3 4 5
Кусается сильно котёнок - глупыш,
5 4 3 2
Он думает: это не палец, а мышь (смена рук)
2 3 4 5
Но я же играю с тобою, малыш,
5 4 3 2
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
6. Работа с фланелеграфом. Игра «Большой-маленький».
Логопед:
«Наши котята очень расшалились, они играли с клубочками, да все перепутали. Помоги мне, пожалуйста, разложить их в корзины. Большие синие клубочки поместим в большую синюю корзину».
Раскладываем синие клубочки в синюю корзину.
«А маленькие жёлтые клубочки в маленькую жёлтую корзиночку».
Раскладываем жёлтые клубочки в жёлтую корзину.
Логопед:
«Какой, ты молодец, помог мне разложить клубочки по корзинам».
7. Физкультминутка «Кошка».
Под музыку выполнение движений в соответствии с текстом.
Логопед:
«А сейчас, мы с тобой превратимся в кошечек».
«Осторожно, словно кошка, От дивана до окошка
На носочках я пройдусь
Лягу и в кольцо свернусь,
А теперь пора проснуться.
Распрямиться, потянуться!
Я легко с дивана спрыгну,
Спинку я дугою выгну».
8. Дидактическая игра «Спрячь мышку».
В четырёх разноцветных домиках в окошке сидит мышка. Соотнести дверь и домик по цвету.
Логопед:
«Кошки очень любят ловить мышек. Спрячем мышку в домик. Закроем её дверцей».
«Молодец, как хорошо ты спрятал мышку. Теперь кошке её не найти».
9. Итог занятия. Сюрпризный момент.
Логопед:
«Молодец, Лёша! Как много мы сегодня с тобой сделали и узнали. Кошечке очень у нас понравилось в гостях, она хочет тебя угостить».
В миске лежит печенье в форме рыбок.
Логопед:
«Кошечка просит, чтобы мы оставили её и котяток у нас в кабинете. Оставим».
Под спокойную музыку логопед с ребёнком сажают кошачью семью в корзинку.
«Попрощаемся с нашими гостями. Помашем рукой».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема: Сюжетно-ролевая игра «Лесные сказки»
Конспект урока-занятия для детей и подростков с тяжелыми нарушениями интеллекта и сопутствующей патологией....
Конспект урока по родной речи и окружающему миру Тема: "Наши помощники"
Презентация конспекта занятия по родной речи и окружающему миру с элементами самообслуживания для детей с тяжелым нарушением интеллекта....
Конспект урока по развитию речи и окружающему миру "Наши помощники"
Конспект урока для детей с умеренными интеллектуальными нарушениями....
Конспект урока по развитию речи и окружающему миру Тема урока:"Весна"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема урока: «Весна»...
Конспект урока по развитию речи и окружающему миру "Секреты здоровья"
Конспект урока "Секреты здоровья" разработан для учащихся класса "Особый ребенок" 8-го года обучения...
конспект урока по развитию речи и окружающему миру "Проигрывание ситуации "Накрываем стол к чаю"
предмет "Развитие речи и окружающий мир"...
Конспект урока по развитию речи и окружающему миру для учащихся с ОВЗ "Домашние питомцы".
Конспект открытого занятия предназначен для детей с ОВЗ (IIвариант обучения). Он способствует возникновению речевой активности детей посредством создания коммуникативных ситуаций, развивает неречевые ...