Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир" на тему: "Домашние животные. Кошка с котятами"
план-конспект урока по теме

Сафронова Ирина Олеговна

Урок, составленный для детей с системным недоразвитием речи тяжёлой степени при умственной отсталости и сочетанными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domashnie_zhivotnye.koshka_s_kotyatami.foto_.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское бюджетное государственное стационарное учреждение

Социального обслуживания

«Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 4»

(СПб БГСУ СО «ДДИ № 4»)

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директор по УВР:         _

__________________________  

«    » _______________ 20___г.    

Конспект индивидуального логопедического занятия

для детей с системным недоразвитием речи тяжёлой степени при умственной отсталости

на тему: «Домашние животные. Кошка с котятами».

Составила логопед отделения «Милосердие»:

Сафронова Ирина Олеговна

г. Павловск

17 апреля 2012 г.

Цель: Сформировать представления о домашнем животном кошке и  её детёнышах.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные задачи:

  • Обогатить представление у ребёнка о кошке и её повадках;
  • Познакомить с детёнышами кошки -  котятами;
  • Учить различать голоса кошки и котят;
  • Расширить пассивный словарь по данной теме (лакает, мяукает, мурлычет; шёрстка – мягкая, пушистая, шелковистая; кошка – домашняя, ласковая, добрая; котята – маленькие, весёлые, озорные);
  • Сформировать обобщающее понятие «домашнее животное».

 2. Коррекционно-развивающие задачи:

  • Стимулировать речевую активность (стремление к речевому общению через игровые ситуации);
  • Способствовать развитию артикуляционной моторики и звукоподражанию;
  • Развивать жестовую речь (приветствие, прощание);
  • Способствовать развитию физиологического дыхания;
  • Развивать мелкую моторику и координацию движений;
  • Развивать умение группировать предметы по размеру, цвету;
  • Развивать зрительное и слуховое внимание.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать положительное эмоциональное отношение к домашним животным, желание заботиться о них;
  • Воспитывать у ребёнка интерес к занятиям.

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением кошек, просмотр мультфильмов, раскрашивание; прослушивание кошачьих звуков; игры на развитие моторики рук: упражнение с прищепками «Усы для кота»; игры на определение цвета и размера предмета.

Оборудование: мягкие игрушки (кошка с котятами, мышка), DVD- проигрыватель с музыкой и кошачьими звуками, миска, баночка с «молоком», прищепка-котёнок, дорожка с кошачьими следами, разноцветные домики (красного, жёлтого, синего, зелёного цвета) с мышками, картинка «кошка с котятами», фланелеграф, 2 корзинки из картона (большая-синяя, маленькая-жёлтая), 6 клубков из картона (3 больших-синих, 3 маленьких-жёлтых), печенье-крекер, подушка. 

                           

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед:

“Здравствуй, Лёша! Посмотри, сколько гостей пришло к нам на занятие. Давай с ними поздороваемся. Помашем рукой”.                                                             «Все ли гости к нам пришли?! Кажется, кто-то опаздывает!»

Раздаётся мяуканье кошки.

Логопед:

«Кто мяучит у дверей? Открываем поскорей!»

За дверью сидит кошка.

Логопед:

«А, эта кошка Мурка к нам просится!»

Взять кошечку и под музыку внести в кабинет. Посадить на подушечку.

Логопед:

«Кошечка живёт у нас в доме, и поэтому она - домашнее животное».

2. Рассматривание кошки. Логопед комментирует, а ребёнок показывает на игрушечной кошке части тела.

Логопед:

«Кошка в гости к нам пришла,                                                                                  И теперь мы все узнаем:                                                                                      Наша кошечка, какая?   Добрая, ласковая.                                                                                                 У неё 4 лапки,                                                                                                           Давай, посчитаем: 1, 2, 3, 4…                                                                                    А на лапках -                                                                                                      Коготки-царапки.                                                                                                        Есть ещё у кошки ушки,                                                                                     Ушки-слушки на макушке,                                                                                 Глазки, носик…                                                                                                       Очень длинные усы.                                                                                                  Хвост невиданной красы.                                                                                             Кошка очень любит ласку,                                                                                         Сразу замурлычет сказку…                                                                                       Мур – мур - мур...                                                                                                        Мы погладим Мурку                                                                                                      По пушистой шкурке.                                                                                              Как же шёрстка хороша,                                                                                 Мягкая, пушистая, очень шелковистая.                                                              Кошка любит умываться                                                                                           И чтоб чистой оставаться себя лижет язычком.                                                     Кошка очень любит спать,                                                                                                 С миски молочко лакать».

3. Дыхательная гимнастика. «Остудить молоко».

Логопед:

«Нальём для нашей кошки Мурки молочко в миску. Что-то наша кошка не хочет молочко лакать. Наверно, оно слишком горячее! Давай, подуем, чтобы оно остыло».

Дуть на миску с молоком.

4. Артикуляционная гимнастика. «Кошка лакает молоко».

Логопед:

«Молочко остудили. Дадим кошечке его полакать.

Молоко лакает кошка,                                                                                             Молока уже немножко.

Широкий язык высунуть и, подняв кончик, провести им сверху вниз по всей верхней губе.

Ребёнок слизывает сладкое с губ.

«Напилась кошечка молока, теперь будет умываться лапкой».

Логопед:

«Кошечка поела и песенку запела!»

Раздаётся мурлыканье кошки.

Логопед:

 «Песенку мамы кошечки услышали её детки – маленькие котята. Вот они! Они очень весёлые и озорные. Погладь их!»

А сейчас, давай послушаем, как мяукают котята».

Раздаётся мяуканье котят. (Тихо, высоким голосом.)

 «А теперь, послушай, как мяукает мама-кошка».

Раздаётся мяуканье кошки.  (Громко, низким голосом.)

5. Пальчиковая гимнастика. «Котёнок». Прищепкой «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха.

Логопед:

«Разогреем наши пальчики, поиграем с «котёнком».

      2              3           4               5

Кусается  сильно котёнок - глупыш,

       5               4          3            2

Он думает: это не палец, а мышь   (смена рук)

      2           3            4              5

Но   я   же играю с тобою, малыш,

        5              4                    3                 2

 А будешь  кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

6. Работа с фланелеграфом. Игра «Большой-маленький».

Логопед:

«Наши котята очень расшалились, они играли с клубочками, да все перепутали. Помоги мне, пожалуйста, разложить их в корзины. Большие синие клубочки поместим в большую синюю корзину».

Раскладываем синие клубочки в синюю корзину.

«А маленькие жёлтые клубочки в маленькую жёлтую корзиночку».

Раскладываем жёлтые клубочки в жёлтую корзину.

Логопед:

«Какой, ты молодец, помог мне разложить клубочки по корзинам».

7. Физкультминутка «Кошка».

Под музыку выполнение движений в соответствии с текстом.

                       

Логопед:

«А сейчас, мы с тобой превратимся в кошечек».

«Осторожно, словно кошка,                                                                                           От дивана до окошка

На носочках я пройдусь

Лягу и в кольцо свернусь,

А теперь пора проснуться.

Распрямиться, потянуться!

Я легко с дивана спрыгну,

Спинку я дугою выгну».

8. Дидактическая игра «Спрячь мышку».

В четырёх разноцветных домиках в окошке сидит мышка. Соотнести дверь и домик по цвету.

Логопед:

«Кошки очень любят ловить мышек. Спрячем мышку в домик. Закроем её дверцей».

«Молодец, как хорошо ты спрятал мышку. Теперь кошке её не найти».

9. Итог занятия. Сюрпризный момент.

Логопед:

«Молодец, Лёша! Как много мы сегодня с тобой сделали и узнали. Кошечке очень у нас понравилось в гостях, она хочет тебя угостить».

В миске лежит печенье в форме рыбок.              

Логопед:

«Кошечка просит, чтобы мы оставили её и котяток у нас в кабинете. Оставим».

Под спокойную музыку логопед с ребёнком сажают кошачью семью в корзинку.

«Попрощаемся с нашими гостями. Помашем рукой».     

   

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема: Сюжетно-ролевая игра «Лесные сказки»

Конспект урока-занятия для детей и подростков с тяжелыми нарушениями интеллекта и сопутствующей патологией....

Конспект урока по родной речи и окружающему миру Тема: "Наши помощники"

Презентация конспекта занятия по родной речи и окружающему миру с элементами самообслуживания для детей с тяжелым нарушением интеллекта....

Конспект урока по развитию речи и окружающему миру "Наши помощники"

Конспект урока для детей с умеренными интеллектуальными нарушениями....

Конспект урока по развитию речи и окружающему миру Тема урока:"Весна"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439  Петродворцового района Санкт-Петербурга   Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема урока: «Весна»...

Конспект урока по развитию речи и окружающему миру "Секреты здоровья"

Конспект урока "Секреты здоровья" разработан для учащихся класса "Особый ребенок" 8-го года обучения...

Конспект урока по развитию речи и окружающему миру для учащихся с ОВЗ "Домашние питомцы".

Конспект открытого занятия предназначен для детей с ОВЗ (IIвариант обучения). Он способствует возникновению речевой активности детей посредством создания коммуникативных ситуаций, развивает неречевые ...