Методическая разработка Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир" на тему "Лесные ягоды"
план-конспект урока (7 класс) на тему
Урок направлен на знакомство с такими лесными ягодами как черника, брусника, клюква, с характерными внешними особенностями каждого вида ягод, вкуса, особенностями произрастания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 32.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по предмету развитие речи и окружающий мир «Лесные ягоды».
Автор-составитель:
учитель ГБОУ школы №565 Кировского района Санкт-Петербурга
Семикова Марина Владимировна
ТЕМА: Лесные ягоды.
ЦЕЛЬ: Формирование представлений о лесных ягодах.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- познакомить с названиями и особенностями лесных ягод;
- формировать умение различать ягоды по внешним признакам.
Коррекционно-развивающие:
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать умение слушать словесную инструкцию учителя;
- активизировать словарь;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, дарам природы;
- развивать интерес к окружающему миру.
СЛОВАРЬ: лесные ягоды, брусника, клюква, черника, кустарничек, ельник, болото, вкус, кислая, сладкая, польза, здоровье, свет, солнце, влага, варенье.
ОБОРУДОВАНИЕ: плакат «Лукошко» с карманами для карточек, карточки с изображением ягод черники, клюквы, брусники, карточки-пиктограммы «Ельник» (три елочки в шахматном порядке), «Делянка» (три пенька в шахматном порядке), «Болото» (три горизонтальных полоски в шахматном порядке), компьютерное оборудование для показа презентации, диск с презентацией, музыкальный диск «Солнышко лучистое» для проведения физкультминутки, раздаточный материал: карточки с изображением лесных ягод, листок с кроссвордом со словом «лес».
ТЕХНОЛОГИИ: коррекционно-развивающие, игровые.
ХОД УРОКА
Организационный момент:
Приветствие. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какое украшение я принесла нашей кукле – это украшение называется бусами, потрогайте их! Какие они? (Гладкие, крепкие круглые, красные.) Правильно! А что напоминают нам эти бусы? Конечно, они очень похожи на ягодки, вот о них мы сегодня и поговорим.
Тема урока:
Сегодня на уроке мы познакомимся с лесными ягодами, их названием и особенностями, а также узнаем, где конкретно в лесу они растут, чтобы собрать их целую корзину!
Вводная часть:
На перемене к нам приходили гости – лесники и оставили в подарок лукошко с лесными ягодами. У вас на столе лежат карточки с изображением этих ягод. Я буду доставать карточки из лукошка, а вы будете находить у себя точно такие же и выкладывать их перед собой.
Основная часть:
Работа с карточками. Вынимаю из лукошка первую ягодку – это черника. Найдите и положите перед собой точно такую же карточку. А как вы думаете, почему у нее такое название? Правильно! На первый взгляд ока кажется нам черной, и если съесть горсть этих ягод, язык тоже будет черный. Эта ягода растет в еловом лесу, где много-много елей, там тень и влага. Посмотри на пиктограмму (показать пиктограмму «ельник» с тремя елочками). Черничный кустик – это полукустарничек, по величине примерно как школьная линейка.
Из черники варят очень вкусное варенье, но полезнее для здоровья она, конечно, в свежем виде. Во время Второй мировой войны военные летчики, употреблявшие в питание чернику заметили, что их зрение улучшилось. Черника полезна не только при глазных болезнях, в ней много витаминов и микроэлементов. Чернику в доме кто имеет, тот, представьте, не болеет!
Берем из лукошка вторую ягоду, а вы найди у себя точно такую же и положи перед собой. Это брусника, она красного цвета. Растет брусника чаще всего на делянках – местах, где вырублен лес, там много пеньков и очень светло. Посмотри на пиктограмму (показать пиктограмму «лесосека» с тремя пеньками). Кустик брусники по величине не выше кусочка школьного мела, предпочитают расти вокруг пеньков или на возвышенных кочках, которые хорошо освещаются солнышком. С одного кустика можно собрать сразу горсть брусники. Место, где растет много таких кустиков, называется брусничником. Из брусники тоже варят варенье, делают начинку для пирога, варят морсы, он хорошо утоляет жажду.
Ягодка-по-ягодке –
Корзинка наполняется,
На скатерти нарядной
Пирог будет с румянцем!
В лукошке осталась еще одна ягодка – это клюква. Найдите у себя точно такую же карточку и положите перед собой. Это болотное растение, оно высоко ценится как за своеобразный вкус, так и за целебные свойства. Раньше размятые ягоды прикладывали к ранам и язвам, В них много витаминов. Эта ягода растет на болоте, где много света и влаги. Посмотри на пиктограмму болота (показать пиктограмму «болото» с тремя горизонтальными черточками». Тонкий стебелек растения стелется по влажной поверхности мха, а ягоды словно рассыпаются по всему болоту.
Чуть едва колышется березка на ветру,
В небесах нам видится гусиный клин вверху.
Лесом огорожено болото, ты – постой:
Красные горошины растеклись рекой!
Спелая клюква имеет бордовый цвет, у нее кислый вкус, но она очень полезна для здоровья, особенно в свежем виде. Из нее готовят кисель и морс. Клюквенный морс тоже хорошо утоляет жажду, а вместе с брусникой клюкву добавляют в чай при высокой температуре тела.
Динамическая пауза:
Зарядка под музыку «Солнышко лучистое любит скакать, с облачка на облачко перелетать и т.д.».
Ягоды в лукошке закончились. Какие ягоды там были? Правильно! Черника, брусника, клюква.
Закрепление материала:
Ягоды в лукошке закончились. Какие ягоды там были? Правильно! Черника, брусника, клюква.
Игра «Найди домик». Описание: у ребенка по несколько карточек лесных ягод. На столе раскладываются пиктограммы «домики». Цель игры: назвать ягоду, найти для нее домик-пиктограмму и положить под ним карточку с изображением ягоды. Игра повторяется, пока все карточки не будут разложены по домикам или по желанию детей.
Итоги:
Ребята, мы сегодня на уроке познакомились с лесными ягодами: черникой, брусникой, клюквой. Научились различать их по внешнему виду и узнали, где в лесу их найти.
Оценка:
Вы на уроке были внимательны и правильно выполняли все инструкции учителя. Вы – молодцы!
Окончание урока:
На следующем уроке мы познакомимся с садовыми ягодами, а сейчас я дам вам домашнее задание нарисовать рисунок на тему «Лесные ягоды».
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема: Сюжетно-ролевая игра «Лесные сказки»
Конспект урока-занятия для детей и подростков с тяжелыми нарушениями интеллекта и сопутствующей патологией....
Конспект урока по родной речи и окружающему миру Тема: "Наши помощники"
Презентация конспекта занятия по родной речи и окружающему миру с элементами самообслуживания для детей с тяжелым нарушением интеллекта....
Конспект урока по развитию речи и окружающему миру "Наши помощники"
Конспект урока для детей с умеренными интеллектуальными нарушениями....
Методическая разработка.Конспект урока для учащихся 6 класса по теме "Экологические проблемы и защита окружающей среды"
Конспект урока для учащихся 6 класса по теме "Экологические проблемы и защита окружающей среды" с выходом на иссследовательский проект....
Конспект урока по развитию речи и окружающему миру Тема урока:"Весна"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема урока: «Весна»...
Конспект урока по развитию речи и окружающему миру 7 класс (ТМНР) Тема урока «Организация элементарного экспериментирования. Посадка лука»
Урок-практикум по посадке лука для детей с ТМНР....
Методическая разработка "Конспект урока по Окружающему природному миру на тему "Деревья осенью" для детей с нарушением слуха
Конспект урока для учителей и воспитателей, работающих с детьми с нарушением слуха по предмету "Окружающий природный мир". Конспект соответствует методике, содержит много игровых заданий. По...