Урок ритмики в 4 классе "Русская ярмарка"
методическая разработка на тему
Представлена методическая разработка урока ритмики «Веселая ярмарка» и фотоколлаж.
Урок проводится в 4 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Тип урока: обобщающий урок
Вид урока: урок - путешествие
Урок построен на основе развивающих методик и представляет собой систему специальных упражнений и игр, направленных на развитие физических, психомоторных и творческих способностей детей. Если игра для ребёнка - это способ существования, способ познания и освоение окружающего мира, то специальные упражнения и игры на уроках ритмики - это шаг к постижению танцевального искусства, начало художественной деятельности и творчества учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ritmiki_v_4_klasse.rar | 329.26 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ «Полтавская школа-интернат VIII вида»
Методическая разработка урока по ритмике
для учащихся 4 класса
(с использованием здоровьесберегающих технологий)
Тема урока
« Русская ярмарка»
(по мотивам русских народных и композиторских песен)
Учитель - Полыгалова Г.В.
р.п. Полтавка Омской области
2013 год
Цель урока: закрепление танцевально-ритмических упражнений и танцев,
разученных в III четверти.
Задачи урока:
-дать представление о русской ярмарке, ее назначении;
-воспитывать уважение к русским традициям и народному фольклору;
-развивать чувство ритма, двигательную память, речь, внимание, корректировать двигательную сферу.
Музыкально – иллюстративный материал:
«Выйду на улицу». Русская народная песня.
«Ах вы сени». Русская народная песня.
«Во поле береза стояла». Русская народная песня.
«Моя Россия». Музыка Г. Струве, слова М.Пляцковского
«Калинка». Русская народная песня.
Оборудование и материалы:
-магнитофон
-фортепиано
-презентация
-ноутбук
-видеопроектор
-короб, мячи, цветы, веточки, ложки, бубен, березка, жетоны.
Методы:
-беседа
-сравнение
-анализ
-обобщение
Структура урока:
- Оргмомент. Приветствие.
Упражнения на ориентировку в пространстве
- Сообщение задач урока. Беседа о ярмарке.
Народные забавы на ярмарке – этапы урока.
- Развлечение первое. «Состязание в ловкости».
Общеразвивающие упражнения с мячами.
- Развлечение второе. «Пляска».
Ритмический танец. «Выйду на улицу» -р.н.п.
- Развлечение третье. Игра на ложках.
Упражнение на чувство ритма. «Ах вы сени», р.н.п.
- Развлечение четвёртое. Хоровод.
«Во поле береза стояла». Русская народная песня.
- Развлечение пятое – Игра.
Игра с бубном.
- Песня о России.
Упражнение с цветами. Песня «Моя Россия».
- Подведение итогов урока.
Цветок вопросов. Рефлексия.
Ход урока:
№ | Содержание материала | Организационно-методические указания |
I. II. III 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. IV. 1. 2. 3. 4. V. VI. VII. VIII. 1. 2. IX. | ОРГМОМЕНТ. (Слайд 1) -Здравствуйте! -На какой урок вы пришли? (На ритмику). -Чем мы с вами занимаемся на уроке? (Выполняем упражнения, учимся танцевать, играем на русских народных инструментах, играем в подвижные игры). -А зачем нужен урок ритмики? (Для общего физического развития). УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ Команда: «Класс, напра-во! За направляющим по залу под музыку шагом марш!» Упражнения при ходьбе: - руки вверх; - руки за голову; - ходьба с высоким подниманием бедра. Бег: - правым боком, руки - свободно; - левым боком, руки - свободно; - подскоки с ноги на ногу, руки – на поясе. Переход на ходьбу с восстановлением дыхания: -руки в стороны, делаем взмахи, небыстрый шаг на стопе. СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ. -Тема нашего урока «Русская ярмарка». (Слайд 2). Сегодня мы отправимся в путешествие на ярмарку. Вы будете не только зрителями, но и участниками русской ярмарки. (Слайд 3). Мы должны: -закрепить разученные упражнения танцевально-ритмической гимнастики и танцы; -получить представление о русской ярмарке, ее назначении и народных забавах; -воспитывать в себе любовь и уважение к России, к русским традициям и народному фольклору; -развивать чувство ритма, двигательную и музыкальную память, речь, внимание. (Слайд 4) -Я буду выступать в роли коробейника. Как вы думаете, кто такой коробейник? (Торговец различным товаром, без которого не обходилась ни одна ярмарка на Руси). -Я буду раздавать вам различный товар, а также жетоны, оценивающие каждое выполненное вами упражнение: красный – отлично, желтый – хорошо, синий - удовлетворительно. В конце урока мы подведем итог: у кого окажется больше красных жетонов, получит за урок «5», больше желтых жетонов - «4», больше синих жетонов - «3». (Слайд 5) Собирайся, народ! Всех нас ярмарка зовет! Заходите – не пожалеете, коли время имеете! Будьте как дома, не стесняйтесь! По ярмарке русской прогуляйтесь! Ярмарки на Руси зародились с незапамятных времен. (Слайд 6) Мелкие ярмарки длились по нескольку дней, а крупные и вовсе могли продолжаться месяц. Для чего устраивали ярмарки? (V) Ярмарка была не только торговым центром, где продавался различный товар, но и местом для народных забав. (Слайд 7) На ярмарке людям предлагалось множество развлечений: люди устраивали состязания в силе и ловкости, пели песни, плясали, играли на музыкальных инструментах… Человек, оказавшийся на праздничной площади, некоторое время пребывал в удивлении и растерянности, а затем незаметно для самого себя вовлекался в ярмарочный праздничный водоворот, где сам пел песни и танцевал. Давайте представим, что мы попали на настоящую русскую ярмарку и приняли участие в народных забавах. РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПЕРВОЕ – СОСТЯЗАНИЕ В ЛОВКОСТИ И СИЛЕ (Слайд 8) Любит русский человек праздник силы всякой, Оттого и хлеще всех он в труде и в славе. И в привычке у него – издавно, извечно За любое удальство уважать сердечно. -Ребята, а вы покажете свою удаль, выполняя упражнения на развитие силы мышц рук и ног. Рассчет на 1-2. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ И.П. – основная стойка, ноги врозь 1- руки к плечам 2 – руки вверх 3 – руки к плечам 4 – и.п. И.П. – основная стойка, ноги врозь 1 – руки вперёд 2 – руки вверх 3 – руки вперёд 4 – и.п. И.П. – основная стойка - ноги врозь, руки внизу, ладони вверх. 1 – 2 – поочерёдное сгибание рук в локтевом суставе. И.П. –основная стойка - ноги шире плеч, руки внизу. 1-наклон – положить мячи 2- выпрямиться 3- наклон – взять мячи 4 - выпрямиться. И.П. – основная стойка, ноги врозь 1- наклон туловища вправо, левая рука скользит вдоль туловища вверх. 2- и.п. 3 – наклон туловища влево, правая рука скользит вдоль туловища 4 – и.п. И.П. – основная стойка, руки внизу. 1- выпад правой ногой вперёд, руки в стороны, 2 – вернуться в и.п. 3 – выпад левой ногой вперёд, руки в стороны, 4 – вернуться в и.п. И.П. – ноги на уровне плеч, руки к плечам. 1 – полуприсед, с поворотом направо, 2- и.п. 3 – полуприсед в другую сторону 4 – и.п. Упражнение на восстановление дыхания. И.П. – основная стойка 1 - руки вверх (вдох), 2 – руки вниз (выдох) Молодцы, ребята! Вы выполнили упражнения дружно и слаженно. РАЗВЛЕЧЕНИЕ ВТОРОЕ – ПЛЯСКА (Слайд 9) Эй, ребята, выходите, Пляску русскую начните! В этой пляске удалой Пусть кружится шар земной. РИТМИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ «ПЛЯСОВАЯ» Вступление. И.П. – стойка руки на поясе. 1 – полуприсед с поворотом туловища направо, руки внизу. 2- вернуться в и.п. 3- – полуприсед с поворотом туловища налево, руки внизу. 4- вернуться в и.п. 1-3 – три шага вперёд, постепенно раскрывая руки в стороны. 4 - притоп правой ногой, руки в стороны. 5-7 - три шага назад, руки через вторую позицию на пояс («закрыть») 8 - притоп правой ногой, руки на поясе. Повтор: Кружение поскоками. Проигрыш: 1 – полуприсед с поворотом туловища направо 2- вернуться в и.п. 3 – полуприсед с поворотом туловища налево 4- вернуться в и.п. 1-2- приставной шаг вправо, руки на поясе; 3 – шаг вправо. 4 – левую ногу в сторону на пятку, с наклоном туловища влево, руки в стороны. 5-8 - повторить счёт 1-4 в другую сторону, приставные шаги. Повтор: Кружение поскоками. Проигрыш: 1 – полуприсед с поворотом туловища направо 2- вернуться в и.п. 3 – полуприсед с поворотом туловища налево 4- вернуться в и.п. 1 –2 правую ногу в сторону на пятку, потом на носок 3 – 4-«тройной притоп», руки в стороны; 1 –2 левую ногу в сторону на пятку, потом на носок 3 – 4-«тройной притоп», руки в стороны. Повтор: Кружение поскоками. Проигрыш: 1 – полуприсед с поворотом туловища направо 2- вернуться в и.п. 3 – полуприсед с поворотом туловища налево 4- вернуться в и.п. 1-3 – три шага вперёд, постепенно раскрывая руки в стороны. 4 - притоп правой ногой, руки в стороны. 5-7 - три шага назад, руки через вторую позицию на пояс («закрыть») 8 - притоп правой ногой, руки на поясе. Повтор: Кружение поскоками. Проигрыш: 1 – полуприсед с поворотом туловища направо 2- вернуться в и.п. 3 – полуприсед с поворотом туловища налево 4- вернуться в и.п. Поклон. И.П. спина прямая, руки опущены вниз. «Раз» - правая рука в сторону; «два» - правая рука прикладывается к сердцу; «три» - правая рука поднимается к верху; «четыре» - правая рука опускается с наклоном спины вниз. РАЗВЛЕЧЕНИЕ ТРЕТЬЕ – ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ (Слайд 10) На Руси всегда в почёте Коробейники бывали, Ложки, ленты и платочки На базарах продавали. Мы не станем их сегодня Эти ложки продавать. А отстукивая ритм Будем всех здесь развлекать. -Сейчас мы покажем игру на ложках, исполним русскую народную песню «Ах вы, сени». УПРАЖНЕНИЕ НА ЧУВСТВО РИТМА
1 вариация – прием «рука» 2 вариация - прием «коленочки» (по 4 удара) 3 вариация - прием «круг» 4 вариация – прием «плечики» 5 вариация – прием «линеечка» 6 вариация - двойные удары по руке и колену РАЗВЛЕЧЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ – ХОРОВОД (Слайд 11) -На Руси в любое время года, на всех праздниках, и на ярмарке тоже, водили хороводы. Кстати, ученые доказали, что хороводы очень полезны для здоровья и просто для заряда доброй энергии. Выходите, молодцы, Выходите, девицы, По кругу ходить Хороводы водить. Команда: «В круг – становись!» Перестроение в круг. ХОРОВОД «ВО ПОЛЕ БЕРЕЗА СТОЯЛА» И.П. – круг в сцеплении вокруг березки. 1. 1-6 – хороводные шаги вправо по линии танца Припев:7-12 – «припадания» правым боком по линии танца. 2. 1-3 – четыре шага в круг, руки вверх 4-6 - вернуться назад, двигаясь от центра круга, руки внизу. Припев:7-12 – «припадания» правым боком, руки внизу. 3. 1-6 – хороводные шаги вправо по линии танца Припев:7-12 – «припадания» правым боком, руки внизу. 4. 1-3 – четыре шага в круг, руки вверх 4-6 - вернуться назад, двигаясь от центра круга, руки внизу. Припев:7-12 – «припадания» правым боком по линии танца.
РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПЯТОЕ – ИГРА (Слайд 12) Ай да русская игра! Собирайся детвора. В волшебный бубен поиграем. Танцевать мы всех заставим. МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МОЙ ВЕСЁЛЫЙ БУБЕН» Учитель бубен пускает по кругу, а дети произносят слова: Ты катись, весёлый бубен, Быстро, быстро по рукам У кого весёлый бубен, Тот сейчас станцует нам. У кого бубен задержался на последних словах песни, тот выходит в круг и танцует. ПЕСНИ О РОССИИ На ярмарках не только развлекались, но и пели песни, в которых воспевали свою Родину – Россию. (Слайд 13) Сейчас мы исполним упражнение с цветами «Моя Россия» УПРАЖНЕНИЕ С ЦВЕТАМИ У моей России длинные косички, У моей России светлые реснички, У моей России голубые очи, На меня, Россия, ты похожа очень. Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией, В небе радуга цветная - Нет земли красивей. Для меня Россия - белые берёзы, Для меня Россия - утренние росы. Для меня, Россия, ты всего дороже, До чего на маму ты мою похожа. Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией, В небе радуга цветная - Нет земли красивей. Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией, В небе радуга цветная - Нет земли красивей. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Веселись, честной народ, Праздник наш к концу идёт. Танцевали до упаду, Получи свою награду. -Итак, сегодня урок ритмики мы посвятили русской ярмарке и русскому народному творчеству. В моем коробе остался один предмет – цветок вопросов. Отрывайте по лепестку, по очереди читайте вопросы и дружно давайте ответы. 1.Для чего проводились ярмарки на Руси? 2.Как долго длились ярмарки в старину? 3.Кто такой коробейник? 4.Какие народные забавы можно было увидеть на ярмарке? 5.Проводятся ли ярмарки в наше время? Чем они отличаются от старинных ярмарок? 6.Какое развлечение тебе особенно понравилось? 7.Что на уроке было сложно выполнять? (Слайд 14) А теперь посмотрим, как мы решили наши задачи: (V) -закрепили разученные упражнения танцевально-ритмической гимнастики и танцы; (V) -получили представление о русской ярмарке, ее назначении и народных забавах; (V) -воспитывали в себе любовь и уважение к России, к русским традициям и народному творчеству; (V) -развивали чувство ритма, двигательную память, речь, внимание. (V) -Молодцы! Но какая ярмарка без сладостей, на ярмарке всегда продавали леденцы в форме петушков, и я вам хочу подарить по вот такому замечательному петушку! РЕФЛЕКСИЯ - Ребята, кому было интересно на уроке, похлопайте в ладоши! -Кто скучал на уроке, закройте лицо руками! Спасибо! Урок окончен! | Построение в шеренгу. Следить за осанкой детей. Исходное положение – пятки вместе, носки врозь. Ноги прямые. Четкое выполнение команд. При ходьбе использовать весь зал. При ходьбе обозначать четко углы зала. Следить за дистанцией. Спина прямая, голову не опускать. Бег выполнять легко, на передней части стопы, руки свободно. Темп быстрый. Руки вверх - вдох, руки вниз - выдох. Дети берут в руки мячи. Упражнение выполнять с мячами. Упражнения выполнять под счёт. Упражнение выполняется вместе с учителем. Руки прямые. Стараться отвести руки до упора. Следить за осанкой. Упражнение выполнять под счет. Сгибание до упора. Мячи в руках. Упражнение выполнять аккуратно. В руках мячи, при наклоне одна рука сгибается в локтях до упора. Туловище держать прямо. Следить за чётким выполнением упражнений. Выпад выполнять небольшой, туловище держать прямо. Поворот туловища до упора. Стопы параллельно. Полуприсед небольшой. Дежурный собирает мячи. Учитель раздает жетоны. Выполнять задорно, легко. Музыка: песня «Выйду на улицу». Стараться выполнять упражнения под музыку и чувствовать ритм музыки. 2 раза Поворот выполнять в одну сторону, затем - в другую. Не торопясь, слушая музыку. Шаги маленькие и чёткие. Руки раскрыть с хорошей амплитудой. 2 раза Упражнение выполнять красиво, смотря в зеркало, корректировать движения. Поклон выполнить красиво, с хорошей амплитудой. Учитель раздает жетоны. Дежурный раздает в руки по две ложки. Дети сидят на стульях, ноги и спина прямые. Чётко отстукивать сильные доли в музыке. Ритм умеренный. Учитель раздает жетоны. Хоровод выполняется в кругу, в медленном темпе. Шаги маленькие. Не спешить. Четко выполнять упражнения в кругу. Шаги выполнять на передней части стопы. Шаги в центр выполнять мягко. Стараться вернуться на исходную позицию. Учитель раздает жетоны. Говорят дети громко и чётко. Один ребенок танцует под русскую народную музыку «Калинка», остальные хлопают в ладоши. И.П. В две шеренги. Руки вверх. Наклон вправо, выпрямиться Наклон влево, выпрямиться Наклон вправо, выпрямиться Наклон влево, выпрямиться Шаги по кругу: руки вперед, вверх, в стороны, вниз Покружиться. Шаги в круг, Из круга Шаги в круг, Из круга Шаги по кругу: руки вперед, вверх, в стороны, вниз Покружиться. Встать в И.П. Руки вперед, вверх, в стороны, вниз Покружиться Учитель раздает жетоны. Ответы детей. Подсчет жетонов, выставление оценок. |
Литература:
М.Н. Мельников. «Русский детский фольклор».Москва, «Просвещение», 1987.
М.А.Михайлова, Н.В.Воронина. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения». В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Уроки ритмики, как часть оздоровительной работы в школе. Из опыта работы.»
«Уроки ритмики, как часть оздоровительной работы в школе. Из опыта работы.»...
урок ритмики «Русская ярмарка»
открытый урок ритмики в 3 классе....
Технологическая карта урока "Лингвистическая прогулка по ярмарке"
Технологическая карта урока...
Методическая разработка урока ритмики в 7 классе, с использованием ИКТ тема урока: «Введение клубной латины в школьную программу на примере танца сальса»
Тема урока: "Введение клубной латины в школьную программу на примере танца сальса"...
Методическая разработка урока ритмики в 8 классе, с использованием ИКТ тема урока: «Введение клубной латины в школьную программу на примере танца аргентинское танго»
Методическая разработка урока ритмики в 8 классе, с использованием ИКТ тема урока: " Введение в клубную латину в школьную програму на примере танца аргентинское танца"...
Конспект открытого урока ритмики для детей первого года обучения (первое полугодие). Тема урока: «Веселое путешествие в страну ритмики»
Тема урока: «Веселое путешествие в страну Ритмика»Тип урока: обобщение и закреплениеВид урока: урок - путешествиеЦель занятия: в игровой форме закрепить знания, умения ...
ПЛАН открытого урока с обучающимися 2 класса хореографического отделения на тему: «Развитие координации обучающихся на уроки ритмики с использованием предмета».
Тема урока: «Развитие координации обучающихся на уроки ритмики с использованием предмета». Цель урока: развитие координации путем повторения и отработки пройденных движений. Выяв...