«Уроки ритмики, как часть оздоровительной работы в школе. Из опыта работы.»
статья по теме
«Уроки ритмики, как часть оздоровительной работы в школе. Из опыта работы.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_26.12.2011.docx | 16.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Уроки ритмики, как часть оздоровительной работы в школе. Из опыта работы.»
В связи с ухудшением здоровья детей традиционная система физического воспитания нуждается в усилении оздоровительной работы, разнообразии методов и приёмов.
Я работаю в школе почти 20 лет. И всё это время вела предмет, который до этого учебного года не являлся основным. Первая моя программа называлась «Культура тела, движение, танец». По-моему, это название сейчас как никогда актуально, культуры нам не хватает, в том числе и физической, а занятия ритмикой и бальным танцем не только укрепляет организм, но и развивает духовно, нравственно.
За годы работы у меня сложилась своя система преподавания предмета. Класс делится на 2 группы. У каждой группы своя программа. Программный материал отобран с учётом физиологических особенностей, доступности движений и сбалансированной нагрузки на все виды мышц.
Положительным моментом является также музыкальное сопровождение – разная музыка влияет на настроение, повышает интерес к занятиям, формирует музыкальный вкус. Работа в ритме укрепляет сердечно-сосудистую систему, развивает внимание.
На уроке дети учатся танцевать в паре, а значит, общаться между собой, приобретают коммуникативные навыки. Всё чаще ребята к предложению встать в пару относятся негативно. Причём, чем дети старше, тем сложнее проходит этот процесс, проявляется нетерпимость друг к другу. На примерах из жизни класса, разбираем понятия «толерантность», «терпимость», «уважение к личности своего одноклассника», т.е. на уроке закладываются основы этики и культуры общения.
Ещё одним положительным моментом в повышении интереса к занятиям является возможность получить дополнительную оценку за подготовку доклада об истории возникновения и развитии танца. Такое же задание я даю и освобождённым от занятия. Также стимулируют детей подготовка к конкурсам, выступлениям, концертам, зачётным урокам.
Я за собой заметила, что всё чаще говорю детям, что занятие необходимо им самим, что здоровье ни за какие деньги не купишь и что его надо беречь смолоду. Настраивая ребят на здоровый образ жизни, объясняю, почему необходимо следить за осанкой, как работает сердечно-сосудистая, дыхательная системы и каким образом это влияет на работу организма в целом, почему на занятие надо приходить в удобной, мягкой обуви и тд..
ПРИМЕР. Совсем недавно встретила маму Лёни Соколова из 8 «Б». Лёня до 5 класса учился в танцевальном классе, занимался в кружке. Так вот мама говорит: « Как жалко, что Лёня бросил занятия. Зря мы сопротивлялись и говорили, что занятий слишком много. Теперь времени свободного много, не знает, чем себя занять, не гуляет, вот и сидит у компьютера, заработал сколиоз».
А ведь, чтобы дети приходили на занятия, что мы с Ольгой Александровной только не делали – и домой заходили, и звонили, и беседы с родителями и детьми вели, и конкурсы в удобное время для родителей проводили, и костюмы шили и много ещё чего делали и результат был. Посмотрите на 8 «А» - они до сих пор выделяются на фоне остальных старшеклассников.
Но не всё так безоблачно на занятиях. В этом году я работаю с целым классом и первое неудобство, которое возникло – маленькая площадь класса, а следствием этого является снижение двигательной активности, потому что приходится делить детей на группы: одна танцует, 2 –сидит. Конечно, это расслабляет, снижается дисциплина, но если этого не делать – повышается травматизм. Но я нашла выход из этой ситуации – привлекаю сидящую группу к оценочной деятельности. Ведь дети так любят критиковать других.
При работе с целым классом, происходит и уменьшение индивидуальной работы с отдельным учеником, приходится упрощать программный материал, уменьшать количество времени на работу в паре, а в некоторых классах и вовсе отказаться от этого вида деятельности. Конечно, это сказывается на уровне и качестве исполнения. Но есть и кружок, где можно развить свои танцевальные способности.
В последнее время наблюдается апатия детей к обучению, равнодушие к своему здоровью. Детям очень трудно весь урок двигаться. Часто слышу: «Можно сесть, я устал». И реально на лицах написана усталость, хотя 2-3 года назад такая нагрузка не вызывала усталости.
На экране вы видите стадии развития утомления на уроке физкультуры, но и на других предметах дети устают. Уважаемые учителя, изучите внешние признаки, следите за состоянием ребят и на своём уроке и вовремя проводите физкультминутки.
Ещё одна проблема – отсутствие у детей целеустремлённости, желания быть первым, преодолевать трудности, и это тоже снижает качество знаний и умений. А ведь только делая над собой усилие - человек растёт и развивается.
Расслабляют детей и освобождения от уроков. Но здесь необходимо вести разъяснительную работу и с классными руководителями, и с детьми и их родителями и даже с врачами, которые эти освобождения выдают.
ВЫВОД. Формировать стремление к здоровому образу жизни необходимо не только на уроках физкультуры, ритмики, биологии, ОБЖ, но и на классных часах, классных и общешкольных родительских собраниях, подключать к этой работе классных руководителей, родителей, врачей. Проводить различные спортивные мероприятия, выпускать стенгазеты, рисовать плакаты и тд..
И в заключении: чем старше ученики, тем сложнее воздействовать на их почти сформировавшиеся взгляды на жизнь. Поэтому наша главная задача - не упустить молодое поколение, младших школьников и продолжать вести разъяснительную работу с их родителями. Максимальный результат мы можем достигнуть только при чётко спланированной и организованной работе, на личном примере и уверенности педагога в необходимости такой работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ» (из опыта работы)
География – единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. Она охватывает всю систему «природа – человек – хозяйство». Кроме собственно географи...
Об использовании классными руководителями здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Их опыта работы учителей МОУ школы №13 г.о. Жуковский Московской области
В работе представлена система работы по здоровьесбережению в начальной школе...
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры ( из опыта работы)
Главным в обучении правописанию является правило и его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако оно возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфоргамму. ...
Система работы учителя по проверке результатов обучения учащихся в коррекционной школе (из опыта работы)
Повторение и проверка исторический фактов, и понятий на уроках истории....
«Одарённые дети и особенности работы с ними в старшей профильной школе» из опыта работы Сидельниковой И.В., учителя русского языка и литературы
Тезисы выступления. «Ничто не служит таким очевидным показателем умственной одаренности, как постоянное возникновение у человека новых мыслей». А. Н. Леонтьев. Под одарённостью ребёнка пон...
«Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и школы. Из опыта работы с семьёй в основной школе»
Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога....
Авторская методическая разработка (Урок-путешествие по английскому языку «Прогулка в осеннем саду» для начальной школы) (из опыта работы в ГБОУ школе №110)
Необычный урок-путешествие на английском языке для начальной школы. Проходит в осеннем саду. Дети читают стихи и прозу об осенней природе на английском языке....