«Уроки ритмики, как часть оздоровительной работы в школе. Из опыта работы.»
статья по теме

«Уроки  ритмики, как часть оздоровительной  работы в школе.  Из опыта работы.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_26.12.2011.docx16.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Уроки  ритмики, как часть оздоровительной  работы в школе.  Из опыта работы.»

         В связи с ухудшением здоровья детей традиционная система физического воспитания нуждается в усилении оздоровительной работы, разнообразии методов и приёмов.

    Я работаю в школе почти 20 лет. И всё это время вела предмет, который до этого учебного года не являлся основным. Первая моя программа называлась «Культура тела, движение, танец». По-моему, это название сейчас как никогда актуально, культуры нам не хватает, в том числе и физической, а занятия ритмикой и бальным танцем не только укрепляет организм, но и   развивает духовно, нравственно.

      За годы работы у меня сложилась своя система преподавания предмета. Класс делится на 2 группы. У каждой группы своя программа. Программный материал отобран с учётом физиологических особенностей, доступности движений и сбалансированной нагрузки на все виды мышц.

    Положительным моментом является также музыкальное сопровождение – разная музыка влияет на настроение, повышает интерес к занятиям, формирует музыкальный вкус. Работа в ритме укрепляет сердечно-сосудистую систему, развивает внимание.

    На уроке дети учатся танцевать в паре, а значит, общаться между собой, приобретают коммуникативные навыки. Всё чаще ребята к предложению встать в пару относятся негативно. Причём, чем дети старше, тем сложнее проходит этот процесс, проявляется нетерпимость  друг  к другу. На примерах из жизни класса, разбираем понятия  «толерантность», «терпимость»,  «уважение к личности своего одноклассника», т.е. на уроке закладываются основы этики и культуры общения.

    Ещё одним положительным моментом в повышении интереса к занятиям является возможность  получить дополнительную оценку за подготовку доклада об истории возникновения и развитии танца. Такое же задание я даю и освобождённым от занятия.  Также стимулируют детей  подготовка к конкурсам, выступлениям, концертам, зачётным урокам.

     Я за собой заметила, что всё чаще говорю детям, что занятие необходимо им самим, что здоровье ни за какие деньги не купишь и что его надо беречь смолоду.  Настраивая ребят на здоровый образ жизни, объясняю, почему необходимо следить за осанкой, как работает сердечно-сосудистая, дыхательная системы и каким образом это влияет на работу организма в целом, почему на занятие надо приходить в удобной, мягкой обуви и тд..

       ПРИМЕР.  Совсем недавно встретила маму Лёни Соколова из 8 «Б».  Лёня до 5 класса учился в танцевальном классе, занимался в кружке. Так вот мама говорит: « Как жалко, что Лёня бросил занятия. Зря мы сопротивлялись  и говорили, что занятий  слишком много. Теперь времени свободного много, не знает, чем себя занять, не гуляет,  вот и сидит у компьютера, заработал сколиоз».

     А ведь, чтобы дети приходили на занятия, что мы с Ольгой Александровной только не делали – и домой заходили, и звонили, и беседы с родителями и детьми вели, и конкурсы в удобное время для родителей проводили, и костюмы шили и много ещё чего делали и результат был. Посмотрите на 8 «А» - они до сих пор выделяются на фоне остальных старшеклассников.

          Но не всё так безоблачно на занятиях. В этом году я работаю с целым классом и первое неудобство, которое возникло – маленькая площадь класса, а следствием этого является снижение двигательной активности, потому что приходится  делить детей на группы: одна танцует, 2 –сидит. Конечно,  это расслабляет, снижается дисциплина, но если этого не делать – повышается травматизм.  Но я нашла выход  из этой ситуации – привлекаю   сидящую группу к оценочной деятельности. Ведь дети так любят критиковать других.  

      При работе с целым классом, происходит и уменьшение индивидуальной работы с отдельным учеником, приходится упрощать  программный материал, уменьшать количество времени на работу в паре, а в некоторых классах и вовсе отказаться от этого вида деятельности.   Конечно, это сказывается на уровне и качестве исполнения. Но  есть и кружок, где можно развить свои  танцевальные способности.

    В последнее время наблюдается апатия  детей к обучению, равнодушие к своему здоровью. Детям очень трудно весь урок двигаться. Часто слышу: «Можно сесть, я устал». И реально на лицах написана усталость, хотя 2-3 года назад такая нагрузка не вызывала усталости.

    На экране вы видите стадии развития утомления на уроке физкультуры,   но и на других предметах дети устают. Уважаемые учителя, изучите внешние признаки, следите за состоянием  ребят и на своём уроке и вовремя проводите физкультминутки.    

     Ещё одна проблема – отсутствие у детей целеустремлённости, желания быть первым, преодолевать трудности, и это тоже снижает качество знаний и умений.  А ведь только делая над собой усилие - человек растёт и развивается.

    Расслабляют детей и освобождения от уроков. Но здесь необходимо вести разъяснительную работу и с классными руководителями, и с детьми и их родителями и даже с врачами, которые эти освобождения выдают.  

    ВЫВОД. Формировать стремление к здоровому образу жизни необходимо не только на уроках физкультуры, ритмики, биологии, ОБЖ, но и на классных часах, классных и общешкольных родительских собраниях, подключать к этой работе классных руководителей, родителей, врачей. Проводить различные спортивные мероприятия, выпускать стенгазеты, рисовать плакаты и тд..

    И в заключении: чем старше ученики, тем сложнее воздействовать на их почти сформировавшиеся  взгляды  на жизнь. Поэтому наша главная задача -  не упустить молодое поколение, младших школьников и продолжать вести разъяснительную работу с их родителями. Максимальный результат  мы можем достигнуть только при чётко спланированной и организованной работе, на личном примере и уверенности педагога в необходимости такой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ» (из опыта работы)

География – единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. Она охватывает всю систему «природа – человек – хозяйство». Кроме собственно географи...

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры ( из опыта работы)

Главным в обучении правописанию является правило и его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако оно возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфоргамму. ...

Система работы учителя по проверке результатов обучения учащихся в коррекционной школе (из опыта работы)

Повторение и проверка исторический фактов,  и понятий на уроках истории....

«Одарённые дети и особенности работы с ними в старшей профильной школе» из опыта работы Сидельниковой И.В., учителя русского языка и литературы

Тезисы выступления. «Ничто не служит таким очевидным показателем умст­венной одаренности, как постоянное возникновение у че­ловека новых мыслей». А. Н. Леонтьев. Под одарённостью ребёнка пон...

«Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и школы. Из опыта работы с семьёй в основной школе»

Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога....

Авторская методическая разработка (Урок-путешествие по английскому языку «Прогулка в осеннем саду» для начальной школы) (из опыта работы в ГБОУ школе №110)

Необычный урок-путешествие на английском языке для начальной школы. Проходит в осеннем саду. Дети читают стихи и прозу об осенней природе на английском языке....