Профориентация
презентация к уроку по теме
Презентация к выступлению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
specialnaya.doc | 295 КБ |
minina_protasova.doc | 111 КБ |
minina_sovetsk.ppt | 2.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Профессиональное самоопределение
и технология поиска работы»
Составитель программы Минина Ольга Ивановна,
педагог-психолог муниципального специального (коррекционного)
образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с
отклонениями в развитии Cпециальной (коррекционной)
общеобразовательной школы-интерната II вида
г. Советска Кировской области
Пояснительная записка
Один из главных жизненных выборов, которые совершает человек в юности – выбор профессии. Выбирая свой профессиональный путь выпускник школы так или иначе выбирает и образ своей жизни. Особенно это актуально для выпускников специальных школ.
В специальной педагогике разрабатываются и остаются актуальными вопросы: повышение социальной компетентности (Мирский, Петрова,), профессиональной подготовки и в дальнейшем решение проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) школ (Т.Г. Богданова, Н.О. Ярошевич). Уделяется внимание проблемам жизненного самоопределения людей с ограниченными возможностями здоровья (А.П. Гозова, Г.Н. Пенин, И.В. Цукерман, В.З. Базоев ).
На «рынке труда» данная категория людей не пользуется спросом в силу особенностей развития:
- сложность общения;
- недостаток социального опыта;
- ограничения в физическом и/или психическом здоровье;
- неумение работать с большим количеством информации и др.
Данные катамнестического исследования и анализ путей трудоустройства выпускников свидетельствуют о том, что выпускникам коррекционной школы сложно найти постоянную высококвалифицированную работу. Особенно трудно социально адаптироваться лицам со сложной структурой дефекта. (Приложение 1)
Поэтому предлагаемая программа предназначена, главным образом, для организации психологического сопровождения подготовки к началу трудовой деятельности учащихся выпускных классов коррекционных школ II и VIII вида.
Целевое назначение программы:
Подготовка учащихся с проблемами в развитии к самостоятельному выбору профессии и поиску работы; успешному прохождению собеседования и адаптации на рабочем месте.
Задачи предлагаемой программы:
1. Формирование знаний и умений у учащихся, необходимых для адекватного выбора будущей профессии, планирования своего профессионального пути в соответствии с личностными возможностями его реализации и с учётом потребностей общественного производства;
2. Изучение профессиональных интересов и индивидуальных личностных особенностей выпускников.
Ожидаемый результат.
- Повышение уровня психологической готовности учащихся выпускных классов к самостоятельной жизни, профессиональному самоопределению и поиску работы.
- Общее и речевое развитие, необходимое для поиска работы и прохождения профессионального собеседования.
- Повышение социальной компетентности выпускников.
Характеристика и адресность программы.
Программа предназначена для практической работы педагога-психолога и/или педагога в выпускных классах специальных (коррекционных) школ II и VIII вида, рассчитана на подростков от 14 до 18 лет. В рамках данной программы предполагается работа по диагностике индивидуальных особенностей и профессиональных склонностей учащихся, обогащение словаря и развитие коммуникативных навыков, повышение социальной компетентности, обучение способам работы с различными источниками информации и решению различных жизненных ситуациях.
Предлагаемый курс является дополнением к существующим программам трудового обучения, развития речи и социально-бытовой ориентации.
В ходе реализации программы предполагаются экскурсии, деловые игры, моделирование жизненных ситуаций, практические работы, работа с деловыми бумагами, просмотр видеозаписей, работа с тестовым материалом и дидактическими пособиями, различного рода рекламой, анкетирование.
Форма проведения занятий зависит от состава, уровня речевой и интеллектуальной подготовки класса. Возможны также лекционные, семинарские и тренинговые занятия.
Данная программа реализуется во внеклассной работе психологом и/или педагогом, либо на факультативных занятиях – производственный класс.
Оценка мотивационной и социально-психологической готовности учащихся проводится в ходе анкетирования в начале и в конце изучения курса.
Учебный план
Содержание программы рассчитано на одногодичный срок обучения и включает 30 занятий академической продолжительности. Данный курс (в настоящий момент он является базовым) реализуется при обучении учащихся с нарушениями слуха (коррекционная школа II вида) и учащихся с нарушениями интеллекта (коррекционная школа VIII вида).
Темп и объём изучения материала для разных категорий подростков является одинаковым, но допускается перераспределение часов для прохождения отдельных тем.
Предусмотрено расширение данного курса для учащихся коррекционной школы II вида (для слабослышащих подростков, обучающихся в средней школе, и учащихся со сложной структурой дефекта, обучающихся в классе с углублённой трудовой подготовкой). (Приложения № 2 и №3). В данном случае возникают принципиальные различия в содержании и объёме изучаемого материала из-за разных целевых установок в обучении детей с нарушениями в развитии. Так, у детей с нарушенным слухом сохранен интеллект, но затруднено речевое общение; у другой категории детей есть проблемы интеллектуального плана.
Программное содержание и тематический план
№ п/п | Разделы и темы | Содержание | Кол-во часов | |
теор.ч. | прак.ч | |||
1 | Введение | - Анкета выпускника - Человек и его потребности | 1 | |
2 | Человек и профессии – 12 часов | |||
1. Понятие о профессии и специальности. | - Профессия и специальность, классификация профессий, профессиограмма. - Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии. - Диагностика профессиональных интересов и склонностей, работоспособности, познавательных способностей. - Экскурсия в профессиональное училище. - Диагностика работоспособности, темперамента, познавательных способностей подростка. - Выполнение упражнений, направленных на развитие познавательных способностей. | 1 | ||
2-3. Профессиональные интересы и склонности. | 2 | |||
4-6. Профессиональная пригодность. | 1 | 2 | ||
7. Причины ошибок и затруднений при выборе профессии. | 1 | |||
8-9. Характеристика профессий. Профессиограмма. | 1 | 1 | ||
10-11. Где можно получить профессию? | 2 | |||
3 | Рынок труда – 6 часов | |||
1. Что такое рынок труда? | - Состояние современного рынка труда. - Формы и методы поиска работы. - Государственная служба занятости населения; фирмы, занимающиеся трудоустройством. | 1 | ||
2. Способы поиска работы. | 1 | |||
3-4. Как стать конкурентно-способным на рынке труда? Службы, оказывающие помощь в трудоустройстве. | 2 | |||
4 | Предприятия и организации нашего города. | Экскурсия на предприятие, либо в любую организацию города. | 2 | |
5 | Профессиональное собеседование – 6 часов | |||
1. Профессиональное собеседования при приёме на работу. | - Особые условия прохождения собеседования подростками с проблемами в развитии. - Виды собеседования при приёме на работу. - Организация и этапы собеседования. Типичные вопросы профессионального собеседования. - Вербальное и невербальное общение. | 1 | ||
2. Подготовка документов для собеседования. | 1 | |||
3-4. Правила поведения при собеседовании. | 2 | |||
5-6. Тренировочное собеседование с работодателем. | 2 | |||
6 | Первые дни на рабочем месте – 4 часа | |||
1. Порядок оформления на работу. Деловые бумаги. | - Заполнение анкеты. - Трудовой договор (контракт). - Практикум делового общения. | 1 | ||
2. Трудовой договор. | 1 | |||
3-4. Как освоиться в новом коллективе? Служебный этикет. | 2 | |||
7 | Законодательство РФ о труде, трудовых отношениях, о льготах для инвалидов. Профсоюзы. | 2 | ||
Итого: 30 часов | 15 | 15 |
Содержание программы
«Профессиональное самоопределение и технология поиска работы»
Раздел 1: Введение (1 час).
На первом занятии учащиеся вместе с руководителем формулируют цели, изучаемого курса. Проводится ориентировочное анкетирование. Анкетирование проводится два раза в год: в начале изучения курса и в конце учебного года (Приложение № 4). Вводятся понятия «потребность», «иерархия потребностей» (используется «пирамида потребностей» А. Маслоу).
Словарь: анкета, анкетирование, потребности человека, иерархия потребностей.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны понять важность и необходимость раннего жизненного и профессионального самоопределения.
Учащиеся должны понять:
- необходимость самостоятельного профессионального определения.
Учащиеся должны уметь:
- выделять главное при работе с анкетой.
Раздел 2: Человек и профессия (11 часов).
1. Понятие о профессии и специальности.
2-3. Профессиональные интересы и склонности.
4. Профессиональная пригодность.
5. Причины ошибок и затруднений при выборе профессии.
6-7. Характеристика профессий. Профессиограмма
8-9. Где можно получить профессию?
В данном разделе изучаются понятия «профессия» и «специальность»; даётся характеристика ряду профессий, доступных для освоения учащимися в дальнейшем. Разграничиваются понятия «интерес» и «профессиональный интерес», «склонности» и «профессиональные склонности»; раскрывается необходимость единства и взаимосвязи интересов и склонностей при выборе профессии. Важным является вопрос о профессиональной пригодности лиц с особыми образовательными потребностями и анализ последствий ошибок при выборе профессии. Проводятся профессиографические экскурсии. Работа по данному разделу осуществляется во взаимосвязи с учителями трудового обучения.
Словарь: профессия, специальность, профессиональные интересы, профессиональная пригодность, профессиограмма, карьера, конкуренция, профориентация, профессиональное тестирование.
Практические работы: заполнение анкеты «Карта интересов» и подбор профессий в соответствии с данными карты интересов; работа с дифференциально-диагностическим опросником (ДДО); выполнение тестовых заданий: теппинг-тест, тест Белова «Темперамент», тест «Корректурная проба»; определение особенностей памяти; составление профессиограммы по выбранной профессии в соответствии с предложенным планом.
Экскурсии
Экскурсия в профтехучилище.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- названия рабочих профессий и специальностей и выполняемые функции работающих по данной профессии (или специальности);
- условия получения данной профессии;
- основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии;
- свои индивидуальные особенности (по результатам тестов);
- причины возникновения утомления и ошибок при работе;
- правила рациональной организации труда.
Учащиеся должны уметь:
- определять типы профессий, распределять профессии и специальности по преобладающему в них умственному или физическому труду;
- составлять рассказ о профессии по плану, пояснять личностное отношение к ней;
- задавать преподавателям профтехучилища вопросы профессионального характера.
- планировать выполнение работы после инструкции руководителя.
- давать отчёт о результатах выполненной работы.
Раздел 3:Рынок труда (4 часа).
1. Что такое рынок труда?
2. Способы поиска работы.
3- 4. Как стать конкурентноспособным на рынке труда?
Службы, оказывающие помощь в трудоустройстве.
Работая по данному разделу, учащиеся получают информацию о «рынке труда» в области и в стране; возможностях трудоустройства молодёжи. При изучении понятия «рынок труда» важно показать взаимосвязь между спросом и предложением. Работа по данному разделу осуществляется совместно со специалистами государственной службы занятости населения.
Словарь: рынок труда, спрос, предложение, конкуренция, работодатель, работоискатель, рабочая сила.
Экскурсии
Экскурсия в государственную службу занятости населения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны иметь представление о возможностях получения профессии с учётом перспективы трудоустройства по специальности.
Учащиеся должны знать:
- состояние «рынка труда» по месту жительства;
- информационные источники и правила их использования для получения информации о возможных местах работы;
-функции и правила обращения в государственную службу занятости.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться справочными материалами для получения информации о возможном месте учёбы или работы;
- определять качества человека, которые помогают получить работу;
- обращаться с вопросами по трудоустройству к сотрудникам службы занятости.
Раздел 4: Предприятия и организации нашего города (2 часа).
Содержание данного раздела направлено на расширение знаний учащихся о мире профессий и знакомством с состоянием рынка труда в городе. Работа по данному разделу осуществляется также с учителями трудового обучения, классными руководителями и воспитателями и предусматривает экскурсии на предприятия и организации города. Расширение и закрепление знаний предусматривается во внеклассной работе.
Словарь: предприятие, организация.
Экскурсии
Экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- местонахождение промышленных и сельскохозяйственных предприятий;
- названия цехов и отделов, имеющихся на этих предприятиях;
- виды производимой продукции;
- названия рабочих специальностей и функции работающих по данным специальностям.
Учащиеся должны уметь:
- рассказать о профессии и пояснить личностное отношение к ней;
- задавать работникам предприятий вопросы профессионального характера.
Раздел 5: Профессиональное собеседование (6 часов).
1. Профессиональное собеседования при приёме на работу.
2. Подготовка документов для собеседования.
3-4. Правила поведения при собеседовании.
5-6. Тренировочное собеседование с работодателем.
В данном разделе уделяется большое внимание формированию навыков делового общения. Учащиеся должны получить представление о различных видах профессионального собеседования, возможных вопросах и примерных ответах на них. Предусматриваются ролевые игры и практикумы делового общения.
Словарь: собеседование, профессиональная пригодность, резюме.
Практические работы: составление деловых бумаг (заявление, автобиография); ролевая игра «Собеседование у работодателя».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- этапы профессионального собеседования;
- правила поведения при собеседовании;
- перечень документов и деловых бумаг, необходимых для приёма на работу.
Учащиеся должны уметь:
- оформлять деловые бумаги (заявление, автобиографию);
- давать полные развёрнутые ответы на типичные вопросы профсобеседования;
-видеть положительные моменты в собеседовании (тренировочном) у сверстников и анализировать недостатки.
Раздел 6: Первые дни на рабочем месте (4 часа).
1. Порядок оформления на работу. Деловые бумаги.
2. Трудовой договор.
3-4. Как освоиться в новом коллективе? Служебный этикет.
Целью работы по данному разделу является предупреждение возможных ошибок, связанных с началом работы, и отработка навыков делового общения. Также учащиеся знакомятся с правилами служебного этикета и порядком оформления на работу; даётся понятие «трудовой договор». Освоение и закрепление правил служебного этикета проводится в виде ролевых игр и практикумов.
Словарь: трудовой договор, трудовые отношения, этикет, деловые бумаги, документы.
Практические работы: составление деловых бумаг (анкета); ролевые игры «Оформление не работу», «Первый день на рабочем месте».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- перечень документов и деловых бумаг, необходимых для устройства на работу;
- основные вопросы, включаемые в трудовой договор;
- правила служебного этикета.
Учащиеся должны уметь:
- оформлять деловые бумаги (анкету);
- давать морально- этическую оценку взаимоотношений людей (на конкретных примерах), выражать своё личное отношение к данным взаимоотношениям;
- различать приемлемое и неприемлемое поведение;
- анализировать ситуацию, видеть путь преодоления трудностей во взаимоотношениях.
Раздел 7: Законодательство РФ о труде, трудовых отношениях, о льготах для инвалидов. Профсоюзы (2 часа).
Данный раздел введён с целью знакомства учащихся с основами трудового законодательства, основами законодательства в области социальной помощи инвалидам; обобщения знаний по полученному курсу обучения. Проведение занятий целесообразно с приглашением работников социальных служб. Проводится заключительное анкетирование учащихся по ключевым вопросам курса.
Словарь: закон, законодательство, конституция, трудовые отношения, профсоюз.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- организации, в которые можно обратиться в случае нарушения трудовых прав;
- права и льготы, которыми пользуются люди с ограниченными возможностями здоровья;
- права и льготы, которые имеют подростки при устройстве на работу.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать ситуацию (на конкретных примерах), составлять план действия по её решению;
- пользоваться справочными материалами;
- задавать работникам социальных служб и руководителям профсоюзных организаций вопросы, связанные с трудоустройством, охраной труда и льготам.
Оценка результатов выполнения программы.
Анкетирование по блоку усвоения теоретических вопросов.
Знание словаря по изучаемому предмету.
Владение навыками работы с деловыми бумагами.
Катамнестическое обследование.
Учебно–методическое обеспечение
Основная литература:
- Богданова Т.Г., Ярошевич Н.О. Психолого–педагогические условия профессиональной социализации неслышащих подростков, выпускников школ. Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы, № 3,2000.
- Богданова Т.Г. Сурдопсихология, М., 2002.
- Игры – обучение, тренинг, досуг, под ред. Прутченкова В.В., М., Новая школа, 1994.
- Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Воронеж, 1996.
- Сборник учебно–программных материалов по курсу «Технология поиска работы», Киров, 1999.
- Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида, под ред. Е.Г. Речицкой, М., 2005
- Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации / Н.В. Тутубалина – Ростов н / Д.: «Феникс»,2005. -288 с.
- Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1989 – 168.
- Трудовой кодекс Российской Федерации. – Москва, 2006 – (Кодексы Российской Федерации).
- Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. М., ТЦ Сфера, 2005. -128 с.
Дополнительная литература:
- Конфликт и общение. – Кишинёв, 1998.
- Словарь «В помощь социальному работнику коррекционных образовательных учреждений», сост. Пасичниченко В.А., Фролова Л.А., 2002.
- Тренинг самостоятельности у детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 128.
- Алан Пиз Язык телодвижений, Н.Новгород, 1992. – 262.
- Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс, М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 128.
Литература для учащихся:
- Климов Е.А., Чистякова С.Н. Основы производства. Выбор профессии. Пробное учебное пособие для учащихся 7 – 8 класса средней школы. Ч.2., М.: Просвещение, 1987.
- Кнебель Х. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу: Пер. с нем. – М.: АО «Интерэксперт», 1996. – 272.
- Прутченков А.С., Соколов Я.В. Основы рыночной экономики. Пособие по курсу «Граждановедение» для учащихся 8 – 9 классов. М., 1994.
- Ступени выбора: профиль – профессия. Тетрадь профильного и профессионального самоопределения. Учебное пособие для школьников. Издание 2-ое, исправленное и дополненное. Киров, 2005 г. – 52 с.
Приложение № 1
Катамнестические сведения по выпускникам
Коррекционная школа II вида | Коррекционная школа VIII вида | |||||||||||||
Год выпуска | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 |
Всего выпускников | 15 | 18 | - | 13 | - | 22 | 6 | - | 12 | - | 11 | - | 19 | 16 |
Продолжают обучение | 14 | 14 | 11 | 18 | 1 | 5 | 4 | 11 | 12 | |||||
средняя школа | - | 8 | 7 | 9 | - | - | - | - | - | |||||
училище | 9 | 4 | 4 | 2 | 1 | 1 | 4 | 11 | 12 | |||||
производств. класс | 5 | 2 | - | 7 | - | 4 | - | - | - | |||||
Трудоустроуство: | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 6 | 5 | 4 | |||||
производство | - | - | 2 | - | - | - | 5 | - | 1 | |||||
сельское хоз- во | - | - | - | - | - | - | 1 | 2 | - | |||||
разнорабочие | 1 | - | - | 3 | 3 | 2 | - | 3 | 3 | |||||
временная работа | - | 1 | - | - | - | 1 | - | - | - | |||||
на учёте в ЦЗН | - | - | - | - | - | - | 1 | 1 | - | |||||
не работают | - | 1 | - | - | - | 2 | - | 1 | - | |||||
Находятся на инвалидности | - | 2 | - | 1 | 2 | 2 | - | 1 | - |
Катамнестические сведения по выпускникам
(учащиеся коррекционной школы II вида, получившие среднее образование)
Год выпуска | 2002 | 2004 | 2006 | ||||||
Всего выпускников | 6 | 8 | 7 | ||||||
Отслеживание по годам | 02 | 03 | 04 | 04 | 05 | 06 | 06 | 07 | 08 |
Продолжают обучение | 4 | 4 | - | 8 | 8 | - | 5 | 3 | |
ВУЗ | - | - | - | - | - | - | 1 | 1 | |
техникум | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 | |
училище | 4 | 4 | - | 8 | 8 | - | 2 | - | |
Трудоустройство | 2 | 2 | 6 | - | - | 8 | 2 | 4 | |
постоянная работа | 1 | 2 | 5 | - | - | 8 | 2 | 2 | |
временная работа | 1 | - | 1 | - | - | - | 2 | 2 | |
состоят на учёте в ЦЗН | - | - | - | - | - | - | - | - | |
не работают | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Находятся на инвалидности | - | - | - | - | - | - | - | - |
Приложение №2
Тематический план профориентационного курса
«Твоя будущая профессия»
для учащихся 12 класса коррекционной школы II вида
№ п/п | Наименование раздела | № п/п | Наименование темы | Количество часов |
1. | Выбор профессии – первые шаги (10 ч.). | 1. | Секреты выбора профессии. | 1 |
2. | Что влияет на выбор профессии? | 1 | ||
3. | Мотивы выбора профессии. | 2 | ||
4. | Психофизиологические особенности профессиональной ориентации. | 2 | ||
5. | Формула выбора профессии. | 2 | ||
6. | Методика поиска профессии. | 1 | ||
7. | Ошибки при выборе профессии. | 1 | ||
2. | Знакомство с миром профессий (6 ч.). | 1. | Что такое профессия? | 1 |
2. | Характеристика профессий. | 1 | ||
3. | Мониторинг рынка труда в России. | 2 | ||
4. | Планирование профессионального пути. | 2 | ||
3. | Профессиональное собеседование (6ч.). | 1. | Профессиональное собеседование. | 1 |
2. | Как подготовиться к собеседованию? | 1 | ||
3. | Вопросы, на которые следует заранее продумать ответы. | 1 | ||
4. | Какие вопросы ожидают от вас? Цель задаваемых вопросов. | 1 | ||
5. | Тренировочное собеседование с работодателем. | 2 | ||
6. | Как закрепиться на рабочем месте? | 2 | ||
4. | Деловой этикет (6 ч.). | 1. | Портфолио. | 2 |
2. | Как подготовить портфолио? | 2 | ||
3. | Требования к оформлению деловых бумаг. | 2 | ||
5. | Законодательство РФ о труде (2 ч.). | 1. | Законодательство РФ о труде. | 1 |
2. | Права и льготы инвалидов. | 1 | ||
Итого: 30 часов |
Тематический план факультативного курса
«Профессиональное и личностное самоопределение»
для учащихся 10 класса с углублённой трудовой подготовкой
№ п/п | Наименование раздела | № п/п | Наименование темы | Количество часов |
1. | Изучение личности подростка («Моё Я»). | 1. | Рисунок моего «Я». | 1 |
2. | «Я» в прошлом, настоящем и будущем. | 1 | ||
3. | «Я» и другие. | 1 | ||
4. | «Я» и общество. Социальные роли. | 1 | ||
5. | Моя программа развития. | 1 | ||
2. | Человек и профессия («Я выбираю профессию»). | 1. | Профессия и специальность. | 1 |
2. | Характеристика профессий и требований к ним: - каменщик; - столяр-плотник; - штукатур-маляр; - дворник (техслужащий, санитар); - пчеловод; - швея (кружевница); - няня; - рабочий по обслуживанию здания. | 8 | ||
3. | Куда пойти учиться? | 2 | ||
3. | Трудоустройство («Как устроиться на работу и закрепиться на рабочем месте?»). | 1. | Где искать работу? | 1 |
2. | Порядок оформления на работу. | 2 | ||
3. | Собеседование у работодателя. Правила поведения при собеседовании. | 3 | ||
4. | Трудовой договор. | 2 | ||
5. | Правила внутреннего распорядка. | 1 | ||
4. | Общение («Я и окружающие меня люди»). | 1. | Правила общения. | 1 |
2. | Правила невербального общения. | 1 | ||
3. | Решение конфликтов. | 3 | ||
5. | Самоопределение («Мой багаж во взрослую жизнь»). | 1. | Моя программа развития (корректировка). | 1 |
2. | Законодательство РФ об инвалидах. | 1 | ||
3. | Памятка «Куда можно обратиться за помощью?» | 2 | ||
Итого: 34 часа |
АНКЕТА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ
Ф.И.О. _______________________________________________________________________
Возраст, класс_________________________________________________________________
После окончания школы вы будете учиться, работать (подчеркнуть).
Если учиться, то где? ___________________________________________________________
Работа (есть, нет) (подчеркнуть).
Если есть, то какая? ____________________________________________________________
Нравится ли будущая работа (да, нет) (подчеркнуть). Если нет, то почему?
_____________________________________________________________________________
Что такое профессиональное собеседование? _____________________________________________________________________________
Какие документы необходимо иметь при поступлении на работу?______________________________________________________________________
Какой информацией надо владеть, чтобы найти работу? ____________________________
Какие права и льготы имеют подростки, инвалиды при поступлении на работу?
Приложение № 4
Результаты анкетирования учащихся выпускных классов
(2007-2008 учебный год)
Анализируемая информация | Уровень владения информацией | |
Начало года | Конец года | |
1. Знание места работы (учебного заведения) после окончания школы. | 6 % | 60 % |
2. Необходимый перечень документов для поступления на работу (учебное заведение). | 20 % (не в полной мере) | 100% |
3. Владение информацией о способах поиска работы. | 20 % | 90% |
4. Владение информацией о профессиональном собеседовании. | - | 90 % |
5. Знание азов законодательства о труде. | - | 80 % (не в полной мере) |
АНКЕТА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ Ф.И.О. _______________________________________________________________________ Возраст, класс_________________________________________________________________ После окончания школы вы будете учиться, работать (подчеркнуть). Если учиться, то где? ___________________________________________________________ Работа (есть, нет) (подчеркнуть). Если есть, то какая? ____________________________________________________________ Нравится ли будущая работа (да, нет) (подчеркнуть). Если нет, то почему? _____________________________________________________________________________ Что такое профессиональное собеседование? _____________________________________________________________________________ Какие документы необходимо иметь при поступлении на работу?______________________________________________________________________ Какой информацией надо владеть, чтобы найти работу? ____________________________ Какие права и льготы имеют подростки, инвалиды при поступлении на работу? |
Результаты анкетирования учащихся выпускных классов
(2007-2008 учебный год)
Анализируемая информация | Уровень владения информацией | |
Начало года | Конец года | |
1. Знание места работы (учебного заведения) после окончания школы. | 13 % | 64 % |
2. Необходимый перечень документов для поступления на работу (учебное заведение). | 46 % (не в полной мере) | 100% |
3. Владение информацией о способах поиска работы. | 53 % | 86% |
4. Владение информацией о профессиональном собеседовании. | 20 % (не в полной мере) | 86 % |
5. Знание азов законодательства о труде. | - | 86 % |
Результаты анкетирования учащихся выпускных классов
(2008-2009 учебный год)
Анализируемая информация | Уровень владения информацией | |
Начало года | Конец года | |
1. Знание места работы (учебного заведения) после окончания школы. | 8,6 % | |
2. Необходимый перечень документов для поступления на работу (учебное заведение). | 47,8 % | |
3. Владение информацией о способах поиска работы. | 43,4 % | |
4. Владение информацией о профессиональном собеседовании. | 17,4 % | |
5. Знание азов законодательства о труде. | 4,3 % |
Результаты анкетирования показывают, что подростки имеют некоторое представление о своей будущей работе, о способах поиска работы, профессиональном собеседовании, но эти знания не систематизированы и оторваны от личностных интересов. Заканчивая школу (1-2 года до окончания школы) выпускники не знают, в какое учебное заведение они будут поступать. Как правило, их личные интересы не совпадают с реальными возможностями детей, родители не имеют возможности обучать детей далеко от дома.
Необходимо отметить, что наибольшие трудности, по результатам анкетирования, испытывают дети со сложной структурой дефекта (учащиеся 10в класса). В настоящее время 75 % детей этого класса в будущем не смогут получить профессиональное образование в силу своих способностей. В 9а классе наибольшие трудности с получением профессионального образования прогнозируются у 22 % детей. В 10-11 классах желательно получать профессию в специальных группах примерно 50 % детей. Из-за того, что подростки испытывают трудности в обучении (понимание материала, способы общения и т.д.) им очень трудно определиться с выбором профессии без поддержки взрослых (особенно родителей).
Предварительный просмотр:
Особенности использования психолого-педагогической диагностики
в системе профориентационной работы Школы-интерната II вида
г. Советска
Минина О.И., педагог-психолог, учитель-дефектолог, Протасова Л.В., педагог-психолог, воспитатель Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида г. Советска Кировской области
Работа по профессиональной ориентации в условиях коррекционной школы имеет большое своеобразие в силу особенностей психофизического и социального развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Именно эти особенности не позволяют ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в общеобразовательной школе.
Одно из главных звеньев профессионального самоопределения – выбор доступной, адекватной возможностям специальности, на которую есть спрос на рынке труда в данном регионе.
Основные направления профориентационной работы: диагностика способностей и профессиональных интересов; трудовая подготовка и социально-бытовая ориентировка; система коррекционных мероприятий по профессиональной социализации.
Работу по профориентации ведут психолог, классный руководитель, воспитатели и учителя профессионально-трудового обучения в тесном контакте со школьным врачом. Пропедевтический этап направлен на формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, Последующие этапы – это целенаправленная работа по формированию профессиональной направленности и становлению профессионального сознания.
Профориентационная работа начинается с изучения учащихся в профессиональных целях. На всех учащихся, заканчивающих первую ступень обучения, заполняется «Карта способностей» (Г.В. Васенков, 1996), в которой отражаются особенности трудовой деятельности, интересы, уровень работоспособности, проявление эмоций и волевых качеств в процессе труда. В дальнейшем «Карта способностей» заполняется ежегодно и дополняется новыми данными, отражающими особенности трудовой деятельности и личностного развития учащихся. Данные по диагностике заносятся в сводную таблицу результатов (Приложение 1). На основе анализа полученных данных выстраивается траектория развития будущего выпускника.
Работа с «Картой способностей» помогает определиться и с профилями трудовой подготовки на начальном этапе обучения, поскольку опыт «примеривания» профессии (занятия по социально-бытовой ориентировке, кружки, внеурочная и общественная работа и др.) в школе позволяет детям осознанно делать свой собственный выбор.
При комплектовании групп по профессионально-трудовой подготовке целесообразно учитывать не только возможности детей в практической деятельности, но и их собственную оценку своих способностей, уровень притязаний. Диагностика систематически осуществляется в рамках занятий по профориентации. Курс занятий «Профессиональное самоопределение и технология поиска работы» включает деловые и ролевые игры, социальные пробы (Приложение 2).
Одна из трудностей приспособления выпускников специальных школ к самостоятельной жизни заключается в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают. Для коррекционной работы с учащимися и родителями используются две диагностические методики: опросник профессиональных интересов (А.Е. Голомшток, 1979) и анкета «Хочу. Могу» (Н.И. Букун, А.И. Иваницкий, 1990). Полученные в ходе диагностики данные позволяют быстро и качественно оценить уровень притязаний и выявить в совместной работе преобладающие интересы в различные возрастные периоды, соотнести их с реальными возможностями детей.
Практика показывает, что в младшем подростковом возрасте (6-7 классы) интересы учащихся очень широкие и разноплановые, к моменту окончания школы (9-11 классы), интересы приобретают большую устойчивость и направленность на выбираемую профессию, при этом примерно у 80% учащихся уровень притязаний по-прежнему остается завышенным.
Поэтому, важной стороной подготовки к труду и самостоятельной жизни является прогнозирование профессиональной, производственной и социальной адаптации выпускников, поскольку не менее важную роль в успешном прохождении адаптационного периода играют умения и навыки вхождения в социально-ролевую структуру новой группы, коммуникативные качества личности.
Для изучения этого вопроса со старшеклассниками можно использовать анкету для диагностики сформированности общепрофессиональных компетенций студентов (Е.А. Белорыбкина, 2009). В результате анкетирования выявляются общепрофессиональные и личностные компетенции по 8 параметрам:
- способность к самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
- готовность проявлять ответственность за выполняемую работу;
- готовность к деловому взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
- готовность самостоятельно и эффективно решать профессиональные проблемы;
- способность к системному мышлению;
- готовность к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
- стремление к самосовершенствованию, творческой самореализации;
- готовность вести здоровый образ жизни.
Таким образом, получение профессии для подростка с ограниченными возможностями здоровья является главным на этапе вхождения его во взрослую жизнь и помощь в выборе профессии необходимо оказывать всесторонне, включая работу по психолого-педагогической диагностике.
При этом нельзя оставлять трудоустройство выпускников неконтролируемым процессом и заканчивать всю профориентацию в школе выдачей аттестатов. Необходима непосредственная помощь учащимся после окончания школы в реализации профконсультационных советов и их намерений.
Список использованной литературы
- Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Сост. Т.М. Лифанова. – М., 1995. – 527 с.
- Белорыбкина Е.А. Формирование компетенций студентов среднего профессионального образования: теория и практика [Текст] / пособие для руководителей образовательных учреждений, преподавателей, классных руководителей системы НПО, СПО. – Киров: МГИУ, 2009. – 236 с.
- Богданова Т.Г., Ярошевич Н.О. Психолого–педагогические условия профессиональной социализации неслышащих подростков, выпускников школ. [Текст] // Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы. - 2000. - №3. С. 34-42.
- Букун Н.И., Даний А.И., Иваницкий А.И. Совершенствование процессов социально-трудовой адаптации учащихся и выпускников вспомогательных школ [Текст] / Н.И. Букун, А.И. Даний, А.И. Иваницкий. – Кишинев, 1990
Приложение 1
Результаты диагностики учащихся по «Карте способностей»
Целевая сторона деятельности
Оценка деятельности (средний результат по 7-9 классам) | «2» | «3» | «4» | «5» |
1.Усвоение технико-технологических знаний | - | 70% | 27% | 3% |
2.Усвоение конечной цели работы | - | 56% | 42% | 3% |
3.Усвоение плана работы из объяснений учителя | - | 41% | 59% | - |
4.Самостоятельное планирование работы | 17% | 64% | 20% | - |
Энергетическая сторона деятельности
на занятиях теоретического обучения | - | 66% | 34% | - |
в процессе практической работы | - | 8% | 92% | - |
Исполнительная сторона деятельности
Этапы сформированности навыка по основным технологическим операциям | Количество учащихся (в %) | ||
7 класс | 8 класс | 9 класс | |
1 этап – усвоение знаний и первоначальных представлений | 8% | 25% | 58% |
2 этап – уточнение образа действия | 84% | 50% | 33% |
3 этап – образ действия сформированный | 8% | 25% | 9% |
4 этап – применение в работе ранее усвоенных знаний | - | - | - |
5 этап – сформированность самоконтроля | - | - | - |
Интерес к труду | |||
Интересы выражены | 34% | 58% | 33% |
Слабо выраженный интерес | 58% | 42% | 33% |
Интересы отсутствуют | 8% | 33% | 33% |
Работоспособность | |||
Быстрая утомляемость | 34% | 25% | 67% |
Средняя степень утомляемости | 58% | 50% | 33% |
Высокая работоспособность | 8% | 25% | - |
Проявление волевых качеств | |||
Спокойно и самостоятельно старается преодолеть трудности | 26% | 50% | - |
Возбуждается, проявляет недовольство, но трудности преодолевает | 58% | 25% | 33% |
Преодолевает трудности только при воздействии учителя или не преодолевает | 16% | 25% | 33% |
Отказывается от работы | - | - | 33% |
Приложение 2
Программное содержание и тематический план занятий по программе «Профессиональное самоопределение и технология поиска работы»
Разделы и темы | Содержание занятий | Кол-во часов |
Введение | Анкета выпускника. Человек и его потребности | 1 |
Человек и профессия – 12 часов | ||
Понятие о профессии и специальности. | Профессия и специальность, классификация профессий, профессиограмма. Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии. Диагностика профессиональных интересов и склонностей, работоспособности, познавательных способностей. Экскурсия в профессиональное училище. Диагностика работоспособности, темперамента, познавательных способностей подростка. Выполнение упражнений, направленных на развитие познавательных способностей. | 1 |
Профессиональные интересы и склонности. | 2 | |
Профессиональная пригодность. | 3 | |
Причины ошибок и затруднений при выборе профессии | 1 | |
Характеристика профессий. Профессиограмма | 3 | |
Где можно получить профессию? | 2 | |
Рынок труда – 6 часов | ||
Что такое рынок труда? | Состояние современного рынка труда. Формы и методы поиска работы. Государственная служба занятости населения; фирмы, занимающиеся трудоустройством. | 1 |
Способы поиска работы | 1 | |
Службы, оказывающие помощь в трудоустройстве. Как стать конкурентно-способным на рынке труда? | 2 | |
Предприятия и организации нашего города. | Экскурсия на предприятия и организации города. | 2 |
Профессиональное собеседование – 6 часов | ||
Профессиональное собеседования при приёме на работу. | Особые условия прохождения собеседования. Виды собеседования при приёме на работу. Организация и этапы собеседования. Типичные вопросы профессионального собеседования. Вербальное и невербальное общение. | 1 |
Подготовка документов для собеседования. | 1 | |
Правила поведения при собеседовании. | 2 | |
Тренировочное собеседование с работодателем. | 2 | |
Первые дни на рабочем месте – 4 часа | ||
Порядок оформления на работу. Деловые бумаги. | Заполнение анкеты. Трудовой договор (контракт). Практикум делового общения. | 1 |
Трудовой договор. | 1 | |
Как освоиться в новом коллективе? Служебный этикет. | 2 | |
Законодательство РФ о труде, трудовых отношениях, о льготах для инвалидов. Профсоюзы – 2 часа | ||
Анкета выпускника | 1 | |
Итого: 32 часа |
Приложение 3
Анкета «Хочу. Могу.»
Ф.И.О._________________________________________________________________________ Класс____________ Год рождения__________________________________________________ | ||
Инструкция: в первом столбике напишите, кем бы вы хотели стать. Во втором столбике отметьте крестиком то, чему вы хотите научиться. В третьем столбике отметьте крестиком, кем вы могли бы работать. Во втором и третьем столбиках, помимо предложенных умений и профессий, можно дописать свой вариант ответа. | ||
Я хотел (хотела) бы стать: | Я хочу научиться: | Я мог (могла) бы работать |
Строить дома | Плотником | |
Руководить другими людьми | Каменщиком | |
Продавать товары | Резчиком по дереву | |
Управлять транспортом | Швеёй | |
Учить детей | Санитаром | |
Готовить еду | Маляром | |
Шить одежду | Штукатуром | |
Ремонтировать обувь | Мастером по ремонту одежды | |
Настраивать аппаратуру | Обувщиком | |
Вырезать по дереву | Столяром | |
Вышивать на ткани | Помощником повара | |
Ремонтировать аппаратуру | Овощеводом | |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по профориентации
Примерное методическое пособие для проведения профориентации в школах города...
Классный час по профориентации "Дорога в завтра"
Данный материал предназначен для проведения классного часа с учащимися 9 - 10 классов, с целью расширения представлений детей о различных профессиях, формирования позитивного отношения к труду, к проф...
Найти себя. Классный час по профориентации в 9 классе
1. Подбери примеры профессий. 2.Найди профессии. 3. Оцени профессии....
Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.
Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире проф...
презентация по профориентации "День профориентации"
Презентация в 9 классе, кругый стол "День профориентации"...
Рабочая программа элективного курса по профориентации для 9 класса "Азбука профориентации"
Программа содержит планируемые результаты освоения курса, содержание, тематическое планирование....
Методическая разработка занятия по профориентации для педагогов для работы с подростками "Профориентация от А до Я" ( педагог-психолог Фёдорова О. В.)
Сопроводительное письмо к презентацииЦель: оказание профориентационной поддержки при выборе профессии учащимся 8-10 классов.Задачи:Организация профпросвещения педагогов, родителей, учащихся;развитие п...