Логопедическое занятие "Признаки весны"
план-конспект урока по теме

Логопедическое занятие для детей подготовительной группы для развития знаний об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna1.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «ПРИЗНАКИ ВЕСНЫ»

Кузнецова Н.В., учитель – логопед

г. Астрахань, МБДОУ города Астрахани№85

I. Организационная часть.

- Ребята, мы сегодня поговорим о ранней весне и ее приметах. Закройте глазки и послушайте, как композитор Вивальди  выразил приход весны в музыке.  

II. Основная часть.

1).  Звучит музыка. Заходит девочка – весна, в руках держит ромашку. Читает стихотворение.

- Посмотрите к нам кто-то пришел. Ты кто?

                        Я – Весна-красна!

                        Бужу землю ото сна!

                        Наполняю соком почки,

                        На полях ращу цветы,

                        Прогоняю с бухты лед,

                        Светлым делаю восход!

                        Всюду в поле и лесу,

                        Людям радость я несу!

- А что у тебя за цветок?

- Это непростой цветок, на лепестках написаны задания и я хочу, чтобы ребята их выполнили.

2). Л. – Ребята, вы готовы выполнять задания весны?  Присаживайся, погости у нас.

Первый лепесток – Расскажите стихотворения и пословицы про весну.

1 реб.                 Весна, весна! Как высоко

                            На крыльях ветерка,

                            Ласкаясь к солнечным лучам,

                            Летают облака!

2 реб.                 Весна, весна! И все ей радо.

                          Как в забытьи каком стоишь

                          И слышишь свежий запах сада

                          И теплый запах талых крыш.

3 реб.                 Кругом вода журчит, сверкает,

                          Крик петухов звучит порой,

                          А ветер мягкий и сырой,  

                          Глаза тихонько закрывает.

4 реб.                 Полюбуйся, весна наступает,

                          Журавли караваном летят,

                          В ярком золоте день утопает,

                          И ручьи по оврагам шумят…

5 реб.                 Шумят ручьи! Блестят ручьи!

                Взревев, река несет

                На торжествующем хребте

                Поднятый ею лед!

6 реб.                 Весною дождь растит, а осенью гноит.

7 реб.                 Увидел скворца – весна у крыльца.

3). Л. – Назовите первый месяц весны (март).  Когда-то март был первым месяцем года, и римляне назвали его в честь грозного бога Марса, который помогал воинам в боях, он приносил им победы. А когда не было войн люди пахали землю и сеяли хлеб.

Второй лепесток  –  зашифруйте слово март.

- Назовите слово март по звукам. А теперь зашифруйте это слово с помощью картинок, следующим образом: первый звук должен быть первым и в названии вашей картинки, второй – вторым, третий – третьим, четвертый – четвертым. (например: март – морковь, шапка, корзина, кофта).

- Даша, какими словами ты зашифровала слово март.  И т. д.

4).  Третий лепесток  –  Какие имена дал народ месяцу март.  (през. 1)

Л. – Ребята, эти названия написаны на обратной стороне облаков, и чтобы их узнать мы  должны вспомнить признаки марта. А чтобы  легче было вспоминать, я приготовила вам подсказки.

а).   – Посмотрите и скажите как называется явление, изображенное на картинках? (проталины)

- Как получаются проталинки? (Солнышко пригревает снег на пригорках, и он начинает протаивать на этих местах, получаются проталинки.)

Л. – Посмотрите на звуковые схемы и выберите номер  схемы, которая соответствует слову   проталина. 

- Молодцы, а сейчас мы узнаем название марта, которое народ придумал от слова проталина  (повернуть облако -  ПРОТАЛЬНИК).  

б).  - Как называется это явление? (капель)

- Откуда капают капельки весной?

- Что нужно, чтобы началась капель?

- А сейчас мы узнаем второе название марта, придуманное народом от слова капель (облако - КАПЕЛЬНИК).

- Ребята, когда еще капают капельки? (дождь)

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

                Дождик капнул на ладошку – кап, кап, кап, кап.

                На цветок и на дорожку – кап, кап, кап, кап.

                Постучал по крыше он – кап, кап, кап, кап.

                И раздался частый звон – кап, кап, кап, кап.

в).   Посмотрите, какое еще название марту дали люди. (облако - ЗИМОБОР).

- От каких двух слов образовано это слово? (зима, бороться)

- А с чем может бороться март? (с морозами, с зимой).

Л. – Весной все в природе не такое как зимой. Давайте поиграем в игру «Что зимой, а что весной?». Я буду начинать предложения, а вы его повторите и закончите.

- Зимой погода холодная, а весной …

- Зимой деревья спят, а весной …

- Зимой снег идет, а весной …

- Зимой мы одеты тепло, а весной …

- Зимой заяц белый, а весной …

- Зимой еж  спит, а весной …

г). Четвертый лепесток – Какие еще приметы ранней весны вы знаете?

 «Облака»

- Посмотрите на мартовское небо, оно тоже не такое, как было зимой. На небе много облаков,  они пушистые, белые. На что похожи облака?

Дид. игра  «На что похожи облака?»

- Я вам предлагаю сделать свои облака, и сказать, на что они похожи. Возьмите листочки, намажьте клеем внутри рисунка и наклейте вату.

- Мое облако похоже на бабочку.   – Мое облако похоже на машинку.    И т. д.

- Мы увидели много интересного на небе. Оказывается мартовские облака имеют научное название – кучевые облака. Именно в марте таких облаков много на небе. И это тоже одна из примет марта.  

д).   «Ледоход»

- Как называется это явление?

- От чего начинается  ледоход? (дни стали длиннее, солнышко светит дольше, припекает больше. Тает снег, бегут ручейки, наполняют речку. Воде в реке тесно подо льдом, и она ломает его и плывут по реке льдинки.

- Лед сломался, а нам нужно перебраться на другой берег. Катя построит мостик через речку, а вы на столах, для этого вам нужно выложить схему слова ледоход.

Анализ слова: - Сколько слогов, какие гласные, какая мягкая согласная, какие твердые согласные.

- Молодцы, вспомните и скажите, что бывает только ранней весной.

5). Пятый лепесток – Отгадайте кроссворд.

1. На ветках - плотные комочки,

    В них дремлют клейкие листочки. (почки)

2. Висит за окошком кулек ледяной.

    Он полон капели и пахнет весной.  (сосулька)

3. Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей.

    Взад-вперед по пашне вскачь, а зовется птица …  (грач)

4. К маме-речке бегу и молчать не могу.

    Я ее сын родной, а родился – весной. (ручей)

5. Из-под снега расцветает,

    Раньше всех весну встречает. (подснежник)

- Ребята, вы молодцы, хорошо поработали, давайте перейдем по мостику на полянку и поиграем.

6).  Физ. минутка

Руки подняли и помахали -                                  Руки вверху, качаются из стороны в сторону.

Это деревья в лесу.

Ветки согнули, снег отряхнули -                         Руки согнуты в локтях,

Деревья встречают весну.                                    Встряхивают ими.

Плавно руками помашем -                                   Машут «крыльями».

Это к нам птицы летят.

 Как они сядут – покажем:                                    Присели, руки за спиной в «замке».

Руки сложили назад.

Игра с мячом «Какая? Какой? Какое? Какие?» (Добавить слово «весенний»)

- день, солнце, трава, облака, лес, цветы, небо, одежда.

7). Шестой лепесток – Найдите лишнюю картинку.  (през. 2)

- Весна хочет проверить, хорошо ли вы запомнили приметы весны. Посмотрите на картинки и определите, какая из примет лишняя, и объясните почему.

- распускается подснежник, дети купаются в речке, ледоход, почки на деревьях;

- капель, травка, грачи, листопад;

- сосульки, просыпается медведь, дети на лыжах, ручей.

8). Седьмой лепесток – Составьте рассказ.    (мнемотаблица)

ВЕСНА  

Март

1    2    3     

солнце

облака

проталины

подснежники

ручьи

грач

медведь

еж

барсук

насекомые

Наступила весна. Март – первый месяц весны. Солнышко ярко светит, его лучики греют лицо и руки. Небо голубое, и по нему плывут пушистые облака. Начинается таяние снега. На пригорках появляются проталины, и на них распускаются первые подснежники.  А в полях журчат маленькие ручейки.

Прилетели грачи. Они немного отдохнут и начнут строить гнезда и выводить птенцов. Просыпаются медведи, ежи, барсуки, кроты. Из норок, щелок полезли жучки, паучки и букашки. Они греются на солнышке, расправляют крылышки, усики и ножки.

Все рады приходу Весны!

Рассказ по таблице 3-4 детей.

III. Итог занятия.

- О чем мы сегодня говорили?

- Как называется первый месяц весны?

- Назовите приметы весны.

Приложение  (през.1, през.2)

        

 

 

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса

Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их  взаимосвя...

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ с применением ИКТ «В ГОСТЯХ У ВЕСНЫ»

Задачи:1. Коррекционно-образовательные:Уточнить, активизировать и актуализировать словарь по теме: «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их...

Музыкально-логопедический праздник "Ах, весна! Как весела!" для детей 3 класса школы-интерната VIII вида.

Сценарий и презентация музыкально-логопедического праздника "Ах, весна! Как весела!" для детей специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида....

конспект логопедического утренника " Весна идет! Весне дорогу!"

Конспек утренника, проходившего в 1-5 коррекционных классах 8 вида в апреле, как итог работы за год....

Интегрированное внеклассное логопедическое занятие «Весна идет»

Интегрированное внеклассное логопедическое занятие...

Музыкально-логопедический досуг "Весна-красна"

Конспект совместного  с родителями музыкально-логопедического досуга составлен в форме путешествия детей и включает в себя стихи и песни детей о весне, а также предполагает исполнение родителями ...