Логопедическое занятие "Признаки весны"
план-конспект урока по теме
Логопедическое занятие для детей подготовительной группы для развития знаний об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesna1.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «ПРИЗНАКИ ВЕСНЫ»
Кузнецова Н.В., учитель – логопед
г. Астрахань, МБДОУ города Астрахани№85
I. Организационная часть.
- Ребята, мы сегодня поговорим о ранней весне и ее приметах. Закройте глазки и послушайте, как композитор Вивальди выразил приход весны в музыке.
II. Основная часть.
1). Звучит музыка. Заходит девочка – весна, в руках держит ромашку. Читает стихотворение.
- Посмотрите к нам кто-то пришел. Ты кто?
Я – Весна-красна!
Бужу землю ото сна!
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветы,
Прогоняю с бухты лед,
Светлым делаю восход!
Всюду в поле и лесу,
Людям радость я несу!
- А что у тебя за цветок?
- Это непростой цветок, на лепестках написаны задания и я хочу, чтобы ребята их выполнили.
2). Л. – Ребята, вы готовы выполнять задания весны? Присаживайся, погости у нас.
Первый лепесток – Расскажите стихотворения и пословицы про весну.
1 реб. Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
2 реб. Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
3 реб. Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
4 реб. Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
5 реб. Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
6 реб. Весною дождь растит, а осенью гноит.
7 реб. Увидел скворца – весна у крыльца.
3). Л. – Назовите первый месяц весны (март). Когда-то март был первым месяцем года, и римляне назвали его в честь грозного бога Марса, который помогал воинам в боях, он приносил им победы. А когда не было войн люди пахали землю и сеяли хлеб.
Второй лепесток – зашифруйте слово март.
- Назовите слово март по звукам. А теперь зашифруйте это слово с помощью картинок, следующим образом: первый звук должен быть первым и в названии вашей картинки, второй – вторым, третий – третьим, четвертый – четвертым. (например: март – морковь, шапка, корзина, кофта).
- Даша, какими словами ты зашифровала слово март. И т. д.
4). Третий лепесток – Какие имена дал народ месяцу март. (през. 1)
Л. – Ребята, эти названия написаны на обратной стороне облаков, и чтобы их узнать мы должны вспомнить признаки марта. А чтобы легче было вспоминать, я приготовила вам подсказки.
а). – Посмотрите и скажите как называется явление, изображенное на картинках? (проталины)
- Как получаются проталинки? (Солнышко пригревает снег на пригорках, и он начинает протаивать на этих местах, получаются проталинки.)
Л. – Посмотрите на звуковые схемы и выберите номер схемы, которая соответствует слову проталина.
- Молодцы, а сейчас мы узнаем название марта, которое народ придумал от слова проталина (повернуть облако - ПРОТАЛЬНИК).
б). - Как называется это явление? (капель)
- Откуда капают капельки весной?
- Что нужно, чтобы началась капель?
- А сейчас мы узнаем второе название марта, придуманное народом от слова капель (облако - КАПЕЛЬНИК).
- Ребята, когда еще капают капельки? (дождь)
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Дождик капнул на ладошку – кап, кап, кап, кап.
На цветок и на дорожку – кап, кап, кап, кап.
Постучал по крыше он – кап, кап, кап, кап.
И раздался частый звон – кап, кап, кап, кап.
в). Посмотрите, какое еще название марту дали люди. (облако - ЗИМОБОР).
- От каких двух слов образовано это слово? (зима, бороться)
- А с чем может бороться март? (с морозами, с зимой).
Л. – Весной все в природе не такое как зимой. Давайте поиграем в игру «Что зимой, а что весной?». Я буду начинать предложения, а вы его повторите и закончите.
- Зимой погода холодная, а весной …
- Зимой деревья спят, а весной …
- Зимой снег идет, а весной …
- Зимой мы одеты тепло, а весной …
- Зимой заяц белый, а весной …
- Зимой еж спит, а весной …
г). Четвертый лепесток – Какие еще приметы ранней весны вы знаете?
«Облака»
- Посмотрите на мартовское небо, оно тоже не такое, как было зимой. На небе много облаков, они пушистые, белые. На что похожи облака?
Дид. игра «На что похожи облака?»
- Я вам предлагаю сделать свои облака, и сказать, на что они похожи. Возьмите листочки, намажьте клеем внутри рисунка и наклейте вату.
- Мое облако похоже на бабочку. – Мое облако похоже на машинку. И т. д.
- Мы увидели много интересного на небе. Оказывается мартовские облака имеют научное название – кучевые облака. Именно в марте таких облаков много на небе. И это тоже одна из примет марта.
д). «Ледоход»
- Как называется это явление?
- От чего начинается ледоход? (дни стали длиннее, солнышко светит дольше, припекает больше. Тает снег, бегут ручейки, наполняют речку. Воде в реке тесно подо льдом, и она ломает его и плывут по реке льдинки.
- Лед сломался, а нам нужно перебраться на другой берег. Катя построит мостик через речку, а вы на столах, для этого вам нужно выложить схему слова ледоход.
Анализ слова: - Сколько слогов, какие гласные, какая мягкая согласная, какие твердые согласные.
- Молодцы, вспомните и скажите, что бывает только ранней весной.
5). Пятый лепесток – Отгадайте кроссворд.
1. На ветках - плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки. (почки)
2. Висит за окошком кулек ледяной.
Он полон капели и пахнет весной. (сосулька)
3. Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь, а зовется птица … (грач)
4. К маме-речке бегу и молчать не могу.
Я ее сын родной, а родился – весной. (ручей)
5. Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (подснежник)
- Ребята, вы молодцы, хорошо поработали, давайте перейдем по мостику на полянку и поиграем.
6). Физ. минутка
Руки подняли и помахали - Руки вверху, качаются из стороны в сторону.
Это деревья в лесу.
Ветки согнули, снег отряхнули - Руки согнуты в локтях,
Деревья встречают весну. Встряхивают ими.
Плавно руками помашем - Машут «крыльями».
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем: Присели, руки за спиной в «замке».
Руки сложили назад.
Игра с мячом «Какая? Какой? Какое? Какие?» (Добавить слово «весенний»)
- день, солнце, трава, облака, лес, цветы, небо, одежда.
7). Шестой лепесток – Найдите лишнюю картинку. (през. 2)
- Весна хочет проверить, хорошо ли вы запомнили приметы весны. Посмотрите на картинки и определите, какая из примет лишняя, и объясните почему.
- распускается подснежник, дети купаются в речке, ледоход, почки на деревьях;
- капель, травка, грачи, листопад;
- сосульки, просыпается медведь, дети на лыжах, ручей.
8). Седьмой лепесток – Составьте рассказ. (мнемотаблица)
ВЕСНА Март 1 2 3 | солнце | облака |
проталины | подснежники | ручьи |
грач | медведь еж барсук | насекомые |
Наступила весна. Март – первый месяц весны. Солнышко ярко светит, его лучики греют лицо и руки. Небо голубое, и по нему плывут пушистые облака. Начинается таяние снега. На пригорках появляются проталины, и на них распускаются первые подснежники. А в полях журчат маленькие ручейки.
Прилетели грачи. Они немного отдохнут и начнут строить гнезда и выводить птенцов. Просыпаются медведи, ежи, барсуки, кроты. Из норок, щелок полезли жучки, паучки и букашки. Они греются на солнышке, расправляют крылышки, усики и ножки.
Все рады приходу Весны!
Рассказ по таблице 3-4 детей.
III. Итог занятия.
- О чем мы сегодня говорили?
- Как называется первый месяц весны?
- Назовите приметы весны.
Приложение (през.1, през.2)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса
Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвя...
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ с применением ИКТ «В ГОСТЯХ У ВЕСНЫ»
Задачи:1. Коррекционно-образовательные:Уточнить, активизировать и актуализировать словарь по теме: «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их...
Открытое логопедическое занятие для детей среднего дошкольного возраста "Дикие животные весной"
логопедические занятия...
Музыкально-логопедический праздник "Ах, весна! Как весела!" для детей 3 класса школы-интерната VIII вида.
Сценарий и презентация музыкально-логопедического праздника "Ах, весна! Как весела!" для детей специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида....
конспект логопедического утренника " Весна идет! Весне дорогу!"
Конспек утренника, проходившего в 1-5 коррекционных классах 8 вида в апреле, как итог работы за год....
Интегрированное внеклассное логопедическое занятие «Весна идет»
Интегрированное внеклассное логопедическое занятие...
Музыкально-логопедический досуг "Весна-красна"
Конспект совместного с родителями музыкально-логопедического досуга составлен в форме путешествия детей и включает в себя стихи и песни детей о весне, а также предполагает исполнение родителями ...