ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ВЫПУСКНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «ШАГ ЗА ШАГОМ»
рабочая программа (9 класс) по теме

Тарабыкина Ольга Александровна

 

Подготовка   выпускников с недостаточностью интеллекта   к  самостоятельной  жизни всегда  была острой  государственной  проблемой. Система государственного  попечения охватывает  практически  всех детей, нуждающихся  в опеке, и создаёт  материальные  предпосылки  для  их полноценного развития  и подготовки  к взрослой  жизни. Переход  к  самостоятельной  жизни – важный  момент  в жизни  любого  молодого  человека, а особенно, для выпускников с недостаточностью интеллекта. Этот переход к независимой  жизни  связан  с серьёзными  стрессами.

Вчерашнему  выпускнику   школы – интерната VIII вида, необходимо  привыкнуть  к самостоятельному существованию, к ответственности  за свою  жизнь, разобраться  в себе, определить  свой  путь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon socialnoe_soprovozhdenie_9_klassa.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тутальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ЖИЗНИ ВЫПУСКНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

«ШАГ ЗА ШАГОМ»

 

                                                                                 

                                                                                                             

Декабрь 2010год

                             

                                                 

                                                   

                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подготовка   выпускников с недостаточностью интеллекта   к  самостоятельной  жизни всегда  была острой  государственной  проблемой. Система государственного  попечения охватывает  практически  всех детей, нуждающихся  в опеке, и создаёт  материальные  предпосылки  для  их полноценного развития  и подготовки  к взрослой  жизни. Переход  к  самостоятельной  жизни – важный  момент  в жизни  любого  молодого  человека, а особенно, для выпускников с недостаточностью интеллекта. Этот переход к независимой  жизни  связан  с серьёзными  стрессами.

Вчерашнему  выпускнику   школы – интерната VIII вида, необходимо  привыкнуть  к самостоятельному существованию, к ответственности  за свою  жизнь, разобраться  в себе, определить  свой  путь.

Выпускники данных учреждений чаще  своих  сверстников оказываются   участниками  или  жертвами  преступлений, теряют  работу или  жильё, с трудом  создают  семью.    Вхождение их  в самостоятельную  жизнь  сопряжено  с большими  сложностями и  не  всегда  проходит  успешно. Причины  возникновения  трудностей вхождения  ребёнка  в систему  социальных  отношений могут  быть  совершенно  разными. Прежде  всего,  они  связаны  с неадекватным  восприятием данной категорией подростков,  тех  требований,  которые  предъявляет  социум.

Сама  организация  жизнеспособности   детей  в интернатных  учреждениях  устроена  таким  образом, что  у них  формируется  только  одна  позиция – позиция  сироты, не имеющего поддержки  и  одобрения   в социуме. Эта  роль  реализуется  человеком  в течение  всей  его жизни и удерживает детей с нарушением интеллекта  в инфантильной  иждивенческой  позиции,   блокирует  проявление  потенциальных возможностей. В связи  с трудностями  социализации  не  решаются  и задачи адаптации.

Иными  словами, воспитанники интернатных учреждений,  выходя за  его порог, умеют «быть сиротой». Они  надеются на покровительство, обладают     «выученной беспомощностью», не  подозревая, что  можно  опереться  на  свои  собственные  ресурсы.

Данная программа «ШАГ ЗА ШАГОМ» дает возможность накопить подросткам социально – эмоциональный опыт, систематизировать внутренний мир, регулировать поведение. Развить навыки межличностного взаимодействия. Уметь реально оценивать свои возможности. Формирование знаний и умений способствующих социальной адаптации.

 

                                    ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Цель программы: подготовка выпускников школы-интерната VIII вида к самостоятельной  жизни.

Задачи  программы:

  1. Повышение  уровня  социальной  адаптации (развитие  навыков  коммуникационной культуры, формирование  потребности в общении, формировать способность к саморегуляции через самосознание).
  2. Информационное  обеспечение подростков с ограниченными возможностями здоровья, начинающих  свою  трудовую  деятельность  по  вопросам  профессионального  самоопределения, трудоустройства, проблемам молодёжного  рынка  труда  с учётом  наклонностей, интересов и способностей.
  3. Включение  в адаптационный  процесс  интерактивных  технологий (имитационных  игр: сюжетно-ролевая, дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих выпускникам школы-интерната (включая детей детского дома, и детей оставшихся без попечения родителей), в игровой  форме «проживать» различные  ситуации, проектировать  способы  действия  предложенных  моделей  до  встречи  с ними  в реальной  жизни.

Целевая группа:

Основная  целевая  группа –   учащиеся 9 класса  с нарушением интеллекта.

Формы  работы:

  1. Групповые
  2. Индивидуальные

Методы  работы:

  1. Тренинг
  2. Тестирование
  3. Профдиагностика
  4. Собеседование
  5. Наблюдение
  6. Экскурсии

НЕОБХОДИМЫЕ  РЕСУРСЫ  ДЛЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

  1. Материальное обеспечение.
  2. Помещение  для  занятий.
  3. Техническое  оснащение (магнитофон, видеомагнитофон и  телевизор).
  4. Доска, мел, канцелярские  товары.

   

Для  эффективного  решения задач  программы, необходимо  взаимодействие  всех  специалистов, задействованных  в  реализации программы.

Реализация  программы:

Программа  рассчитана  на  18 занятий   с интервалом  2 раз в месяц.

Продолжительность  занятия: 1,5 часа.        

Количество  участников: 10 - 15 человек.

Основные  мероприятия, проводимые  в рамках  программы:

Разработка  основных направлений деятельности (апробирование  индивидуальных  и  групповых  форм  работы).

Формирование  группы  подростков, желающих  участвовать  в программе  из  числа  учащихся 9 класса.

Работа в группах, направленная  на  поиск  внутренних  ресурсов – психологическая  группа.

Социально-психологическое сопровождение выпускников    (консультирование  специалистами школы, поддержка, работа по  запросу).

Этапы  программы:

Диагностический  этап:

  1. Изучение  научной  и методической  литературы  по  проблеме  исследования.
  2. Изучение  особенностей  социальной  среды и  социальной  ситуации, в которой  находятся   участники  программы.
  3. Диагностика наиболее  типичных трудностей, возникающих  в процессе  адаптации  подростков с нарушением интеллекта к самостоятельной  жизни.

Организационно-деятельный  этап:

  1. Корректировка  программы   с учётом  полученных  диагностических  данных.
  2. Реализация  системы занятий по  программе.

Итоговый  этап:

  1. Совместный  анализ  занятий  со  специалистами   образовательного  учреждения, принимающими  участие  в реализации  программы.
  2. Диагностика  изменений, произошедших с  подростками в ходе реализации программы.

  1. Психолого-педагогический  анализ  результативности  программы  в целом.
  2. Определение  перспектив реализации  данной  программы  в дальнейшем.

Направления в работе с выпускниками

Направление в работе

Краткое содержание работы

Формирование Я-концепции

Моё  «Я» как  внутренний  мир. Моя уникальность. В гармонии ли «Я»  с собой. Взаимодействие моего «Я» с окружающим  миром.  Жизненная  позиция. Основные навыки общения.

Правовая  ориентация

Перечень документов, которые  необходимы выпускнику. Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка. Правила их составления.

Валеологическая  ориентация

Факторы, угрожающие здоровью  человека. Алкоголь и его  влияние  на  здоровье. Наркомания. Табакокурение. Влияние состояния  здоровья  на  выбор  профессии  и формирование   семьи.

Социально-бытовая  ориентация

Рациональные  потребности человека. Потребность  в жилье. Особенности  поведения  человека  в различных  жизненных  ситуациях.

Профессиональная  и  трудовая  ориентация

Льготы для  выпускников  детских  домов  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей. Устройство  на  работу. Безработица. Экскурсия в Центр занятости, учебные заведения.

Семейная  ориентация

Роль  семьи  в жизни  человека. Взаимоотношения в семье, обязанности членов семьи. Забота о детях. Любовь.

Финансово-экономическая  ориентация

Бюджет. Экономия. Основные  экономические  понятия.

Наличие  у выпускников  с  нарушением интеллекта таких  знаний позволит говорить  о  некотором  уровне  социальной  стабильности, которые  можно  рассматривать в качестве социально-психологического  результата процесса  постинтернатной  адаптации.

Для  определения  уровня  успешности  постинтернатной адаптации будут  использоваться   следующие  показатели:

Уровень  развития  социальных  навыков.

Уровень  развития  социального  поведения  выпускника – фактор, определяющий  успешность его адаптации  в социальной  среде и

позволяющий  успешно  реализовывать внутренний  потенциал личности или  не  позволяющий  сделать  это.

Ожидаемые  результаты: 

Реализация  программы  позволит  сформировать  навыки, необходимые  для  дальнейшей успешной  самостоятельной  жизни:   

  1. Умение  управлять  своим  эмоциональным  состоянием.
  2. Овладение  подростками  навыков  самопознания и самопринятия.
  3. Выработка навыков  коммуникативной  культуры.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Социально-психологическая  диагностика, комплексная  методика  оценки социальной  компетенции.

Комплексная методика оценки социального поведения (компетенции), используемая  для  обследования  состоит  из 2  основных  методик:

«Изучение уровня развития  социальных навыков».

«Изучение  социальных сетей».

Методика  была  разработана  в Центре  социологии  образования РАО Д.Н. Хломовым,  С.А. Баклушинским  и О.Ю. Казьминой. В настоящее  время  она  является  базовой  для  построения  тренинговых  технологий  в  работах  по  социальной  адаптации лиц  с нарушениями  социального  поведения.

Модификация  методики  применительно  к  выпускникам  образовательных  учреждений для  детей, оставшихся  без  попечения  родителей,  проведена Г.В.Семья  и  Ю.С.Смирновой.

                   ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  ЗАНЯТИЙ

Тема  занятия

Структура  занятия

Цели занятия

Дота проведения

1.

      «Знакомство»  

Вводная  беседа.

Упражнение – разминка «Карандаши».

Обсуждение  и  принятие правил  работы.

Упражнение «Кто я?»  

Анкета выпускника.   

Обратная  связь.

Ознакомить детей с основными правилами, целями, задачами занятий

Формирование  интереса  и  мотивации  к  посещению  дальнейших  занятий.

Сплочение  группы.

 Сентябрь



Сентябрь

2.

«Общение и умение  слушать»

Разминка «Привет  себе».

Психогеометрический  тест.

Информационный  блок «Психология  общения».

Анкета « Умеете  ли  вы  слушать».

Упражнение «Слушание в  различных  позах».

Обратная  связь.

Продолжение  формирования  интереса  к занятиям.

Введение  понятия «психологическая  информация».

Формирование  представления  об  общении  как  о  психологическом  явлении.

Снятие напряжения.

 Октябрь

3.

«Я в своих глазах и в глазах других  людей»

Разминка «Цветочная поляна»

Упражнение «Волшебный ящик»

Игра в мяч (воздушный  шар)

Упражнение «Ассоциация»

Домашнее задание «Закончи предложение»

Сплочение группы.

Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

Снятие напряжения

 Октябрь

4.

«Мои права и права других людей»

Обсуждение домашнего задания.

Упражнение «Ручеек»

Упражнение «Мои права»

Ритуал окончания занятия

Формирование знаний о правах человека и умение применять донные знания на практике.

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям.

Сплочение детского коллектива

 Октябрь

5.

«Будь готов» 

Игра по социально-правовой ориентации.

Мозговой штурм «Причины потери жилья».

игра «Риэлторы».

Вручение памятки по вопросам жилищного законодательства.

Обратная связь.

Расширение представления об особенностях реализации жилищного права в Российской Федерации.

Обучение навыкам, способствующим успешному взаимодействию подростков в различных социальных ситуациях, связанных с жилищными правами.

 Ноябрь

6.

«Сделай выбор» 

Дискуссия.

Работа  с карточками.

Упражнение  «Высказывания».

Анкета  « Проблемы  наркомании».

Игра  « Слова на  букву  имени».

Обсуждение  ассоциаций.

Выяснение   степени  заражения  ВИЧ – инфекцией  в различных  ситуациях.

Мотивирование  подростков к  получению  информации.

Развитие  способности  аргументировать  и конструктивно  участвовать  в дискуссии.

 Ноябрь

7.

«Моя жизнь в моих руках»

Дискуссия.

Просмотр фильма о вреде алкоголя.

Обсуждение фильма.

Анкета «Проблемы алкоголя».

Мотивирование подростков к получению информации.

Формировать потребности в здоровом образе жизни.

Декабрь

8.

«Я умею…»

Упражнение «Хвастун».

Упражнение «Хочу, могу, делаю».

Упражнение на снятие напряжения «Ай да он!»

Формирование собственного «Я».

Формировать адекватное отношение к себе и своим возможностям.

Снятие напряжения.

Декабрь

9.

«Поиск  работы – это  тоже  работа»

Разминка

Упражнение на расслабление «Ручей»

Шкала  самоуважения  Розенберга.

Методика «Линия  жизни».

Методика  исследования   самооценки  (В.Г. Щур, С.Г. Якобсон).

Вручение  памятки  по  трудоустройству

Получение  информации  о  том, правильно  ли  подросток  сделал  профессиональный  выбор.

Знакомство  с основными  правилами  поиска работы.

Информационное  обеспечение  подростков  по  вопросам  трудоустройства.

  Январь

10.

«Самооценка»

Упражнение расскажи о себе».

Упражнение «Кто я?».

Упражнение «Спасибо за…».

Упражнение «Круг доброжелателей»

Формировать навыки самооценки.

Развивать способности принимать и передавать информацию через развитие устной речи.

Снятие напряжения.

Январь

11

Экскурсия в Центр     занятости населения

Посещение Центра  занятости

Ознакомление с работой Центра, имеющимися вакансиями различных профессий, обучение      от Центра занятости.

 Февраль

12

Экскурсия в

г. Юрга, ПУ – 59,

ПУ – 55

Посещение ПУ – 59,

ПУ - 55

Ознакомление учащихся с данными учебными заведениями

Повышение мотивации в обучении.

Февраль

13

Экскурсия в п. Яшкино, ПУ - 51

Посещение ПУ – 51

Ознакомление учащихся с данным учебным заведением.

Повышение мотивации в обучении.

 Март

14

«У нас  будет своя  семья» 

Анкета  «Уровень  сформированности  брачно-семейных  представлений».

Работа  со  схемой «Функции  семьи».

Упражнение «Слагаемые  счастливой  семьи».

Диагностика  уровня  сформированности  представлений  о  будущей  семье, выявить  основные  проблемы  группы.

Формирование представления   о  семье  как многофункциональном  явлении.

Осознание  подростками ответственности  брачного  выбора и  построения  семейных  взаимоотношений.

Март

15

Забота о детях. Любовь.

Рисование «Я и мой дом».

Ролевая игра «Я заботливый папа (мама)».

Упражнение «Любовь – это…»

Продолжить знакомство о взаимоотношениях в семье и обязанностях членов семьи.

Осознание подростками роль родителей в воспитании ребенка.

 Апрель

16

«Имитационная игра»

Работа  с карточками.

Теоретическая  часть «Оформление  регистрации».

Практическая  часть «Заполнение документов».

Обучение подростков  умению делать правильный выбор и  обоснованию  его.

Закрепление  полученных  знаний.

Апрель

17

Бизнес-игра «Деловые  ребята» 

Анкета « Экономны  ли  вы?»

1тур: «Экономический  словарь».

2 тур: «Идея».

3 тур: «Тур  лицом».

Знакомство  учащихся  с наиболее  распространёнными экономическими терминами, качествами, необходимыми  будущему  бизнесмену.

Моделирование  поведения  подростков в  условиях  рыночной  экономики.

Активизирование  познавательной  деятельности  учащегося.

 Май

18

Итоговое  занятие по  исследованию  социальной  компетенции

Итоговое  занятие по  исследованию  социальной  компетенции.  

Определение  уровня  сформированности  социальных  навыков  у  подростка, оценка,  какие  именно  социальные  навыки являются   для  него наиболее  простыми, а какие  наиболее   сложными.

Возможность получения информации  о  круге    общения подростка, о значимых  для  него людях, кто  из его  окружения  оказывает ему  материальную  поддержку, кто  является  эталоном  поведения, чьи  взгляды  на жизнь  ему  близки.

Май

 ЛИТЕРАТУРА

Анн Л.Ф. Психологический  тренинг с подростками. – СПб., 2003.

Абрамова И.Г. Рискология – наука о поведении  человека  в ситуации  выбора. – Спб: СПбГУП,1999.

Абрамова И.Г. Игротехнические приёмы (Рекомендации  для  организации  игровых занятий  в школе). – СПб, 1992.

Аникеева Н.Т. Воспитание игрой. – М., 1987.

Былеева Л.В. и др. Подвижные игры. – М., 1974.

Биндюков М., Соломин И., Ткачёв М. Вестник  психосоциальной  и  коррекционно-реабилитационной  работы. – М., 1999.

Грецов А. Тренинг общения  для  подростков. – ЗАО Издательский  дом Питер, 2006.

Детская  психодиагностика и профориентация / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» – Ростов н / Д: « Феникс», 1999.

Куган Б.А. Социально-трудовая  адаптация  детей группы  социального риска. Курган – Челябинск, 1995.

Консультирование  детей  в психолого-педагогическом Центре – научно-методическое  пособие. – М., 1998.

Минкова Э. А. Особенности  личности  ребёнка, воспитывающегося  вне семьи. // Очерки. о развитии детей, оставшихся  без  родительского  попечения. – М.: ТОО «Симс»,1995.

Преодоление  трудностей  социализации  детей-сирот. / Под редакцией  Л.В. Байгородовой.

Рудестан К. Групповая  психотерапия. – Спб.,1998.

Сапрыкина Т.Н. Решение проблем  социальной адаптации воспитанников (из опыта  работы  детских  домов) //Сиротство  России: право  ребёнка на семью. Материалы  конференции.

Семья Г.В., Левин С.А., Панов А.И., Юдицева Н.Н. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /Под науч. ред. Г.В. Семья. – М.: СИМС, 1999.

Смид Р. Групповая  работа  с детьми  и подростками. – М., 2000.

Кэррэл С. Как  научить  детей  сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 1998.

Прутченков А. С. Социально- психологический  тренинг в школе. – М., 2001.

Психогимнастика  в тренинге. / Под редакцией  Н.Ю. Хрящевой. – СПб., 1998.

Хейзинг. Человек  играющий. В тени завтрашнего дня. – М.,1999.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Занимательная психология» Арт-терапия как средство коррекции. Программа факультативных занятий для школьников с нарушениями интеллекта с повышенным уровнем тревожности средствами арттерапии и методами цветовосприятия

Программа факультативных занятий для школьников с нарушениями интеллекта с повышенным уровнем тревожности средствами арттерапии и методами цветовосприятия...

Рабочая программа воспитательной работы, для детей с нарушением интеллекта 7 класс.

  Рабочая программа составлена в соответствии с программой И.М. Бгажноковой,  для учащихся 7 класса.План внеурочной деятельности на 2019-2020 учебный год разработан в соответствии с д...

Программа воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта 8 класс

Пояснительная записка.(к рабочей программе воспитательной работы,  для детей с нарушением интеллекта 8 класс)         Рабочая программа составлена в соотве...

Адаптированная рабочая программа по биологии для детей с нарушениями интеллекта (легкой умственной отсталостью)

Используемый учебник: З.А. Клепинина «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» 7 класс - учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные пр...

Мухина О.Н. Программа воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта 5 класс

.Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени умственно отсталых детей (интеллектуальные  нарушения)....

Мухина О.Н. Программа воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта 6 класс

Рабочая программа будет интересна для воспитателей адаптивных учреждений...