Аналитический отчет
материал по теме
Предварительный просмотр:
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности
в межаттестационный период (за последние 3-5 лет)
Бутовой Маргариты Ивановны, учителя-логопеда, Г(О)С(К)ОУ С(К)О школы-интерната VIII вида №4
Ф.И.О., должность, наименование образовательного учреждения
1. Основные цели и задачи педагогической деятельности (в соответствии с должностными обязанностями, с учетом условий педагогической деятельности).
Цели: создание условий на логопедических занятиях, обеспечивающих коррекционно-развивающее сопровождение учебного и воспитательного процессов, направленных на развитие механизмов продуктивной обработки информации, которые позволят логопатам усвоить, освоить коммуникативные модели поведения соответствующей патологии.
Задачи:
- Развитие потребности, мотивации к учению, как основы механизма по формированию навыков учебного поведения каждого ученика и коррекции его познавательной сферы.
- Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы как детерминанты поведения, организующие фундаментальные личностные процессы поведения логопатов.
- Организация учебы в охранительно-оздоровительном режиме, направленном на создание системы универсальных учебных действий, привычек по освоению «здорового образа жизни».
2. Степень решения педагогических целей и задач. Анализ результатов педагогической деятельности:
- вывод о том, как в целом решены поставленные цели и задачи, факты, цифры, подтверждающие этот вывод (можно представить в форме графиков, таблиц, диаграмм и т.д.);
- что делалось для достижения поставленных целей и решения задач, что и как повлияло на их решение (степень влияния различных действий и средств: формы, методы работы, материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение); целесообразность проводимой педагогической работы; факторы, которые обусловили достигнутые результаты; Обоснованность корректировки деятельности; эффективность использованных педагогических средств, их влияние на результаты;
- недостатки в организации работы, их причины;
- неиспользованные возможности и педагогические средства, резервы для дальнейшего совершенствования работы;
- перспективы дальнейшей педагогической деятельности.
В течение трех лет наблюдается положительная динамика в преодолении речевой патологии: в 2008-2009 учебном году из 25 человек - 3 воспитанника (12%), в 2009-2010 учебном году из 19 человек- 5 воспитанников (26,3%).
Таблица 1. Показатели улучшения звукопроизношения у воспитанников.
№ п/п | Учебный год | Количество учащихся | Количество детей с улучшением произношения | % детей с улучшением произношения |
1 | 2008-2009 | 25 | 3 | 12% |
2 | 2009-2010 | 19 | 5 | 26,3% |
Таблица 2. Выпуск детей-логопатов.
№ п/п | Учебный год | Количество учащихся | Количество выпущенных детей | % выпущенных детей |
1 | 2008-2009 | 25 | 4 | 28% |
2 | 2009-2010 | 19 | 7 | 21% |
Для достижения поставленных целей и решения задач использовала:
1. Стандартизированные методики обследования Т.А. Фотековой, которые позволяют оценить как качественно, так и количественно (в баллах) сопоставляемые факты за текущий и прошлый год. Для каждого учащегося, посещающего логопедические занятия, составляется речевой профиль, отражающий состояние всех сторон речевой деятельности. Это помогает в конце учебного года оценить эффективность логопедического сопровождения учеников.
2. Для улучшения показателей звукопроизношения у учащихся провожу серию диагностических средств, определяющих динамику коррекционных процессов личности каждого логопата с использованием следующих методик:
«Красно-черная таблица», предназначенная для оценки переключения внимания;
методика Д. Векслера – для развития зрительной памяти;
методика изучения концентрации внимания и устойчивости мышления (модификация метода Пьеронн-Рузера);
методика Леонтьева А.Н. – диагностика памяти с помощью запоминания.
3. Разработаны следующие методические пособия: картотеки развивающих упражнений, таблицы, методические копилки по логопедии, дидактические игры: «Логопедические линейки», «Картотека по развитию словарного запаса», «Таблица по развитию фонематического восприятия», «Таблица по развитию зрительного восприятия и ориентация на плоскости», «Таблицы по развитию памяти».
4. Для мониторинга речевого развития учащихся проводилась входная и итоговая диагностика. Обследование состоит из пяти блоков, направленных на исследование: уровня фонематического восприятия; уровня связной речи; словаря детей; грамматической стороны речи; состояния звуковой стороны речи. Итоговое обследование показало, что у большинства учащихся, посещающих логопедические занятия, повысился уровень овладения компонентами языка.
Перспективы дальнейшей педагогической деятельности вижу в создании методической разработки «Коррекция нарушений письма и развития всех психических процессов», работой над новой темой самообразования «Развитие устной речи на логопедических занятиях», считаю необходимым продолжить работу в творческой группе учителей, внедрять новые технологии по проблеме: «Оптимизация системы школы-интерната как условие реализации прав и возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
3. Условия, обеспечивающие образовательный процесс:
3.1. Учебно-методический комплекс (УМК), наличие рабочей программы и обеспечение её выполнения в соответствии с образовательной программой ОУ.
С 2008 года реализую рабочую Программу по коррекции нарушений речи учащихся 1-7 классов, которая согласованна с кабинетом коррекционной педагогики и специальной психологии ИРО г. Липецка сроком реализации 7 лет. Отбор содержания произведен с учетом психологических возможностей и возрастных потребностей детей с ОВЗ в разной степени выраженности.
Принимала участие в разработке Образовательной программой ОУ в разделе «Коррекционная работа. Логопедическое сопровождение». Участвую в экспериментальной и инновационной работе группы учителей по проблеме «Адаптация учебных предметов с позиции интеграции коррекционного компонента в содержании»,ежегодно разрабатываю комплекс целенаправленных коррекционных мероприятий, способствующих компенсации речевых и неречевых дефектов.
3.2. Соответствие дидактических и методических материалов, оснащенности кабинета используемому УМК, их систематизация.
Логопедический кабинет, в котором я работаю, соответствует научно-методическим требованиям. Учебная мебель соответствует санитарным требованиям, имеется паспорт и план кабинета. Технические средства обучения (ноутбук, телевизор, магнитофон) доступны в любое время и в нужном объеме. Учебные пособия, методические руководства для учителя, журналы, газеты, книги присутствуют и доступны и детям и педагогам. Имеется большой запас тематических плакатов, наглядно-дидактических пособий, которые облегчают детям усвоение и закрепление нового материала. Достаточное количество систематизированных наглядных пособий, раздаточного и демонстрационного материала позволяет учебному процессу быть качественным и результативным.
Разработана картотека дидактических игр.
3.3. Организация и использование материала разного содержания, вида и форм, а также цифровых образовательных ресурсов.
Результативность коррекционной работы зависит от личностного включения ребенка в педагогический процесс и осознанности выполняемых им действий. Решение этой задачи и анализ эффективности используемых средств коррекционного процесса привели к созданию особой логопедической среды. Учитывая наглядно-образное мышление, пониженное внимание к речевому окружению, в системе работы над развитием языковых способностей при формировании установок на ориентировку в языковом материале (фонетическом, семантическом, синтаксическом) и развитии "чувства слова" большое внимание уделяю оформлению речевой среды логопедического кабинета, созданию положительного эмоционального фона для проведения логопедических занятий. Следуя принципам личностного подхода к каждому ребенку направляю развитие речи через духовную общность между логопедом и ребенком и развивающее воздействие коррекционной среды, длительный процесс компенсации речевого дефекта требует ненасильственных методов управления. Обеспечивая психологический комфорт и создавая условия для формирования языковых способностей, повышения речевой активности и внимания к речевому окружению, разработала игровое оборудование многоцелевого назначения. Вариативность материала, создает особую эмоциональную атмосферу и позволяет ребенку усвоить механизм переноса изучаемой грамматической формы на любой лексический материал и чувствовать себя уверенно в новых речевых ситуациях.
3.4. Использование современных образовательных технологий, включая информационные.
1. Осуществляю отбор и применяю в практической деятельности современные коррекционные технологии обучения и воспитания детей (Е.Д. Худенко, В.В. Воронкова, М.Н. Петрова, Е.М. Якубовская и др.), использую современные психолого-педагогические концепции коррекционного обучения (Л.С. Выготский, С.Р. Рубенштейн, Н.А. Абульханова, В.В. Давыдов).
2. Из современных образовательных технологий интегрированный подход в организации занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает: обогащение сенсорного опыта; развитие зрительных возможностей.
3. Развитие и включение в процесс познания сохранных анализаторов и речи, формирование музыкальности у воспитанников провожу посредством технологии «Звучащий мир». Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия) и речевой деятельности.
4. Разработала игровое оборудование многоцелевого назначения. Вариативность материала создает особую эмоциональную атмосферу и позволяет ребенку усвоить механизм переноса изучаемой грамматической формы на любой лексический материал и чувствовать себя уверенно в новых речевых ситуациях.
3.5. Организация разнообразных видов деятельности обучающихся, воспитанников. Развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организация и проведение факультативных, внеурочных занятий.
На занятиях использую разнообразные виды деятельности учащихся:
1. Групповая и индивидуальная деятельность.
1. Работа с раздаточным материалом.
2. Использование картотеки логопедических и развивающих игр (ролевые и ситуационные).
3. Многократное повторение как основной вид запоминания с использованием приемов ассоциации, рифмовки, классификации, «уярчения».
В процессе специально организованных коррекционно - развивающих занятий с детьми удалось не только преодолеть имеющийся дефект, но и способствовать развитию всей познавательной деятельности, эмоциональной сферы, подготовить детей к успешному обучению в школе.
Работа по развитию мотивации познавательных интересов, способностей заключается в совместной диагностики состояния познавательных процессов, выявлении путей коррекции недостатков, развитию речи, внимания, мышления, памяти. На групповых занятиях работа проводится в соответствии с программой под редакцией В.В. Воронковой. Отличительной особенностью нового образовательного стандарта является то, что он рассматривается на основе деятельностного подхода, при помощи которого учащиеся овладевают универсальными способами действий и на основе их могут достигнуть новых уровней развития. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует организации на основе планирования совместной деятельности учителя-логопеда и учащихся школы-интерната.
Во внеурочное время с воспитанниками провожу мероприятия: «Его величество хлеб», «Кто такая зима», «Зимующие птицы», «Наш добрый друг – волшебный Круг», «День защитника Отечества», «8 Марта – Женский день», «Праздник Победы», «Этот праздник со слезами на глазах», «Золотая осень».
В тесной взаимосвязи с воспитателями работаю над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбираю лексический материал по теме. Осуществляю работа с воспитателями учреждения: семинары «Совместная работа воспитателя и логопеда», «Коррекционная работа на воспитательских занятиях», «Формирование лексико-грамматической стороны речи на воспитательских занятиях», круглый стол с педагогами «Дидактические игры на уроках и воспитательских занятиях».
3.6. Использование современных способов оценивания, контроля, отчетности с использованием электронных форм документации.
Использую современные способы оценивания с применением электронных форм документации: «Логопедическая работа индивидуального сопровождения ребенка», в которой отражены общие сведения о ребенке, о семье, медицинские показатели, отношения к занятиям ученика, диагностические задачи, результаты диагностики речи. Построены диаграммы: «Усвоение материала» (по результатам 1 и 4 четверти), «Усвоение навыков чтения», «Социально-психологическая адаптация к школе».
3.7. Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса с учетом возрастной психологии и школьной гигиены.
Во время образовательного процесса учитываю возрастные особенности психологии и школьной гигиены. Использую здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарнова, направленные на нравственное и умственное развитие ребенка: речевой материал и игровые задания органически вливаются в любое занятие. Изучение учебного материала сопровождается здоровьесберегающей деятельностью воспитанников: упражнения на профилактику заболеваний органов зрения, задания на развитие общей и мелкой моторики, релаксационные задания, способствующие регулированию психоэмоциональной сферы. Наблюдения показывают, что применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях дают положительные результаты оздоровительной деятельности: дети лучше воспринимают материал по развитию речи, раскрепощены в своем поведении, общительны, эмоциональны, крепки физически.
4. Профессиональный рост педагога:
4.1. Прохождение курсов повышения квалификации за последние пять лет:
Наименование учреждения | Название образовательной программы | Дата прохождения курсов | № удостоверения |
ОА УДПО ЛИРО | «Организация и содержание логопедической работы в образовательном учреждении» | 26.04.2010г.-07.05.2010г. | № 967 |
4.2. Участие в работе конференций, семинаров:
Уровень и название конференции, семинара и др. | Форма участия | Тема выступления | Год |
Конференция на уровне ОУ | лекция | «Состояние здоровья подростков в современных условиях» | 2007 |
Семинар на уровне ОУ «Современные коррекционно-развивающие технологии» | выступление | «Современные технологии коррекционно-развивающего сопровождения в учебном и воспитательном процессе» | 2008 |
«Адаптация учебных предметов с позиции интеграции коррекционного компонента в содержании» | доклад с рекомендациями | «Методические технологии обучения чтению детей с ОВЗ» | 2008 |
4.3. Участие в работе МО:
Год | Вид деятельности | Результаты работы |
2008 | Выступление на заседании МО «Коррекционная работа по исправлению нарушений письма» | Анализ письменных работ учащихся показал положительные результаты. Процент ошибок в написании слов различных частей речи уменьшился с 56% до 34%. |
2009 | Выступление на заседании МО «Коррекция развития памяти» | На основе игр на развитие зрительной и кратковременной памяти количество детей, запомнивших 10 слов, увеличилось с трех до пяти. |
2010 | Выступление на заседании МО «Нарушение чтения у детей со сниженным интеллектом» | Улучшение чтения у детей связано с улучшением фонематического анализа и синтеза. При контрольном чтении качество увеличилось с 63% до 71%. |
4.4. Работа над методической темой:
Год | Наименование темы | Результаты работы |
2006-2011 | «Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся» | Создана картотека логопедических и развивающих игр:
Обобщен опыт работы на педагогическом совете. |
4.5. Участие в профессиональных конкурсах:
Уровень | Наименование конкурса | Итого | ||
участник | лауреат | победитель | ||
Всероссийский | - | - | - | - |
Региональный | - | - | - | - |
Муниципальный | - | - | - | - |
-5. Обобщение и распространение опыта.
5.1.Презентация опыта на различных уровнях:
Форма | Уровень | Тематика с указанием года |
Проведение мастер-классов для педагогов, руководителей | Региональный Межмуниципальный Муниципальный | - |
Выступления на методических объединениях, конференциях | Региональный Межмуниципальный Муниципальный | - |
5.2. Наличие научно-педагогических и методических публикаций на международном, всероссийском, региональном, муниципальном уровнях, на уровне ОУ.
Уровень | Название публикации | Выходные данные | ||
Место издания, гриф | Название издательства | Год издания | ||
- | - | - | - | - |
6. Удовлетворенность организацией образовательного процесса (по предмету).
6.1. Результаты опросов, анкетирования, жалобы со стороны детей и родителей, благодарности, административные взыскания.
Жалоб в действиях педагога со стороны родителей (лиц их заменяющих), воспитанников, сотрудников, а также административных взысканий нет.
6.2. Уровень общей и профессиональной культуры педагога (соблюдение прав и свобод обучающихся, уважительное отношение к обучающимся при поддерживании учебной дисциплины и режима посещения занятий).
Отношения с детьми строю на доверии, уважении. В любой ситуации координирую свои действия с коллегами. Веду постоянный поиск новых приёмов убеждающего воздействия и предвижу возможное их использование в общении. Воспитываю отношение понимания к чужим взглядам. Применяю сочетание методов обучения и воспитания, позволяющих добиться максимальных результатов при минимальной затрате времени и оптимальном приложении умственных, волевых. Соблюдаю прав и свободы обучающихся, уважительно отношусь к воспитанникам при поддерживании учебной дисциплины и режима посещения занятий.
6.3. Взаимодействие с родителями и представителями социума (участие родителей и общественности в родительских собраниях, привлечение родителей к различным видам деятельности, к управлению образовательным процессом).
Выступала с лекциями, докладами и рекомендациями на организованных в доме культуры и досуга с. Черкассы и клубе с. Ериловка родительских собраниях по темам: «Как помочь детям учиться», «Проблемы в обучении и воспитании детей», «Учись правильно и красиво говорить».
Налаживаю контакт с семьёй не только тогда, когда ему нужна помощь родителей, а постоянно, всякий раз добиваясь откровенности, взаимопонимания, чуткости.
6.4. Выполнение правил по охране труда и пожарной безопасности.
Все правила по охране труда и пожарной безопасности неукоснительно соблюдаю.
7. Другие информационные и аналитические данные, свидетельствующие о результативности деятельности педагога
«23» марта 2011 г. __________________________
подпись аттестуемого
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
аналитический отчет по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних
Анализ работы педагогов по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних, попавших в ТЖС...
Аналитический отчет директора
Анализ организационной, контрольно-инспекционной, методической, инструктивно-информационной деятельности заместителя директора по УВР за 2010-2011 учебный год...
Аналитический отчет
Представлен аналитический отчет учителя за межаттестационный период...
Презентация аналитического отчета
Презентация аналитического отчета учителя за межаттестационный период...
Аналитический отчет о применении в профессиональной деятельности Куркиной Инны Павловны современных образовательных технологий.
В своей педагогической деятельности широко использую технологии личностно-ориентированного обучения, что обеспечивает высокий уровень обучения.Всегда осуществляю оптимальный отбор методов,...
Итоговый аналитический отчет Первого Международного научно-практического заочного (дистанционного) семинара по теме: "Ключевые компетенции директора школы как фактор повышения качества образования" ( 09-23 апреля 2012 года)
В данном материале содержится итоговый аналитический отчет по результатам моей научно-исследовательской работы....
Аналитический отчет моей работы за последние 3 года
Аналитический отчет моей работы за последние 3 года. Включает в себя достижения учеников, проведенные мероприятия, планы работы на будущее....