Звук и буква З
план-конспект по теме
Закрепление произношения звука з в первом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_v_1_klasse.docx | 522.23 КБ |
literatura.docx | 10.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие в 1 классе.
«Звук и буква З».
Логопед Андреева А. А.
Цели:
- автоматизация произношения звука з в слогах, словах;
- тренировать в определении места звука в слогах и словах;
- коррекция мелкой моторики пальцев рук;
- развитие фонематического слуха, восприятия, внимания.
Оборудование: зеркала, буква З демонстрационная и раздаточные, разборные буквы, предметные картинки, прописная буква з, разрезная азбука, шнурки, игрушки: кукла, заяц, тарелочки с крупой, металлическая буква З, ИТК, еловые и сосновые шишки, картина с изображением комарика, цифра 3.
Ход занятия.
- Орг. момент
У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Мы им покажем, что мы умеем делать.
- Где живёт наш весёлый язычок? ( во рту, за белыми зубами, за красными
губами).
2.Чтобы красиво говорить, мы сделаем упражнения для языка, для щёк, для пальчиков.
- Массаж лица:
- лоб гладим (от середины лба к вискам);
- щёки (от носа к ушам);
- подбородок (движения вверх по щекам и вискам)
- шея (поглаживание шейки).
- Для челюсти:
- выдвинуть нижнюю челюсть вперёд и удержать.
- Для щёк:
- надувание обеих щёк одновременно,
- надувание левой и правой попеременно;
- втягивание щёк в ротовую полость между зубами;
- Упражнения для языка:
- “Лопаточка”. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
-“Горка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.
Слайд №1
-“Качели”. Рот открыт. Губы в улыбке. Движение языка вверх – вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним.
Слайд №2
-«Маятник». Язык движется вправо, влево.
Слайд №3
-«Чистим зубы» Чистим нижние зубки. Слайд №4
-«Гармошка». (Для нижней челюсти). Слайд №5
-«Колесо». Среднюю часть языка максимально выдвинуть вперёд, а затем убирать вглубь рта.
3.Знакомство с новым материалом. Слышится песенка комарика.
- Кто же это звенит? ( комарик, пчела, муха)
Вдруг откуда-то летит
Наш герой – комарик,
И в руках его горит
Маленький фонарик.
-Вывешивается картинка: Комарик
- Какую он поёт песню?
- Все вместе произносим:
- ззззззззз .
- по отдельности – ззззззз.
- Что нам помогает произносить песенку комарика? (язык, губки, горлышко)
- В каком положении находятся губки? (губки улыбаются).
- А зубки? (заборчиком) показ картинки: забор
- А язычок где у нас? (у нижних зубов)
- А как мы говорим звонко или глухо? (звонко – закрываем ушки и поём песенку комарика или прикладываем тыльную сторону ладони к горлышку, чтобы ребёнок почувствовал дрожание).
- Давайте ещё раз споём песенку комарика.
4. А на письме звук З обозначается буквой 3.
Выставляется печатная буква Зз.
- Какая эта буква?
- А на какую цифру по математике она похожа? (цифра 3)
Выставляется цифра 3.
- На эту букву посмотри
Она совсем как цифра 3,
Извиваюсь словно змейка
Срисовать меня сумей –ка.
- 4. Прежде, чем написать эту букву, разогреем ручки.
Физминутка .
Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал –
Зайка – прыг – и убежал. Слайд №6
Б)- Берём еловые шишки и раскатываем их на внутренней стороне ладони,
на тыльной стороне ладони, между пальцами, круговые движения.
- Берём сосновые шишки и раскатываем их на ладошках …
5. а)- Прощупываем металлическую букву З. Обводим её пальчиком.
б)- Собираем рассыпанную печатную букву З
в)- А теперь сделаем из шнурочка печатную букву З.
Выкладывание буквы З.
Г)- А теперь напишем прописную букву
Дети пишут в тарелочках прописную букву
6.- Автоматизация звука З в слогах. «Комарик летит к гласным» .
А
З О
У
Ы
Чтение хором, по одному.
8.- Работа с разрезной азбукой. Составление слогов:
ЗА ЗО ЗУ ЗЫ
Определить, где стоит звук З?
9. Развитие фонематического слуха.
Говорю слоги, а дети поднимают букву, если есть звук З.
ЗЫ РА НО ЗУ ЗА КА и т. д.
10.На доске вывешены картинки. Нужно внимательно рассмотреть картинку, а теперь отгадать загадку, назвать отгадку и показать картинку.
- Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
- Гуляю я и в дождь и в зной
Характер у меня такой. Что помогает укрыться от дождя?
- Что за чудная вещица
На столе цветы в ней ставят
Дружно все сказали сразу
Ну, конечно, это … (ваза).
- Красные звери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей
И пищу, и хлеб, всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю. (что нам нужно, чтобы прожевать
пищу?)
- Бородатая, рогатая, молочко даёт.
-Какой звук есть в этих словах ?
-Как мы говорим?
-Где стоит?
11.«Чего не стало?» (Убираются по одной картинке, а дети припоминают, какой картинки не стало.
12.«Кукла Зоя».
Раздаётся стук.
-Кто-то идёт к нам в гости. Это кукла. Она называет своё имя – Зоя. Здоровается с детьми и знакомится с каждым ребёнком.
- Как зовут куклу? (Зоя)
Зоя знакомит детей со своей игрушкой зайкой и называет его имя – Незнайка.
- Как вы думаете, почему зайку зовут Незнайка? (В школе он учился? Знает ли буквы? Умеет ли читать?).
Ответить на вопросы:
Как зовут куклу?
А какая игрушка есть у Зои?
- Как зовут Зайку?
-Кто есть у Зои?
-Как зовут Зоиного зайку?
- Повторение хором скороговорки, а затем по одному:
Зоиного зайку зовут Незнайка.
- Какой звук здесь встречается?
13.Найти в картинке букву З, показать З :
14.Итог занятия:
- Какой звук мы учили?
- Сосчитайте, у кого сколько звёздочек?
- Какая буква есть в слове звёздочка?
Предварительный просмотр:
Литература.
1. Слайды №1,2,3,4,5,6 и комарик из интернета.
2. О. Б. Иншакова "Альбом для логопеда" М., "Владос", 2008г.
3.Ю. Б. Жихарева - Норкина "Домашняя тетрадь для логопедических
занятий с детьми". Выпуск 6. звуки З - ЗЬ, Ц. М., "Владос", 2008г.
4. Ю. В. Пасс "Учимся писать от буквы к букве" М., "просвещение" 2008г.
5. Н. А. Федосова "От слова к букве" ч. 2. М., "Просвещение", 2008 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."
Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....
Урок чтения Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.
Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.Технология: на ситуативной (игровой) основе Задачи:образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой д; создать условия для формирования у ...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква А".
Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, опубликован на официальном сайте Мимио в России.В нем используются различные...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква У".
В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Д".
В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Р".
Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста.В нем используются различные игры и игровые упражнения, направленные на разви...