Звук и буква З
план-конспект по теме

Закрепление произношения звука з в первом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie_v_1_klasse.docx522.23 КБ
Файл literatura.docx10.57 КБ

Предварительный просмотр:

                          Логопедическое занятие в 1 классе.

                                         «Звук и буква З».

                                                                    Логопед Андреева А. А.

                                                                   

Цели:

  1. автоматизация произношения звука   з  в слогах, словах;
  2. тренировать в определении места звука в слогах и словах;
  3. коррекция мелкой моторики пальцев рук;
  4. развитие фонематического слуха, восприятия, внимания.

Оборудование: зеркала, буква З демонстрационная и раздаточные, разборные буквы, предметные картинки, прописная буква з, разрезная азбука, шнурки, игрушки: кукла, заяц,  тарелочки с крупой, металлическая буква З, ИТК, еловые и сосновые шишки, картина с изображением комарика, цифра 3.

                                   Ход занятия.

  1. Орг. момент

У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Мы им покажем, что мы умеем делать.

- Где живёт наш весёлый язычок? ( во рту, за белыми зубами, за красными

                                                                   губами).

     2.Чтобы красиво говорить, мы сделаем упражнения для языка, для щёк, для пальчиков.

 - Массаж лица:

                      - лоб гладим (от середины лба к вискам);

                     - щёки (от носа к ушам);

                     - подбородок (движения вверх по щекам и вискам)

                    - шея (поглаживание шейки).

- Для челюсти:

                     - выдвинуть нижнюю челюсть вперёд и удержать.

- Для щёк:

                      - надувание обеих щёк одновременно,

                      - надувание левой и правой попеременно;

                      - втягивание щёк в ротовую полость между зубами;

- Упражнения для языка:

                   -   “Лопаточка”. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

                            J:\Коллекция картинок (Microsoft)\Коллекция картинок (Microsoft) 015.jpg 

-“Горка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.

                                                Слайд №1

                          http://festival.1september.ru/articles/564277/img4.gif 

-“Качели”. Рот открыт. Губы в улыбке. Движение языка вверх – вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним.

                      Слайд №2

                          http://festival.1september.ru/articles/564277/img6.gif

-«Маятник». Язык движется вправо, влево.

                             Слайд №3

                           http://festival.1september.ru/articles/564277/img5.gif

-«Чистим зубы» Чистим нижние зубки.  Слайд №4

                                                    img7.gif (13611 bytes)

-«Гармошка».  (Для нижней челюсти).  Слайд №5

                              http://festival.1september.ru/articles/564277/img8.gif

-«Колесо». Среднюю часть языка максимально выдвинуть вперёд, а затем убирать вглубь рта.

  J:\Коллекция картинок (Microsoft)\Коллекция картинок (Microsoft) 025.jpg

 3.Знакомство с новым материалом. Слышится песенка комарика.

- Кто же это звенит? ( комарик, пчела, муха)

Вдруг откуда-то летит

Наш герой – комарик,

И в руках его горит

Маленький фонарик.

-Вывешивается картинка:  Комарик

                                           http://funforkids.ru/paint/mosquito/mosquito01.gif

-  Какую он поёт песню?

 -  Все вместе произносим:

-    ззззззззз .

- по отдельности – ззззззз.

- Что нам помогает произносить песенку комарика? (язык, губки, горлышко)

- В каком положении находятся губки? (губки улыбаются).

- А зубки?  (заборчиком)  показ картинки: забор

- А язычок где у нас? (у нижних зубов)

- А как мы говорим звонко или глухо? (звонко – закрываем ушки и поём песенку комарика или прикладываем тыльную сторону ладони к горлышку, чтобы ребёнок почувствовал дрожание).                                        

- Давайте ещё раз споём песенку комарика.

4. А на письме звук З обозначается буквой 3.

                                  Выставляется печатная буква  Зз.

- Какая эта буква?

- А на какую цифру по математике она похожа? (цифра 3)

                          Выставляется цифра 3.      

    - На эту букву посмотри

      Она совсем как цифра 3,

     Извиваюсь словно змейка

      Срисовать меня сумей –ка.

- 4. Прежде, чем написать эту букву, разогреем ручки.

       Физминутка .  

Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал –

Зайка – прыг – и убежал.             Слайд №6

                                 http://festival.1september.ru/articles/564277/img3.gif

Б)- Берём еловые шишки и раскатываем их на внутренней стороне ладони,

на тыльной стороне ладони, между пальцами, круговые движения.

- Берём сосновые шишки и раскатываем их на ладошках …

5. а)- Прощупываем металлическую букву З. Обводим её пальчиком.

 б)- Собираем рассыпанную печатную букву З           D:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Н. А. Федосова От счлова к букве 2 часть\Н. А. Федосова От счлова к букве 2 часть 086.jpg

 в)- А теперь сделаем из шнурочка печатную букву З. 

                                                               Выкладывание буквы  З.

Г)- А теперь напишем прописную букву

              Дети пишут в тарелочках прописную букву

6.- Автоматизация звука З в слогах. «Комарик летит к гласным» .

                                                                     А

                                  З                                О

                                                                   У

                                                                  Ы  

Чтение хором, по одному.

8.- Работа с разрезной азбукой. Составление слогов:

ЗА     ЗО     ЗУ   ЗЫ

Определить, где стоит звук З?

9. Развитие фонематического слуха.

Говорю слоги, а дети поднимают букву, если есть звук З.

ЗЫ  РА  НО  ЗУ   ЗА  КА  и т. д.  

10.На доске вывешены картинки. Нужно внимательно рассмотреть картинку, а теперь отгадать загадку, назвать отгадку и показать картинку.

                          D:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Учимся, играя\Учимся, играя 064.jpg

  1. Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
  2. Гуляю я и в дождь и в зной

Характер у меня такой.    Что помогает укрыться от дождя?

  1. Что за чудная вещица

На столе цветы в ней ставят

Дружно все сказали  сразу

Ну, конечно, это … (ваза).

  1. Красные звери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей

И пищу, и хлеб, всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю.   (что нам нужно, чтобы прожевать

                                                                       пищу?)

  1. Бородатая, рогатая, молочко даёт.

-Какой звук есть в этих словах ?

-Как мы говорим?

-Где стоит?

11.«Чего не стало?»   (Убираются по одной картинке, а дети припоминают, какой картинки не стало.

 12.«Кукла Зоя».

Раздаётся стук.

-Кто-то идёт к нам в гости. Это кукла. Она называет своё имя – Зоя. Здоровается с детьми и знакомится с каждым ребёнком.

- Как зовут куклу? (Зоя)

  Зоя знакомит детей со своей игрушкой зайкой и называет его имя – Незнайка.

- Как вы думаете, почему зайку зовут Незнайка? (В школе он учился?  Знает ли буквы? Умеет ли читать?).

Ответить на вопросы:

Как зовут куклу?

А какая игрушка есть у Зои?

- Как зовут Зайку?

-Кто есть у Зои?

-Как зовут Зоиного зайку?

- Повторение хором скороговорки, а затем по одному:

Зоиного зайку зовут Незнайка.

- Какой звук здесь встречается?

13.Найти в картинке букву З, показать З :

D:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Учимся, играя\Учимся, играя 065.jpg

14.Итог занятия:

- Какой звук мы учили?

- Сосчитайте, у кого сколько звёздочек?

- Какая буква есть в слове звёздочка?



Предварительный просмотр:

Литература.

1. Слайды №1,2,3,4,5,6 и комарик из интернета.

 2. О. Б. Иншакова "Альбом для логопеда" М., "Владос", 2008г.

3.Ю. Б. Жихарева - Норкина "Домашняя тетрадь для логопедических

       занятий с детьми". Выпуск 6. звуки З - ЗЬ, Ц. М., "Владос", 2008г.

4. Ю. В. Пасс "Учимся писать от буквы к букве" М., "просвещение" 2008г.

      5. Н. А. Федосова "От слова к букве" ч. 2. М.,  "Просвещение", 2008 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."

Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....

Урок чтения Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.

Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.Технология: на ситуативной (игровой) основе Задачи:образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой д; создать условия для формирования у ...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква А".

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, опубликован на официальном сайте Мимио в России.В нем используются различные...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква У".

В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Д".

В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Р".

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста.В нем используются различные игры и игровые упражнения, направленные на разви...