урок развития устной речи "Птицы. Польза, приносимая людям.Части тела птиц"
план-конспект урока по теме

Комисарчук Лилия Витальевна

 

  • повторение и обобщение знаний детей о птицах, их строении,   среде обитания;
  • расширение  кругозора и знаний о пернатых своего родного края,
  • формирование понимания важности заботы о природе;
  • развитие связной речи,  познавательной активности,   наблюдательности , умения  анализировать,  делать выводы;                            
  • воспитание бережного и заботливого отношения ко всему живому

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gosudarstvennoe_byudzhetnoe_specialnoe.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное ) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья школа - интернат VIII вида

 станица Старолеушковская Краснодарский край

                                     Урок развития устной  речи

«ПТИЦЫ .Польза приносимая людям.Части тела птиц.»

        3 класс

        подготовила

учитель начальных классов :

Лилия Витальевна Чередник

        январь 2013

Цели:

                           

  1. повторение и обобщение знаний детей о птицах, их строении,   среде обитания;
  2. расширение  кругозора и знаний о пернатых своего родного края,
  3. формирование понимания важности заботы о природе;
  4. развитие связной речи,  познавательной активности,   наблюдательности , умения  анализировать,  делать выводы;                            
  5. воспитание бережного и заботливого отношения к птицам и

        всему живому;    

  1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
  2.  Способствовать формированию в детях ответственности за "братьев наших меньших". Воспитание трудолюбия.

Оборудование к уроку:

  1. презентация «Птицы» (Приложение 1),
  2. фонограмма отрывка из балета ,, Лебединое озеро,, П.И.Чайковского ,,Танец маленьких лебедей»,
  3. фонограмма пения птиц в утреннем лесу,   грамоты «Друзья птиц»

Предварительная подготовка:

  1. Сделать кормушки для птиц
  2. Выучить стихи
  3. Подготовить материал для практической работы
  4. Сформировать команды (придумать названия команд)

Самоанализ .

   В процессе проведенного урока я старалась развивать восприимчивость ребенка к миру природы, поддерживать  чувство удивления, восторженности, положительного отношения к объектам природы – птицам. Был сформирован определенный уровень информированности детей о птицах,   что способствовало развитию эрудиции и познавательных интересов, подводило школьника к осознанию себя как носителя экологической культуры.

  И главная методическая особенность данного урока состоит в организации природоохранной деятельности, а именно развешивание кормушек и подкормка птиц. Ведь труд в природе обладает рядом особенностей, которые ставят его в исключительное положение как средство воспитания экологической культуры :

1) бескорыстие и приближение к общественно-значимой деятельности;

2) взаимосвязь с окружающим миром;

3)удовлетворение результатами своего труда.

Ход урока

  1. Организационный момент.  

 Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. - «Здравствуйте», говорят при встрече, желая здоровья. Я приветствую вас, желаю вам здоровья и хорошего настроения, что необходимо нам для работы на  занятии.  Ребята, у нас сегодня необычный урок, у нас на уроке присутствуют гости и гости эти не простые, а заморские .Давайте поделимся с ними улыбкой и хорошим настроением. А теперь всё внимание на меня.

2. Дыхательная гимнастика .

Мы  сегодня  спокойны, добры и приветливы.    

Руки за спину положим,

голову поднимем выше

и легко – легко подышим.

Глубоко вдохните и выдохните.( повторить 2 раза)  Выдохните обиду, если она у вас есть. Забудьте о ней.

Возьмите за руки сидящего рядом с вами, ощутите тепло его рук. Легонько пожмите друг другу руки, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу. А теперь посмотрите все на меня и подарите мне свои озорные улыбки.

3. Речевая разминка:

 Ри-ри-ри - на ветках снегири (выделим снегири).

Мо-мо-мо – написали нам письмо (выделим письмо).

- Повторить (спросить 2-3 ребят)

4. Проверка д \ з

- Напомните мне, какое домашнее задание у нас было ?

Все ли справились, с ним мы проверим в ходе урока.

5 . Сообщение темы урока . Постановка цели.

 - Ребята, закройте глаза. Послушайте мелодию, и скажите, о чём мы будем беседовать сегодня на занятии? (Звучит запись голосов птиц)

 - Вы, ребята, правильно догадались, что наше занятие сегодня будет посвящёно птицам, нашим друзьям.  Мы ответим на вопросы :

  1. Почему они пользуются такой популярностью у людей?
  2. Кто они?
  3. Какие они?
  4. Зачем нужны птицы ?

  Цель нашего занятия – повторить и обобщить знания   о птицах, их строении,   среде обитания; прийти к пониманию важности заботы о природе.

6. Основная часть классного часа ( на фоне фонограммы дети читают стихи)                Погляди на леса и поля,

Погляди, как прекрасна земля!

Кроны сосен и птиц голоса -

Здесь на каждом шагу чудеса.

  Любимый край,

Мой край, привольный!

Идешь, идешь под синевой

В лицо целует ветер вольный,

И песни птиц над головой.

 В лесу и на речной излуке,

В родных полях, где даль светла,

Ты с добротой не будь в разлуке.

Не причини природе зла.

…Иди к земле хорошим другом,

Её защитником иди.

Чтоб только пенье птиц над лугом,

Чтоб мир и солнце впереди.

                             И. Дружинин

Деятельность учителя :  Мы совершаем маленькую экскурсию в мир природы. Мы увидим всего лишь маленький фрагмент огромного мира птиц, который насчитывает до 100 млрд. особей.

И как в любом путешествии у нас будут приключения, что же это за путешествие без приключений ?!  Я предлагаю параллельно поучаствовать вам в викторине «Знатоки птиц» ( разделить класс на две команды , «Воробышек», «Аист» , каждая команда за правильный ответ в викторинах получает жетон , в конце занятия подсчитывается количество жетонов, выявляется победитель )  

 Учитель :Миллионы лет назад появились на Земле первые пернатые. И доселе мрачный мир, населенный лишь динозаврами, огласило птичье пение. Первые представители класса птиц возникли и стали овладевать полетом, живя в лесу на ветвях деревьев, прыгали и лазали по ветвям, цепляясь за них длинными пальцами передних конечностей с когтями. Расправив крылья, они планировали в воздухе сверху вниз по наклонной плоскости, а также пролетали небольшие расстояния, взмахивая крыльями. Лишь позднее некоторые птицы начали приспосабливаться к жизни в степях и пустынях, на берегах водоемов и в других местах.

 7. Словарная работа

Птиц ребята, на земле много – около 9 тысяч видов. Раздел биологии, изучающий пернатых, называется орнитологией. ( Сложное слово. Давайте его прочитаем и произнесем)

-Как называется наука, которая изучает птиц?

-Птицы различаются по внешнему виду и размеру: например, снегирь и страус.

- Скажите , чем они отличаются ? ( размером, окраской)

 - какие цвета в окраске снегиря? Страуса ?

Следить за речью детей, добиваться  полных ответов на вопросы учителя.

Сейчас   зима – спасайся, кто может. - А кто не может? Вот синицы, воробьи, снегири, что делать им:  они не улетают как перелетные птицы в жаркие страны? Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тогда для наших пернатых друзей наступают голодные дни. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода, а от голода. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того,  чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им в тяжелую зимнюю пору-

 В это время им просто необходима наша помощь.

- 1 вопрос : Ребята, что нужно сделать, чтобы помочь птицам не погибнуть от голода и холода? (Кормушки).

Словарная работа : кормушка

 индивидуальное произношение ( Савин с., Тренин И.)

Работа над видами кормушек

-Давайте посмотрим, из чего могут быть сделаны кормушки? ( показ кормушек)   Можно взять пустой молочный пакет, коробку или пластиковую бутылку (лучше 5-литровую) и быстро соорудить кормушку, вырезав отверстие для входа чуть выше днища. Края лучше обклеить изолентой, чтобы птицы не поранились об острые края бутылки. Как выяснилось, птицы предпочитают кормушки, где отверстия больше, они боятся замкнутого пространства, поэтому лучше сделать 2 или 3 входа для птиц.

Наши папы постарались и  изготовили кормушки. Давайте рассмотрим , из чего нам сделали кормушки.

- Из дерева  , какая она? Деревянная (показать)

- Крыша из пластика, какая она, пластиковая.

-А вот кормушка из плотной бумаги, какая? Картонная, бумажная.

-А в какое время года развешиваем кормушки? Зимой. А почему?

Вывод. Холодно, голодно. Всё покрыто снегом. Птицам трудно найти  корм.

Следить за речью детей, добиваться полных ответов.

После занятия  мы с вами пойдем в   школьный двор, чтобы развесить их и угостить вкусными зернышками наших пернатых друзей.

2 вопрос -- Давайте вспомним, каких птиц мы видим  зимой? Какие птицы не улетают в тёплые края? (зимующие птицы) Это птицы, которым холод нипочем. Они круглый год находят на родине подходящие условия для существования и не совершают перелетов. Таких птиц ещё называют оседлыми. ( Индивидуальная работа с Стадник И.,Гайворонской А.. –  почему этих птиц называют осёдлыми?)

-Зимующих птиц ребята подразделяют еще и на кочующих. Это птицы, которые не улетают в тёплые края, но и не живут на одном месте, а перелетают с места на место. Живут в тех районах, где им проще добывать себе пищу.

3 вопр - А как мы называем птиц, которые улетают на юг?( перелётные птицы)

- А  как вы думаете, почему птицы улетают в тёплые края ? ( ответы детей)

Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, — отсутствие еды и холод. Перелётных птиц больше, чем зимующих. Это и понятно: если зерно зимой еще как-то можно найти, то насекомых нет вовсе.

4 вопрос  «Поломанные слова» В этом задании вы должны узнать название зимующих птиц.  У нас здесь есть поломанные слова, составьте название птиц  вороны( нырово), сороки, воробьи, синицы, снегири ,дятлы, галки,   зяблики, чижи, совы и другие. Эти птицы живут в наших лесах весь год, они не улетают на юг. С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека.

-Как вы думаете, почему? Они  прилетают к нашим жилищам за помощью.

- В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. Прочитайте высказывание на слайде: “Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями”. Как вы понимаете это изречение? (ответы детей) 

Мы с вами выяснили,   что зимой птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить, дорог каждый час. Очень нелегко найти корм птицам. Если каждая школа в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку, то птицы будут обеспечены кормом.

- А каких перелётных птиц вы знаете ? (ласточки, скворцы , жаворонки, цапля)

Читают дети.

 В воздухе кружится
Беленький снежок.
Он укрыл деревья
Поле и лужок.

Птичкам стало хуже,
Корма не достать.
Мы поможем пташкам
Перезимовать.

Вывесим кормушки
С хлебом и зерном.
Прилетайте, пташки ,
В гости вас зовём!

  Упражнение на релаксацию и развитие воображения ( на фоне музыки)

«Дождь в лесу.»

5 вопр. Чем же отличаются птицы от других животных?( крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями.  )   

Словарная работа .  А знаете ли вы , ребята , что обозначает слово пернатый ? (ответы детей) - покрытый перьями, растущими на теле .

Игра «Сравнение»: у человека — дети, а у птицы — птенцы. У человека — нос, а у птицы — клюв. У человека — ноги, у птицы — лапы. У человека — руки, а у птицы — крылья.

Практическая работа.

Откройте тетради и запишите в них новые, сложные слова : орнитология, осёдлые, кочующие, пернатый.( спросить что такое орнитология, к каким птицам относятся кочующие и осёдлые птицы,что означает слово пернатый)

У вас  на столах лежат перья. Чем они различаются? (По форме, по цвету, по размеру)

 – Каждое перо имеет стержень. Рассмотрите его.

 – Положите перышки на ладонь. Подуйте. Что произошло? (Перья летят, они лёгкие)

 – Опустите перо в стакан с водой. Намокло ли оно? (Вода скатилась капельками)

 – Какой вывод сделаем? (Перья защищают птицу от воды и сырости)

 – Для чего нужны большие перья птицам? (Чтобы летать)

 – А маленькие? (Для тепла)

 6 вопрос- Ребята, а давайте немножко поиграем и продолжим нашу викторину ,итак

 игра ПОДСКАЖИ  СЛОВЕЧКО.

по очереди читается для каждой команды стих-загадка

     1.  Трещала   с  самого утра:

 «Пор- р- ра! Пор- р- ра!» А что пора?

 Такая с ней морока,

Когда трещит……….(сорока)

          2.  В лесу ночном кукует птица.

Она  назвать себя боится……

Ку- ку…. Ку- ку,-

Не  спит опушка.

А птицу эту звать…….(кукушка)

3.Зимой на ветках-  яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…………(снегири)

4.То не радуга и не пламя!

Что за  птица? Угадай!

Целый день болтает с нами

Разноцветный………(попугай)

5.В лесу, под щебет, звон и свист

Стучит лесной  телеграфист:

И ставит подпись……..(дятел)

6.И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих,

Мыши прячутся дрожа!

Очень уж суровы

Филины и ………(совы)

7.На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой  скатиться-

Два могучие  крыла

У хозяина………(орла) 

- Ребята, а вы знаете, что орёл – птица , которая летает выше всех. Летчики встречали грифов на высоте 6,5 км от земли. И не пугает их ни разряженная атмосфера, которую человеческий организм не в состоянии выдержать даже в течение нескольких минут, ни холод, царящий на этой высоте. Орел – птица сильная, с острым клювом и острыми когтями, символ могущества и власти. У нас в Краснодарском крае тоже встречаются степные орлы.

7. вопр .-А вы  знаете, какие  государства поместили орла на свои гербы? (Россия, Польша, США).

- Смысл двуглавого орла на русском гербе очень символичен: сам орёл – символизирует русское государство, одна голова – символ власти правителя (царя, т.е. символ верховной власти), другая – символ власти не светской т.е. духовной, власти церкви.

- Мы с вами совсем недавно повторяли символы России и Кубани . Сейчас мы вспомнили, что на гербе России есть орёл, а кто вспомнит, на  каком ещё символе у нас изображен орёл – эта императорская птица?( герб Кубани - В золотой главе щита, черный возникающий Императорский орел)

- Но давайте всё же вернёмся к теме нашего занятия . Кормушки мы повесим, а чем же мы будем подкармливать птиц? Но прежде чем  подкармливать птиц зимой, надо твёрдо уяснить себе несколько правил:

  1. В первую очередь нужно понимать, что птиц нельзя кормить, можно лишь подкармливать.  Кормление, это постоянное наличие корма в кормушке.
  2. Чем отличается кормление от подкормки? Тем, что при кормлении, птицы весь дневной рацион получают только из кормушки, а при подкормке они лишь часть необходимой им пищи получают от человека, и вынуждены остальную часть своего рациона находить в природе.
  3. В чём же вред от кормления и польза от подкормки? В природе рацион птиц очень разнообразен. Перемещаясь по лесу, стайки синиц проверяют трещины коры в поисках зимующих насекомых, их личинок и куколок, подбирают семена различных растений, а на кормушке поедают исключительно семечки и сало. И при постоянном наличии семечек в кормушке синицы попросту перестают искать другую пищу. Зачем летать по лесу, напрягаться, разыскивая в трещинах коры насекомых, когда в кормушке всегда много отличных жирных семечек?
  4. Для начала надо оговориться, что есть птицы, которые очень зависят от нас, их существование напрямую зависит от того, предоставим мы им корм или нет. (голуби,воробьи,утки) Есть птицы, которые выживут и без нашей помощи, но с большим удовольствием примут её.( синицы, поползни, дятлы) Есть птицы, которые кормушками не пользуются вообще, добывая корм только самостоятельно.(снегири,чижи, щеглы)  А есть виды, подкормка которых крайне нежелательна, так как их высокая численность наносит вред другим видам.( серая ворона и сорока. Этих птиц лучше не подкармливать. Особенно это касается ворон, чья численность в городах превышает все разумные пределы.В поисках пищи вороны разоряют все гнёзда мелких птиц,которые встретят, воруют утят, и даже бельчат. И чем лучше вороны перезимуют, чем больше пищи они найдут зимой, тем больше яиц положат весной их самки, тем больше птенцов они выкормят, тем больше гнёзд других птиц разорят, тем больше птенцов  разыщут и съедят. Подкармливая ворон вы тем самым увеличиваете их численность и, соответственно, сокращаете численность других пернатых – славок, соловьёв, пеночек, зябликов, зеленушек… А некоторые виды из-за ворон вообще не могут гнездиться в городе.

Ворона птица очень умная, за ней интересно наблюдать, но из-за вреда, который она приносит природе, лучше воздержаться от её кормления.) 

Физминутка (минусовка Барабики)

- Я смотрю вы немножко устали, давайте  сделаем физминутку.

игра  «Птичья столовая»Мы продолжаем нашу викторину, я предлагаю вам, составить меню для птиц.  ( по одному человеку от команды по очереди тянут карточку на столе у учителя, читают  корм для птиц и определяют, подходит ли для подкормки птиц.  

(Крошки хлеба, зерно, семечки подсолнуха, сок, сливочное  масло, творог, несоленое сало, ягоды рябины, шоколадные конфеты, семечки арбуза, семечки тыквы, крупа.)

- Итак, чем можно кормить птиц в зимнее время?

Зимой птицы становятся менее разборчивы к еде и едят почти все. Поэтому можно кормить остатками пищи со стола.

- А  летом питаются семенами  сорных трав, деревьев, плодами кустарников, насекомыми.  А на зиму  от природных даров остаются  птицам плоды рябины.

  1.Покормите птиц зимою-               3. «Тинь-тинь-тинь!»-звенит синичка,

В метель, вьюгу, холода,                                    в створку клювиком  стучит.

Хлеба, семечек, чуть сала-                                  помоги ей не замёрзнуть-

Угостите их друзья!                                            Горстку зёрнышек насыпь!

2.Зимой снежной и холодной!                 4.  Просим вас, спасите нас-

Прошу вас, покормите птиц!                                 Кормушки сделайте для нас!

Таких озябших и голодных,                                  Про крошки хлеба не забудьте,

Совсем продрогших и холодных,                          Чтоб сыты были хоть на час!

Прошу вас, покормите птиц!                                                                                            

5.Бьются птицы о стекло – на морозе нелегко

Ей найти семян, пшена. Как сурова ты, зима!

Так давайте же кормушки мы развесим во дворах,

Чтобы птицы щебетали, чтобы радовали нас!

 

6. По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам  великое!»

Правила подкормки птиц.  

- Ребята, а как вы считаете, существуют ли правила, по которым нужно подкармливать птиц? Какие ? (ответы детей) 

- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

- кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

- корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

-не мусорить возле кормушек, чтобы птицы захотели прилетать снова и снова,

- Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т.д.

- Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество  пословиц, поговорок так или иначе связано с пернатыми. Давайте вспомним некоторые :  (Командам предлагаются слайды с пословицами, в которых пропущены названия птиц.)

9 задание .Вспомните и восстановите эти пословицы.

1. Слово не … (воробей) , вылетит – не поймаешь.

2.  Старого … (воробья) на мякине не проведёшь.

 3. Всяк… ( кулик)  своё болото хвалит.

 4.  … (Гусь)  свинье не товарищ.

5.  Лучше … (синица)  в руке, чем … (журавль)  в небе.

 6.   … ( Синичка) невеличка, а птичка.

 7.   … (Соловей) – птица малая, а и та знает, что май пришёл.

- С давних времён существуют народные поверья связанные с поведением птиц : 

- если куры рано уснули – жди дождь;

-гнездо, свитое птицами на крыше дома, сулит богатую жизнь и счастье;

-Ласточки низко – будет дождь

-Голуби в доме берегут от пожара.

-Раскричавшиеся куры на насесте чувствуют семейную ссору.

Следовать ли этим поверьям, верить ли в приметы – решать каждому.

- В мире очень много интересных книг, сказок о птицах. Сейчас мы проведём блиц-опрос   и  узнаем, какая команда чаще посещает библиотеку.

   Какие сказки  вы помните, в заголовках которых есть название птиц?

10 задание. «Отгадай название»

 - « Дюймовочка», «Гадкий утёнок», «Журавль и лиса», «Ворона и лисица»,»Сказка о золотом петушке»,»Петушок и бобовое зёрнышко»,»Серая шейка»

 

- Ну что же ребята, наше занятие подходит к концу. Все вы выполнили на отлично домашнее задание, молодцы . Сегодня мы с вами вспомнили, кто же такие птицы, какие они, чем мы можем помочь птицам, осталось ответить на последний вопрос : Зачем же нужны птицы ? ( ответы детей)

ВЫВОД : Птицы живые существа,  они как и  люди . Большинство птиц приносят человеку большую пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А другие просто украшают нашу чудесную Родину. Мы привыкли к соседству птиц, Привыкли видеть и слышать их чудесное пение.

  Подготовленное выступление  ученика:

Утром солнышко встает,

 Всех на улицу зовет.

 Выхожу из дома я.

 Здравствуй, Родина моя!

 На нашей планете живут

 Чудесные созданья,

 Они летают и поют

 И Землю свято берегут.

 Скажите дети,

 Можно жить без птиц на свете?

 –   Человек очень серьезно относится к проблеме охраны птиц. Запрещено собирать редкие растения и охотится на исчезающих птиц и животных. Создаются специальные заповедники.

 Давайте и мы стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней ручьи, цвели цветы и пели песни птицы. А мы с вами  после урока развесим на деревьях у школы кормушки для птиц.  

- К следующему классному часу я попрошу вас, ребята, в библиотеке поискать  информацию про птицу аиста, а чтобы вас немножко заинтересовать, предлагаю вам послушать стихотворение  про аиста.

Читает ученик

Аист может спать в полёте

До пятнадцати минут

Это вам не в самолёте

В мягком креслице вздремнуть.

Он летит под облаками,

И под крыльями страна

С разноцветными лугами,

Как на блюдечке видна.

Он свернуть не может с курса-

Верно движется вперёд

Настоящее искусство

Продолжать во сне полёт!

Выставление оценок .

 

Литература.

 Бианки В. Лесная газета. – Ленинград: Детская литература 1990

Шинкевич Н.  Каждой птице по странице: Минск. Красная звезда. 1989.

Елизарова Е. М.  Знакомые незнакомцы: Волгоград. Учитель, 2007.

Фатеева Г.А. Экологические сказки: Волгоград. Учитель, 2005.

Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе: Волгоград. Учитель 2007.

Грехова Л.И. В союзе с природой: Москва – Ставрополь. Сервисшкола, 2003.

Анашкина Е.А.. 300 вопросов и ответов о животных.- Ярославль: Академия развития, 1998.

2.Бианки В. Лесная газета. – Ленинград: Детская литература, 1990.

3.Виноградова Н.Ф. и др. «Окружающий мир». Метод. Беседы.- М.: Просвещение, 1999.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование к уроку развития устной речи для 4 класса школ VIII вида

План разработан на основе учебника "развитие речи" для 4 класса с учётом особенностей учащихся с ОВЗ, с учётом построения учебника и прилагаемого методического пособия....

"Урок развития устной речи по теме:" THE SEASONS" учитель английского языка МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района Серватовская Татьяна Александровна.

Урок развития устной речи  разработан учителем английского языка. в нем показана методика проведения подобных уроков....

"Мебель" урок развития устной речи в коррекционной школе

Данный урок направлен на расширение знаний учащихся о различных предметах мебели. Материал урока позволяет учить детей описывать мебель, закреплять умение пользоваться обобщающими словами; учит формир...

Урок «Развитие устной речи в 3 классе Тема «Посуда. Упражнения в сервировке стола»

Урок «Развитие устной речи в 3 классе Тема «Посуда. Упражнения в сервировке стола» Цели и задачи: закрепить умение классифицировать предметы посуды; сервировать стол к чаепитию; развивать речь, вниман...

ОТКРЫТЫЙ УРОК РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ»

Урок расширения и уточнения знаний учащихся о здоровом образе жизни.Преследует целью воспитания потребности в здоровом образе жизни....

урок развития устной речи "Насекомые"

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать связную речь.Формировать фонематический слух на материале неречевых звуков.Развивать зрительное восприятие и внимание, логическое мышление.Развива...

Технологическая карта урока "Развитие согласованности действий и движений разных частей тела"

Цель: Развитие  двигательной  активности обучающихся.Задачи:- Развитие общей моторики.- Обучение  движению по инструкции педагога.- Развитие самоконтроля.- Выработка правильного ды...