урок развития устной речи "Насекомые"
план-конспект урока по теме

Комисарчук Лилия Витальевна

 

Коррекционно-развивающие задачи.

  1.  Развивать связную речь.
  1. Формировать фонематический слух на материале неречевых звуков.
  2. Развивать зрительное восприятие и внимание, логическое мышление.
  3. Развивать мелкую моторику, координацию речи с движением.

 Коррекционно - воспитательные задачи. 

 1. Воспитывать доброжелательное отношение к природе. 

 2. Учить уважать и слушать друг - друга

3. Учить доводить начатое дело до конца, развивать самостоятельность, инициативность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственная  бюджетная специальная

 (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида

ст Старолеушковской  Краснодарского края

Урок развития речи в 3 классе

тема: «Насекомые»

                                                                   провела

                                                                          учитель начальных классов

 

Лилия Витальевна Чередник

Коррекционно-развивающие задачи.

  1. Развивать связную речь.
  2. Формировать фонематический слух на материале неречевых звуков.
  3. Развивать зрительное восприятие и внимание, логическое мышление.
  4. Развивать мелкую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно - воспитательные задачи.

 1. Воспитывать доброжелательное отношение к природе.

 2. Учить уважать и слушать друг - друга.

 3. Учить доводить начатое дело до конца, развивать самостоятельность, инициативность.

 Ход урока.

Вводно-мотивационный этап.

Эмоциональный настрой:

Добрый день! Солнцу и птицам

      Добрый день! Улыбчивым лицам!

     - Пожелайте друг другу глазками успехов на  сегодняшний урок.

Постановка задачи:

Учитель: Кто любит разговаривать?

Дети: Мы любим разговаривать!

Учитель: Тот должен выговаривать…

Дети: Мы будем выговаривать!

Учитель: Всё правильно и внятно?

Дети: Всё правильно и внятно!

Учитель: Чтоб было всем понятно?

Дети: Чтоб было всем понятно!

– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие из школы на поляну. На чем поедем?

Мы едем, едем, едем,

В далекие края,

Веселые соседи,

Хорошие друзья,

Тра-та-та (2 р.)

Мы везем с собой ……(дети называют свои имена)

– Вот мы и выехали из школы. Что вы видите? (экологический букварь: трава, цветы, солнце, насекомые)

- звуки весны.

- Что звуки услышали? (дети называют: капель, журчание ручья, пение птиц).

2)  Минутка синоптиков.

- Заметно ли наступление весны?

- Какие признаки весны вы знаете?

3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

- Покажите пальчиками весеннее солнышко.

- Улыбнитесь весеннему солнышку.

Повторение пройденного материала.  

- Поиграем в игру: «Самый внимательный».

- Найдите, кто спрятался на дереве?

(Дети находят и называют птиц: воробей,  ворона, грач.)

 -Как одним словом назвать тех, кого вы перечислили?

- Птицы./учитель открывает слово/.

- Все эти птицы красивые, интересные, но они делятся на группы по признакам.                  

попробуйте вместе с товарищем по парте выполнить задание.        

Мы по лету заскучали.

На полянку мы позвали

Наших летних всех знакомых

Самых разных …(насекомых)

Фея к нам пришла лесная.

Чтоб проверить, как мы знаем

Внешний вид их и повадки,

Загадает нам загадки.

Лесная фея:

Дети, кто меня не знает,

Фея я зовусь лесная.

Насекомых знаю я,

Все они мои друзья.

– Отгадайте мои загадки и расскажите, что вы знаете о насекомых:

На ромашку у ворот

Приземлился вертолёт,

Серебристые глаза,

Кто же это? … (Стрекоза)

Не зверь, не птица,

Нос как спица,

Летит – кричит,

Сядет – молчит.

Кто его убьёт,

Тот кровь прольёт.

                           (Комар)

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней,

А на ней кружочки,

Чёрненькие точки.

                    (Божья коровка)

С ветки – на тропинку,

с травки – на былинку

Прыгает пружинка,

зелёная спинка.

                          (Кузнечик)

Учитель: Лесная фея, а про кузнечика мы знаем песенку. (Дети исполняют песню «В траве сидел кузнечик» с движениями, например, такими: первый куплет – руки на пояс, лёгкие приседания; второй куплет – руки на пояс, повороты в стороны; третий куплет – руки на живот, в стороны; четвёртый куплет – плечи вверх, вниз.)

В траве сидел кузнечик (2 р.)

Совсем как огуречик,

Зелененький он был.

Но вот пришла лягушка,    

Прожорливое брюшко,  (2 р.)

И съела кузнеца.

Представьте себе (2 р.)

И съела кузнеца.

Лесная фея: Молодцы, хорошая песенка. А теперь ещё отгадайте загадку:

– Покажите мне пчелу на картинке. Какая она? Давайте поиграем в игру «Весёлые пчёлки».

Дидактическая игра «Весёлые пчёлки».

На полу лежат два больших цветка: синий и красный. Учитель спрашивает детей, что они знают о гласных и согласных звуках и  раздаёт детям буквы. «Пчёлки» с гласными звуками должны прилететь на красный цветок, а с согласными – на синий.

Лесная фея: Давайте вспомним приметы, связанные с насекомыми.

Приметы:

Если пчёлы рано вылетают из улья, будет ранняя и тёплая весна.

Пчёлы летают вблизи ульев к дождю, улетают далеко в поле к хорошей погоде.

Много паутины в бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.

На кустах акации много пчёл – перед дождём.

Много появляется пауков – к тёплой ясной погоде.

-Ребята, а вы знаете, что отличает насекомых от других представителей животного мира?

-Давайте внимательно рассмотрим насекомых и вспомним их признаки,

/На доске картинки: муха,  бабочка, жук, муравей, / Слайд

, брюшко,  ножки,  усики и  составляют насекомое, называя при этом каждую часть)

-Проверим, как ребята справились.

-Молодцы!

-Вывод: У насекомых 6 ног, три части тела, есть чувствительные усики.

Игра: Составь насекомое (группа детей получают части: голову, грудь и т.д)

Введение в тему. \Актуализация знаний/

-Ребята, а все знаете о насекомых? Нет!? А хотите узнать?

-Кто уже догадался, с какими отрядами насекомых мы сегодня встретимся?

-(учитель обращает внимание детей на картинки с насекомыми).

Вывод: Жуки и бабочки  / схема дополняется словами: жуки, бабочки/

-Откройте учебник на с.27. и посмотрите, верно, ли вы угадали тему

Этап изучения новой темы.

1) -А теперь отгадайте еще одну загадку.

- Сидит бык, у него 6 ног,

И все без копыт,

Умеет жужжать, ползать и даже летать,

- Правильно, это – жук.

2) Прочитаем текст о жуках.

/Анализ текста, беседа по содержанию/.

- Что вы узнали о жуках? Давайте выделим группы жуков и объясним их названия,

(Схема дополняется новыми словами: листоеды, короеды, хищники).

-Листоеды едят листья, траву. Короеды питаются корой деревьев.

 Хищники питаются другими животными. К хищникам мы относим и «санитаров».

3) Рассмотрите внимательно рисунки к заданию №1 на странице 27 и  ели стрелку.

Картинки с жуками дети распределяют по группам.

Листоеды - колорадский жук, короеды, хищники – красотил пахучий, санитары – жук – могильщик.

4) Вывод: Кто из данных жуков полезен человеку, природе? А кто приносит ущерб человеку? А как люди борются с колорадским жуком?

5)  Физ. минутка: Давайте представим, что мы жуки, большие красивые, потрем свои лапки, расправим усики и пожужжим и полетим. А теперь попрыгаем, как кузнечики. А теперь тихонько сядем, и дальше будем работать.

6) Чтение текста о жуках?          28 стр.

Показ демонстрации из ЭУП.

7) Рассмотрим рисунок № 2 на стр. 28.

Найдем жуков, которых описали в тексте, кто из них вам понравился? Может мы видели этих жуков. Почему они так называются?

8) Сравните жуков.

У меня есть большие картинки жуков. Вы их узнали? Это жук – олень, жук – носорог. Чем он питается? В какую группу внесем этих насекомых? Ученые называют жуков жесткокрылыми насекомыми.  

9) Рассказ учителя о жуках, занесенных в Красную Книгу. Жуков называют маленькими непоседами.

10) Отгадайте загадку:

Сначала ползет, червяком  живет.

Потом замирает, сучком засыпает,

Затем оживает, как птичка улетает.

- Это бабочка, а, как вы узнали, что это бабочка? Что вы знаете о бабочках?

Показ фильма: Развитие бабочки.

11) Физ. минутка.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз, росой она умылась,

Два, изящно покружилась.

Три, нагнулась и присела.

На четыре - полетела.

12) Выполнение задания №3 на стр.29.

Проверка у доски: ребята анализируют ситуации и делают выводы.

Ребята, а теперь пора возвращаться

Мы едем, едем, едем,

В далекие края,

Веселые соседи,

Хорошие друзья.

13) Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Литература.

  1. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой.  – М., 2006.
  2. Клепинина З.А., Титова М.Ф. «Природоведение». Учебник для 3-4 классов. – Москва «Просвещение» 2005.
  3. Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика - Пресс», 2008.
  4. Сухаревская Е.Ю. “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование к уроку развития устной речи для 4 класса школ VIII вида

План разработан на основе учебника "развитие речи" для 4 класса с учётом особенностей учащихся с ОВЗ, с учётом построения учебника и прилагаемого методического пособия....

"Урок развития устной речи по теме:" THE SEASONS" учитель английского языка МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района Серватовская Татьяна Александровна.

Урок развития устной речи  разработан учителем английского языка. в нем показана методика проведения подобных уроков....

"Мебель" урок развития устной речи в коррекционной школе

Данный урок направлен на расширение знаний учащихся о различных предметах мебели. Материал урока позволяет учить детей описывать мебель, закреплять умение пользоваться обобщающими словами; учит формир...

Урок «Развитие устной речи в 3 классе Тема «Посуда. Упражнения в сервировке стола»

Урок «Развитие устной речи в 3 классе Тема «Посуда. Упражнения в сервировке стола» Цели и задачи: закрепить умение классифицировать предметы посуды; сервировать стол к чаепитию; развивать речь, вниман...

ОТКРЫТЫЙ УРОК РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ»

Урок расширения и уточнения знаний учащихся о здоровом образе жизни.Преследует целью воспитания потребности в здоровом образе жизни....

урок развития устной речи "Птицы. Польза, приносимая людям.Части тела птиц"

повторение и обобщение знаний детей о птицах, их строении,   среде обитания;расширение  кругозора и знаний о пернатых своего родного края,формирование понимания важности заботы о ...