ЗРИТЕЛЬНО-СЛУХОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТРОЧНЫХ РУКОПИСНЫХ БУКВ и – у В СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ТЕКСТЕ
план-конспект

Белозерцева Татьяна Васильевна

Технологическая карта логопедического занятия для 2 класса по коррекции оптической дисграфии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_i-u_tehnolog_karta_2020.docx223.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО  ЗАНЯТИЯ

ТЕМА

«ЗРИТЕЛЬНО-СЛУХОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТРОЧНЫХ РУКОПИСНЫХ БУКВ и – у

В СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ТЕКСТЕ»

2   класс

                                                            учитель-логопед

Белозерцева Татьяна Васильевна

(высшая квалификационная категория)

2020 г.

Технологическая карта логопедического занятия.

2 класс

Тема занятия.

Логопедическая тема: Зрительно-слуховая дифференциация строчных  рукописных букв у – и  в словах, предложениях, тексте.

Лексическая тема: Игра «Ограбление».

Грамматическая тема: Ударение.

Тип урока. Урок обобщения  и систематизации  полученных знаний на практике.  

Цель: Дифференциация рукописных букв и – у  на письме.

Задачи:

Образовательные: - Учить различать звуки [и-у], буквы и-у на письме.

                                  - Научить конструировать и реконструировать буквы и, у.

                                  - Закреплять знания учащихся об ударении, закреплять навык постановки ударения.

Коррекционные: - Развитие временных отношений, зрительно-пространственных представлений и восприятия.

                               - Развитие зрительного гнозиса и мнезиса.

                               - Научить дифференцировать понятия «правый» - «левый».

                                                - Развитие конструктивной деятельности.

                               - Развитие языкового, фонематического анализа и синтеза.

                                                - Развитие навыков аналитико-синтетической деятельности.

                                - Развитие орфографической зоркости.

                                - Активизировать словарь по лексической теме занятия: «Ограбление».

                                - Развитие умения составлять словосочетания.

                                                - Развитие слуховой и зрительной памяти, внимания, мыслительных процессов.

                                                 - Развитие общей и мелкой моторики рук.

                                - Развитие мышечных ощущений, воображения и чувств.

                                - Тренировка в направлении и задержании внимания на собственных ощущениях.

Воспитательные:  - Развитие навыка самоконтроля.

                                   - Воспитание умения слушать и слышать друг друга, работать в команде.

                                   - Воспитание вежливого отношения к товарищу.

Планируемые результаты занятия

Предметные

- различать звуки [и-у],

- конструировать и реконструировать буквы и-у.

Метапредметные

Познавательные УУД: 

 -осуществлять поиск  необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;  

- использовать знаково-символические средства;

-осуществлять  анализ, синтез, обобщение  объектов и явлений;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач, уметь действовать по плану, соблюдая алгоритм.

Коммуникативные УУД: 

 -уметь адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных задач;

-уметь использовать речь для планирования, осуществления и регуляции собственных действий, адекватных ситуации учебной деятельности;

-  работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения.

Регулятивные УУД: 

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-понимать и выполнять учебную задачу;

-уметь самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия, осуществлять взаимоконтроль.

Личностные

 -адекватно понимать причины успешной учебной деятельности;

-понимать необходимость учения.

Межпредметные связи - «Русский язык» учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого 2 класс (УМК «Школа России»).

- Окружающий мир. (УМК «Школа России», учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир. 2 класс»).

Формы работы. Фронтальная (ФР), в парах (ПР), индивидуальная (ИР).

Основные ресурсы урока

Для учителя

 - Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова.

- Парта для работы с песком, фасолью, набор игрушек по тематике занятия (сундук, пушка, пила, ботинок, бутылка, шишка, машина, лупа).

- Магнитная доска, буквы на магнитах.

-Развивающие игры В.В.Воскобовича: коврограф «Ларчик» с приложениями.

Для учащихся

- Рабочие тетради, карточки с заданиями для индивидуальной работы.

- Развивающие игры В.В. Воскобовича: «Стрелочки», «Буквы».

- Картинки – отпечатки следов ног.

Ход занятия

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности обучающихся

I.   Мотивация к деятельности.

1.Организационный момент

1.Развитие фонематических процессов.

  • Дает указание учащимся составить слово из букв, записанных на отпечатках ног (следы), расположив следы от большого к маленькому.
  • Предлагает открыть тетради и записать дату.

  • Учащиеся анализируют поставленную задачу, выполняют задание по инструкции педагога, читают слово «ЖУЛИКИ». (ФР)

  • Учащиеся садятся на свои места. (ФР)

II. Актуализация необходимых знаний.

1.Сообщение логопедической темы.

На доске – картинки жуликов и карточки с именами (Жгут, Чип).

Жг т                        Чп

(в именах жуликов вместо букв У и И- демонстрация артикуляции звуков [у], [и] .

-Отгадайте, как зовут преступников?

На доску выставляются печатные буквы У-И.

  • Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего занятия. Озвучивает лексическую тему занятия. Уточняет понятие «Жулики».

2.Уточнение связи звука и буквы (и, у).

  • Предлагает провести сравнительный анализ строчных рукописных букв и-у.
  •  Предлагает условные обозначения для буквы и – (стрелка вправо), для у – (стрелка вниз).
  • Прописывание букв у – и на манной каше.

-Разбойники, собираясь на преступление, взяли с собой инструменты для вскрытия замков. Некоторые из них они забыли в кабинете.

  • Демонстрирует элементы рукописных букв и – у.
  • Дает задание на конструирование и реконструирование изучаемых букв.

-Какие элементы необходимы для букв и и у?

  • Учащиеся читают имена жуликов (Жгут, Чип), расшифровывая артикуляцию гласных звуков. (ИР, ФР)

  • Называют загаданные звуки, выдвигают предположения о теме занятия. Называют тему занятия. (ФР)
  • Тема занятия «Дифференциация букв У-И». Запись темы в тетрадь.

      (ИР)

  • Прописывают пальцев буквы у – и на манной каше. (ИР)

  • Учащиеся выкладывают из элементов буквы у – и. (ИР)

III. Организация познавательной деятельности обучающихся.

1. Развитие пространственных представлений.

Дифференциация  букв  и-у  на уровне буквы, условных обозначений.

  • Раздаёт учащимся карточки с условными обозначениями букв  и – у. Даёт задание перевести условные обозначения в буквы.

2. Работа  с деформированным словом. «Иди по стрелке» (чтение слова).

- Помогите мне разобраться в непростом  запутанном деле.

– Что планируют мошенники…….? Прочитать слово по стрелкам.

- А теперь отгадайте, где жулики планируют провести ограбление?

- Предлагает разгадать ребус слова «МУЗЕЙ».

http://xn----gtbdmbeft1bdk.net/images/developing_pictures/1694.gif

3. Работа логического мышления. Дифференциация букв  и-у  на уровне слова.

1) Развитие мелкой моторики рук, зрительного внимания.

- Жулики подготовили для ограбления необходимые предметы и спрятали их в ящике.

(Выставляется ящик с фасолью. Учащиеся по очереди находят в ящике предметы).

(Каждый ученик получает карточку со словами, в которых пропущены буквы и – у и с закодированным в виде точек рисунком).

- Вставьте в слова пропущенные буквы и – у.

Если в слове пропущена буква и, найдите цифры, указанные в колонке «и». Если в слове пропущена буква у, найдите цифры, указанные в колонке «у». На рисунке отыщите точки, которые стоят около этих цифр. Соедините точки прямыми линиями. Соединив все точки, вы получите рисунок и сможете узнать, какой опасный предмет подготовили преступники для ограбления.  

-Запишите слово «оружие» на пустой строке в таблице, поставьте ударение.

  СЛОВА

и

у

Л … ПА

1 – 4

1 - 2

Ш … ШКА

2 - 3

2 - 5

Б … ТЫЛКА

3 – 5  

3 - 4

П … ЛА

4 – 6

4 - 5

П … ШКА

 5 – 6

4 - 6

БОТ … НОК

6 – 7

6 - 8

С … НД … К

7 - 9

7 - 8

МАШ … НА

8 - 9

9 -8

4  Динамическая пауза.  Работа по развитию слухового внимания. Дифференциация  букв  п-т  на уровне слова.

Развитие мыслительных процессов.

Демонстрация картинок – слова со звуками [И] – [У].

- Что планируют похитить жулики в музее?

Инструкция: Назвать картинку. Если в слове есть буква У – присесть, буква И – подпрыгнуть.  

Картинки: картина, скульптура, статуэтка, посуда, деньги, украшение, камни.

5. Работа  с деформированным словом (чтение слова).

  • Предлагает определить учащимся место, где жулики спрятали оружие.

- Прочитайте слово по таблице слогов: 31 + 73 + к

6. Развитие пространственных представлений.          

Демонстрация ящика с песком. На песке выложены 2 пути: синий и красный.

  • Предлагает определить учащимся путь (подсказка: «В названии цвета дороги есть гласная буква темы занятия», пройдя которую, можно обнаружить оружие.

7. Актуализация словаря по теме «Преступление». Развитие логического мышления.

- Пока бандиты разрабатывают план ограбления, выполним кроссворд и объясним жуликам, что им грозит в случае совершения преступления.

8.Дифференциация букв и - у на уровне предложения. Работа с деформированными пословицами.

  • Предлагаются карточки с пословицами. Хочется, чтобы жулики встали на путь исправления. Вставьте пропущенные буквы, прочитайте пословицы, объясните их смысл. Поставьте в словах ударение.

Ж….ВИ   СВО….М   ТР….ДОМ,                 А  М….Р    ГОРЮЕТ

ВОР  ВОР…..ЕТ,                                           НЕЖЕЛ…..  ПР….БЫЛЬ  И СТЫД

Л….ЧШЕ БЕДНОСТЬ  И ЧЕСТЬ,               А НЕ  Ч….ЖИМ   ДОБРОМ

9. Дифференциация букв  и - у  на  уровне текста.

-Я подготовила послание для бандитов, но перепутались буквы и-у.

Исправьте ошибки, объясните смысл моего стихотворения.

Все законы соблюдать

И права не наришать –

Это взрослые и дету

Должны свято выполнять!

10. Развитие логического мышления.

  • Предлагается каждому учащемуся карточка с лицами разных эмоций.

- По электронной почте я получила фото бандитов. Определите какое лицо необходимо нарисовать в пустом квадрате.

  • Учащиеся выполняют задание в тетради, переводят условные обозначения в буквы у – и.

  • Учащиеся читают слово «ОГРАБЛЕНИЕ» по стрелкам, записывают слово в тетрадь, отмечают условное обозначение  буквы  «И». (ФР)
  • Учащиеся отгадывают ребус слова «МУЗЕЙ», записывают слово в тетрадь, отмечают условное обозначение буквы «У». (ФР)

  • Учащиеся выполняют задание на индивидуальных карточках, определяют опасный предмет (ОРУЖИЕ), записывают слово в тетрадь, выделяют буквы и - у, постановка ударения. (ИР)
  • Соединив все точки, учащиеся получают рисунок – пистолет, который подготовили преступники для ограбления.

  • Учащиеся по инструкции выполняют задание. (ИР, ФР)

  • Учащиеся по таблице слогов выполняют задание, читают слово «ПЕСОК». (ИР, ФР)

  • Учащиеся по инструкции выполняют задание, определяя цвет дороги – синий, под камнями находят пистолет. (ИР, ФР)

  • Учащиеся разгадывают совместно кроссворд (слова в кроссворде: Арест, наручники, следователь. Итоговое слово в выделенном столбике - СУД). Записывают слова в кроссворд, выделяют буквы и - у, постановка ударения. (ИР, ФР)

  • Учащиеся читают пословицы, выполняют задание педагога, объясняют их смысл., постановка ударения. (ФР), (ИР).

  • Учащиеся выполняют задание педагога, объясняют смысл стихотворения. (ПР)

  • Учащиеся по инструкции выполняют задание, рисуют недостающее грустное лицо на карточке.  (ИР)

IV. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся. Организованное окончание урока. Рефлексия.

  • Предлагает учащимся подвести итоги занятия. Задает наводящие вопросы.

- В течение занятия Жгута и Чипа я называла жуликами, мошенниками, грабителями, разбойниками, злодеями, бандитами. Как называются эти слова? (Синонимы)

-Ряд синонимов называется синонимическим рядом. Подберите синоним, который является главным, основным в этом ряду.

-Кто такие преступники, жулики?

-Какие буквы сравнивали? -Какие элементы нужны для букв и, у?

За каждый правильный ответ учащийся получает фишку с буквой.

- Предлагает ученикам оценить свою деятельность, деятельность своих одноклассников на занятии.

  • Отвечают на вопросы педагога, выполняют задание. (ФР)

  • Вспоминают этапы урока, выполненные задания. (ФР)

  • Учащиеся из фишек с буквами складывают слово – «УМНИКИ», записывают слово, выделяют буквы занятия, ставят ударение.

  • Анализируют и оценивают свою деятельность. (ИР, ФР)

Дополнительный материал к занятию. Задания «найди отличия», «лабиринты» по теме занятия.

Творческие дополнительные задания. Нарисовать рисунок на тему занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического урока с группой обучающихся 2 класса «Дифференциация звуков ч и щ в слогах, словах, предложениях, тексте».

Представлен материал  для проведения учебного занятия с группой обучающихся  2 -го класса.  Материал состоит : - Конспект  логопедического урока  с группой обуча...

Открытое логопедическое занятие:«Зрительно-слуховая дифференциация П-Т в слогах, в словах, предложениях, тексте» (2 класс) .

В  помощь учителям,учителям -логопедам. В конспекте собран хороший материал для дифференциации букв п-т....

Презентация к занятию на тему: «Зрительно-слуховая дифференциация П-Т в слогах, в словах, предложениях, тексте» (2 класс).

Меняющие и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновения и исчезновения ан...

Дифференциация строчных рукописных букв "в" и "д" в словах (2018 / 2019 учебный год)

Групповое логопедическое занятие направлено на устранение замен и смешений графически сходных строчных рукописных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве. Раз...

Дифференциация Б-П в словах, предложениях, тексте

Конспект и презентация логопедического занятия  "Дифференциация Б-П в словах, предложениях, тексте" с использованием образовательных технологий. Материал может быть полезен как учителям...