Задачи: Образовательные: - Учить различать звуки [и-у], буквы и-у на письме. - Научить конструировать и реконструировать буквы и, у. - Закреплять знания учащихся об ударении, закреплять навык постановки ударения. Коррекционные: - Развитие временных отношений, зрительно-пространственных представлений и восприятия. - Развитие зрительного гнозиса и мнезиса. - Научить дифференцировать понятия «правый» - «левый». - Развитие конструктивной деятельности. - Развитие языкового, фонематического анализа и синтеза. - Развитие навыков аналитико-синтетической деятельности. - Развитие орфографической зоркости. - Активизировать словарь по лексической теме занятия: «Ограбление». - Развитие умения составлять словосочетания. - Развитие слуховой и зрительной памяти, внимания, мыслительных процессов. - Развитие общей и мелкой моторики рук. - Развитие мышечных ощущений, воображения и чувств. - Тренировка в направлении и задержании внимания на собственных ощущениях. Воспитательные: - Развитие навыка самоконтроля. - Воспитание умения слушать и слышать друг друга, работать в команде. - Воспитание вежливого отношения к товарищу. |
Предметные - различать звуки [и-у], - конструировать и реконструировать буквы и-у.
| Метапредметные Познавательные УУД: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; - использовать знаково-символические средства; -осуществлять анализ, синтез, обобщение объектов и явлений; -ориентироваться на разнообразие способов решения задач, уметь действовать по плану, соблюдая алгоритм. Коммуникативные УУД: -уметь адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных задач; -уметь использовать речь для планирования, осуществления и регуляции собственных действий, адекватных ситуации учебной деятельности; - работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения. Регулятивные УУД: -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; -понимать и выполнять учебную задачу; -уметь самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия, осуществлять взаимоконтроль. | Личностные -адекватно понимать причины успешной учебной деятельности; -понимать необходимость учения.
|
Для учителя - Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова. - Парта для работы с песком, фасолью, набор игрушек по тематике занятия (сундук, пушка, пила, ботинок, бутылка, шишка, машина, лупа). - Магнитная доска, буквы на магнитах. -Развивающие игры В.В.Воскобовича: коврограф «Ларчик» с приложениями.
| Для учащихся - Рабочие тетради, карточки с заданиями для индивидуальной работы. - Развивающие игры В.В. Воскобовича: «Стрелочки», «Буквы». - Картинки – отпечатки следов ног.
|
1.Сообщение логопедической темы. На доске – картинки жуликов и карточки с именами (Жгут, Чип). Жг т Чп (в именах жуликов вместо букв У и И- демонстрация артикуляции звуков [у], [и] . -Отгадайте, как зовут преступников? На доску выставляются печатные буквы У-И. - Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего занятия. Озвучивает лексическую тему занятия. Уточняет понятие «Жулики».
2.Уточнение связи звука и буквы (и, у). - Предлагает провести сравнительный анализ строчных рукописных букв и-у.
- Предлагает условные обозначения для буквы и – (стрелка вправо), для у – (стрелка вниз).
- Прописывание букв у – и на манной каше.
-Разбойники, собираясь на преступление, взяли с собой инструменты для вскрытия замков. Некоторые из них они забыли в кабинете. - Демонстрирует элементы рукописных букв и – у.
- Дает задание на конструирование и реконструирование изучаемых букв.
-Какие элементы необходимы для букв и и у?
|
- Учащиеся читают имена жуликов (Жгут, Чип), расшифровывая артикуляцию гласных звуков. (ИР, ФР)
- Называют загаданные звуки, выдвигают предположения о теме занятия. Называют тему занятия. (ФР)
- Тема занятия «Дифференциация букв У-И». Запись темы в тетрадь.
(ИР)
- Прописывают пальцев буквы у – и на манной каше. (ИР)
- Учащиеся выкладывают из элементов буквы у – и. (ИР)
|
1. Развитие пространственных представлений. Дифференциация букв и-у на уровне буквы, условных обозначений. - Раздаёт учащимся карточки с условными обозначениями букв и – у. Даёт задание перевести условные обозначения в буквы.
2. Работа с деформированным словом. «Иди по стрелке» (чтение слова). - Помогите мне разобраться в непростом запутанном деле. – Что планируют мошенники…….? Прочитать слово по стрелкам. - А теперь отгадайте, где жулики планируют провести ограбление? - Предлагает разгадать ребус слова «МУЗЕЙ».
3. Работа логического мышления. Дифференциация букв и-у на уровне слова. 1) Развитие мелкой моторики рук, зрительного внимания. - Жулики подготовили для ограбления необходимые предметы и спрятали их в ящике. (Выставляется ящик с фасолью. Учащиеся по очереди находят в ящике предметы). (Каждый ученик получает карточку со словами, в которых пропущены буквы и – у и с закодированным в виде точек рисунком). - Вставьте в слова пропущенные буквы и – у. Если в слове пропущена буква и, найдите цифры, указанные в колонке «и». Если в слове пропущена буква у, найдите цифры, указанные в колонке «у». На рисунке отыщите точки, которые стоят около этих цифр. Соедините точки прямыми линиями. Соединив все точки, вы получите рисунок и сможете узнать, какой опасный предмет подготовили преступники для ограбления. -Запишите слово «оружие» на пустой строке в таблице, поставьте ударение. СЛОВА | и | у | Л … ПА | 1 – 4 | 1 - 2 | Ш … ШКА | 2 - 3 | 2 - 5 | Б … ТЫЛКА | 3 – 5 | 3 - 4 | П … ЛА | 4 – 6 | 4 - 5 | П … ШКА | 5 – 6 | 4 - 6 | БОТ … НОК | 6 – 7 | 6 - 8 | С … НД … К | 7 - 9 | 7 - 8 | МАШ … НА | 8 - 9 | 9 -8 |
|
|
|
4 Динамическая пауза. Работа по развитию слухового внимания. Дифференциация букв п-т на уровне слова. Развитие мыслительных процессов. Демонстрация картинок – слова со звуками [И] – [У]. - Что планируют похитить жулики в музее? Инструкция: Назвать картинку. Если в слове есть буква У – присесть, буква И – подпрыгнуть. Картинки: картина, скульптура, статуэтка, посуда, деньги, украшение, камни.
5. Работа с деформированным словом (чтение слова). - Предлагает определить учащимся место, где жулики спрятали оружие.
- Прочитайте слово по таблице слогов: 31 + 73 + к
6. Развитие пространственных представлений. Демонстрация ящика с песком. На песке выложены 2 пути: синий и красный. - Предлагает определить учащимся путь (подсказка: «В названии цвета дороги есть гласная буква темы занятия», пройдя которую, можно обнаружить оружие.
7. Актуализация словаря по теме «Преступление». Развитие логического мышления. - Пока бандиты разрабатывают план ограбления, выполним кроссворд и объясним жуликам, что им грозит в случае совершения преступления. 8.Дифференциация букв и - у на уровне предложения. Работа с деформированными пословицами. - Предлагаются карточки с пословицами. Хочется, чтобы жулики встали на путь исправления. Вставьте пропущенные буквы, прочитайте пословицы, объясните их смысл. Поставьте в словах ударение.
Ж….ВИ СВО….М ТР….ДОМ, А М….Р ГОРЮЕТ
ВОР ВОР…..ЕТ, НЕЖЕЛ….. ПР….БЫЛЬ И СТЫД
Л….ЧШЕ БЕДНОСТЬ И ЧЕСТЬ, А НЕ Ч….ЖИМ ДОБРОМ
9. Дифференциация букв и - у на уровне текста. -Я подготовила послание для бандитов, но перепутались буквы и-у. Исправьте ошибки, объясните смысл моего стихотворения. Все законы соблюдать И права не наришать – Это взрослые и дету Должны свято выполнять!
10. Развитие логического мышления. - Предлагается каждому учащемуся карточка с лицами разных эмоций.
- По электронной почте я получила фото бандитов. Определите какое лицо необходимо нарисовать в пустом квадрате. | - Учащиеся выполняют задание в тетради, переводят условные обозначения в буквы у – и.
- Учащиеся читают слово «ОГРАБЛЕНИЕ» по стрелкам, записывают слово в тетрадь, отмечают условное обозначение буквы «И». (ФР)
- Учащиеся отгадывают ребус слова «МУЗЕЙ», записывают слово в тетрадь, отмечают условное обозначение буквы «У». (ФР)
- Учащиеся выполняют задание на индивидуальных карточках, определяют опасный предмет (ОРУЖИЕ), записывают слово в тетрадь, выделяют буквы и - у, постановка ударения. (ИР)
- Соединив все точки, учащиеся получают рисунок – пистолет, который подготовили преступники для ограбления.
- Учащиеся по инструкции выполняют задание. (ИР, ФР)
- Учащиеся по таблице слогов выполняют задание, читают слово «ПЕСОК». (ИР, ФР)
- Учащиеся по инструкции выполняют задание, определяя цвет дороги – синий, под камнями находят пистолет. (ИР, ФР)
- Учащиеся разгадывают совместно кроссворд (слова в кроссворде: Арест, наручники, следователь. Итоговое слово в выделенном столбике - СУД). Записывают слова в кроссворд, выделяют буквы и - у, постановка ударения. (ИР, ФР)
- Учащиеся читают пословицы, выполняют задание педагога, объясняют их смысл., постановка ударения. (ФР), (ИР).
- Учащиеся выполняют задание педагога, объясняют смысл стихотворения. (ПР)
- Учащиеся по инструкции выполняют задание, рисуют недостающее грустное лицо на карточке. (ИР)
|
- Предлагает учащимся подвести итоги занятия. Задает наводящие вопросы.
- В течение занятия Жгута и Чипа я называла жуликами, мошенниками, грабителями, разбойниками, злодеями, бандитами. Как называются эти слова? (Синонимы) -Ряд синонимов называется синонимическим рядом. Подберите синоним, который является главным, основным в этом ряду. -Кто такие преступники, жулики? -Какие буквы сравнивали? -Какие элементы нужны для букв и, у? За каждый правильный ответ учащийся получает фишку с буквой. - Предлагает ученикам оценить свою деятельность, деятельность своих одноклассников на занятии. | - Отвечают на вопросы педагога, выполняют задание. (ФР)
- Вспоминают этапы урока, выполненные задания. (ФР)
- Учащиеся из фишек с буквами складывают слово – «УМНИКИ», записывают слово, выделяют буквы занятия, ставят ударение.
- Анализируют и оценивают свою деятельность. (ИР, ФР)
|