Инновационные приемы работы на занятиях по коррекции оптической дисграфии.
статья по теме

 

Инновационные приемы работы на занятиях по коррекции оптической дисграфии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики

Забайкальского края

ГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Борзинская специальная (коррекционная) школа – интернат

для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

  с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Инновационные приемы работы

на занятиях по коррекции оптической дисграфии.

Подготовила:

Учитель – логопед

высшей квалификационной категории

Адамова Юлия Петровна.

Борзя

2012 г.

    Оптическая дисграфия – искажение письма, вызванное поражением или недоразвитием оптических речевых систем в коре головного мозга, при котором человек утрачивает графический образ букв или смешивает буквы по оптическому сходству.

    Практика  работы в специальной (коррекционной) школе и анализ специальной литературы по данной теме показывают, что у детей с ОВЗ при оптической дисграфии и дислексии наблюдаются нарушения зрительного восприятия. Для детей с ОВЗ, страдающих оптической формой дисграфии, характерна неточность представлений о величине предметов, форме, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв.

       И.М. Сеченов сформулировал мысль о том, что в каждом восприятии содержится узнавание, которое предполагает наличие предшествующего опыта. А узнавание – это есть система условных рефлексов.

    Накопление системы условных рефлексов лежит в основе восприятия. У  ребенка, не имеющего отклонений в развитии,  этот процесс носит стремительный, бурный характер. У детей  с     ОВЗ ощущения и восприятие формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков.

         Для  младших школьников с нарушением интеллекта свойственна узость зрительного восприятия, которая значительно ограничивает их возможности ознакомления с окружающим миром, а также отрицательно влияет на процесс овладения чтением и письмом.

    Характерной особенностью зрительного восприятия  младших школьников с нарушением интеллекта является сужение объема воспринимаемого материала.

     Недостаточная дифференцированность зрительного восприятия учащихся обнаруживается в неточном распознавании ими близких по спектру цветов и их оттенков, в глобальном видении объектов, то есть в  отсутствии выделения характерных деталей, частей, пропорций и других особенностей строения.              Дети с ОВЗ лучше улавливают сходства, а не отличия, поэтому, уловив сходство между прописными буквами о и  а – овал, они на письме забывают приписывать букве а крючок с правой стороны, уловив сходство между буквами х и ж – два полуовала, они забывают писать элемент, который находится посредине у буквы ж.

    Нарушение пространственной ориентировки – один из ярко выраженных дефектов. В результате на письме дети с ОВЗ пишут буквы зеркально. Особенно часто встречается зеркальное написание букв С, Е, З, а также написание петли с противоположной стороны у букв В, Д.

Коррекции оптической дисграфии ведется в четырех направления:

  1. Формирование зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса);
  2. Развитие зрительного мнезиса (памяти);
  3. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.
  4. Формирование буквенного гнозиса.

Остановимся более подробно на приемах формирования буквенного гнозиса. Лалаева Р.И. предлагает следующие приемы формирования буквенного гнозиса у младших школьников с нарушением интеллекта:

- найти букву среди графически сходных;

- определить буквы, находящиеся в неправильном положении;

- назвать буквы, перечеркнутые линиями;

- обвести букву, раскрасить, срисовать по образцу;

- обвести контуры букв;

- дописать недописанную букву;

- назвать буквы, наложенные друг на друга;

- определить правильно и зеркально написанные буквы;

- узнать буквы по зеркальному изображению;

- работа с изографами;

- конструирование букв из элементов, проволоки, ниток, бросовых материалов;

- реконструирование букв – преобразовывание одной буквы в другую;

- определение различия сходных букв, отличающихся одним элементов;

- соотношение буквы с каким-либо предметом (ж – жук, о – обруч, д – дятел, в – воробей, б – белка).

    Предложенные приемы можно считать уже традиционными. Работа в коррекционной школе побуждает учителя – логопеда  искать все новые авторские приемы, позволяющие успешно устранять оптическую дисграфию у младших школьников с ОВЗ.

    В своей практике мы используем работу   с трафаретами букв. Данное пособие изготавливается из линолеума или картона, является многофункциональным, направленным на развитие зрительного и тактильного восприятия, умения ориентироваться на листе бумаги, формирует буквенный гнозис и мнезис.    

  Рассмотрим применение трафаретов на логопедических занятиях на примере букв О и А.

   На материале данных трафаретов отрабатывается закрепление представлений «правый верхний угол», «правый нижний угол» и т.д. Учащимся предлагается положить руку на правый верхний угол, назвать фигуру, которую они там видят. В этой части трафарета расположена схема артикуляции  звука: круг - звук А, овал – звук О.

   Закрепляется название геометрических фигур – круг, овал.

   Далее проводится работа непосредственно с буквами: учащимся предлагается взять ту или иную букву, обвести пальцем ее контуры, найти подходящую вырезку в трафарете, вставить букву на место.

   Ниже на трафарете с буквой А следуют окошечки, в которые учащимся предлагается вписать прописную строчную букву А. Тем самым учащиеся упражняются в написании изолированной буквы.

   Окошечки расположены на трафарете волной. Учащимся предлагается выполнить упражнение на развитие модуляции голоса – пропеть звук А так: волна вверх – голос звучит громко, волна вниз – голос звучит тихо.

   Так же на трафарете имеется вставка «апельсин», а под ней три окошечка. Логопед загадывает учащимся загадку об апельсине, развивая тем самым логическое мышление, затем ребята вставляют шаблон апельсина в трафарет и выполняют элементарный звуковой анализ, выделяя начальный гласный [А] из слова, вписывают его в первое окошечко.  

   На трафарете имеются вырезки прописной заглавной и строчной буквы А, учащиеся обводят пальцем контуры букв, затем вставляют шаблоны в трафарет. В левом нижнем углу трафарета расположена буква А, вышитая нитками. Учащиеся проводят пальцем по вышивке, что позволяет им запомнить образ буквы кинетически.

    На трафарете с буквой О  имеется: вырезка - вставка артикуляции звука О, заглавной и строчной буквы О, вставка «облако» и окошечко для определения первого гласного в слове, вышитая буква О, а также «лабиринт», который представляет собой цепочку окошек, в которые учащиеся под диктовку логопеда вписывают буквы О и А, затем читают эту цепочку.

 

На занятиях по коррекции оптической дисграфии и дислексии нами также используются нагруднички, на которых вышиты буквы. Учащиеся надевают эти нагруднички и «превращаются» в буквы, выстраиваясь в нужном порядке, учащиеся составляют слова и читают их.

   Широкое распространение на логопедических занятиях по дифференциации звуков и букв получило использование «аквариумов» с рыбками. На рыбках могут быть написаны слова, слоги, которые учащиеся должны прочитать, определить нужный звук или букву и положить в определенное ведерко.

 

    Как альтернатива такой дифференциации могут быть использованы панно яблонь с яблочками, на которых также написаны слоги или слова. Учащиеся берут из корзинки яблочко, прочитывают слово, определяют нужные звуки или буквы, и вешают яблоко на какую – либо из яблонь.

Для дифференциации звуков и букв могут быть использованы различные объекты, как одушевленные, так и неодушевленные.

   Использование разнообразных логопедических пособий и авторских находок позволяет достаточно успешно искоренять специфические ошибки оптического характера из работ учащихся к 3 – 4 году обучения в специальной школе.

Литература:

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.  

2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1998.

3. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: Издательство «Гном и Д», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида.

Тема: Различение кинетически сходных букв Н – Ю изолированно, в слогах, словах, предложениях. Цель: Совершенствовать умение детей различать кинетически сходные буквы Ю – Н на письме....

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии Тема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте.

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфииво втором классе специальной коррекционной школы VIII видаТема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте...

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии. Тема: Различение оптически сходных букв о – а.

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема: Различение оптически сходных букв о – а. ...

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии. Тема: Различение оптически сходных букв В – Д изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе специальной коррекционной школы.Тема: Различение оптически сходных букв В – Д  изолированно, в слогах, словах, предложени...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции оптической дисграфии

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции оптической дисграфии у учащихся 2-х классов...

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 3 классе

Цель:Развитие оптико - пространственных представлений, буквенного гнозиса....