КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции оптической дисграфии
план-конспект занятия по теме

Концедалова Анна Владимировна

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции оптической дисграфии у учащихся 2-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opticheskaya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по  коррекции оптической дисграфии у учащихся 2-го класса

Время занятия – 40 мин.

Грамматическая тема: дифференциация букв И-У в слогах и  словах.

Лексическая тема: профессии.

Задачи:

- активизация речевой и интеллектуальной деятельности школьников;

- развитие зрительного восприятия, памяти, зрительно-пространственной ориентировки;

- дифференциация звуков И-У и соответствующих букв;

- развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза;

- развитие логического мышления;

- уточнение у школьников значений и актуализация слов семантической группы «профессии»;

- актуализация синонимов;

- совершенствование самоконтроля в деятельности, навыков проверки письменной работы;

- воспитание у детей чувства уверенности в своих возможностях и удовлетворения от успешности выполненной работы;

- воспитание интереса к логопедическим занятиям, к учебной деятельности по русскому языку.

Оборудование: геометрические фигуры различных цветов, картинки с изображением животных, игровое поле и «дрессированная»  муха, для игры «Муха», разноцветные фигуры и игровое поле, для игры «Фигуры», карточки с изображениями букв у - и и элементами букв у - и, картинки с изображением букв (У, И), карточки для индивидуальной работы.

Ход  занятия:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте. Сядьте сначала те, у кого на парте лежит красный круг, а затем те, у кого лежит желтый квадрат, затем сядут те, у кого – зеленый треугольник.

- Молодцы. Все справились с заданием.

2. Развитие зрительной памяти и зрительно-пространственной ориентировки

1) Игра «Животные».

- Внимательно посмотрите на доску. На ней находятся шесть картинок животных. Запомните их последовательность, а затем я их сниму. После этого вы мне назовете, в каком порядке животные были расставлены.

(лошадь, свинья, собака, слон, жираф, муха).

- Молодцы назвали верно. А теперь подумайте, какое животное лишнее, и почему (муха, потому что это насекомое).

- Правильно, а можно ли оставшихся животных разделить группы? Если да, то, на какие? (Да, можно. Лошадь, свинья, собака – домашние животные,  слон, жираф – дикие).

2) А теперь поиграем в игру «Муха».

- На краю каждой парты лежит конверт. Возьмите его и достаньте оттуда «дрессированную» муху и игровое поле.

- Положите муху на середину поля. Эта муха передвигается только в воображении игроков. Руками ее двигать нельзя.

- Я буду давать команды, а вы мысленно перемещайте муху по игровому полю. Следите за ней, она не должна выходить за игровое поле.

- Муха летит в правый верхний угол, затем в правый нижний угол, в левый верхний угол, в левый нижний угол.

- Теперь возьмите муху, и положите её туда, где она должна сейчас находиться.

- Молодцы. А теперь уберите все в конверт и положите на краешек стола.

3) Игра «Фигуры»

- Сейчас я каждому раздам разноцветные фигуры и игровое поле. Вам нужно будет не запутаться и положить фигуры в те клеточки игрового поля, которые я буду называть.

- Положите в центр поля красный круг, в правый верхний угол положите синий треугольник, под ним находится желтый ромб. В левый нижний угол поместите зеленый ромб, справа от него – черный квадрат. А в левый верхний угол положите коричневый круг.

- А теперь давайте проверим. Посмотрите на картинку на доске. Вот так должны были расположиться ваши фигуры.

- Молодцы, положите все в конверт и уберите на краешек стола.

3. Сообщение темы занятия.

- Сейчас я каждому раздам по набору элементов букв. Составьте из них буквы.

- Какие буквы у вас получились? (И-У).

- Сегодня на занятии мы будем тренироваться различать буквы И-У.

1) Сравнение букв И-У по начертанию

- Сколько элементов используется при написании каждой буквы? (Два)

- Из каких элементов они состоят? (крючки, петелька)

- Какие элементы одинаковые? (крючки)

- Чем отличаются эти буквы? (у буквы У есть петелька)

- Давайте представим, что мы пишем буквы в воздухе. Сначала пишем И, затем У.

- Сейчас закройте глаза, я каждому дом по шаблону буквы, вы должны будете ощупать его и сказать, какая буква у вас в руках.

- Давайте теперь запишем в тетрадь буквы, которые я буду произносить: И, У, У, И, У. Молодцы. Все справились.

2) Развитие буквенного гнозиса.

Работа по индивидуальным карточкам.

- У вас на парте лежит карточка, на которой написаны буквы. Обведите красным цветом буквы У, синим – И.

4.Развитие фонематического восприятия. Соотнесение звуков с соответствующими буквами.

- Послушайте звуки, слоги и слова и когда услышите букву У или И, то поднимите соответствующую картинку, на которой она изображена:

Звуки: и, а, у, и, щ, и, у, в, о, и, и, у.

Слоги: по, пи, ту, ву, ви, ли, лу, жу, цу, чи.

Слова: лужа, книга, куры, лист, минута, очки, уроки.

5. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

- Рассмотрите буквы, записанные на доске. Постарайтесь составить как можно больше слов из этих букв: и, р, г, у, а, ш, к. (Рука, рак, игра, круг, уши, шкура, ушки, Шура, игрушка.)

6.Физминутка. Дети читают стихи и выполняют действия.

Прыгают кузнечики,

Поднимают плечики.

Раз, два. Раз, два –

Закружилась голова.

7. Письменные упражнения.

1) Игра «Замена»

- Слушайте внимательно загадку.

Меня найдешь на дереве,

На клумбе и на грядке,

В журнале и в альбоме,

И в книге и в тетрадке

- Отгадали? (Лист)

- А теперь послушайте еще одну загадку и замените в слове одну букву другой, чтобы получилось новое слово:

Но птицей стать я захотел –

И мне не надо буквы Л.

Мне А в начале напиши,

И как зовут меня – реши. (Аист)

- Какое новое слово у вас получилось? (Аист)

- Запишите в тетрадь эти два слова.

- Какое место звука и в этих словах? Между какими звуками И в слове ЛИСТ? АИСТ?

2) Игра «Найди друзей слов»

- Сейчас я каждому раздам карточки со словами, близкими по значению. Они записаны  в два столбика. Прочитайте их. Вставьте карандашом пропущенные буквы. (Подсказка: пропущены только те буквы, о которых мы говорим на сегодняшнем уроке).

Резинка                     предупредительный

приятель                   прилежный

рисунок                    устал

успех                         достижение

случай                       пахучий

учтивый                    товарищ

усердный                   происшествие

душистый                  ластик

- А теперь соедините стрелкой слова близкие по значению.

- Назовите пару слов.

- Составьте каждый по два словосочетания со словами. Запишите их в тетрадь.

- Буквы И-У подчеркните.

8. Сообщение лексической темы.

- Давайте разгадаем загадки:

Кто в дни болезней всех полезней,
И лечит нас от всех болезней?

(Доктор)

Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать?

(Учитель)

С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы?

 (Пожарники)

Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота - Всех отвозить по утрам на работу.

 (Водитель)

- Как одним словом можно назвать отгаданные вами слова. Что это такое? (Профессии)

8. Развитие словаря. Закрепление знаний о профессиях.

- Рассмотрите картинки и скажите, кем работают изображённые люди? (на доске вывешены картинки: уборщицы, футболиста, хоккеиста, гитариста, скрипача, учителя, строителя, трубочиста).

- Какие профессии можно объединить в одну группу? Почему? (Скрипач, гитарист - музыканты; футболист, хоккеист - спортсмены.)

9. Составление словосочетаний.

- Составьте с каждым из слов предыдущего задания словосочетание и запишите его, укажите в этом словосочетании буквы занятия – И-У.

- Запишите два составленных вами словосочетания. Подчеркните буквы И-У.

10. Взаимопроверка.

- Обменяйтесь тетрадями, возьмите зеленые карандаши, проверьте работы своих товарищей и поставьте им оценки.

Логопед проверяет работы, сообщает результаты.

11. Итог урока.

- Наш урок подошел к концу.

- С какими буквами мы работали на сегодняшнем уроке?

- Вспомните и скажите, чем похожи и чем различаются буквы У-И.

- Молодцы! Вы сегодня на уроке были внимательными и хорошо работали.

- Урок окончен, до свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".

В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции смешанного вида дисграфии для учащихся 5-6 классов по теме:"Вода"

Данное занятие направлено на коррекцию смешанного вида дисграфии у учащихсчя 5-6 классов по лексической теме:"Вода" . В  ходе данного занятия  ученики, выполняя различные логопедические...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 2-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 2-го класса...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания у учащихся 3-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания  у учащихся 3-го класса...

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися 2 класса по профилактике оптической дисграфии

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися 2 класса по профилактике оптической дисграфии  по теме: «Дифференциация рукописных строчных букв Б - Д»Целью занятия являетс...