Конспект занятия "Дымковская игрушка"
план-конспект урока по теме
Задачи: познакомить детей с русским народным промыслом -дымковской игрушкой, историей возникновения промысла, технологией изготовления игрушек, с особенностями росписи дымковских игрушек: белый фон, цветной узор геометрического характера, насыщенные цвета (алый, малиновый, синий, желтый, оранжевый, фиолетовый), мотивами игрушечных композиций; барыни, петушки и павлины, козлики, лошадки. Узнавать знакомые промыслы по характерным чертам. Коррекция внимания на основе анализа и синтеза. Воспитывать эстетические чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_dymkovskaya_igrushka.docx | 15.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему « Дымковская глиняная игрушка».
Задачи: познакомить детей с русским народным промыслом -дымковской игрушкой, историей возникновения промысла, технологией изготовления игрушек, с особенностями росписи дымковских игрушек: белый фон, цветной узор геометрического характера, насыщенные цвета (алый, малиновый, синий, желтый, оранжевый, фиолетовый), мотивами игрушечных композиций; барыни, петушки и павлины, козлики, лошадки. Узнавать знакомые промыслы по характерным чертам. Коррекция внимания на основе анализа и синтеза. Воспитывать эстетические чувства.
Материал к занятию: дымковские игрушки (фотографии, репродукции), образец педагогического рисунка, таблица «элементы дымковской игрушки».
Литературный ряд: стихи о дымковских игрушках.
Материал: гуашь, кисти, простой карандаш, баночки с водой, бумага, трафареты дымковских игрушек, тычки, ватные палочки.
Ход занятия.
Игра «В гостях у народных мастеров».
Народные мастера прислали нам рисунки своих изделий и узоры к ним. Но вот беда; по дороге все таблички и узоры выпали и перепутались. Поможете мастерам распределить узоры к изделиям и расставить таблички?
(Предлагаются рисунки изделий: разделочная доска, матрешки семеновская и полхов-майданская ваза, узоры городецкой, хохломской росписи).
- Почему вы именно так распределили узоры к изделиям? (ответы детей).
- Сегодня на занятии мы познакомимся с еще одним народным промыслом – дымковской игрушкой.
На низком берегу реки Вятки напротив г. Кирова расположилась старинная деревянная слобода Дымково. Зимой, когда томятся ночи, летом, когда туман, слобода это вся будто в дыму, в дымке. Отсюда и название – дымковская. С давних времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом зародилась эта игрушка. Зарождение промысла связывают с древним народным праздником «Свистопляской» (позднее его стали называть «Свистунья»), к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, уточек, коров, птиц. Люди на гулянье приносили с собой небольшие свистульки, и целый день свистели в них. Этот весенний праздник также сопровождался бойкой торговлей свистульками. Как же изготовляется дымковская игрушка?
Она лепится только женщинами. Осенью копают красную глину, смешивают ее с чистым песком и тщательно месят до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепят сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прикрепляют и примазывают с помощью мокрой тряпки. Вылепленную игрушку сушат 2 – 4 дня при комнатной температуре, потом обжигают в печи. После того, когда игрушка остынет, поверхность изделия белят, а затем только раскрашивают.
Каков же узор дымковских игрушек?
Узор состоит из ярких круглых пятен, кругов, колец, мелкого и крупного горошка, клеток, полос, точек.
Какие же игрушки изготавливают дымковские мастерицы?
В алом кокошнике, темно-синей кофте и клетчатой юбке с оборками идет по улице «девушка-водоноска». Ступает медленно, осторожно, боясь расплескать воду из ярко-красных ведер, висящих на оранжевом коромысле.
Аккуратно уложена тугая коса, алеют щеки и губы девушки, а черные глаза настороженно и пытливо посматривают по сторонам. Так когда-то в старой Вятке (сейчас г. Киров) ходили за водой девушки «на выданье», специально вырядившись в лучшее платье, чтобы понравиться будущему жениху.
Ребенок: За студеною водицей
Водоноска-молодица
Как Лебедушка плывет;
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотрите, как хороша –
Эта девица-краса:
Тугая черная коса,
Щечки алые горят.
Удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво.
Водоноска – так красива
Как Лебедушка плывет
Песню тихую поет.
На второй иллюстрации вы видите коней. В них много забавного – мастеров не смущало, что ноги коней так толсты и неуклюжи, что уши похожи на рожки. Туловище у коней в черных и оранжевых «яблоках», уши золотые. Красивы дымковские игрушки!
Из красного, зеленого, синего, желтого, оранжевого цветов на белом фоне художник создает удивительное зрелище.
Посмотрите на «Индюка», веером распустил крылья, пышный хвост, похожий на алый цветок. А какой высокий гребень и гроздья тяжелой красной бороды.
Ребенок: Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья Важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг.
Птица важная – индюк.
Уточка - любимый образ в народном творчестве. Он связан с солнцем и изобилием. Грудку и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.
Ребенок: Утка-Марфушка
Бережком идет,
Уточек-Марфуточек
Купаться ведет.
Физкультминутка
Сейчас дети вы сможете представить себя в роли мастеров дымковских игрушек. Для этого, выберите, пожалуйста, шаблон по своему желанию, обведите его и украсьте игрушку дымковским узором.
Напоминаю детям о технике рисования. Круги нужно рисовать тычком,т очки концом кисти, маленькие горошинки – ватными палочками, наносить другую краску после того, когда высохнет первая.
Я вижу, что работа вас заинтересовала, увлекла.
- Скажите, пожалуйста, почему вятскую игрушку называют дымковской?
- К какому весеннему празднику готовили игрушки-свистульки?
- Какие элементы узора характерны для дымковских игрушек?
- Из чего изготовлены дымковские игрушки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока - "Игрушки"
Конспект урока развития речи в 1 классе МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»...
Конспект НОД: «Игрушки»
1. Расширять и обогащать словарь по теме, активизировать глагольный словарь. 2. Закрепить обобщающее понятие «игрушки». 3. Учить составлять предложения по действиям с игрушками, картинкам и картинно...
Конспект занятия "Игрушки"
Тема «Игрушки»Цель: Развивать коммуникативные способности детей с ОВЗ.Задачи: - Учить связно излагать свои мысли. - Правильно строить предложения....
Конспект занятия «Игрушка-сувенир «Лошадка» 3-ий год обучения
Конспект занятия «Игрушка-сувенир «Лошадка»3-ий год обучения...
Комментарии
Конспект занятия
Конспект занятия
Конспект занятия для детей с
Конспект занятия для детей с ОВЗ.