Адаптированные учебно-коррекционные приемы преподавания истории в условиях СКОУ
методическая разработка по теме
Настоящие адаптированные учебно-коррекционные приемы предназначены для организации обучения детей истории в условиях СКОУ. Обучение в СКОУ с нарушениями ОДА регламентируют нормативные государственные документы: Закон РФ «Об образовании», «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии IV вида». Содержание образования в СКОУ определяется образовательными программами, соответствующими по объему учебным материалам общеобразовательных школ. Однако они должны быть адаптированы в соответствии с особенностями психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся. А также «Программами специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В.В. Воронковой.
Данная работа предназначена для оказания практической помощи учителям, методистам в выборе адекватных педагогических воздействий при работе с учащимися с НОДА и ЦНС на уроках истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ist._adptir._priyomy.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированные учебно-коррекционные приемы
преподавания истории в условиях СКОУ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящие адаптированные учебно-коррекционные приемы предназначены для организации обучения детей истории в условиях СКОУ. Обучение в СКОУ с нарушениями ОДА регламентируют нормативные государственные документы: Закон РФ «Об образовании», «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии IV вида». Содержание образования в СКОУ определяется образовательными программами, соответствующими по объему учебным материалам общеобразовательных школ. Однако они должны быть адаптированы в соответствии с особенностями психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся. А также «Программами специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В.В. Воронковой.
Данная работа предназначена для оказания практической помощи учителям, методистам в выборе адекватных педагогических воздействий при работе с учащимися с НОДА и ЦНС на уроках истории.
Уровневые характеристики показателей когнитивной деятельности
| |
Дети с ДЦП, обучающиеся по программе VIII вида. |
|
Дети с ДЦП и ЗПР, обучающиеся по образовательным программам |
Понимает информацию, может объяснить, применяет задания на практике, выполняет задания по образцу. |
Учебно-коррекционные приемы по истории для детей с ДЦП и ЗПР.
№ |
| Цель (коррекционная направленность) | Содержание (технология проведения) | |
|
| |||
Развитие мышления | ||||
1. | Упражнения на формирование исторических понятий (тест). | Развитие долговременной памяти, логического мышления. | Записывает ряд понятий на доске. Читает определения. Предлагает ряд признаков понятия. | Слушают определения, соотносят с понятиями, выполняют работу в тетради. Учащиеся должны выбрать нужные признаки. |
2. | Составление логических схем. | Развитие логического мышления. | А доске чертит структуру, схемы, частично заполненную. | Работают с текстом, заполняют схему. |
3. | Работа с историческими документами. | Развитие логического мышления | Задает вопрос к тексту: объясняет правила работы с алгоритмом (план анализа документа. Например, когда и кем был написан документ; о чем данный документ рассказывает и т.д.) | Анализируют документ при помощи алгоритма. |
4. | Лишнее слово. | Развитие мышления | Предлагает ряд слов (понятия, имена, названия городов), объясняет задание: нужно найти слово «выпадающее» из общего ряда. | Исключают лишнее слово. |
Развитие памяти, внимания. | ||||
5. | Комментированное чтение текста. | Развитие активного внимания. | Объясняет задание, задает вопросы, оценивает. | По очереди читают текст, отвечают на вопросы. |
6. | Кроссворд. | Развитие внимания, памяти, мышления. | Предлагает составить тематический кроссворд. | Работают с материалами учебника, формулируют вопросы. |
7. | Опорный конспект. | Развитие активного внимания, памяти, логического мышления. | Сопровождает текст учебника наглядной конструкцией состоящей из слов и символов. Организует проверку. | Записывают опорный конспект, озвучивают запись, работая в парах. Выполняют текстовые задания. |
8. | Дидактическая игра «Древо мудрости». | Развитие памяти, активного внимания. | Предлагает прочитать текст из параграфа или документа (исторического) и задать вопрос. Оценивает и уточняет ответы. | Читают текст и составляют вопрос, записывают на листках, крепят на «Древо мудрости». По очереди выходят и, срывая листы, отвечают. * Вопросы может составить учитель. |
9. | Историческое лото. | Развитие долговременной, зрительной памяти. | Готовит раздаточный материал: карточки с именами, датами, описанием событий или определениями, понятиями. Объясняет задание: необходимо соотнести дата – событие, понятие – определение. | Выполняют задание: соотносят карточки, поднимают правильные ответы. |
10. | Дидактическая игра «Исторический герой» или ролевая игра. | Развитие долговременной, зрительной памяти. | Готовит раздаточный материал. Читает характеристики исторического деятеля. Готовит материал для сценки об историческом герое. | Соотносят имя – событие. Поднимают карточку с именем. Готовят выступления по группам, разыгрывают сценки, класс узнает о ком идет речь. |
11. | Описание картины иллюстрации. | Развитие активного внимания, памяти. | Предлагает прочитать текст учебника. Объясняет план анализа картины (иллюстрации). | Рассматривают иллюстрацию по плану, составляют сюжетный рассказ. |
12. | Работа с исторической картиной. | Развитие внимания, памяти. | Предлагает, использую картину рассказать об исторических событиях. | Показывают исторической карте места сражений, комментируют. |
13. | Хронологические задачи. | Развитие памяти. | Предлагает упражнения по формированию хронологических знаний и умений (задачи): в каком году произошло событие, если это случилось … лет назад? Сколько лет продолжалось …? На сколько лет одно событие произошло раньше (позже) другого? | На основе предложенных данных решают задачи; работают с «лентами времени». |
14. | Хронологический диктант. | Развитие долговременной памяти. | Предлагает текст с пропущенными датами. | Читают текст, вставляют в тексте даты. |
15. | Историческая мозаика. | Развитие памяти, внимания. | Предлагает сложить из отдельных частей целый сюжет (историческое событие, архитектурный памятник). | Работают в парах, составляют картинку: рассказывают, что на ней изображено. |
16. | Дидактическая игра «Исторические слова». | Развитие долговременной памяти. | Объясняет задание: на определенную букву необходимо вспомнить и записать исторические события, имена, отвечая на вопросы учителя (легендарный царь Македонии, музыкальный инструмент, город в Греции – на букву А). | Вспоминают, записывают ответы. Проводят самопроверку в парах. |
Адаптированные учебно-коррекционные приемы по истории для детей, обучающихся по программе вспомогательной школы
(программа VIII вида).
№ | Прием | Цель (коррекционная направленность) | Содержание (технология проведения) | |
Действия учителя | Действия ученика | |||
Развитие памяти, внимания, мышления, речи | ||||
1. | Комментированное чтение. | Развитие внимания, памяти, речи. | Учитель предлагает отрывок из текста и ставит вопросы (записывает на доске). | Учащиеся читают текст, отвечают на поставленные вопросы. |
2. | Работа с историческими схемами. | Развитие внимания, памяти. | Учитель рассказывает материал параграфа, используя исторические схемы (Бородинское сражение, Полтавское сражение), объясняет значение условных знаков. | Ученики внимательно слушают, по очереди используя схему, рассказывают о событии. |
3. | Чтение исторического текста целиком. | Развитие внимания, речи. | Учитель ставит вопрос к историческому тексту (можно после прочтения). | Учащиеся читают текст по цепочке и отвечают на поставленный вопрос. |
4. | Пересказ по плану. | Развитие памяти, речи. | Учитель задает каждому ученику отрывок текста на пересказ, предлагает карточку с планом ответа. | Ученик читает, пересказывает текст по плану. |
5. | Составление хронологических таблиц. | Развитие памяти. | Учитель предлагает форму таблицы. Составляет вместе с учащимися, записывает на доске. | Учащиеся читают текст и совместно с учителем заполняют таблицу в тетради. |
6. | Историческая викторина. | Развитие долговременной памяти. | По изученной теме составляет вопросы викторины. Отмечает правильность ответов, выявляет победителя. | Учащиеся отвечают на вопросы письменно или устно; возможно деление класса на команды. |
7. | Заполни пропуски в тексте. | Развитие долговременной памяти. | Готовит небольшие по объему карточки по изученной теме, пропуская 2-3 даты, 1-2 имея. Дополнительно на доске можно записать в разброс имена и даты. | Учащиеся, работая с карточками, заполняют пропуски, выбирая из предложенных дат и имен. |
8. | Работа с «лентой времени». | Развитие внимания, памяти, развитие временных представлений. | Чертит на доске «ленту времени», объясняет, что значит эра и до нашей эры. Предлагает решение простых хронологических задач. | Учащиеся чертят «ленту времени» в тетради, решают задачи с помощью учителя, наносят на ленту времени даты. |
9. | Работа с исторической картой. | Развитие внимания, памяти, пространственных представлений. | Объясняет содержание исторической карты, условные обозначения, задает вопросы по карте. Рассказывает о событии, показывая по карте. | Учащиеся слушают, рассматривают, отвечают на вопросы. Пробуют показать на карте города, направления, походы. |
10. | Текстовые схемы, раскрывающие состав понятия. | Развитие мышления, речи. | Предлагает схему, которая раскрывает историческое понятие. Несколько раз объясняет ее содержание. | Слушают, чертят в тетради, пытаются передать содержание исторического понятия самостоятельно. |
11. | Сюжетная картина. | Развитие внимания, памяти, мышления, речи. | Предлагает рассмотреть историческую карту и план изучения сюжетной картины. | Слушают, читают план, рассказывают о содержании картины с помощью плана. |
12. | Опорный план. | Развитие внимания, памяти, мышления, речи. | Предлагает прочитать текст; рассказывает о правилах составления плана; записывает алгоритм на доске или каждому ученику раздает карточку с алгоритмом составления плана. Оказывает индивидуальную помощь ученикам. | Читают текст учебника; совместно с учителем разбирают алгоритм составления плана. Составляют план к тексту. |
13. | Игра «Что лишнее?» | Развитие памяти. | Предлагает текст или сюжетную картину с лишними элементами (словами, именами и т.д.). Предлагает узнать, что лишнее. | Читают текст или рассматривают картину, находят лишний элемент (1-3). |
14. | Тесты. | Развитие памяти. | Предлагает вопросы и два варианта ответа. | Слушают, отвечают в тетради или поднимают карточку с номером ответа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные методы и приемы преподавания иностранного языка в старших классах.
При анализе методов и приемов преподавания иностранного языка в средней школе можно выделить приемов организации урока, без которых сложно добиться качества знаний по предмету:...
Эффективные методы и приемы преподавания иностранного языка в старших классах
Эффективные методы и приемы преподавания иностранного языка в старших классах...
мастер-класс «Методические приемы в преподавании истории по УМК «История России. 6 класс» авторов С.В. Перевезенцева Т.В. Перевезенцевой издательства «Русское слово»
система работы учителя по апробации УМК «История России. 6 класс» авторов С.В. Перевезенцева Т.В. Перевезенцевой издательства «Русское слово» ...
«Современные методы преподавания истории и обществознания. Кейсы как эффективный проблемный метод преподавания истории и обществознания».
Человек, живущий в государстве, неизбежно включается в политическую жизнь. В ней можно участвовать активно (целенаправленно добиваться влияния на власть) или пассивно (целенаправленно или неосоз...
Инновационные приемы преподавания русского языка
«Концепция преподавания русского языка» ставит перед учителем сверхзадачу экологии русского языка и культурыШкола—едва ли не единственное место, где дети слышат правильную речь.О низкой грамотности вы...
Методические приемы преподавания английского в начальных классах
Использование различных приемов преподавания английского языка в младших классах...
Методы и приема преподавания русского языка с точки зрения разноуровневого развивающего обучения.
--Сопоставление как метод исследования и обучения языкам...