Инновационные приемы преподавания русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему

Лазарева Валентина Алексеевна

«Концепция преподавания русского языка» ставит перед учителем сверхзадачу экологии русского языка и культуры

Школа—едва ли не единственное место, где дети слышат правильную речь.

О низкой грамотности выпускников говорят результаты ЕГЭ. . Причин этому много.

На уроках русского языка мы постоянно слышим: «Запомни, заучи!» Такое предписывающее обучение убивает интерес, в этом случае мы преподаем русский язык с позиции только нормы. Между тем изучение нормы—далеко не вся правда о языке, да и активности предписывающее преподавание вызывает куда меньше, чем такое, когда вопросы остаются открытыми. Хотя бы иногда надо показывать, что язык—это живой, изменчивый и весьма непослушный организм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_priemy_prepodavaniya_russkogo_yazyka.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные приемы преподавания

русского языка

                     Статья Лазаревой В.А.,   заслуженного  учителя РФ сош. №3

г.Балаково Саратовской области  

2009год

  Инновационные приемы преподавания русского языка

«Концепция преподавания русского языка» ставит перед учителем сверхзадачу экологии русского языка и культуры

 Школа—едва ли не единственное место, где дети слышат правильную речь.

О низкой грамотности выпускников говорят результаты ЕГЭ. . Причин этому много.

На уроках русского языка мы постоянно слышим: «Запомни, заучи!» Такое предписывающее обучение убивает интерес, в этом случае мы преподаем русский язык с позиции только нормы. Между тем изучение нормы—далеко не вся правда о языке, да и активности предписывающее преподавание вызывает куда меньше, чем такое, когда вопросы остаются открытыми. Хотя бы иногда надо показывать, что язык—это живой, изменчивый и весьма непослушный организм.

Я  практикую и различные виды речевой деятельности учащихся: лингвистический анализ отдельных элементов текста,  тестовые технологии,  написание миниатюр на грамматическую тему, например «Слово о слове», «Страна Морфология», «Знакомьтесь, причастие»…

Правила скучны, и хочется, чтобы они как-то ожили. Считаю, что необходимо удивление, а может быть эмоциональное потрясение. Этому способствуют сочинения «Художник с именем Апрель…Сентябрь», «Ручеек», «Мелодии весны», «Наши птицы зимой»…

Новое время, новые требования предполагают инновационные подходы преподавания.

Применение компьютера как инструмента для повышения орфографической   и пунктуационной грамотности трудно переоценить. У меня достаточно современный кабинет, есть медиатека, что позволяет урок делать иным. Многократные повторы  одних и тех же действий—работа непростая, рутинная, а компьютер с этим легко справляется. Результаты контрольных работ подтверждают эффективность таких занятий.

В Интернете некоторое время назад появился ресурс «Национальный корпус русского языка». Это бесплатный, открытый для всех сайт. Сколько времени мы тратим, чтобы найти настоящие тексты, литературно обработанные, духовно выдержанные и насыщенные нужными орфограммами.

Можно ограничить поиск какими-то рамками времени. Например, надо найти примеры на обособление причастных оборотов или образовать формы прошедшего времени от глагола «найти».

Даю задания на дом: найти необходимые синонимы, паронимы…

В программе по русскому языку в каждом классе есть уроки развития речи, на которых пишем сочинения по картине. Это трудный вид работы и для учеников, и для учителей (отсутствие настоящих репродукций, неподготовленность педагогов).Появление образовательных электронных ресурсов по живописи позволяет решить эту проблему. Использую диски «Шедевры русской живописи», «Русские художники»—это рассказ о картинах, их создателях, о творческой манере художников.

Вовлечь учеников в активное самостоятельное познание мне помогает метод проектов.

Для успешной работы всегда продумываются учебные цели, число участников проекта, сроки выполнения, источники информации,то есть методика работы над проектом включает этапы планирования, аналитический этап, этап обобщения и презентация. Проекты использую различные: индивидуальные и групповые, творческие и исследовательские, межпредметные и монопредметные; краткосрочные и долгосрочные, итоговые и текущие, связанные с изучением какой-то темы.

Какова моя роль, роль учителя? Главное— удержаться от прямых подсказок, создать условия для активной деятельности, научить прослеживать связи между событиями и явлениями.

Подробно консультирую на подготовительно этапе, когда определяем тему, конкретизируем её, уточняем жанр, подбираем список необходимой литературы и решаем, в какой форме будет представлен проект.

Знакомлю ребят с ранее написанными проектами, что рождает чувство уверенности в своих силах.

Работу над проектами  осуществляю давно и рада , что сейчас об этом   заговорили как о чем-то важном.

Несколько лет назад в качестве переводного экзамена по литературе в девятом классе я предложила публичную защиту проектов, посвященных декабристам. Это были межпредметные проекты,  включающие связь и с историей, и с искусствоведением.

Мы установили связь с музеями Иркутска, Тобольска, Казани, Петербурга, встретились с потомками декабристов, дважды  14 декабря (день восстания) побывали в Петербурге, приняли участие в научно-практической конференции: «Новое о декабристах». Особый разговор—связь с музеем   Пушкина ( Набережная Мойки, 12) и Эрмитажем, откуда получили в подарок  книги, альбомы.

 Темы проектов

  • «Философские изыскания Никиты Муравьева»
  • «Портреты декабристов кисти Николая Бестужева»
  • «Географические открытия декабристов»
  • «Посвящения А. Пушкина Раевской-Волконской»
  • «Рисунки А. Пушкина на полях его рукописей»

Над этими проектами ученики работали в течение года, и в основе их лежали глубокие изыскания.

В последние два года работаю с учениками над проектами постоянно, ибо понимаю, что это формирует базовые компетентности, обеспечивающие языковую, компьютерную и информационную грамотность. Тематика проектов определяется их практической значимостью: «Представляю существительное», «Страна Глаголия», «Для чего нужны прилагательные?», «Знакомьтесь, причастие», «Заимствования в русском языке.Хорошо это или плохо?».

В течение 4 четверти прошлого учебного года ученики 7 класса работали над проектом «Энциклопедия слова» (мама, земля. солнце, глаза…)

Был предложен следующий план: лексическое значение слова, этимология слова, фонетические изменения, слова— родственники, синонимы, антонимы, фразеологизмы, слово в русском фольклоре, в названиях произведений литературы,  картин художников, в названиях кинофильмов, в собственных рисунках и стихах.

Оценивались грамотность представленных результатов, научность, логичность, умение вести дискуссию.

Проекты «Лингвистическое своеобразие стиля К. Бальмонта», цикл «Будем как солнце» и «Постигая Л. Н. Толстого» (исследование повести «Холстомер») удостоены дипломов муниципального литературного праздника, а проект «Мысль изреченная есть ложь—как понять это философское утверждение Ф. И. Тютчева?» на региональном конкурсе отмечен как один из лучших.

В настоящее время защищены проекты «Моя родословная» (5 кл.),«Второстепенные члены предложения» (8 кл.).

Готовясь к большому факультативному занятию «Морфология и культура речи», ученики по группам работают над проектами: «Функциональные омонимы», «Морфологические нормы русского языка», «Отличие кратких прилагательных, кратких причастий и наречий».

Таким образом, применение метода проектных  технологий, думается, значительно повысит качество образования.  

Хочу рассказать о том, как  работали над проектом «Постигая Л.Толстого. Исследование повести «Холстомер». Выяснили, что это произведение занимает особое место в творчестве Л.Толстого, так как это рассказ писателя о самом себе.

Трагедия Холстомера в том, что он пегий, не такой, как другие, непохожий, другой масти. Именно это стало причиной его страданий.

 Литературоведение не уделило достаточного внимания повести: пришлось всё анализировать самим. Работа над проектом увлекла: нашли к повести иллюстрации художника А.Пластова, узнали, что в БДТ Санкт-Петербурга поставлен спектакль «История лошади», где в главной роли  народный артист Е.Лебедев, наш балаковец. Посмотрели в записи спектакль, прочитали в местном краеведческом музее письма актёра, его книги, встретились с теми, кто был на этом спектакле. Все это помогло глубже понять содержание повести.  

Наша школа обычная, и всё же вот такая работа с детьми дает свои результаты: есть интерес к русскому языку, и это не может не радовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Использование инновационных технологий в преподавании русского языка"

В докладе подробно рассказывается об инновационных педагогических технологиях, о том ,какую  роль они играют в современном образовательном процессе. Приведены фрагменты конспекта урока с ис...

«Инновационные подходы в преподавании русского языка и литературы как способ повышения качества образования»

Современная школа направлена на подготовку не только грамотных учеников, но и способных самостоятельно мыслить.Использование современных инновационных технологий (дебаты, «мозговой штурм», техно...

Инновационные педагогические технологии в преподавании русского языка

Инновационные педагогические технологиив преподавании русского языка.  Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативн...

Инновационные методы в преподавании русского языка и литературы. Из опыта работы Ребро Л.В.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игр...