Конспект урока по предмету Устная речь
план-конспект урока (8 класс) по теме
Составление рассказа по вопросному плану с опорой на картинку. Тема: "Осенняя прогулка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnaya_rech_osennyaya_progulka_dod.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ УСТНАЯ РЕЧЬ
ТЕМА: «ОСЕННЯЯ ПРОГУЛКА».
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО ВОПРОСНОМУ ПЛАНУ С ОПОРОЙ НА КАРТИНКУ.
УЧИТЕЛЬ ГОТОВЦЕВА Е. А.
Предмет: устная речь, 8 класс
Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.
Номер урока по теме: 5.
Цель урока: составлять рассказ по вопросному плану с опорой на картинку.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- учить составлять рассказ по вопросному плану с опорой на картинку;
- Расширение и конкретизация представлений о сезонных изменениях в природе.
Коррекционно-развивающие:
- Коррекция ориентировки во времени;
- Развитие зрительного и слухового восприятия;
- Коррекция психических процессов - памяти, внимания, мышления;
Развитие и уточнение активного и пассивного словаря учащихся,
Воспитание чувства прекрасного, любви к природе.
Воспитательные:
- Воспитание культуры поведения на уроке;
- Воспитание умения работы детей в коллективе;
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Уточнение времени года.
3. Уточнение признаков осени.
4. Физкультминутка
5.Составление рассказа по вопросному плану с опорой на картинку.
6. Подведение итогов урока. Оценка учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:
На доске запись числа и темы урока.
Наглядный материал: Плакаты-картинки по теме «Осень».
Карточки для словарной работы со словами ОСЕНЬ, СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ, УРОЖАЙ, ЛИСТОПАД,ТУЧИ, ДОЖДЬ.
Диск с записью сюжетов осенних прогулок в парках, музыкальное сопровождение на тему П. Чайковского «Времена года. Октябрь».
Раздаточный материал: альбомные листы с нарисованными тучами. Цветные карандаши.
ХОД УРОКА
,
Этап урока | Цель этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность «сильной» группы учащихся | Деятельность «слабой» группы учащихся | Примечание |
1.Оргмомент | Мобилизация внимания учащихся, коррекция временной ориентировки, настрой на работу, эмоциональная подготовка, уточнение вида деятельности. | Ребята, у нас сегодня много гостей. Они пришли посмотреть, как вы умеете работать, давайте постараемся и покажем им, как хорошо и красиво вы работаете. Сядьте правильно, выпрямите спины, поставьте ноги ровно под партой, руки положите на парту, глаза внимательно смотрят на меня, уши внимательно слушают меня. - Какой сейчас урок? - Чем мы занимаемся на уроках устной речи? | Учащиеся выполняют инструкцию учителя. - устная речь | Учащиеся выполняют инструкцию учителя. Могут показать жестами. | Дается установка: Отвечаем сидя. . |
2. Уточнение времени года 3.Уточнение признаков осени. 4. Физминутка 5. Составление рассказа по вопросному плану с опорой на иллюстрацию. 6. Подведение итогов урока, оценка учащихся. | Активизация зрительного и слухового внимания Актуализация чувственного опыта и опорных знаний Уточнение временных представлений, количества осенних месяцев; Название текущего месяца. Межпредметная связь: уточнение и расширение представлений о сезонных изменениях в природе, в жизни птиц, в трудовой деятельности людей осенью. Активизация зрительного внимания. Уточнение и расширение пассивного словаря учащихся. Активизация зрительного внимания Активизация знаний о приметах осени Активизация мышления Уточнение и расширение знаний об осени художественными средствами. Расширение пассивного словаря. Снятие интеллектуального напряжения путем смены вида деятельности. Переключение внимания на учебную деятельность. Практическое применение знаний, полученных ранее. - Актуализация чувственного внимания и опорных знаний. Активизация знаний о пространственной ориентации и практическое применение знаний. Актуализация логического мышления. Систематизация, обобщение и проверка усвоенных знаний. Стимуляция и активизация развития учебной деятельности Развитие активной речи, активизация внимания. Уточнение и расширение пассивного словаря. Учить самостоятельно, работать, выполнять инструкции учителя Снятие эмоционального напряжения. Эмоциональная разгрузка. Воспитание чувства прекрасного, любви к природе. Развитие слухового восприятия. | - Отгадайте загадку: Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья. -Сколько месяцев у осени? -Назовите, пожалуйста, какой сейчас месяц? - Правильно, какое сегодня число? -Послушайте ещё одну загадку и отгадайте её: Опустел наш летний сад, Паутинки вдаль летят. Распахнулись двери школ, Что за месяц к нам пришёл? На доску вывешивается плакат с приметами сентября. - Правильно, ребята. Сентябрь щедрый месяц, Он приносит нам богатый урожай. На доску вывешивается плакат с изображением сбора урожая: в огороде, в саду, в поле. - Расскажите мне, чем заняты ребята? - Вспомните, какие овощи мы складывали в корзину для выставки на конкурс? - а что делают люди в саду? -назовите, какие фрукты мы с вами изготовили на уроках труда? - По лесам гуляет осень, Краше этой нет поры. И в лукошках мы уносим Леса щедрые дары. Что же это за щедрые дары мы собираем в лесу? -Ребята, закончите предложение: Летом листья у деревьев зелёные, а осенью листья становятся … -Правильно, ребята, такой период в природе называют золотая осень. Красные, жёлтые, оранжевые листья срываются с веток и кружатся, и летят. Это явление называется… -Правильно. А почему мы не слышим птичьих голосов осенью? -Послушайте, как эти явления описала поэтесса И. Токмакова: Опустел скворечник, улетели птицы. Листьям на деревьях тоже не сидится. Целый день сегодня всё летят, летят… Видно, тоже в Африку улететь хотят. -О каком месяце говорилось в стихотворении? Но вот пройдёт октябрь, и наступит…- -В ноябре на небе часто появляются … В ноябре часто идёт дождь, дни становятся … Люди одеваются… -А сейчас я раздам вам карточки. Что на них изображено? Давайте нарисуем одну из примет осени. Что мы будем рисовать? - Все встали из-за парт, « пойдём» на прогулку: Иду я по дороге, Гляжу себе пол ноги, Вот и лужа впереди, Нужно лужу обойти. Можно справа - там забор, Можно слева – там газон. Я подумал и решил: Разбежался и подпрыгнул. Так я лужу перепрыгнул. У меня сухие ноги. Вновь иду я по дороге. Долго шёл, маршировал И нисколько не устал. Раз, два, три, мы уже Домой пришли. - Молодцы, мы вернулись с прогулки в класс, давайте продолжим нашу работу на уроке. -Сейчас мы будем составлять рассказ по картине. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте на них полным ответом. -Посмотрите внимательно на картину. -Кого вы видите на картине? -Давайте назовём детей, дадим им имена. - Что делают дети? - Где гуляют Таня и Глеб? -Какое время года изображено на картине? -По каким признакам вы определили, что это осень? - Какая одежда одета на детях? - Как одета Таня? - Во что одет Глеб? - Красиво осенью в парке? - Какого цвета листья на деревьях? - Правильно. А что Таня и Глеб держат в руках? - Где ребята собрали букеты из листьев? - Почему листья с деревьев оказались на дорожке? - Правильно, листопад – одна из примет осени. .-Как вы думаете, какое настроение у Тани и Глеба? -Как вы догадались об этом? -Правильно, у Тани и Глеба хорошее настроение. Была осень. Таня и Глеб вышли на прогулку в парк. Дети одеты тепло. Они радуются хорошей погоде, золотой осени, листопаду. Таня и Глеб собрали красивые букеты из листьев. Они принесут их домой. -Мы составили с вами рассказ «Осенняя прогулка». А теперь вы будете выходить к доске и самостоятельно рассказывать этот рассказ. - Глеб иди к доске, начинай рассказывать. А Илья тоже выйдет к доске, возьмёт указку, он будет нам показывать, о чём говорит Глеб. -Спасибо, Глеб. А теперь Ваня будет рассказывать, а Трифон поможет ему и будет показывать на картине. - Молодцы, ребята. Составили и рассказали хороший рассказ. - А теперь давайте представим, что мы с вами пошли гулять в осенний парк .Давайте посмотрим на экран и послушаем красивую музыку. - Понравилась вам наша осенняя прогулка? - А мне понравилась ваша работа. Что мы сегодня делали на уроке? - Как назывался наш рассказ? Учитель характеризует деятельность каждого учащегося и выставляет оценки. -Молодцы, ребята. Вы отлично поработали и понравились нашим гостям -Урок окончен. Давайте попрощаемся с нашими гостями. | - осень -три - октябрь -16 октября . \ - это сентябрь - дети идут в школу - ребята собирают урожай овощей в огороде. - тыквы, дыни, кабачки - в саду они собирают фрукты. - сливы, яблоки, груши. -грибы и ягоды - жёлтые Активно поднимают руки - листопад. - птицы улетают на юг. это месяц октябрь - ноябрь - тучи и идёт дождь - холодными -тепло - тучки -дождь Рисуют дождь Все движения выполняют самостоятельно Глеб помогает Трифону выполнять упражнения Дети выполняют инструкцию учителя. Выполняют самостоятельно -На картине я вижу детей. -Их зовут Таня и Глеб. - Они гуляют. -Таня и Глеб гуляют в парке. -На картине изображена осень. - Листья на деревьях жёлтые. _- Дети одеты тепло. У Тани красная куртка и берет. - У Глеба синяя куртка с капюшоном. - Да, красиво. - Листья жёлтые и красные. - В руках у детей листья. - Дети собрали их на дорожке. - Они упали, потому, что был листопад. -У детей хорошее настроение. - Они улыбаются. Выходит к доске и рассказывает. Ваня выходит к доске и рассказывает. Смотрят ролик и слушают музыку. - Да. - Мы составляли рассказ. - Осенняя прогулка. | Могут показать жестами Расширяем пассивный словарь учащихся. На партах у учащихся карточки со словарными словами, которые они показывают соответственно проводимой словарной работе. Показывают картинки Выходят к доске и показывают на плакате. Могут показать жестами, как падают листья. Подходят к доске и показывают на плакате соответствующее изображение Показывают табличку с надписью. Все рисуют дождь, лужи Дети с тяжелыми нарушениями моторики выполняют движения с помощью учителя и более сильных учащихся. Выполняют инструкцию учителя. показывают Показывают Выходят к доске и показывают сами или с помощью учителя. Илья (безречевой) сопровождает показом на картине рассказ своего товарища. Трифон (безречевой) покзывает указкой. Смотрят ролик и слушают музыку | Устанавливаем смысловые связи, активизируем речь учащихся. Запись на доске: число, месяц Целесообразно провести словарную работу слов ОСЕНЬ ЛИСТОПАД с помощью прохлопывания слоговой структуры слов. В процессе анализа сюжетов плакатов все учащиеся активно работают у доски. На доске прикрепляется плакат с изображением листопада и улетающими журавлями. Прикрепляется плакат с изображением поздней осени Прикрепляют свои рисунки к доске. Речёвка сопровождается и иллюстрируется физическими упражнениями. Элемент интерактивного обучения: взаимодействие детей. Помогают друг другу На доске прикрепляется плакат «Осенняя прогулка» Учитель активизирует деятельность безречевых учащихся конкретными инструкциями, обращаясь по имени. Элемент интерактивного обучения: взаимодействие детей. Помогают друг другу. Контроль учителя при выполнении данного этапа. Допускается помощь учителя Просмотр на компьютере слайда «Осенняя прогулка» под Музыку П. Чайковского «Времена года. Октябрь». Прощание с гостями символизирует окончание урока и начало перемены. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предмету Устная речь "Труд людей весной"
Конспект урока по предмету устная речь составлен для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы....
Конспект урока по развитию устной речи на тему "Транспорт. Автобус, троллейбус, трамвай", 3 класс.
По программе Воронковой В. В.Цель урока:обогащение, уточнение и активизация словаря на основе изучения материала по теме урока.Задачи урока:образователные- формирование обобщённого понятия "транспорт"...
Конспект урока по развитию устной речи на тему "Дикие и домашние животные.Сравнение", 2 класс школы 8-го вида.
Урок разработан для детей с лёгкой (F 70) и умеренной (F 71) у.о..На уроке обобщаются знания учащихся о домашних и диких животных на основе сравнения зайца и кролика.Урок сопровождается презента...
Конспект урока по развитию устной речи на тему "Дикие животные. Медведь.", 3 класс школы 8-го вида.
Программа В.В.Воронковой. Урок сопровождается презентацией....
Конспект урока по развитию устной речи во 2 классе на тему: «Сезонные изменения в природе весной»
Конспект урока по развитию устной речи во 2 классе на тему: «Сезонные изменения в природе весной» предназначен для школ VIII вида...
Конспект открытого урока по предмету «Устная речь»
Тема урока: «Весна. Пробуждение природы весной»....
Конспект открытого урока по предмету "Устная речь"
Тема урока: «Весна. Пробуждение». Цель урока: познакомить обучающихся с основными процессами, происходящими весной (признаками данного времени года)...