Конспект урока по развитию устной речи на тему "Дикие и домашние животные.Сравнение", 2 класс школы 8-го вида.
план-конспект урока на тему
Урок разработан для детей с лёгкой (F 70) и умеренной (F 71) у.о..
На уроке обобщаются знания учащихся о домашних и диких животных на основе сравнения зайца и кролика.
Урок сопровождается презентацией (т.к. размер файла превышает 3 МБ, презентация разделена на 2 части - начало урока и продолжение).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
Класс: ІІ.
Тема. Дикие и домашние животные. Сравнение.
Цель.
Расширение представлений о предметах окружающей действительности, развитие связной речи.
Задачи.
І. Образовательные:
- обобщение знаний учащихся о диких и домашних животных на основе сравнения зайца и кролика.
ІІ. Развивающие:
- коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, классификации;
- коррекция и развитие связной устной речи через участие в беседе, полные ответы на вопросы, называние, характеристику и сравнение двух предметов, составление простых распространённых предложений.
ІІІ. Воспитательные:
- способствовать развитию интереса к учебе.
Оборудование
для учителя:
Ι.- презентация на тему «Дикие и домашние животные. Заяц и кролик»;
- контурные изображения зайца и кролика;
- рисунки зайца и кролика, в которых показаны различия этих животных (1-кролик чёрной окраски и заяц белой окраски, 2- кролик в клетке, рядом с домом человека и заяц в лесу);
- фигурка Максика (герой из учебника «Развитие речи»);
- карточки «общие признаки», «отличия»;
- карточки – символы «Где живёт?», «Какого цвета?», «Чем питается?», «Чем покрыто тело?», «Какого размера?», «Как передвигается?»;
- карточки с контурными изображениями зайца и кролика с подписями «заяц», «кролик» (задание на самоподготовку);
ΙΙ.для детей с выраженным недоразвитием интеллекта (*Алла и Саша):
- набор картинок «Животные»,
- коробки маленькая и большая, набор картинок «Животные»,
- аппликации «Зима», «Лето», клей, клеёнки,
- контурные изображения морковок, карандаши оранжевого цвета,
- части тела зайца, вырезанные из картона,
- контурное изображение зайца, выполненное из точек (задание на самоподготовку),
для учащихся:
- карточки «форма тела», «размер», «мех», «способ передвижения», «питание», «цвет», «место обитания»;
- карточки с предложениями (у каждого ученика)
Заяц маленький и кролик… .
Заяц пушистый и кролик … .
Заяц прыгает и кролик … .
Заяц … , а кролик … .
Заяц живёт … …, а кролик … …. … … .
Заяц – это … животное, а кролик – это … ….
Ход урока.
Ι.Организационный момент.
1) Проверка готовности к уроку.
- У кого на партах карточки, прочитайте по цепочке, что на них написано.
- К уроку вы готовы. …
2) Психологический настрой на работу.
- И настроение у нас?
- Отличное!
- А улыбки?
- Дело привычное!
- Пожелаем друг другу добра, ведь урок начинать нам пора!
ΙΙ. Введение в тему.
- Игра «Кто как голос подаёт?»
- Начнём урок с весёлой игры «Кто как голос подаёт?».
Слайды:
- Корова
- Курица
- Петух
- Свинья
- Волк
- Лошадь
- Коза
- Гусь
- Кошка
- Собака
- Как одним словом назвать тех, кого видели на экране? (животные)
2) Игра «Кто лишний?»
- А сейчас внимательно посмотрите на экран и скажите, кто среди этих животных лишний?
Слайд:
Собака, свинья, корова, заяц.
- Почему заяц лишний? (заяц – это дикое животное, а собака, свинья и корова – это дикие животные)
- Каких животных называют домашними?
- Теперь назовите, кто лишний?
Слайд:
Медведь, лиса, кролик, белка.
- Почему кролик лишний?
- Каких животных называют дикими?
- Какие же животные оказались лишними? (заяц и кролик)
- Правильно.
Слайд: заяц, кролик.
ΙΙΙ. Сообщение темы, задач урока.
- Итак, тема нашего урока (слайд) « Дикие и домашние животные. Заяц и кролик. » Или я ошибаюсь? …, прочти, пожалуйста, тему урока.
*- Сейчас Алла и Саша без труда нам найдут среди животных зайца. (Набор картинок «Животные»)
- А вы, ребята - молодцы - правильно определили, где заяц, а где кролик. Не зря мы о них говорили на прошлых уроках!..
А никто не заметил, что Максика не было с нами на этих уроках? (Появляется фигура Максика на доске.) И вот, что случилось: в школе Максику дали задание нарисовать кролика и зайца. Рисунки у него получились красивые. (Показ контурных изображений зайца и кролика.) Но вы сможете определить по ним, где заяц, а где кролик? (нет)
- Почему? (одинаковые по форме)
- Давайте поможем Максику правильно выполнить задание. А для этого расскажем ему, в чём отличия зайца и кролика (карточка «отличие» - на доску) и какие общие признаки есть у зайца и кролика (карточка «общие признаки» - на доску).
ΙV. Актуализация знаний.
1) - Кто был внимательным, какой общий признак зайца и кролика мы уже назвали?
- У кого карточка со словами «форма тела»?
- Помести её в нужный столбик. («Общие признаки»)
*- Проверим, нашли ли Алла и Саша зайцев среди животных.
- Чтобы правильно выполнить следующее задание, внимательно послушайте ребят.
2) Слайд: заяц.
- Кто это?
- Задайте вопрос о зайце с помощью карточки («Какого размера?»).
- Кто может ответить на этот вопрос?
- Заяц маленький. А какое дикое животное большого размера вы знаете?
Слайд: кролик.
- А кролик какого размера?
- Назовите домашнее животное большого размера.
*- Сейчас Алла положит в большую коробку больших животных, а Саша в маленькую коробочку поместит маленьких животных. (Коробки маленькая и большая, набор картинок «Животные».)
- Итак, мы с вами выяснили, что заяц и кролик маленькие. Слайд: заяц, кролик.
- Значит заяц и кролик по размеру одинаковые или разные?
-У кого карточка со словами «размер»?
- Помести её в нужный столбик. («Общие признаки»)
3) Слайд: заяц.
- Задайте вопрос о зайце по карточке («Чем покрыто тело?»).
- Ответьте на вопрос.
Слайд: кролик.
- А чем покрыто тело кролика?
Слайд: заяц, кролик.
- И у кролика и у зайца тело покрыто мехом.
- У кого карточка со словом «мех»?
- В какой столбик нужно поместить карточку? («Общие признаки»)
*- Проверим, правильно ли справились с заданием Алла и Саша.
-Слушайте внимательно ребят, чтобы хорошо выполнить и следующее задание.
4) Слайд: белый заяц.
- Задайте вопрос о зайце с помощью карточки («Какого цвета?»).
- Ответьте на вопрос.
- В какое время года заяц белый?
- Для чего зимой заяц становится белым?
- Какого цвета заяц летом?
- Правильно, летом заяц серый. Слайд: заяц летом.
- Почему летом он серый?
*- Саша, выбери картинку, на которой изображена зима (аппликации «Зима», «Лето»)
- Зайца какого цвета ты сюда поселишь? (фигурки зайца белого и серого цвета)
- Алла, какое время года изображено на картинке? (аппликация «Лето»)
- Зайчика какого цвета ты сюда поселишь? (фигурка зайца серого цвета)
- Приклейте зайцев на картинки.
Слайд: кролики разной окраски.
- А вы, ребята, скажите мне, какого цвета бывают кролики?
- Зимой меняется ли цвет меха у кроликов?
Слайд: кролик и заяц.
- Значит по цвету заяц и кролик одинаковые или разные?
- У кого карточка со словами «цвет»?
- Помести в нужный столбик. («Отличия»)
5) Слайд: заяц.
- Задайте вопрос о зайце по карточке («Как передвигается?»).
- Как зайцы передвигаются, мы не скажем, а покажем.
Динамическая пауза.
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-скок, прыг-скок.
И … под кусток.
Ведь лиса идёт по лесу. Слайд: лиса.
Кто там скачет, интересно?
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос.
Но зайчата быстро скачут. Слайд: зайцы.
Прыг-скок, прыг-скок
Под кусток … и молчок.
- Как же передвигаются зайцы?
Слайд: кролик.
- А кролики как передвигаются?
- Итак, и кролик, и заяц прыгают.
- У кого карточка со словами «способ передвижения»?
- Помести в нужный столбик. («Общие признаки»)
6) Слайд: заяц, кролик.
- Задайте вопрос о зайце по карточке («Чем питается?»).
- Ответьте на вопрос.
- А из сказок, стихов, загадок мы знаем, что очень любят кушать зайцы?
*- Вот такие морковки я вырезала, но не успела их раскрасить. Алла и Саша, помогите мне красиво и аккуратно раскрасить эти морковки. (Контурные изображения морковок, оранжевый карандаш.)
- А вы, ребята, подскажите мне, можно ли сказать, что кролик питается тем же, что и заяц?
- У кого карточка со словом «питание»?
- Питание – это общий признак или отличие?
- Помести карточку в нужный столбик. («Общие признаки»)
7) Слайд: заяц в лесу.
- Задайте вопрос о зайце по этой карточке («Где живёт?»).
- Значит, заяц – это дикое или домашнее животное?
- Почему заяц – дикое животное? (живёт в лесу)
*- Алла, возьми высокую ёлку. (Высокая и низкая ёлки, вырезанные из бумаги.)
- Приклей эту ёлку на свою картинку.
- Саша наклеит низкую ёлку на свою картинку.
Слайд: кролик в клетке.
- А остальные скажут мне, где живёт кролик?
- Значит, кролик какое животное?
- Почему кролик – домашнее животное?
Слайд: кролик в клетке и заяц в лесу.
- Значит, место обитания кролика и зайца одинаковое или разное?
- У кого карточка со словами «место обитания»?
- Помести её в нужный столбик. («Отличия»)
*- Мы с вами составили таблицу. И Алла с Сашей выполнили свою работу. Давайте посмотрим, какие аппликации они сделали.
- Это кто?
- Какое время года?
- Какого цвета заяц летом / зимой?
- Где живёт заяц?
- Молодцы! Со своими заданиями прекрасно справились. Вижу, что всё вы знаете о зайце. Теперь сможете справиться и с таким заданием: из частей соберите фигурку зайца.
8) – А мы продолжаем разговор.
Итак, у нас получилась таблица, в которой мы показали, что общего у зайца и кролика и чем они отличаются друг от друга.
Общие признаки. | Отличия. |
Форма тела. | Цвет. |
Размер. | Место обитания. |
Мех. | |
Способ передвижения. | |
Питание. |
Давайте рассмотрим зайца и кролика, которых нарисовал Максик.
Посмотрите, форма тела у зайца и кролика одинаковые, размер одинаковый. Максик даже смог изобразить, что тело зайца и кролика покрыто мехом. То есть мальчик показал в рисунках только общие черты зайца и кролика.
Но мы-то и отличия этих животных знаем. Повторите первое отличие.
- Что же может сделать Максик, чтобы одно из животных стало кроликом? (раскрасить кролика)
- Правильно. Вот как мог Максик раскрасить кролика. (Рисунок с контурным изображением кролика заменяется рисунком кролика чёрной окраски.) Теперь мы видим белого зайца и чёрного кролика… А может быть это белый кролик и чёрный кролик? (да)
- Опять мы не можем точно сказать, где здесь кролик, а где заяц… Назовите мне второе отличие зайца и кролика.
- Что ещё можно дорисовать, чтобы все увидели, где заяц, а где кролик?(лес – на рисунке, где заяц; клетку или дом человека – на рисунке, где кролик)
- Правильно, вот какие рисунки (показ) должен сделать Максик, чтобы его зайца и кролика можно было отличить. Теперь Максик правильно справится со своим заданием.
9) - Думаю, и вам будет интересно выполнить такое же задание на самоподготовке. В конце урока я раздам вот такие картинки (контурное изображение зайца с подписью «заяц», контурное изображение кролика с подписью «кролик»).
Те, кому попадётся картинка со словом «заяц», что должны будут дорисовать?
- Как на рисунке покажете, что это кролик?
*- Алла и Саша должны будут обвести по точкам фигурку зайца.
V. Закрепление.
- А сейчас выполним более сложное задание – составим предложения об этих зайце и кролике (рисунки). Для этого вставьте нужные слова вместо точек.
Слайд:
Заяц маленький и кролик… .
Заяц пушистый и кролик … .
Заяц прыгает и кролик … .
Заяц … , а кролик … .
Заяц живёт … …, а кролик … …. … … .
Заяц – это … животное, а кролик – это … …. .
(Работа с текстом.
*Алла и Саша повторяют словосочетания о зайце.)
VΙ. Итог урока.
- Анализ работы учащихся на уроке.
- Выставление отметок.
- Слайд: Молодцы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию устной речи на тему "Транспорт. Автобус, троллейбус, трамвай", 3 класс.
По программе Воронковой В. В.Цель урока:обогащение, уточнение и активизация словаря на основе изучения материала по теме урока.Задачи урока:образователные- формирование обобщённого понятия "транспорт"...
Конспект урока по развитию устной речи на тему "Дикие животные. Медведь.", 3 класс школы 8-го вида.
Программа В.В.Воронковой. Урок сопровождается презентацией....
Урок по развитию устной речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида
на уроке учащиеся в игровой форме знакомятся с видами транспорта: отгадывают загадки, разгадывают кроссворд, беседуют с сотрудником ГИБДД...
Конспект урока по развитию устной речи во 2 классе на тему: «Сезонные изменения в природе весной»
Конспект урока по развитию устной речи во 2 классе на тему: «Сезонные изменения в природе весной» предназначен для школ VIII вида...
Урок по развитию устной речи в 6 классе с умеренной умственной отсталостью :"Кошкин щенок"(для коррекционных школ VIII вида)
Комбинированный урок п развитию речи и чтению на котором дети 8 вида с умеренной умственной отсталостью вспоминали и закрепляли понятия о домашних и диких животных;глобально читали выдержки из стихотв...
Конспект урока по развитию устной речи и окружающему миру для учащихся 2 класса на тему "Фрукты"
Конспект урока предназначен для учащихся с умственной отсталостью легкой степени...
Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" по теме "Дикие и домашние животные. Сравнение". 2 класс
Материал соответствует АООП по ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 1 вариант...