Использование игр в развитии у детей словесно-логического мышления
консультация на тему

Таран Юлия Владимировна

Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.

Предложенные выше игры и игровые упражнения дадут педагогу и родителям возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ детский сад комбинированного вида № 994

Консультация для педагогов: «Использование игр в развитии у детей словесно-логического мышления»

Учитель-логопед ГБОУ № 994

Таран Юлия Владимировна

Москва, 2014.

В старшем дошкольном возрасте у детей активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребёнка, что позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, с помощью словесного описания он может представить то, что никогда не видел. Ребёнок учится рассуждать логически, что является свидетельством формирования словесно-логического мышления (вербального интеллекта). Данный вид мышления характеризуется использованием не конкретных образов, а отвлечённых понятий, логических конструкций, выражающихся словами; способностью к выполнению мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). Основными его формами являются понятие, суждение, умозаключение.

Словесно-логическое мышление – это вид мышления, помогающий ребенку анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивая их. Все операции словесно-логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только взаимообусловленное их развитие способствует развитию словесно-логического мышления в целом. Приёмы логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации необходимы дошкольникам. Без овладения ими не происходит полноценного развития ребенка.

Мышление и речь едины. Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно речеслуховыми и речедвигательными. Таким образом, нарушение речи не может не отразится на словесно-логическом мышлении, которое в свою очередь имеет особое значение при поступлении ребенка в школу.

Обладая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети с нарушениями речи, однако, отстают в развитии словесно-логического мышления, и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключениям по аналогии.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно – логическое мышление, необходимо больше использовать игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности.

Таким образом, дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод воспитания словесно-логического мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной  системе с использованием необходимой методики.

В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах, а «представление – это все равно, что обобщенное воспоминание. Этот переход к мышлению в общих представлениях есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления». Словесная игра требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. В этих играх ребенок с нарушением речи должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т. д.

Словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Лишь незначительная часть игр направлена на развитие мыслительной способности детей.

В старшем же дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление, необходимо больше использовать словесные игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности.

 «Для всякого обучения существуют оптимальные, т. е. наиболее благоприятные сроки, – писал советский психолог Л. С. Выготский. – Отход от них вверх и вниз, т. е. слишком ранние и слишком поздние сроки обучения всегда оказываются с точки зрения развития вредными, неблагоприятно отражающимися на ходе умственного развития ребенка... Слишком позднее обучение, которое уже минует срок созревания, теряет возможность воздействовать на эти еще не созревшие процессы, теряет возможность их организовать, поправить известным образом и т. д.».

В настоящее время разработано множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышление к высшей его фазе – абстрактному мышлению. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.

Во время игр-занятий от взрослого (педагога или родителя) требуются:

- терпение;

- умение играть и верить в развивающую направленность игры;

- умение принять и проанализировать любой ответ, предложение, решение ребенка;

- умение подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка;

- творчество.

Таким образом, взрослые, играя с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству.

Примерные игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников.

В процессе выполнения таких игр и упражнений у детей дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.

Составление рассказа по картинкам.

Перед ребенком в беспорядке кладут 4-6 картинок, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий (например, порядок одевания на прогулку, приема пищи, распорядок дня и т.п.). Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.

Игра на развитие понимания грамматической конструкции предложений.

Ребенку читается предложение: «Наташа пошла гулять, после того, как полила цветы». Затем взрослый задает вопрос: – Что Наташа сделала раньше: пошла гулять, или полила цветы?

«Витя старший брат Сережи», – Кто старше – Саша или Сережа? И т.п.

Развитие умения узнавать предмет по заданным признакам.

На начальном этапе можно использовать ряд картинок, из которых ребенок смог бы выбрать подходящий по описанию предмет.

Назови предмет, про который можно сказать:

желтый, продолговатый, кислый;

продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

Какой предмет обладает следующими признаками:

пушистый, ходит, мяукает;

гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

Кто или что может быть:

высоким или низким;

холодным или горячим;

твердым или жидким;

узким или широким.

Какому времени года соответствует следующее описание:

"День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда".

Сравнение двух или более предметов.

Чем похожи эти слова:

кошка, книга, крыша;

число, весло, кресло;

Назови общие признаки:

яблока и арбуза;

кошки и собаки;

Чем отличается:

ручка от карандаша;

рассказ от стихотворения;

сани от телеги;

осень от весны;

дерево от кустарника;

лиственное дерево от хвойного дерева.

Проведение аналогий.

Взрослый предлагает подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую картинку из второго ряда. По каждой получившейся паре можно составить предложения.

В первом и втором ряду по 5 картинок:

удочка

цветок

ключ

топор

молоток

ваза

дрова

замок

рыба

гвоздь

Задача состоит в том, чтобы к указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано, и подробно объяснить свой выбор.

Выбор лишнего понятия.

Взрослый предлагает ребенку проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком и объяснить ход своих рассуждений. При выполнении данного задания можно также использовать картинки на начальном этапе.

Корова, лошадь, лев – корова и лошадь – это домашние животные (травоядные), а лев – дикое (хищник);

Ночник, торшер, свеча;

Брюки, шорты, юбка;

Ёлка, береза, сосна;

Картофель, морковь, огурец;

Петух, гусь, воробей;

Бежать, идти, стоять;

Красный, синий, розовый и т.п.

Противоположности.

Взрослый предлагает ребенку подобрать слово противоположного значения, объяснив свой выбор. При выполнении данного задания можно составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима.

Толстый – тонкий: На столе лежит тонкая тетрадь и толстая книга.

Покупать –

Открывать –

Помнить –

Встречать –

Мелкий –

Полный –

Знаменитый –

Голодный –

Брать -

Разновидностью такого задания может стать подбор двойных антонимов.  

Пример: умный друг – глупый враг.

Тихий плач –

Радостная встреча –

Вспомнить радость –

Светлый верх –

Темное прошлое –

Слабый мороз -

Логические задачи.

Взрослый читает ребенку утверждение: Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. И задает вопрос: – Какая рыба поймана раньше всех?

На веревке завязали три узелка. – На сколько частей эти узлы разделили веревку?

Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. – Кто вше Егор или Сережа?

Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. – Сколько шаров каждого цвета купила Маша? И т.п.

Нелепицы.

Задачей ребенка в данном задании станет наиболее полно и связно объяснить, в чем неясность, неправдоподобность ситуации.

по изложенному в стихотворении:

Сел воробушек на дом,

Провалилась крыша в нем.

Под березою с котом

Пляшут польку мыши.

Рыбка с мостика нырнула,

Вскрикнула и утонула.

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала,

Возле речки, ну дела,

Серого обогнала!

Сидела кошка в птичьей клетке,

А птичка съесть ее хотела,

Но кошка прыгнула на ветку

И, прочирикав, улетела.

«Отвечай быстро».

Цель такого задания – упражнять в классификации, сравнении, обобщении; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

Нам понадобится таблица, разделенная на 9 клеток.

В каждой клетке изображены птицы или животные: в первом ряду – воробей, голубь, дятел; во втором – оса, лиса, стрекоза; в третьем – волк, бабочка, снегирь.

Вопросы по таблице:

- Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?

- Сколько всего птиц в таблице? Назови их.

- Кого больше зверей или насекомых?

- На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице?

- Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован?

- Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?

В заключении хотелось бы напомнить о том, что одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.

Предложенные выше игры и игровые упражнения дадут педагогу и родителям возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники в развитии речи детей с речевыми нарушениями.

Использование мнемотехники для составления описательных рассказов, разучивании стихотворений, автоматизации и дифференциации звуков. Данная  статья содержит теоретический и практический материал ...

Использование мнемотехники в развитии речи детей

В данной статье рассказывается о том, что такое мнемотехника, как  её использование на занятиях  влияет на развитие речи детей....

«Использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)

laquo;Использование мнемотехникив развитии речи детей» (из опыта работы)На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – я...

Презентация «Использование мнемотехники в развитии речи детей».

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память....

Методические рекомендации "Использование информационно-коммуникационных технологий для развития словесно-логического мышления обучающихся с нарушением слуха на уроках русского языка"

В методических рекомендациях  описаны принципы, формы и виды использования информационно-коммуникационных технологий для развития словесно-логического мышления неслышащих обучающихся, приведены п...

Консультация «Использование мнемотаблицы в развитии речи детей»

Следуя образовательной программе педагогам очень часто приходится заучивать с детьми стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы. И не для кого не секрет, что мало кто из современных детей умеет ...

Методические рекомендации "Формирование функциональной грамотности детей с нарушением слуха на основе развития речи и словесно-логического мышления"

В условиях современного общества неотъемлемой частью базового образования каждого школьника является функциональная грамотность, так как она способствует успешному взаимодействию с окружающими людьми ...