Логопедические игры.
статья по теме
В статье представлены самостоятельно разработанные мною или модифицированные в соответствии с целями и задачами коррекционной логопедической технологии игры и игровые упражнения для учащихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoigry.odt | 151.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедические игры .
Коррекционное обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей (особенно в начальный период), в частности, дидактические игры и сюжетно-дидактические игры, в которых сочетаются элементы ролевой игры с наличием чётко обозначенных правил. Главное, чтобы игра органично сочеталась с серьёзным, напряжённым трудом, не отвлекала от учения, а наоборот, способствовала бы активизации умственной работы. В моей работе интенсивно используются дидактические и сюжетно-дидактические игры, развивающие речь в сочетании с активизацией мыслительных процессов и мышление на речевом материале, произвольное внимание и другие компоненты познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Некоторые игры такой направленности можно найти в соответствующей литературе. Те же игры, которые мною самостоятельно разработаны или модифицированы в соответствии с новыми целями и задачами разработанной технологии, представлены в этой статье.
1.«Отгадай и подбери».
Игра проводится по следующим правилам: логопед говорит каждому из учащихся, предметы какого рода они будут собирать (одежда, овощи и т.п.). Затем логопед читает загадку. Если дети её отгадывают, картинку-отгадку отдают тому, кто подбирает данную родовидовую группу предметов. Если не отгадывают, логопед откладывает эту карточку в сторону. Выигрывает тот, у кого окажется больше карточек-картинок.
2. «Ботаническое лото» и «Зоологическое лото» в загадках.
Проводится по правилам игры в лото, но карточки-картинки не предъявляются и не отдаются детям, пока они не отгадают загадку об изображённом на ней предмете.
Домашние и дикие животные.
Зубовато, серовато, Всю жизнь ношу я два горба,
По полю рыщет, Имею два желудка !
Телят, ягнят ищет. Но каждый горб – не горб, амбар !
(ВОЛК) Еды в них – на семь суток !
(ВЕРБЛЮД)
У мамы и ребяток Скачет шустрый зверёк,
Вся одежда из заплаток, А в кармане сидит сынок!
Ну а шея – (КЕНГУРУ)
Подъёмного крана длиннее!
(ЖИРАФ)
Без расчёски причесался Заворчал живой замок,
И умылся без воды, Лёг у двери поперёк.
В кресло мягкое забрался (СОБАКА)
И запел на все лады.
(КОТ) Вот этот случай очень редкий –
Растут на голове две ветки!
Длинное ухо, комочек пуха, Словно царскую корону,
Прыгает ловко, любит морковку. Носит он свои рога.
(КРОЛИК) Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга. (ОЛЕНЬ)
С бородой, а не старик, У горбатого верблюда
С рогами, а не бык, Есть сестра, ну просто чудо!
Доят, а не корова, Животное гордое,
Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (КОЗА) Гордое, свободное. (ЛАМА)
Рыжий молокозавод Он с копытами и гривой,
День жуёт и ночь жуёт: Скачет быстро и красиво.
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко! (КОНЬ)
(КОРОВА)
Сер, да не волк, У него большие уши,
Длинноух, да не заяц, Он хозяину послушен.
С копытами, да не лошадь. И хотя он невелик,
Груз везёт, как грузовик!
(ОСЁЛ)
Не прядёт, не ткёт, а людей одевает – Лежит замарашка
Шубу дважды в год снимает. В щетинистой рубашке.
Кто под шубою гуляет? Хвост крендельком,
(ОВЦА) Нос пятачком,
Ничем не больна,
А всё стонет она. (СВИНЬЯ)
Кто один имеет рог? На всех коняшках
Отгадайте! Матросские рубашки. (ЗЕБРА)
Не олень он и не бык,
В жарких странах жить привык
На носу имеет рог, кто же это (НОСОРОГ
Посмотрите-ка, какая – Вперевалку зверь идёт
Вся горит, как золотая. По малину и по мёд.
Ходит в шубке дорогой, Любит сладкое он очень.
Хвост пушистый и большой. А когда приходит осень,
(ЛИСА) Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(МЕДВЕДЬ)
Он огромный, просто ужас!
С виду очень неуклюжий,
Хотя очень быстр в воде. Подвижна очень и умна,
Он неприхотлив в еде: Банан – любимая еда.
Днем сидит в воде по уши (ОБЕЗЬЯНА)
Ночью ест траву на суше.
(БЕГЕМОТ)
Хищный клык, Огромная кошка,
Страшный рык Вся шубка – в полосках.
Слышат звери, обомлев,
Кто же этот хищник? (ЛЕВ) У этой кошки гладкая шёрстка.
А эта шёрстка – в широкую полоску.
Очень много силы в нём, Но это не кошка, и ей не до игр -
Ростом он почти что с дом. Идёт на охоту коварный …
А если станет душно, (ТИГР)
Польёт себя из «душа»
Через длинный чудо-нос,
Словно водяной насос. Похож на кошку этот зверь,
(СЛОН) Но эта кошка – хищник.
Опасен он, ты мне поверь,
И мелкий зверь
Ему послужит пищей.
Какая грива! Хороша!
Идёт он важно, не спеша.
Оскаливши свой острый клык,
Зверь издаёт свой страшный рык.
Слушают звери, обомлев.
Кто же этот хищник? …
(ЛЕВ)
Овощи и фрукты.
Расселась барыня на грядке, Нарядилася Алёна
Одета в шумные шелка. В сарафанчик свой зелёный,
Мы для неё готовим кадки Завила оборки густо.
И крупной соли полмешка. Узнаёшь её?..
(КАПУСТА)
Я вырос на грядке, Неказиста, шишковата,
Характер мой гадкий: А придёт на стол она,
Куда ни приду, Скажут весело ребята:
Всех до слёз доведу. «Ну рассыпчата, вкусна!»
(ЛУК) (КАРТОФЕЛЬ)
Снаружи красна, Над землёй трава,
Внутри бела, под землёй алая голова.
На голове хохолок – (СВЁКЛА)
Зелёненький лесок.
(РЕДИСКА) Летом – в огороде, свежие, зелёные,
А зимою – в бочке, крепкие, солёные. (ОГУРЦЫ)
Зеленеют густо грядки В земле - полезный корешок,
От полезной этой травки. А сверху травяной пучок.
В щи кладут её, в салат, Пучок зеленый этот мы
И в солёный маринад. Порежем в овощной салат,
(УКРОП) А корешок кладём в супы,
Чтоб был приятный аромат.
Рыжий нос в землю врос, (ПЕТРУШКА)
А зелёный хвост снаружи.
Нужен нам лишь рыжий нос, Раскололся тесный домик
А зелёный хвост не нужен. На две половинки,
(МОРКОВЬ) И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки. (ГОРОХ)
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю, Растут на грядке зелёные ветки,
Варят из меня томат, А на них красные детки.
В щи кладут и так едят.
(ПОМИДОР)
Я могу быть очень горьким,
Я могу быть очень сладким. Вырастает он в земле,
Благородный и красивый, Убирается к зиме.
Иностранец я на грядке. Головой на лук похож.
Если горький – острым блюдам Если только пожуёшь
Жгучесть добавляю, Даже маленькую дольку –
Сладкий – в овощных салатах Будет пахнуть очень долго.
И лечо бываю. (ЧЕСНОК)
(ГОРЬКИЙ ПЕРЕЦ И СЛАДКИЙ БОЛГАРСКИЙ ПЕРЕЦ)
Гладкие телятки А на этой грядке
Привязаны к грядке, Тёмно-синие телятки,
Лежат рядками, Тоже лежат рядками,
Светлые и тёмные с полосами. Родственники с кабачками.
(КАБАЧКИ) (БАКЛАЖАНЫ)
Золотая голова велика и тяжела, В землю бросишь крошку-блошку,
Золотая голова отдохнуть прилегла: Полежит она немножко,
Голова велика, а шея очень уж тонка. И гляди – уже растёт
(ТЫКВА) Самоварчик-корнеплод.
Жёлтый, сочный, сладкий,
Самый «сказочный» на грядке.
(РЕПА)
Большой, зелёный, сочный лист На свёклу формою похожа,
В салатах овощных хрустит, Но только с очень чёрной кожей
Он может быть и угощеньем, Внутри бела, тверда, сочна,
И просто – блюда украшеньем. В салате с маслицем – вкусна.
(САЛАТ) А если с мёдом – от болезней
Простудных очень уж полезна.
(РЕДЬКА)
Круглое, румяное, я расту на ветке: Покуда было малым не падало оно,
Любят меня взрослые и маленькие детки. А выросло – упало.
Не правда ли, смешно?
(ЯБЛОКО)
Я сочная и сладкая, расту на ветке я, Апельсину братик он
А яблочку румяному, наверное, сестра. Сочный, кисленький … (ЛИМОН)
(ГРУША)
Яркий, сладкий, налитой, Яркий, круглый, очень важный
Как в обложке золотой, Этот цитрусовый фрукт,
Круглобокий господин Апельсину он товарищ,
Жёлто-рыжий … (АПЕЛЬСИН) И лимону большой друг.
А зовут его … (ГРЕЙПФРУТ)
Лакомство для обезьян Бархатные щёчки,
Привезли сегодня нам. Косточка внутри,
В толстой жёлтой кожуре Сладенький и сочный
Фрукт понравился и мне. Южный господин.
(БАНАН) (ПЕРСИК)
Персику я – младший брат, Выросли на юге, персикам друзья,
Как и он, я солнцу рад. Сочные и сладкие, их любим ты и я.
Бархатный мой жёлтый бок,
Сочен, очень сладок.
А засохну – я другой,
Называюсь курагой. (АБРИКОС)
Его изящная лоза С арбузом вместе с юга
Под южным солнцем зрела, Едет к нам подруга.
И ягод гроздья принесла Ароматна, желтобока,
Сочных, вкусных, спелых, Налитая сладким соком
Зелёный он иль синий, Эта важная графиня –
Но каждый был бы рад Сочная, большая (ДЫНЯ)
Попробовать полезный
И сладкий (ВИНОГРАД)
Второй вариант этих игр предусматривает составление загадок самими учениками, которые поочерёдно берут по одной карточке и, не показывая её остальным, загадывают об изображённом на ней предмете загадку.
Выигрывает тот, кто раньше других закроет маленькими карточками большие или тот, у кто соберёт больше маленьких карточек (т.к. в случае неудачного угадывания карточка не достаётся игрокам).
3. Лото в загадках «Птицы».
У учащихся одинаковое количество маленьких карточек-картинок с изображением птиц. Логопед загадывает загадку. Тот, у кого находится карточка-отгадка, называет её и показывает всем, затем отдаёт логопеду. Выигрывает тот, у кого не останется ни одной карточки-картинки или наименьшее их количество. (Если дети не отгадывают загадку, логопед загадывает следующую, а оставшиеся после окончания игры картинки коллективно рассматриваются и повторно загаданные логопедом загадки отгадываются.)
4. «Собери букет».
Логопед раздаёт учащимся карточки с изображением букета цветов (в более сложном варианте – с контурным изображением цветов в букете). Затем загадывает загадку об одном из цветов. Ребята отгадывают, и логопед отдаёт карточку с изображением цветка-отгадки тому, у кого он есть в букете (или тому, кто первым правильно отгадал). Если дети не могут отгадать загадку, карточка показывается детям, но не отдаётся им. Выигрывает тот, кто сможет собрать самый большой, богатый букет.
5. «Какая это профессия?».
Логопед раздаёт детям карточки с изображениями предметов и инструментов, относящихся к какой-либо профессии. Затем учащимся предлагается отгадать (или придумать) загадку о каждом из этих предметов. После удачного выполнения этого задания у детей должны быть закрыты все большие карты маленькими карточками-отгадками. По предметам, собранным на большой карте, ученик определяет, человек какой профессии их использует. Перевернув маленькие карточки обратной стороной, дети собирают картинку с изображением человека соответствующей профессии и проверяют правильность своих ответов. Выигравшим считается тот, у кого больше маленьких карточек на большой карте и удачнее придуманы загадки.
6. «Волшебное лукошко».
Логопед показывает детям лукошко и раскладывает на столе картинки с изображением грибов и ягод. Объясняет, что лукошко это непростое: в него можно складывать только те грибы и ягоды, название которых объясняется их отличительными признаками, особенностями. Затем просит детей по очереди брать одну из картинок, назвать её и постараться объяснить это название (другой вариант: детям предлагается отгадать загадку и найти картинку с соответствующим изображением). Кто правильно объясняет (или отгадывает), тот забирает картинку себе. В конце игры подсчитывается, у кого больше лесных даров, тот и считается выигравшим. Дети складывают свои карточки-картинки обратно в лукошко.
ЯГОДЫ
Под листом на каждой ветке Вкус у ягоды хорош,
Сидят маленькие детки. Но сорви её поди-ка:
Тот, кто деток соберёт, Куст в колючках, будто ёж, -
Руки вымажет и рот Вот и назван …..
В тёмно-синий стойкий цвет, (Ежевика)
Хоть чернил совсем в них нет. (Черника)
На припёке у пеньков Мне цвет неба всех милей,
Много тонких стебельков, Созревая, всё сильнее голубею(иль синею?) Каждый тонкий стебел Ты сорви меня скорей,
Держит красный огонёк. Для себя и для друзей.
Разгибаем стебельки - (Голубика)
Собираем огоньки.
(Земляника)
Косточка внутри меня очень уж большая,
Именно из-за неё люди так назвали.
(Костяника)
ГРИБЫ.
Самый лучший гриб в лукошке, Рыжие сестрички,
С тёмной шляпкой, белой ножкой. Их зовут ……..
(Белый) (Лисички)
Под осиной я сижу, Сморщился, как старичок,
Красну шапочку ношу. Потому зовут ……….
(Подосиновик) (Сморчок)
Люблю расти в лесу, в посадке,
Под берёзой в нежной травке.
(Подберёзовик)
7. «Поварята».
Дети (или логопед) решают, что каждый из учеников будет «готовить»: фруктовый компот, ягодное варенье, борщ, гороховый суп. В соответствии с этим решением логопед раздаёт учащимся наборы картинок с изображением тех предметов, которые необходимы для приготовления каждого из блюд. В каждом из наборов есть один или несколько лишних предметов, которые дети должны отложить. Затем каждый ученик по очереди «готовит» блюдо, проговаривая свои действия: « Я варю гороховый суп. Кладу в кастрюлю мясо, горох, картофель, морковь, лук. Огурец и салат здесь лишние, потому что эти овощи в суп не кладут.»
Из выявленных каждым учеником лишних продуктов логопед предлагает приготовить ещё одно блюдо (какое должны определить учащиеся): «Из помидора, огурца, салата, укропа, лука, петрушки можно приготовить овощной салат.»
Выигрывает тот, кто правильно выполнит задания.
8. «Разгони тучки».
Каждому ученику раздаются карточки (разные) с изображением тучек, на которых написаны предложения. Между словами пробелов нет, вместо них написаны слоги, буквы, которые нужно закрыть белыми карточками-облачками и прочитать предложение. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее других выполнит задание.
Упокотарлрыжийтпхвост . У кота рыжий хвост .
9. «Найди по описанию».
Логопед дает учащимся каждой из двух команд по большой карточке, на которой изображены дом, ёлка, воздушный шар и т.п. и написаны в различных местах буквы (слоги). Учащиеся по инструкции логопеда находят, называют и записывают заданные буквы (слоги): находящиеся справа от ёлки, под воздушным шариком и т.д. Затем читают получившиеся из этих букв (слогов) слова и составляют с ними предложения. Выигрывает та команда, участники которой выполнили задание с наименьшим количеством ошибок.
10. «Волшебные бусы».
Логопед раздаёт каждому ученику набор кружочков-бусинок, на которых написаны:
- слоги, из которых нужно составить слова таким образом, чтобы бусинки чередовались по цвету, например:
БА РАН ГО ЛОС ВЕ ТЕР
- слова, которые нужно разложить в таком порядке, чтобы каждое последующее слово начиналось с того слога, на который заканчивается предыдущее. Если это задание правильно выполнено, то бусинки будут расположены в определённой цветовой закономерности, например:
тепло лодочка камыш мышки кидали лимон
Бусы-слоги:
1) лей – ка 2) са – рай 3) со – ло – вей 4) ве – тер
трам – вай до – мик каш – ка тра – ва
бу – ма – га во – да бе – рег пла – ток
5) лы – жи 6) ды – ня 7) ба – зар 8) за – мок
дож – дик чаш – ка ве – чер жи – раф
ра – ма ша – рик бу – кет дя – тел
Бусы-слова:
- сова – ваза – забор – бор;
- мало – лоза – зашить – шитьё – ёжик;
- купол – полка – кабан – бантики – киты;
- следы – дымок – мокли – ливень;
- клевер – верба – база – запах – пахнет;
- вера – работа – тарелка – кабина – надежда – дача;
- кора – ракушка – калина – народ – родня – няня;
- рота – табель – бельмо – молоко – кожа – жара – рама;
- голод – лодка – капель – пельмени – ниточки – кино – ноги – гиря;
- шуба – бабушка – шкатулка – калина – нация – яблоко – корова – варенье – енот;
11. «Собери ромашки».
Каждому из учащихся логопед раздаёт наборы белых кружочков – лепестков и два жёлтых кружочка – серединки, из которых нужно собрать ромашку. На каждом кружочке написаны слоги, нужно к каждой серединке подобрать лепестки и прочитать (а потом записать) получившиеся слова, например:
ран лос
лет гаж вор лод
ба го
тон нан речь рох
зар род
1) са ка 2) да на
ма па зи жа
та ву ры чи
ро - ли ре - ши во - ля лу - ки
за ки ди га
га бус рон па
3) зар лос 4) вод бедь
нан лод вал карь
гаж рох кат теть
ба - ран го - род за - кон ле - чить
тон речь пад сок
лет вор жечь ший
Выигрывает тот, кто раньше всех и правильнее соберёт свои ромашки.
12. «Волшебные яблони».
Игра проводится по следующим правилам: учащиеся по очереди берут яблочки (картинки с написанными на них гласными, согласными или слогами) с «волшебной» яблоньки (изображённой на картоне), называют звук (или слог) и подбирают к нему парный (гласный, согласный по глухости-звонкости или слог с парным по твёрдости-мягкости согласным) с соседней яблони. После того как все яблочки собраны, учащиеся вместе с логопедом проверяют правильность выполнения. За каждое правильно выполненное задание ученик получает жетон, выигрывает тот, у кого оказывается большее количество жетонов.
13. «Забей гол».
Логопед раздаёт каждой команде учащихся комплекты круглых карточек-мячей с изображением предметов. Затем команды по очереди «забивают» мячи в ворота с соответствующей слоговой схемой (с обозначением ударного слога): « _____ _____ », « ____ ____ » (или другими в соответствии с темой занятия). За каждый правильно забитый мяч начисляется балл, выигрывает та команда, которая наберёт большее количество баллов.
14. «Домик букв, слогов и слов».
Логопед показывает учащимся картонный домик с тремя этажами-кармашками, в каждом из которых написанные буквы, слова или слоги. Дети должны по инструкции логопеда выполнять задания, используя «жителей» определённого этажа (можно разделить детей на команды):
1) - из слов первого этажа найти те, в которых есть лишние буквы, и прочитать, исключая их,
- из первых слогов слов второго этажа составить и прочитать (записать) слова,
- из вторых звуков слов третьего этажа составить и прочитать (записать) слова;
2) - из согласных букв первого этажа выбрать и записать те, которые обозначают звонкие звуки,
- из согласных букв второго этажа выбрать и записать те, которые обозначают глухие звуки,
- из согласных букв третьего этажа выбрать и записать те, которые обозначают парные по глухости-звонкости звуки;
3) - из букв первого этажа выбрать и записать ту, которая обозначает глухой звук,
- из букв второго этажа выбрать и записать те, которые обозначают гласный и звонкий согласный звук,
- из букв третьего этажа выбрать и записать ту, которая обозначает гласный звук,
из всех выбранных букв составить слово;
4) - из слов первого этажа выбрать то, которое обозначает предмет,
- из слов второго этажа выбрать то, которое обозначает признак предмета,
- из слов третьего этажа выбрать то, которое обозначает действие предмета,
из всех выбранных слов составить предложение.
При оценке результатов учитывается быстрота и правильность выполнения заданий, за что ученики получают жетоны, в конце игры по большему количеству набранных жетонов определяется победитель.
15. «Потерялись слоги».
На игровом поле под картинками написаны слова с пропущенными слогами. У каждого из детей набор карточек со слогами, которые нужно вставить в слова. Каждый ученик ищет слово с тем недостающим слогом, который написан у него на карточке, и кладет его на игровое поле, составляя слова. Выигрывает тот, кто раньше других и правильнее выполнит задание.
Слова игрового поля (соответственно пропущенные в них слоги написаны на отдельных карточках):
- дятел, ведро, картина;
- лампа, рыбы, палуба;
- оружие, жираф, машина;
- ваза, страус, ослик;
- забор, кресло, вертолёт.
16. «Гласные и согласные».
У детей большие карты с написанными на них буквами, на столе обратной стороной кверху лежат карточки с написанными на них признаками звуков. Дети по очереди берут карточки, читают («звонкий непарный», «глухой парный», «гласный» и т.п.) и кладут рядом с той буквой, которая обозначает звук с данной характеристикой.
17. «Звуки, слоги, фигуры».
На игровом поле цепочка из трех чередующихся фигур (треугольник, круг, квадрат). Игроки кидают кубик и делают ход на такое количество фигурок вперёд, которое соответствует выпавшему числу на кубике. Если фишка попадает на зелёную фигуру, то её передвигают на следующую фигуру, такую же по форме, если фишка попадает на красную фигуру, её передвигают назад, на такую же по форме фигуру. Под некоторыми из фигур игрового поля звуко-слоговые схемы слов, к которым нужно подобрать предметную картинку и закрыть ей схему, если фишка попала именно на такую фигуру.
18. «Почта зверей».
Логопед раздаёт каждому ученику по домику, в котором живут разные звери:
- лиса, кот, зебра;
- тигр, слон, лев;
- бегемот, коза, осёл;
- конь, волк, кролик.
Объясняются правила игры:
а) петушок работает почтальоном, ему нужно доставить письма зверям; но адреса на конвертах не неписаны словами, а обозначены звуковой схемой; петушок не знает, какие звуки гласные, какие согласные и не может прочитать адрес; нужно ему помочь. Затем дети соотносят названия зверей, «живущих» у них в домиках, со схемой на конверте, берут письмо, которое считают нужным и кладут его рядом с картинкой зверя-адресата. После того как все письма у петушка разбирают, проверяют правильность выполнения: достают из конвертов письмо, читают написанную там загадку о данном животном (отгадка и предметная картинка адресата должны совпадать). Выигрывает тот, кто без ошибок выполнит задание;
б) рядом с каждой картинкой животного лежит конверт. Дети по очереди берут у «жильца» своего домика конверт, показывают его остальным и говорят, например: «Зебра написала письмо. Кому?» Остальные внимательно рассматривают схему на конверте, соотносят её с «именами» своих жильцов и нашедший адресата произносит: «Зебра написала письмо жильцу моего домика, кролику.» После установления всех участников «переписки», дети открывают конверты, читают написанные в них тексты, адресованные тому или иному зверю, устанавливают правильность выполнения задания. В этих текстах можно в зависимости от темы занятия давать дополнительные задания:
- вставить пропущенные буквы (б – п, д – т и т.п.),
- вставить пропущенные предлоги,
- исправить ошибки.
Выигрывает тот, кто правильнее других выполнит задания.
19. «Найди для звука пару».
Логопед раздаёт детям таблицы с буквами, обозначающими согласные звуки и наборы маленьких карточек, на одной стороне которых написана буква, а другая сторона имеет определённый цвет (синий, коричневый или красный). Дети раскладывают маленькие карточки буквами вверх. Затем логопед называет какой-либо звук (звонкий или глухой) просит детей найти карточку с буквой, обозначающей этот звук, и положить её на букву таблицы, обозначающую парный по глухости-звонкости звук, цветной стороной вверх В конце игры логопед показывает образец таблицы, заполненной цветными квадратами, дети проверяют правильность выполненной работы. Логопед спрашивает, есть ли у оставшихся не закрытыми букв пары по глухости-звонкости. Выигрывает тот, кто правильнее других выполнит задание.
20. «Космическое путешествие».
Логопед раскладывает на столе карточки картинками вниз, затем показывает игровое поле с изображением звёздного неба и ракеты.
- На каждой из звёздочек написаны слоги. Дети должны по очереди брать карточку с картинкой, называть изображённый на ней предмет, разделить слово на слоги и сказать, «полетит» этот предмет в космос или нет, если могут полететь только те, в названии которых есть слог, написанный на звёздах. Если ребёнок правильно выполняет задание, ему вручается жетон. Выигрывает тот, у кого наберётся большее количество жетонов.
- На ракете написан начальный, а на звездочках – конечный слог слова. Детям нужно определить, к какой звезде полетит ракета, чтобы получилось слово с заданным звуком в конечном слоге (например, начальный слог «во-», конечные слоги «ры», «ля», «рох», «рон», «лос», «зил», «дил»; если логопед назвал заданный звук конечного слога «р», то дети должны сказать: «Ракета полетит к звездам, на которых написаны слоги «ры», «рох», «рон». Если заданный звук – мягкий согласный, то дети должны сказать: «Ракета полетит к звёздам, на которых написаны слоги «ля», «зил», «дил».) Получившиеся слова записывают, непонятные объясняют. Выигрывает тот, кто правильнее других выполнит задание.
21. «Подбери ключик».
Логопед показывает детям домик с большим дверным замком, на котором написана буква. Каждому ученику раздаются наборы с одинаковым количеством ключиков, на которых написаны слова с пропущенной буквой. Учащиеся должны подобрать ключик к замку (слово, в котором пропущена написанная на дверном замке буква). За каждый правильно подобранный (или забракованный) ключ ребёнку вручается призовой жетон. Выигрывает тот, у кого окажется большее количество жетонов.
22. «Наоборот».
Для игры используются несколько пар изображений:
- грязный фартук – чистый фартук сохнет на верёвке;
- мальчик спит – мальчик сидит за партой;
- сломанная скамейка – мальчик чинит скамейку;
- книга с вырванной страницей – книга с целой страницей;
- на столе перед девочкой чистый лист бумаги – на бумаге клякса;
- гнездо с яйцом – птичка;
- семечко – подсолнух;
- распустившийся цветок – цветок увядший;
- мальчик болеет – мальчик катается на лыжах;
- дети едят в столовой – дети учатся;
- мальчик опускает письмо в почтовый ящик – почтальон разносит письма;
- дети читают книгу – дети в библиотеке выбирают книгу.
Логопед раздаёт учащимся равное количество парных картинок и просит рассказать историю по каждой паре изображений, затем обратную историю, переставив местами парные картинки (например, 1).Посадили в землю семечко, из него вырос подсолнух. 2).Вырос в саду подсолнух, созрели в нём семечки.). Второй рассказ должен быть обратным первому, а не его повторением или продолжением.
Выигрывает тот, кто правильнее и раньше других выполнит задание.
Игровые упражнения.
- «Закончи предложение».
Это упражнение используется на протяжении всего цикла коррекционных занятий (игровая форма определяется темой и сюжетом логопедического занятия) и направлено на формирование у учащихся умений:
- выделять признаки предмета (существенные и второстепенные):
Этот шарф чёрный, а тот… (белый).
Эта лента длинная, а та…. (короткая). и т.д.
- обобщать:
Туфли, сапоги, кроссовки, босоножки – это… (обувь).
Курица, гусь, утка, индейка – это… (домашние птицы). и т.д.
- подбирать противоположные по значению понятия:
Это яблоко кислое, а то… (сладкое).
Этот мальчик грустный, а тот… (весёлый). и т.д.
- понимать количественные и качественные соотношения предметов (с использованием картинок):
Второе дерево выше первого, а третье… (ниже).
Ручей шире тропинки, а река … (шире ручья) и т.д.
- видеть себя и другие предметы в определённых временных рамках, устанавливать последовательность событий (по возможности с использованием картинок и игрушек):
Позже других была посажена репа … (со второй картинки).
Перед тем, как пойти в школу, Коля … (сделал зарядку, умылся, позавтракал…)
После весны наступает … (лето).
Девочка не поливала цветы, поэтому …
Пашут землю, сеют пшеницу весной, а осенью …
Паша потерял ключ от квартиры и …
Антон съел слишком много мороженого и …. и т.д.
- Упражнения, направленные на развитие логического мышления на речевом материале, используемые в виде игровых моментов на занятии и игровых заданий в процессе игры:
- найти в ряду лишнюю букву ( Аа, Бб, ВВ, Гг ),
- дописать букву по начальному элементу,
- расположить буквы в девяти клетках таблицы так, чтобы в каждой строке (вертикальной и горизонтальной) не было одинаковых ( А, а, А ),
- подумать и написать, что должно быть в пустой клетке:
Аа | Бб | Г |
Бб | Г | Аа |
Г | Аа |
- продолжить ряд:
А б В г ….
А Б в г Д Е ё…и т.п.
- «Что было бы, если…» - логопед задаёт учащимся этот вопрос и ситуацию из какой-либо сказки (или из жизни), дети должны предположить, вообразить последующие события.
Что было бы, если:
- Золушка не потеряла на балу туфельку?
- Дюймовочка не встретила ласточку?
- в сказке «Вершки и корешки» медведь не был бы ленивым? и т.п.
Литература:
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
- Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе. – М., 2005.
- Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. – Ярославль, Академия развития, 2006.
- Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи.-М.: Аквариум, 1996.-384 с., ил.
- Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие.- СПб.: СОЮЗ, 1998.
- Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
- Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
- Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
- Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая игра "Улитка"
Данная играможет применятся с различными заданиями, например:- для автоматизации звука (Р) - он есть в названии каждой картинки;- для речевого развития ( придумай к картинке действие, прилагательное, ...
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ, 2004 г., статья в журнале "ЛОГОПЕД"
В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе "слово", "предложение", а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п...
Лото "Животные" - логопедическая игра для дифференциации звуков по твердости-мягкости.
Цель игры: развитие навыка дифференциации твердых и мягких согласных. Игры в отличие от репродуктивных форм работы (списать, вставить буквы, подчеркнуть) активизируют речевую и мыслительную деятельнос...
Логопедические игры для работы по формированию связной речи детей.
Логопедические игры....
Настольная логопедическая игра «РУ-РА-РО» для развития речевого дыхания и автоматизации звуков в слогах и словах
Уважаемые коллеги логопеды!Каждому из нас, естественно, очень знакома обидная ситуация затянувшейся во времени автоматизации вновь поставленного звука. Когда от занятия к занятию приходится многократн...
Логопедические игры для дошкольников
Игра-основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста.В зависимости от задач, стоящими перед логопедом, игры могут и должны использоваться в работе над речевым развитием детей....
Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи»
Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи»Автор: учитель-лого...