Логопедические игры для дошкольников
консультация по теме
Игра-основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста.В зависимости от задач, стоящими перед логопедом, игры могут и должны использоваться в работе над речевым развитием детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskie_igry_dlya_doshkolnikov.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Игра – оснoвной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как фoрма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у негo психических процессoв, личнoстных черт, интеллекта.
В зависимости от задач, стоящих перед логопедом, разнообразные игры могут и должны использоваться как на самих логопедических занятиях, так и между ними. В первом случае игра позволяет дать ребенку необходимые знания о правильной речи и поведения, помогает воспитать необходимые умения и навыки, правильное отношение к коллективу, к своему месту в нем и т.д. Во втором (между занятиями) помогает переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, дать ему возможность отдохнуть и в то же время закрепить в непринужденной обстановке те новые навыки речи и поведения, которые воспитываются у него на занятиях.
Игры для развитие речевого дыхания
1. «Подул ветерок».
Цель: Отработка длительного плавного ротового выдоха, выработка четкого движения и правильного положения органов артикуляционного аппарата
Содержание. Воспитатель рассказывает: «Наступило лета Выросла травка большая, большая. Подул легкий ветерок, и травка заколыхалась». Он раздает детям «султанчики» зеленого цвета со словами: «Это у нас будет травка. По командам «Подул ветерок!» вы подуете на «травку». Затем говорит: «Ветерок дует по дорожке, и вы тоже сделайте (показывает) дорожку из языка. Откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу». Проследив за тем, чтобы дети положили широкий язык на нижнюю губу, воспитатель дает команду: «Подул ветерок!»
Методические указания. Чтобы проверить, правильно ли дуют дети, воспитатель проводит упражнение с подгруппой, а остальные смотрят, хорошо ли дует ветерок. Нужно следить за тем, чтобы дети не натягивали нижнюю губу на нижние зубы, а язык был широко распластан — боковые края касались углов рта.
2.Водичка
Цель:
развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука С.
Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.
Ход игры
Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет» текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку:
Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!
Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему «спеть» песенку водички. Ребенок поет «длинную песенку», т.е. произносит звук С протяжно.
3.Жираф и мышонок
Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.
Ход игры
Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки — вдох {«У жирафа рост большой...»). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, — выдох, с произношением звука ш-ш-ш {«...У мышонка — маленький»).
Потом ребенок идет и одновременно произносит:
Наш жираф пошел домой Вместе с мышкой серенькой.
У жирафа рост большой, У мышонка — маленький. (Повторить 6-8 раз.)
4.Капитаны
Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом
выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук Ф на одном выдохе и многократно произносить звук П (п-п-п) на одном выдохе; активизация мышц губ.
Материал: таз с водой и бумажные кораблики.
Ход игры
На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П.
Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза.
Взрослый поясняет ребенку, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения звука Ф. Можно дуть просто — вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном «ветре» двигается плавно и уверенно плывет к цели.
«Но вот налетает порывистый ветер, — говорит взрослый, — он дует неровно: п-п-п. Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту.
Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука Ф ребенок не надувал щеки; звук П произносил на одном выдохе 2-3 раза и тоже не надувал при этом щеки. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют:
Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони До Волги-реки!
Развитие интонации
1. Закончить предложение за логопедом. Логопед начинает предложение с интонацией повышения голоса. Дети заканчивают с интонацией понижения.
Белый снег в лесу лежит, На сосне сидит синица,
Зайка под кустом ... (дрожит). Под кустом сидит ... (лисица).
2. «Послушай и скажи, спросила я или ответила».
Логопед произносит одно и то же предложение то с повествовательной, то с вопросительной интонацией, например: Дождь идет? Дождь идет. Дети гуляют. Дети гуляют?
3. Распределение ролей в стихотворении. Роль ведущего остается за логопедом. В дальнейшем роль ведущего передается детям. Во время инсценировки логопед обращает внимание детей на вопросительную и повествовательную интонацию. Так же строится работа со стихотворениями «Курочка-рябушка» и «Кто умеет?».
— Курочка-рябушка, куда ты пошла? (На речку.)
— Курочка-рябушка, зачем ты пошла? (За водичкой.)
— Курочка-рябушка, зачем тебе водичка? (Цыпляток поить.)
— Курочка-рябушка, как цыплятки просят пить? (Пи-пи-пи.)
4.— «Кто умеет?»
Ведущий. Кто умеет утром сам просыпаться по часам?
1-й ребенок. Я умею по часам просыпаться утром сам.
Ведущий. Кто умеет на кроватке простыню расправить гладко ?
2-й ребенок. Я умею на кроватке простыню расправить гладко. Ведущий. Кто простуды не боится, кто умеет с мылом мыться
3-й ребенок. Я обычно утром рано умываюсь из-под крана.
4-й ребенок. Я сама теперь умею вымыть и лицо, и шею.
Игры для развития голоса
Цель: Развивать силу голоса.
1. «Далеко и близко»
- ребенок говорит то тихим голосом, то громким, а другие дети отгадывают, где он: далеко или близко.
2. «Большой и маленький»
- ребенок голосом изображает, как лает большая собака и как ей отвечает маленький щенок (Как стучит большой молоток и как маленький) .
Целесообразно использовать музыкальное сопровождение: аккордеон, металлофон.
3. «Лесенка».
Я иду наверх
(голос постепенно повышается)
Я шагаю вниз
(голос постепенно понижается) .
Развитие мелкой моторики
Цель: развитие координации и мелкой моторики рук, воздействие
на центры речи, формирование аккуратности.
Одним из показателей и условий хорошего физического и нравственно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти ручных умений или как принято называть тонкой мелкой моторики пальцев рук.
1.Аппликация на тесте
Как сделать соленое тесто:
2 стакана муки
1 стакан мелкой соли
1 стакан воды
2 столовых ложки растительного масла
В воду можно добавить пищевой краситель, тогда получится цветное тесто.
Размазываем тесто по тарелке и собираем обратно в комочек.
Делаем дорожку для ежика (втыкаем в тесто друг за другом камешки, фасоль или пуговицы).
Делаем отпечаток руки на тесте (потом высушиваем его: останется на память).
С помощью фасоли, гороха или другого материала выкладываем на тесте контур какой-нибудь фигуры (например, яблока, рыбки), ребенок делает пальчиком дырочки внутри контура и заполняет их выбранным материалом.
Украшаем пирог для куклы: на размазанное по тарелке тесто выкладываем все, что есть под рукой: семечки, горох, камешки, а потом угощаем куклу пирогом.
2.Разноцветные снежинки (Возраст — 4 года)
Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Ход игры:Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много резных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.
Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.
3.Бусы из макарон
Покупаем в магазине макароны различной формы (перья, цветочки, сердечки и др.) и предлагаем ребенку нанизить их на проволку в определенной последовательности (по форме, по цвету).
Потом такие бусы можно раскрасить красками.
4.Игра "Конфетки"
. Понадобятся речные или морские камешки небольших размеров (или какие-нибудь еще, например, красивые стеклянные) и гофрированная бумага.
Разрезаем бумагу на маленькие кусочки-фантики и заворачиваем в них камешки. Кладем «конфетки» в стаканчик или вазочку для конфет и предлагаем ребенку развернуть конфетку и посмотреть, что внутри.
Литература:
1.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
2.Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2006. — 96 с.(Развитие и воспитание)
3.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
4.Фадина Г.В., Андреева И.Г., Лобанова Е.А. и др. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2004. — 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедические игры для дошкольников
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернут...
Логопедическая викторина для дошкольников "Весеннее настроение"
Предлагается конспект "Логопедической викторины" для детей подготовительных групп с ОНР III уровень, как итога коррекционно-развивающей работы ( в условиях ДОУ общеразвивающего вида)....
Логопедические игры для дошкольников.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернут...
Логопедические игры на автоматизацию звуков у дошкольников и младших школьников
Представленные в статье речевые игры помогут родителям и педагогам сделать длительный этап автоматизации звуков интересным и увлекательным. Логопедические игры помогут детям научится контролировать пр...
Логопедические игры для автоматизации звуков в речи у дошкольников с ТНР
Подборка игр для автоматизации звуков источник : https://infourok.ru/sbornik-igr-dlya-avtomatizacii-zvukov-2943216.html...
Сценарий логопедической игры-занятия «Маленький логопед» (автоматизация звука «Ль» в семантическом поле слова «ЛЕС») с дошкольником 5-6 лет.
Цель: Создание условий для автоматизации звука «ЛЬ» в речи детей, формирования и расширения «семантического поля» слова «ЛЕС» посредством игровой деятельности.Задач...
Игры и игровые упражнения в логопедической работе с дошкольниками
Игра является результативным средством формирования личности дошкольника, его умственных и морально – волевых качеств....