пересказ рассказа "Шар в окошке" по А.Митта конспект
план-конспект урока по теме

Конспект занятия по пересказу рассказа с использованием фланелеграфа для детей с ОНР, в двух вариантах (в том числе для детей 2-го уровня развития речи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_shar_v_okoshke.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: пересказ рассказа «Шар в окошке» с использованием фланелеграфа

(II период первого года обучения)

Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на наглядный материал (по следам демонстрируемого действия с предметными картинками)

Задачи: продолжать учить точно и полно отвечать на вопросы, строя фразу из 4-6 слов, формировать действия целенаправленного восприятия текста, вызвать стремление быть хорошим другом, дорожить дружбой.

Оборудование: предметные картинки: больной мальчик в постели, окно с кусочком неба, красный шар, мальчик, девочка, дети; фломастер, картинки (красный шар, красные шары, красное яблоко, красная машинка)

«Шар в окошке»

Коля заболел. Лежит он в постели. И никто к нему в гости не придет. Нельзя, заразиться могут. Лежит Кож, глядит в окно. А что с третьего этажа увидишь лёжа? Только небо.

И вдруг видит Коля: красный шарик поднялся! К самому окну. Постоял у стекла, стал дергаться. Вверх - вниз! Что такое?

Пригляделся Коля: на шарике рожица нарисована. Тогда Коля догадался, что это Миша придумал. Стало Коле хорошо. Лежит он и представляет себе, как Миша за веревочку дёргает. А рядом Катя стоит и смеётся. И все ребята стоят и советы дают.

Хорошо, когда о тебе друзья помнят!

Ход занятия

1.        Вводная беседа.

Выставляется картинка «Больной мальчик».

-        Кто это? Что с ним случилось? Как вы думаете, какое настроение у него? Почему? Почему сейчас к нему нельзя прийти в гости?

Словарная работа: «можно заразиться» (тоже заболеть).

  1. Сообщение темы. Послушайте про него рассказ и скажите, в каком предложении этого рассказа говорится о самом главном?
  2. Первое чтение рассказа.

  1. В каком предложении говорится о самом главном?
  2. Как друзья помогли Коле?
  3. Как называется рассказ?
  4. А как по-другому можно его назвать? («Хорошие друзья»).

4.        Разбор содержания с иллюстрированием в динамике. Добиваться полных
ответов на вопросы.

картинка «Мальчик в постели»

  1. Что случилось с Колей? (Почему Коля лежит в постели?)
  2. Почему к нему никто не идет в гости?
  3. Что делает Коля, лежа в постели?

Картинка «Окно с кусочком неба»

  1. На каком этаже живет Коля?
  2. Что было видно Коле в окно?
  3. Что он вдруг увидел?

Картинка «Шарик»

  1. Какой был шарик?
  2. Что ещё увидел на шарике мальчик, когда пригляделся? Объяснить слово «пригляделся». Как сказать по-другому? («посмотрел внимательнее»)

Фломастером на шарике рисуется рожица

  1. О чем догадался Коля?
  2. Как себя он почувствовал?
  3. Как об этом сказано в рассказе?
  4. Что он себе представлял, лежа в постели?

5.        Лексический разбор

  1. Как сначала чувствовал себя больной мальчик?
  2. Почему Коле стало хорошо?
  3. Что было самое главное для Коли?
  4. Что значит хороший друг? Какой он?

А) подбор определений):

Будем подбирать хорошие слова про друзей. Хлопните в ладоши:

Добрый, внимательный, злой, заботливый, жадный, честный, веселый, капризный, воспитанный, умный, драчливый, аккуратный, ленивый, скромный, вежливый, спокойный.

Игра «Комплимент» (проводится воспитателем в свободное время): дети встают в два круга, движутся по кругу, каждый раз, встречаясь, пары говорят друг другу «комплимент» («Вика, ты аккуратная» - «Саша, какой ты веселый» и т.д.).

Б) Упражнение в согласовании существительного с прилагательным в роде Когда детям можно будет навестить Колю, они принесут ему гостинцы. Что?

(картинки)

  1. Шарик какой? - красный
  2. А шарики какие? - красные
  3. машинка какая? - красная
  4. яблоко какое? - красное

  1. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ, (для слабой подгруппы с демонстрацией действия при помощи картинок и фломастера).
  2. Пересказ рассказа детьми.

I        вариант. Логопед демонстрирует - ребенок показывает.

II        вариант. Один ребенок рассказывает - другой демонстрирует.

III        вариант. Сильный ребенок пересказывает без опоры.

8.        Творческие задания для сильных детей.

А) Нарисуйте словами картинки к рассказу, (подсказывающие вопросы: какой шарик? Какая рожица?...) Б) Рассказать рассказ от первого лица («Я заболел...»)

9.        Анализ детских рассказов.

Логопед отмечает, что один ребенок рассказывал подробно и интересно, ничего не забыл, другой - использовал интересные слова, которых не было в рассказе других детей («задергался», «представлял себе», «заразиться» и

ДР-)-

-        Чему мы учились на занятии? (пересказывать рассказ).

II вариант пересказа для детей 2-3-го уровня развития речи

Текст рассказа (адаптированный)

Коля заболел. В постели лежит. Лежит Коля и смотрит в окно. Вдруг Коля видит в окне красный шарик. А на шарике веселая рожица. Это Миша придумал. Стоит Миша и шарик за веревочку дергает. А рядом Катя стоит и смеется. Стало Коле хорошо. Хорошо, когда о тебе друзья помнят.

Цель: обучение элементам пересказа, активизация глагольной лексики, закрепить правильное употребление падежных окончаний существительных (вин. пад.), развитие фразовой речи.

  1. Чтение рассказа с иллюстрированием в динамике.
  2. Вопросы по содержанию текста:

  1. Где лежит Коля?
  2. Почему Коля лежит в постели?
  3. Куда смотрит Коля?
  4. Что вдруг увидел он в окне?
  5. Какой шарик?
  6. Что нарисовано на шарике?
  7. Кто дергает шарик за веревочку?
  8. Кто стоит рядом с Мишей?
  9. Что делает Катя?
  10. Как почувствовал себя Коля? Почему?

3.        Упражнение.

Что (кого) принесут дети Коле, когда придут в гости? (предметные картинки)

-        машинку, конфету, книгу, щенка, котенка, игру...

  1. Повторное чтение рассказа. Подсказать слова (подчеркнутые) и по картинкам.
  2. Рассказать текст своими словами с наглядной опорой (логопед демонстрирует действия или ребенок)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пересказ сказки В.Осеевой "Добрая хозяюшка" конспект

Конспект пересказа сказки В. Осеевой "Добрая хозяюшка" в группе для детей с ОНР. Цель: обучение связному последовательному пересказу по опорным картинкам, формирование навыка планирования высказывания...

пересказ сказки "Лиса и журавль" конспект

Конспект занятия по пересказу сказки "Лиса и журавль" (адаптированный) по серии сюжетных картин. С инсценировкой....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей пересказу в подготовительной к школе логопедической группе Я. Пинясов «Огурчик» Лексическая тема «Овощи»

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи.В дошкольном возрасте происходит овладение дву...

Конспект открытого индивидуального занятия по обучению пересказу детей с ЗПР "Пересказ сказки К. И. Чуковского «Цыпленок». Закрепление темы: «Домашние птицы».

Цели занятия: учить рассказывать прослушанный текст с опорой на картинки; связно, непрерывно и логично высказывать свою мысль; закрепить активный и пассивный словарь по теме «Домашние птицы...

конспект урока чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: работа над содержанием и пересказом рассказа В. Осеевой «Хорошее».

Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащегося на любом уроке, т.е. пересказ является и предметом, и средством обучения.  На уроке используются различные приемы обу...


 

Комментарии

Конспект пересказа рассказа в группе для детей с ОНР. Два варианта