пересказ рассказа "Шар в окошке" по А.Митта конспект
план-конспект урока по теме
Конспект занятия по пересказу рассказа с использованием фланелеграфа для детей с ОНР, в двух вариантах (в том числе для детей 2-го уровня развития речи).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereskaz_shar_v_okoshke.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: пересказ рассказа «Шар в окошке» с использованием фланелеграфа
(II период первого года обучения)
Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на наглядный материал (по следам демонстрируемого действия с предметными картинками)
Задачи: продолжать учить точно и полно отвечать на вопросы, строя фразу из 4-6 слов, формировать действия целенаправленного восприятия текста, вызвать стремление быть хорошим другом, дорожить дружбой.
Оборудование: предметные картинки: больной мальчик в постели, окно с кусочком неба, красный шар, мальчик, девочка, дети; фломастер, картинки (красный шар, красные шары, красное яблоко, красная машинка)
«Шар в окошке»
Коля заболел. Лежит он в постели. И никто к нему в гости не придет. Нельзя, заразиться могут. Лежит Кож, глядит в окно. А что с третьего этажа увидишь лёжа? Только небо.
И вдруг видит Коля: красный шарик поднялся! К самому окну. Постоял у стекла, стал дергаться. Вверх - вниз! Что такое?
Пригляделся Коля: на шарике рожица нарисована. Тогда Коля догадался, что это Миша придумал. Стало Коле хорошо. Лежит он и представляет себе, как Миша за веревочку дёргает. А рядом Катя стоит и смеётся. И все ребята стоят и советы дают.
Хорошо, когда о тебе друзья помнят!
Ход занятия
1. Вводная беседа.
Выставляется картинка «Больной мальчик».
- Кто это? Что с ним случилось? Как вы думаете, какое настроение у него? Почему? Почему сейчас к нему нельзя прийти в гости?
Словарная работа: «можно заразиться» (тоже заболеть).
- Сообщение темы. Послушайте про него рассказ и скажите, в каком предложении этого рассказа говорится о самом главном?
- Первое чтение рассказа.
- В каком предложении говорится о самом главном?
- Как друзья помогли Коле?
- Как называется рассказ?
- А как по-другому можно его назвать? («Хорошие друзья»).
4. Разбор содержания с иллюстрированием в динамике. Добиваться полных
ответов на вопросы.
картинка «Мальчик в постели»
- Что случилось с Колей? (Почему Коля лежит в постели?)
- Почему к нему никто не идет в гости?
- Что делает Коля, лежа в постели?
Картинка «Окно с кусочком неба»
- На каком этаже живет Коля?
- Что было видно Коле в окно?
- Что он вдруг увидел?
Картинка «Шарик»
- Какой был шарик?
- Что ещё увидел на шарике мальчик, когда пригляделся? Объяснить слово «пригляделся». Как сказать по-другому? («посмотрел внимательнее»)
Фломастером на шарике рисуется рожица
- О чем догадался Коля?
- Как себя он почувствовал?
- Как об этом сказано в рассказе?
- Что он себе представлял, лежа в постели?
5. Лексический разбор
- Как сначала чувствовал себя больной мальчик?
- Почему Коле стало хорошо?
- Что было самое главное для Коли?
- Что значит хороший друг? Какой он?
А) подбор определений):
Будем подбирать хорошие слова про друзей. Хлопните в ладоши:
Добрый, внимательный, злой, заботливый, жадный, честный, веселый, капризный, воспитанный, умный, драчливый, аккуратный, ленивый, скромный, вежливый, спокойный.
Игра «Комплимент» (проводится воспитателем в свободное время): дети встают в два круга, движутся по кругу, каждый раз, встречаясь, пары говорят друг другу «комплимент» («Вика, ты аккуратная» - «Саша, какой ты веселый» и т.д.).
Б) Упражнение в согласовании существительного с прилагательным в роде Когда детям можно будет навестить Колю, они принесут ему гостинцы. Что?
(картинки)
- Шарик какой? - красный
- А шарики какие? - красные
- машинка какая? - красная
- яблоко какое? - красное
- Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ, (для слабой подгруппы с демонстрацией действия при помощи картинок и фломастера).
- Пересказ рассказа детьми.
I вариант. Логопед демонстрирует - ребенок показывает.
II вариант. Один ребенок рассказывает - другой демонстрирует.
III вариант. Сильный ребенок пересказывает без опоры.
8. Творческие задания для сильных детей.
А) Нарисуйте словами картинки к рассказу, (подсказывающие вопросы: какой шарик? Какая рожица?...) Б) Рассказать рассказ от первого лица («Я заболел...»)
9. Анализ детских рассказов.
Логопед отмечает, что один ребенок рассказывал подробно и интересно, ничего не забыл, другой - использовал интересные слова, которых не было в рассказе других детей («задергался», «представлял себе», «заразиться» и
ДР-)-
- Чему мы учились на занятии? (пересказывать рассказ).
II вариант пересказа для детей 2-3-го уровня развития речи
Текст рассказа (адаптированный)
Коля заболел. В постели лежит. Лежит Коля и смотрит в окно. Вдруг Коля видит в окне красный шарик. А на шарике веселая рожица. Это Миша придумал. Стоит Миша и шарик за веревочку дергает. А рядом Катя стоит и смеется. Стало Коле хорошо. Хорошо, когда о тебе друзья помнят.
Цель: обучение элементам пересказа, активизация глагольной лексики, закрепить правильное употребление падежных окончаний существительных (вин. пад.), развитие фразовой речи.
- Чтение рассказа с иллюстрированием в динамике.
- Вопросы по содержанию текста:
- Где лежит Коля?
- Почему Коля лежит в постели?
- Куда смотрит Коля?
- Что вдруг увидел он в окне?
- Какой шарик?
- Что нарисовано на шарике?
- Кто дергает шарик за веревочку?
- Кто стоит рядом с Мишей?
- Что делает Катя?
- Как почувствовал себя Коля? Почему?
3. Упражнение.
Что (кого) принесут дети Коле, когда придут в гости? (предметные картинки)
- машинку, конфету, книгу, щенка, котенка, игру...
- Повторное чтение рассказа. Подсказать слова (подчеркнутые) и по картинкам.
- Рассказать текст своими словами с наглядной опорой (логопед демонстрирует действия или ребенок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пересказ сказки В.Осеевой "Добрая хозяюшка" конспект
Конспект пересказа сказки В. Осеевой "Добрая хозяюшка" в группе для детей с ОНР. Цель: обучение связному последовательному пересказу по опорным картинкам, формирование навыка планирования высказывания...
пересказ сказки "Лиса и журавль" конспект
Конспект занятия по пересказу сказки "Лиса и журавль" (адаптированный) по серии сюжетных картин. С инсценировкой....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей пересказу в подготовительной к школе логопедической группе Я. Пинясов «Огурчик» Лексическая тема «Овощи»
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи.В дошкольном возрасте происходит овладение дву...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи дошкольников по теме: «Знакомство с правилами смысловой связи предложений в повествовательном рассказе на примере пересказа «Как петух напал на медвежонка»
Данный конспект составлен по методике В. К. Воробьевой....
Конспект открытого индивидуального занятия по обучению пересказу детей с ЗПР "Пересказ сказки К. И. Чуковского «Цыпленок». Закрепление темы: «Домашние птицы».
Цели занятия: учить рассказывать прослушанный текст с опорой на картинки; связно, непрерывно и логично высказывать свою мысль; закрепить активный и пассивный словарь по теме «Домашние птицы...
конспект урока чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: работа над содержанием и пересказом рассказа В. Осеевой «Хорошее».
Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащегося на любом уроке, т.е. пересказ является и предметом, и средством обучения. На уроке используются различные приемы обу...
Комментарии
пересказ рассказа Шар в окошке
Конспект пересказа рассказа в группе для детей с ОНР. Два варианта