конспект урока чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: работа над содержанием и пересказом рассказа В. Осеевой «Хорошее».
план-конспект урока по теме

Максимова Ольга Викторовна

Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащегося на любом уроке, т.е. пересказ является и предметом, и средством обучения.  На уроке используются различные приемы обучения пересказу близкому к тексту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskaz_v._oseevoy_khoroshee.docx181.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Работа над чтением  и пересказом рассказа В. Осеевой  «Хорошее».

Цель:  формировать   умение   пересказывать   текст  по опорным картинкам

Задачи:

1. Раскрыть содержании  рассказа В. Осеевой  «Хорошее». Формировать  навыки осознанного выразительного чтения. Обучать умению выделять главную мысль произведения, составлять план пересказа по опорным  картинкам, использовать его при пересказе.

2. коррекция недостатков развития мышления на  уровне обобщения, систематизации.

3. воспитывать желание помогать окружающим, быть внимательными, отзывчивыми.

Обоснование и особенности используемых приемов обучения

Пересказ художественного произведения есть творческий акт в сознании ребёнка: при пересказе он должен ещё раз осознать связь событий, отношения людей. В процессе пересказа определяется отношение ребёнка к персонажам произведения, к их поступкам, о которых он рассказывает; развивается память учащихся; расширяется кругозор ребёнка; развивается способность к сопереживанию. Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащегося на любом уроке, т.е. пересказ является и предметом, и средством обучения.

На уроке используются следующие приемы обучения пересказу близкому к тексту:

  1. Постепенное усложнение заданий по пересказу. (от пересказа предложений, части, до театрализованного рассказа).
  2. Использование картинного плана.
  3. Пересказ по собственным рисункам детей.

Ожидаемые результаты:  умение  делить рассказ на логические смысловые  части, строить пересказ,  используя опорные картинки. Данное произведение способствует накоплению положительного опыта социальных контактов (проявление  внимательного отношения к окружающим людям).

Оборудование

- Карточки с фрагментами текста, словами, буквами;

- Предметные иллюстрации;

- сюжетные иллюстрации к рассказу Л.Толстого

- иллюстрации к рассказу В. Осеевой  «Хорошее».

- смайлики;

- карандаши, листочки в форме «облачков»

Тип урока: комбинированный

Структура урока

1.  Организация класса для работы

2.  Речевая гимнастика

3.  Проверка домашнего задания

4.  Пятиминутка чтения

5.  Установка для восприятия текста

6.  Первичное восприятие текста

7.  Небольшая пауза для сохранения эмоционального состояния, настроения.

8.  Эмоционально-оценочная беседа

9.  Многократное чтение текста и работа над пониманием содержания прочитанного

10 Подготовка к пересказу

11. Обобщающая беседа

12. Заключительная беседа

13. Домашнее задание

14. Оценка работы учащихся на уроке

Содержание этапов урока

Этапы урока

Виды деятельности

наглядность

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организация класса для работы

Сегодня мы продолжаем говорить и читать рассказы о внимательном, добром отношении к окружающим нас людям. У вас на партах солнечные лучики с  добрыми пожеланиями вашим одноклассникам. Прочитайте их и прикрепите к солнышку

Учащиеся читают слова – лучики и крепят их к солнышку на доске.

(дифференциация работы по уровню сложности читаемых слов)

Речевая гимнастика

Прочитайте пословицу о добре  с различной интонацией, темпом

 и силой голоса (тихо-громко, быстро-медленно, ласково - строго).

Чтение по цепочке, хоровое чтение.

 

Проверка домашнего задания

Какое стихотворение мы читали на прошлом уроке? Что не понравилось вам в поведении хозяйки? Прочитайте.

Ответы, чтение эпизодов.

Пятиминутка чтения

Прочитайте 2 отрывка из рассказа  Л. Толстого и подберите к ним  иллюстрации.

Почему выла собака?

Хотели  ребята причинить зло собаке?

Работа с карточкам. «Жужжащее»  чтение эпизодов, подбор иллюстраций.

Ответы детей.

         

Установка для восприятия текста

Сегодня мы прочитаем рассказ о мальчике, который очень сильно хотел сделать доброе  дело. Послушайте и скажите,  получилось ли это у него.

Первичное восприятие текста

Чтение рассказа учителем

Небольшая пауза для сохранения эмоционального состояния, настроения.

Эмоционально-оценочная беседа

  Понравился ли вам рассказ? Какие добрые дела хотел сделать Юрик? Что посоветовала ему мама?

Ответы детей

Многократное чтение текста и работа над пониманием содержания прочитанного

1. прочитайте рассказ про себя;

2. чтение по цепочке и вопросы,  направленные на раскрытие содержания прочитанного:

- прочитайте первую часть, скажите,  почему Юре захотелось сделать что-то

хорошее?  

-Подберите иллюстрацию к этой части.

- прочитайте вторую часть. О чём мечтал мальчик? Нарисуйте это.

-Кто подошёл к нему? С какой просьбой обратилась сестрёнка? Что ответил ей брат? Прочитайте.

-Подберите иллюстрацию к этой части.

(аналогичная работа с третьей и четвертой частью)

- прочитайте,  что посоветовала мама Юре.

 - чтение рассказа про себя;

 - чтение по частям;  

 - ответы на вопросы;

 - подбор иллюстрации к прочитанной части;

- в листочках-облачках дети рисуют мечты Юры

 

 

          

         

Подготовка к пересказу

3. работа над пересказом текста.

4. «театрализация»

- дети 3-ей группы составляют предложения к отдельным иллюстрациям, рисункам, учащиеся 1 - 2 группы пересказывают по частям и целиком.

- обыгрывание рассказа по ролям (в роли автора и Юры выступают наиболее сильные обучающиеся).

Обобщающая беседа

 Правильно ли поступал мальчик, когда к нему обращались с просьбой? Почему?

- ответы детей

Заключитель-ная беседа

Расскажите, какие добрые дела совершаете вы? Что вы чувствовали при этом? А что чувствовали люди, которым вы помогали?

- рассказы детей

 

Домашнее задание

Подготовьте пересказ понравившегося эпизода.

Задания по уровню трудности (пересказ рассказа 1 – 2 группы, рассказ по иллюстрации, рисунку одного эпизода для обучающихся 3 гр.)

Оценка работы учащихся на уроке

Оценивание работы учителем и оценка работы учащихся друг друга с помощью смайликов.

- дети оценивают работу одноклассников аргументируя.

 

Учебно – методический комплекс

Уроки чтения в 3 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида. Пособие для учителя.  Г.М. Гусева Е.Н. Моргачева     Москва «Просвещение» 2007г.

school-collection.edu.ru/about/

http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm

http://www.openclass.ru/

http://www.zavuch.info/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения, 1 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 1 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа над содержанием рассказа "Радостно светит ... ". В Приложении находятся картинки в уроку....

Конспект урока чтения, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Сказка "Умелые руки"....

Конспект урока чтения, 3 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Рассказ "Зимняя ночь". В Приложении находятся фигурки животных и картинка к рассказу....

Разработка урока в 8 классе коррекционной школы VIII видана тему" Лошади"

Цель данного урока: Знакомство учащихся с образом жизни домашних млекопитающих – лошадей. Задачи: Познакомить учащихся с отличительными особенностями, внешним строением тела, назначением домашних ...

Конспект урока СБО 6 класс коррекционной школы VIII вида. Тема: "Основные транспортные средства".

Конспект урока, презентация, раздаточный материал, приложение....

Урок письма. 1 класс коррекционной школы VIII вида. Тема: Мягкий согласный звук [Ч]. Буква Чч.

Урок письма в 1 классе коррекционной школы VIII вида По тема: Мягкий согласный звук [Ч]. Буква Чч.Цели и задачи:- Познакомить с новым мягким  согласным звуком;- развивать умение выделять это...