Календарно - тематическое планирование уроков математики в 6 классе СКОУ 8 вида
календарно-тематическое планирование (6 класс) по теме
Программа курса математики в 6 классе рассчитана на 204 часа в год , 6 часов - в неделю, из них 1 час в неделю (34 часа в год) отводятся на изучение геометрического материала.
Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных предметов. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem._i_pismo_1.docx | 129.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа курса математики в 6 классе рассчитана на 204 часа в год , 6 часов - в неделю, из них 1 час в неделю (34 часа в год) отводятся на изучение геометрического материала.
Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных предметов. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.
Задачи преподавания математики по вспомогательной школе состоят в том, чтобы:
- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательной школы и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Большое внимание при этом уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании.
Знание основ десятичной системы счисление должно помочь учащимся овладеть счетом, различными разрядными единицами.
При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться, прежде всего, четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся.
Выполнение арифметических действий с числами, полученными при измерении величин, должны способствовать более глубокому знанию единиц измерения, их соотношение.
При изучении дробей необходимо организовать с учащимися большое число практических работ, результатом которых является получение дробей. Для решения примеров со сложением и вычитанием обыкновенных дробей берутся дроби с небольшими знаменателями.
На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени. Наряду с решением готовых текстовых задач необходимо учить преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над задачей. Самостоятельное составление и преобразование задач помогает усвоению структурных компонентов задачи и общих приемов работы над задачей.
В рабочей программе выделены отдельно темы, рассматриваемые в курсе 6 класса. Каждая большая тема разбита на отдельные уроки, способствующие наиболее полному изучению данного материала. Особое внимание рекомендуется обратить на последний раздел (контрольно-диагностический материал), в нем выделены те вопросы, которые желательно проконтролировать на данном этапе обучения, предлагаются формы контроля.
Навыки, полученные на уроках математики необходимо тесно связывать с предметами, изучаемыми в школе.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:-
Десятичный состав числа в пределах 1 000 000;
разряды и классы;
основное свойство обыкновенных дробей;
зависимость между расстоянием, скоростью и временем;
различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;
свойства граней и ребер куба и бруса
Учащиеся должны уметь:
читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах, калькуляторе, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 1 000 000
округлять числа до заданного разряда
складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах 10 000;
выполнять устное сложение и вычитание в пределах 100;
письменно складывать, вычитать числа, полученные при измерении, единицами стоимости, длины, массы;
читать, записывать под диктовку, обыкновенные дроби и смешанные числа, знать виды обыкновенных дробей, сравнивать их с единицей;
решать и составлять простые и составные задачи на встречное движение двух тел;
узнавать случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;
выделять, называть элементы куба, бруса, их свойства.
Тематическое планирование уроков математики в 6 классе СКОУ VIII вида
(136 ч)
№/№ п / п | Наименование разделов и тем уроков | Всего часов | Контрольные работы |
1 | Повторение (за 5 класс) | 5 | Вводная контрольная работа |
2 | Нумерация в пределах 1000000 | 9 | Проверочная работа «Нумерация в пределах 1 000 000» |
3
| Устное и письменное сложение и вычитание в пределах 10000. | 32
| Контрольная работа «Устное и письменное сложение и вычитание в пределах 10000» |
4
| Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами стоимости, длины, массы, времени. | 21
| Проверочная работа «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами длины». |
Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении массы, стоимости, времени, длины» | |||
5 | Скорость, время, расстояние. | 10 | Контрольная работа « Решение простых задач на соотношение: расстояние, скорость, время; составных задач на встречное движение» |
6 | Сложение и вычитание чисел (повторение) | 4 |
|
7 | Обыкновенные дроби. | 26 | Контрольная работа « Обыкновенные дроби: чтение, запись, сравнение» |
Контрольная работа « Обыкновенные дроби» | |||
8
| Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. | 9
| Контрольная работа «Сложение и вычитание обыкновенных дробей и одинаковыми знаменателями» |
9
| Сложение и вычитание смешанных чисел. | 10
| Контрольная работа «Сложение и вычитание смешанных чисел» |
10-11
| Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки. | 31
| Контрольная работа «Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки» |
Контрольная работа «Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки» | |||
12 | Повторение | 11 | Контрольная работа за год. |
| Итого | 168 ч | 13 ч |
Тематическое планирование уроков изучения геометрического материала (34 ч)
№ п/п | Название темы | Всего часов | Оборудование. |
1. | Взаимное расположение прямых линий на плоскости. Высота треугольника, квадрата, прямоугольника. | 10 ч | Линейки, чертёжные угольники, циркули. Таблицы: Расположение прямых на плоскости. Ломаная линия. Алгоритм построения параллельных и перпендикулярных прямых. |
5. | Геометрические тела: куб, брус. | 6 ч | Модели геометрических тел. |
3. | Масштаб. | 10 ч | Географические и топографические карты. План местности. Линейки. Таблица: Изображение геометрических фигур в масштабе 1:2; 2:1. |
4. | Повторение. | 8 | Чертежные инструменты, модели куба, бруса. Таблицы: многоугольники, виды треугольников. |
| Итого: | 34 ч |
|
Поурочное планирование уроков математики в 6 классе (136 ч)
№ |
Да-та |
Тема урока |
Повторение |
Словарь | Учебные и коррекционные задачи | |
Нумерация, разряды классы | Счет 10, 2, 5, 100
| единицы десятки, сотни, тысячи | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений. | |||
| Устное и письменное сложение в пределах 1000. | Состав числа | Слагае- мое сумма | Развитие словесно- логического мышления. | ||
| Устное и письменное вычитание в пределах 1000. | Устное и письменное сложение | Умень-шаемое вычитаемое разность | Развитие устного счета, памяти, внимания. | ||
| Чтение и запись чисел в приделах 1000 | Табл. разрядов, состав числа | единицы тысяч десятки тысяч | Самостоятельная работа, умение ориентироваться в задании. | ||
| Сравнение чисел, соседних разрядов, классов тысяч и единиц
| Чтение и запись чисел в приделах 1000
| Сравне-ние чи-сел
| Формирование аналитико –синтетической деятельности, упражнение на сравнении чисел. | ||
| Таблица разрядов
| Состав числа
| Разряд-ные слагае-мые
| Развитие способности концентрировать и распределять внимание. | ||
| Простые и составные числа.
| Работа с таблицей классов и разрядов | простые и сос-тавные | Развитие мышления, памяти. | ||
| Натуральный ряд чисел: получение 4, 5, 6-тизначных чисел из разрядных слагаемых. | Простые и составные числа. Состав числа. | Нату-ральный ряд | составление простой и составной задачи по схеме, развитие аналитико – синте-тической деятельности. | ||
| Счет равными числовыми группами. Сложение и вычитание круглых чисел в пределе 1000000. | Чтение и запись чисел в приделах 1000000
| Число-вые группы | Математический диктант: запись чисел под диктовку, коррекция знаний по нумерации. | ||
| Округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч. Определение разрядных единиц. | Простые и составные числа. Счет равными числовыми группами.
| Округление | Умение составлять числа из разрядных единиц, разложение на разрядные слагаемые, коррекция памяти. | ||
| Римская нумерация от I до XX..
| Чтение и запись чисел | Нумера-ция римская | Развитие умения округлять числа до заданного разряда, простая арифметическая задача, коррекция мышления. | ||
| Устное сложение чисел в пределах 10000.
| Счет группами
| самолет
| Математический диктант: запись чисел под диктовку в пределах 1000000.Развитие умения самостоятельно ориентироваться в задании. | ||
| Письменное сложение четырехзначных чисел в пределах 10 000. | Составление чисел по разрядным слагаемым | слагаемое сумма
| решение составной арифметической задачи в 2 действия, развитие аналитико – синтети-ческой деятельности. | ||
| Письменное сложение чисел в пределах 10 000 с переходом через разряд. | Состав числа, разрядные слагаемые |
| составление чисел из разрядных, формирование произвольного умения работать по инструкции. | ||
| Письменное сложение чисел (все случаи). | Табличное умножение | Слагае-мое | составление и решение задачи по схеме, развитие аналитико – синтетической деятельности. | ||
| Проверка действия сложе-ния, действием сложения (переместитель-ный закон сложения). | Округление |
| Умение округлять числа до заданного разряда, развитие памяти, внимания, мышления. | ||
| Письменное сложение чисел (все случаи)
| Устное сложение в пределах 100. |
| нахождение неизвестного слагаемого, составление и решение задачи по схеме. | ||
| Решение задач на нахождение целого | Простые арифметические задачи |
| сложение чисел в пределах 10000, коррекция памяти. | ||
| Устное вычитание чисел в пределах 10 000 | Запись чисел римскими цифрами. | Умень-шаемое вычитаемое разность | Развитие памяти, мышления, активизация речевой деятельности. | ||
| Письменное вычитание чисел в пределах 10 000 (с одним переходом через разряд)
| Вычитание и сложение в пределах 100
| Слагае-мое сумма
| письменное сложение и вычитание чисел в пределах 10 000,коррекция зрительной памяти, развитие устойчивого внимания. | ||
| Письменное вычитание четырехзначных чисел типа 2306 -1467 в пределах 10 000 | Сложение в пределах 10000 | Умень-шаемое вычитаемое разность | письменное вычитание с переходом через разряд, расширение представления о числах, коррекция памяти, внимания. | ||
| Вычитание чисел типа 2306 – 467.
| Разрядные слагаемые |
| сложение и вычитание чисел, коррекция аналитико – синтетической деятельности. | ||
| Письменное вычитание четырехзначных чисел вида 10000 -1467 в пределах 10 000 | Вычитание в пределах 20 |
| решение задачи на разностное сравнение, развитие навыков сравнения, оперативной памяти, работы по алгоритму. | ||
| Письменное вычитание чисел в пределах 10 000 (все случаи). | Составление задач по схеме. | Умень-шаемое вычитаемое разность | составление задач по схеме, развитие умение решать по алгоритму. | ||
| Письменное сложение и вычитание в пределах 10 000.
| Таблица разрядов |
| Контроль формирования практических умений и навыков. | ||
| Проверка сложения вычитанием.
| Вычитания без перехода через разряд
|
| решение задачи на нахождение целого по части, развитие зрительного восприятия, памяти. | ||
| Проверка вычитания сложением. | Компоненты действий сложения и вычитания | остаток | составление и решение задач по таблице (нахождение неизвест-ного), развитие памяти, мышления. | ||
| Проверка сложения и вычитания. | Отсчитывание равными группами |
| проверка сложения действием вычитания и наоборот, умение применять проверочные действия, коррекция памяти. | ||
| Сложение и вычитание многозначных чисел. | Устное сложение и вычитание в пределах 100 |
| Контроль формирования практических умений и навыков. | ||
| Решение арифметических задач на нахождение целого и остатка. | Составление задач по краткой записи |
| решение арифметичес-ких задач на нахождение целого и остатка, самостоятельно составлять краткую запись задачи, коррекция аналитико – синтетической деятельности. | ||
| Письменное сложение в пределах 10000. | Проверка сложения сложением |
| Самостоятельная работа: решение примеров на письменное сложение в пределах 10 000, развитие умения самостоятельно работать над заданием. | ||
| Письменное вычитание в пределах 10000 | Проверка сложения вычитанием и наоборот |
| проверочная работа (проверка сложения вычитанием и наоборот), коррекция памяти, мышления. | ||
| Составление задач по краткой записи. | Сложение и вычитание целых чисел |
| Умение составлять и решать задачи по краткой записи, развитие умения концентрировать внимание. | ||
| Порядок действий в выражениях без скобок. | Действия первой и второй ступени | порядок дейс-твий
| сложение и вычитание многозначных чисел, развитие умения ориентироваться в классах, разрядах чисел, коррекция памяти, внимания. | ||
| Порядок действий в выражениях со скобками.
| Счет разрядными группами |
| решение задач на разностное сравнение, коррекция комбинаторных способностей. | ||
| Сложение и вычитание в выражениях со скобками и без скобок. | Порядок действия в выражениях первой ступени. |
| Контроль формирования практических умений и навыков. | ||
| Сложение и вычитание в пределах 10 000. | Табличное умножение и деление. |
| составление задач по краткой записи на сложение и вычитание чисел в пределах 1000,развитие логического мышления, сопоставительного анализа. | ||
| Нахождение неизвестного слагаемого. | Таблица умножения чисел 2, 3, 4, 5. |
| задача на кратное сравнение, коррекция познавательной деятельности. | ||
| Нахождение неизвестного уменьшаемого. | Таблица умножение чисел 6, 7, 8. |
| нахождение неизвестного слагаемого, развитие памяти, мышления, внимания. | ||
| Нахождение неизвестного вычитаемого. | Табличное деление | неизвестное | нахождение неизвестного уменьшаемого, коррекция зрительного восприятия. | ||
| Нахождение неизвестного компонента действий сложения и вычитания. | Компоненты действия сложения и вычитания. |
| нахождение неизвестных компонентов действий сложения и вычитания, развитие умений сравнивать, обобщать. | ||
| Меры длины. Сложение чисел, полученных при измерении двумя мерами длины, вида 13м +70см. 13м 12см +1 м 70см.
| Сложение и вычитание в пределах 100000. | Метр Санти-метр Деци-метр Мили-метр | сложение и вычитание целых чисел в пределах 10 000, развитие умения ориентироваться в классах и разрядах чисел. | ||
| Вычитание чисел полученных при измерении двумя мерами длины, вида 13м48см – 48 см; 2м13 см – 1м 10 м.
| Вычитание в пределах 100000. | Метр Санти-метр длина | сложение чисел полученных при измерении двумя мерами длины, развитие вычислительных навыков, коррекция внимания. | ||
| Меры массы и стоимости
| Преобразова-ние мелких мер в более крупные.
| Грамм кило-грамм центнер тонна рубль копейка
| Формирование знаний по теме меры стоимости и меры массы, преобразование мелких мер в более крупные, коррекция памяти, внимания. | ||
| Сложение чисел, полученных при измерении двумя мерами массы и стоимости, вида 13 ц +70 кг; 14 р. 20 к. + 2 р. 15 к. | Решение простых задач
| Кило-грамм центнер тонна
| метрическая система мер (меры длины, массы и стоимости), коррекция памяти, внимания, мышления. | ||
| Вычитание чисел, полученных при измерении, мерами массы и стоимости вида 15р. 20к. – 2р. 13 к.
| Вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины
| грамм рубль
| Умение решать простые задачи, составлять вопрос к задаче, приводящий к смене действия, коррекция аналитико – синте-тической деятельности. | ||
| Вычитание и сложение чисел, полученных при измерении мера-ми массы и стоимости с переходом через разряд. | Преобразование мелких мер в более круп-ные. | Меры масса Стои-мость
| Умение решать простые задачи на нахождение суммы, разности, развитие самостоятельности и самоконтроля.
| ||
| Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами массы и стоимости (все случаи). | Преобразование чисел, полученных при измерении. | Грамм кило-грамм центнер тонна рубль копейка | Фронтальная работа: составление простых задач по условию, составление задач по краткой записи. | ||
| Меры времени Сложение чисел, полученных при измерении мерами времени (без перехода через разряд).
| Сложение чисел, полученных при измере-нии мерами длины, массы, стоимости. | Час год | Развитие умения сложения и вычитания чисел, полученных при измерении двумя мерами массы и стоимости, коррекция зрительного восприятия, мышления. | ||
| Сложение чисел, полученных при измерении времени (с переходом). | Сложение и вычитание многозначных чисел | секунда минута | Математический диктант: метрическая система мер (меры времени), коррекция слухового восприятия, памяти, мышления. | ||
| Вычитание чисел, полученных при измерении времени (с переходом через разряд)
| Преобразова-ние чисел, полученных при измере-нии.
| Век столетие | сложение чисел, полученных при измерении двумя мерами массы стоимости, длины и времени, развитие вычислительных навыков, мышления. | ||
| Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении (все случаи).
|
| Измере-ние | Контроль формирования практических умений и навыков по данной теме, коррекция памяти, внимания. | ||
| Скорость. Время. Расстояние (путь). Обозначение S, V, t. | Все действия в пределах 10000. | Ско-рость время расстоя-ние | Формировать умение решать простые задачи на движение, коррекция зрительного и слухового восприятия. | ||
| Решение задач на нахождение расстояния.
| Перевод крупных единиц измерения в более мелкие. | Расстояние (S)
| Формирование умения решения задач на вычисление расстояния, составление задач по рисунку, коррекция аналитико – синтети-ческой деятельности. | ||
| Решение задач на нахождение скорости. | Умножение целых чисел в пределах 10000. | Ско-рость (V) км/ч
| Решение задач на вычисление скорости, составление задач по таблице, коррекция внимания, наблюдательности. | ||
| Решение задач на нахождение времени.
| Деление целых чисел в пределах 10000.
| Время ( t )
| Решение задач на вычисление времени, составление задач по таблице, развитие памяти, слухового и зрительного восприятия. | ||
| Решение задач на нахождение расстояния, скорости, времени.
| Умножение и деление целых чисел. |
| Решение задач на движение, коррекция аналитико – синтети-ческой деятельности.
| ||
1. |
| Сложение и вычитание целых чисел | Решение простых арифметических задач | Слагае-мое сумма | проверка сложения действием вычитания и наоборот, коррекция памяти, мышления, внимания. | |
2. |
| Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. | Решение задач на нахождение целого и остатка | разность вычитаемое
| Развитие умения выполнять действия сложения и вычитания чисел, полученных при измерении, коррекция памяти, развитие устойчивого внимания. | |
4. |
| Нахождение неизвестного компонента действий сложения и вычитания. | Решение задач на движение. | Слагае-мое Умень-шаемое вычитаемое разность | Контроль формирования практических умений и навыков, развитие навыков самостоятельности. | |
1. |
| Обыкновенные дроби: чтение и запись. | Табл. умножения, задачи на движение. | Обыкно-венная дробь | Развитие умения решения задач на движение по чертежу, коррекция внимания, мышления. | |
2. |
| Числитель и знаменатель обыкновенной дроби. | Названия компонентов сложения. | Знаменатель Числи-тель | Знание правила нахождения дроби от числа, получение обыкновенных дробей, коррекция внимания, памяти, мышления. | |
4. |
| Сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми числителями. | Числитель и знаменатель дроби. | Знаменатель Числи-тель | Знать образование обыкновенных дробей, умение читать и записывать, коррекция речи, обогащение словаря. | |
5. |
| Сравнение обыкновенных дробей (все случаи). | Чтение и запись обыкновен-ных дробей |
| Умение сравнивать дроби, коррекция внимания, зрительного восприятия. | |
6. |
| Смешанные числа. | Сравнение дробей. | Смешанное число | Умение читать и записывать правильные и неправильные дроби, коррекция аналитико – синтетической деятель-ности. | |
7. |
| Сравнение смешанных чисел (с разным целым числом) | Чтение и запись обыкновенных дробей | Числи-тель знаменатель | Умение сравнивать обыкновенные дроби, коррекция зрительного восприятия, памяти. | |
8. |
| Сравнение смешанных чисел (с разными знаменателями, числителями)
| Задачи на движение вычисление пути. | Путь скорость расстоя-ние время | Развитие умения составлять и решать задачи по краткой записи, коррекция аналитико – синтети-ческой деятельности. | |
10. |
| Сравнение смешанных чисел (все случаи).
| Решение задач на нахождение остатка | время путь
| Умение сравнивать обыкновенные дроби и смешанные числа, коррекция внимания, зрительного восприятия. | |
12. |
| Замена крупных долей более мелкими | Числитель, знаменатель, чтение дробей. | Числи-тель знаменатель | запись обыкновенных дробей и смешанных чисел, развитие зрительного восприятия, мышления. | |
13. |
| Замена мелких долей более крупными | Название компонентов умножения и деления | доли | Коррекция внимания, памяти, мышления. | |
16. |
| Преобразование обыкновенных дробей. | Преобразова-ние правиль-ных и непра-вильных дро-бей | остаток деление | отработка навыков преобразования дробей, развитие мыслительных процессов. | |
17. |
| Замена неправильной дроби смешанным числом. | Значение числителя и знаменателя | смешанное число | замена неправильной дроби смешанным числом, коррекция внимания, памяти. | |
18. |
| Нахождение части от числа. | Основное свойство дроби. | Часть от числа | Закрепление алгоритма нахождения части от числа, развитие самостоятельности, умения ориентироваться в задании. | |
20. |
| Решение задач на нахождение части от числа.
| Умножение и деление на однозначное число. |
| решение задач на нахождение части от числа, умение пользоваться алгоритмом, коррекция внимания, памяти. | |
24. |
| Решение практических задач на нахождение нескольких частей от числа (дроби от числа) | Преобразова-ниеобыкно-венных дро-бей. |
| решение задач на нахождение нескольких частей от числа, коррекция мышления, внимания. | |
1. |
| Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
| Правильные и неправильные дроби. | Сумма Слагае-мое одинаковой | Знать правила приведения дроби к общему знаменателю, выполнить вычисления, коррекция внимания, мышления. | |
5. |
| Вычитание из единицы обыкновенной дроби.
| Замена крупных долей более мелкими. |
| Умение решать задачи на нахождение нескольких частей от числа, коррекция зрительного восприятия, памяти, мышления. | |
6. |
| Вычитание обыкновенной дроби из целого числа | Преобразова-ние дробей. | Целое число | вычитание дроби из единицы, коррекция памяти, внимания, развитие навыков вычисления. | |
|
| Сложение и вычитание смешанных чисел. | Сложение обыкновен-ных дробей с одинаковыми знаменателя-ми. | Целая дробная часть | Навыки сложения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, коррекция познавательной деятельности. | |
6. |
| Вычитание смешанных чисел из целого числа и целого числа из смешанного | Решение текстовых арифметических задач на нахождение целого. | Смешанная Обыкно-венная | Умения составлять задачи по краткой записи, развитие аналитико – синтетической деятельности. | |
7. |
| Вычитание обыкновенной дроби из смешанного числа 2⅓ - ⅔ .
| Решение арифметических задач с формулировкой вопроса. | Пропорциональная прямая | Закрепление навыков сложения и вычитания из смешанного числа, обогащение словаря, развитие умения устанавливать закономерности и логические связи. | |
1. |
| Письменное умножение на однозначное число без перехода через разряд. | Табличное умножение | произведение множи-тель | Знать табличное умножение, развитие умения работать самостоятельно. | |
2. |
| Умножение многозначных чисел на однозначное число с помощью калькулятора.
| Приемы устного умножения многозначных чисел. | Кальку-лятор | Умение работать с калькулятором, развитие внимания, памяти. | |
3. |
| Нахождение значения числового выражения из 3-х действий с помощью калькулятора. | Приемы устного умножения многозначных чисел. | Кальку-лятор | Индивидуальная работа с калькулятором, воспитание самостоятельности при выполнении задания. | |
4. |
| Умножение трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд. | Счет числовыми группами. | Множи-тель Слагае-мое сумма | Знание навыков счета числовыми группами, умножение на однозначное число, коррекция внимания, мышления. | |
5. |
| Увеличение и уменьшение многозначных чисел на несколько единиц и в несколько раз. | Приемы устного сложения и умножения. | Увели-чить на Увели-чить в
| Навыки решения задач на кратное сравнение, коррекция аналитко – синтетической деятель-ности. | |
6. |
| Решение составных арифметических задач.
| Простые задачи | краткая запись условие решение | Знание навыков решения задач по теме, составление задачи, развитие зрительной памяти, слухового восприятия. | |
7. |
| Составление условия и решение задач по краткой записи.
| Правильные и неправильные дроби. |
| Умение составлять и решать задачи по краткой записи, развитие умения работать по алгоритму. | |
8. |
| Письменное умножение четырехзначных чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число. | Решение задач на сравнение: во сколько, на сколько. |
| Умение умножать четырехзначные числа, оканчивающиеся нулями, на однозначное число, коррекция зрительного и слухового восприятия, внимания. | |
9. |
| Письменное умножение четырехзначных чисел на однозначное число. | Сложение, умножение, вычитание, деление с 1 и нулем. | Порядок дейс-твий Дейс-твия первой (второй) ступени. | контроль формирования практических умений и навыков, коррекция памяти, внимания. | |
10. |
| Порядок действий в выражениях без скобок.
| Решение задач на движение. | Ско-рость время расстоя-ние | Умение решать задачи на разностное сравнение, на движение, коррекция аналитико – синтетической деятельности. | |
11. |
| Порядок действий в выражениях со скобками.
| Составление условия задачи по краткой записи. | Десятки сотни тысячи | Знание навыков составления условия задачи по краткой записи, развитие мышления, внимания. | |
12. |
| Умножение чисел на круглые десятки.
| Умножение на 10, 100, 1000. | Круглые десятки | Формирование знаний умножения на круглые десятки, развитие навыков сравнения, внимания. | |
1. |
| Письменное деление на однозначное число, когда количество цифр делимого и частного совпа-дают. | Табличное деление. | Частное Дели-тель делимое | Знание табличного деления, коррекция памяти, устойчивого внимания. | |
2. |
| Письменное деление на однозначное число, когда количество цифр частного больше, чем у делимого. | Единицы измерения длины и соотношения между ними. | метр санти-метр мили-метр
| Умение решать задачи на разностное сравнение, развитие аналитико – синтетической деятельности. | |
3. |
| Проверка умножения делением. | Единицы массы и соотношения между ними. | Провер-ка
| Закрепление умения деления на однозначное число, коррекция внимания, памяти. | |
4. |
| Нахождение частного от чисел, оканчивающихся нулем. | Единицы массы и соотношения между ними. | центнер
| Умение составить задачу по краткой записи, развитие способности концентрировать и распределять внимание. | |
5. |
| Деление многозначного числа на однозначное (случаи, когда разряд в частном равен 0). | Единицы стоимости и соотношения между ними. | рубль копейка | Самостоятельная работа. Развитие навыков самостоятельной работы над заданием. | |
6. |
| Проверка деления умножением.
| Единицы стоимости и соотношения между ними. | Множи-тель произведение
| Закрепление навыков деления и умножения, коррекция внимания, зрительного восприятия. | |
7. |
| Деление многозначного числа на однозначное типа 5400:4, 7800:3. | Единицы измерения времени, соотношения между ними. | час секунда | отработка навыков деления, развитие памяти, мышления. | |
8. |
| Нахождение части от числа. | Понятие дроби. | Дробь правильная Непра-вильная | Умения решать задачи на нахождение части от числа, коррекция зрительного восприятия, памяти. | |
9. |
| Решение составных арифметических задач на нахождение части от числа. | Сложение и вычитание многозначных чисел. | Остаток условие | Закрепление навыков сложения и вычитания многозначных чисел. | |
10. |
| Решение составных арифметических задач. | Сложение и вычитание многозначных чисел. |
| Умение решать примеры на порядок действий без скобок. | |
11. |
| Решение задач на разностное сравнение. | Сложение и вычитание многозначных чисел. |
| Знание порядка действий в примерах с многозначными числами, развитие способности сравнивать и обобщать. | |
12. |
| Деление на круглые десятки.
| Деление на 10, 100, 1000. | Круглые десятки | Знание алгоритма деления на круглые десятки, развитие памяти, внимания. | |
13. |
| Деление с остатком.
| Письменное умножение чисел на однозначное число. | Остаток | Фронтальная работа: подготовка к контрольной работе. | |
14. |
| Деление с остатком. | Деление на однозначное число. |
| Самостоятельная работа: деление на круглые десятки, развитие умения самостоятельно работать над заданием. | |
1. |
| Нумерация. Разряды и классы.
| Нумерация. Разряды и классы.
| счеты, калькулятор разряд класс целое число | Знание состава числа, запись чисел под диктовку, решение простых арифметических, коррекция слухового восприятия, памяти. | |
2. |
| Письменное сложение и вычитание многозначных чисел
| Состав числа. | Слагае-мое сумма разность вычитаемое уменьшаемое | Знание навыков письменного сложения и вычитания многозначных чисел, развитие умения работать по алгоритму. | |
3. |
| Умножение на однозначное число (все случаи).
| Разложение на разрядные слагаемые. | множитель произведение | Закрепление навыков решения задач на нахождение суммы и разности, развитие памяти, внимания, мышления. | |
4. |
| Деление на однозначное число (все случаи).
| Числа, полученные при измерении. | делимое дели-тель частное остаток | Умение составлять задачи по данному условию, развитие навыков работы по заданному алгоритму.
| |
5. |
| Все действия с целыми числами. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. | Соотношение мер длины, времени, стоимости, массы. | целое число метр кило-метр грамм кило-грамм | Развитие вычислительных навыков, коррекция памяти, внимания. | |
8. |
| Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел (все случаи).
| Перевод неправильной дроби в правильную. Запись неправильной дроби в виде смешанного числа | Числи-тель знаменатель правильная непра-вильная | запись целых чисел, смешанных чисел и обыкновенных дробей, развитие памяти, мышления. | |
9. |
| Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.. | Названия компонентов арифметических действий. | неизвестное | Комбинированный опрос, контрольный устный счет, закрепление материала, развитие памяти, слухового восприятия, мышления.
| |
Поурочное планирование уроков изучения геометрического материла
в 6 классе (34 ч)
| Виды линий. Ломаные линии.
| Приёмы построения и измерения отрезков. Горизонтальные, вертикальные, наклонные линии. | прямая отрезок ломаная линия | Построение ломаных линий. | |
| Взаимное расположение прямых на плоскости. Пересекающиеся и непересекающиеся прямые. | Прямая линия | Пересе-кающиеся, непере-секающиеся прямые | Построение пересекающихся и непересекающихся линий. | |
| Перпендикулярные прямые. Знак
| Построение прямого угла.
| Перпе-ндикулярные прямые
| Построение перпендикулярных прямых. | |
| Высота треугольника. | Элементы треугольника. Виды треугольников. Построение треугольника по трём сторонам. | Высота треугольника. | Построение высоты треугольников. Построение треугольника по трём сторонам. | |
| Высота прямоугольника, квадрата. | Элементы прямоугольника. Свойства прямоугольника и квадрата. | Высота прямо-угольника и квадрата | Самостоятельная работа: построение квадрата, прямоугольника на нелинованной бумаге, построение высоты треугольника. | |
| Параллельные прямые. Знак //.
| Прямая. | Парал-лельные прямые.
| Индивидуальная работа: построение перпендикулярных прямых. | |
| Построение параллельных и перпендикуляр-ных прямых. | Перпендикулярные, параллельные линии. Построение треугольников, прямоугольников. Высота треугольников прямоугольников. | Высота, перпен-дикуляр. | Построение перпендикулярных и параллельных линий на нелинованной бумаге. | |
| Взаимное положение прямых в пространстве: вертикальное, горизонтальное, наклонное. | Взаимное положение прямых на плоскости. | Вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые. | Построение линий, различно расположенных на плоскости. | |
| Уровень, отвес. | Перпендикулярные прямые. | Уровень отвес. | Построение перпендикулярных прямых. | |
| Геометрические тела: куб, брус. Элементы куба, бруса, вершины, их количество. | Квадрат, прямоугольник. | Куб. Брус. Грани, рёбра, верши-ны. | Построение квадрата и прямоугольника. | |
| Куб, его свойства. | Свойства квадрата. | Куб, его элемен-ты. | Построение квадратов. | |
| Брус, его свойства. | Свойства прямоугольника. | Остро-уголь-ный высота прямо-уголь-ный | Построение прямоугольников. | |
| Масштаб (понятие). | Соотношение единиц измерения длины. | Мас-штаб. | Построение отрезков в масштабе 1:100 | |
| Изображение квадрата в масштабе 1:1000. | Квадрат. | Пери-метр квадрата | Построение квадрата в М 1:1000. Вычисление его периметра. | |
| Изображение прямоугольника в масштабе 1:1000. | Прямоугольник. | Пери-метр прямо-угольника. | Построение прямоугольника в М 1:1000. Вычисление его периметра. | |
| Изображение геометрических фигур в масштабе 1:10 000. | Треугольник. | Виды треугольников по длине сторон и видам углов. | Построение треугольника масштабе 1:10 000 по трём сторонам. | |
| Изображение квадратов в М 2:1. | Свойства квадрата. | Диагональ квадрата. | Построение квадрата в М 2:1 | |
| Изображение квадратов в М 2:1.
| Свойства прямоугольника | Диаго-наль прямо-угольника | Индивидуальная работа: построение прямоугольников. | |
| Изображение геометрических фигур в М 10:1. | Свойства треугольника, виды углов. | Высота треугольника. | Построение квадрата в масштабе 10:1. | |
| Изображение геометрических фигур в М 100:1. | Соотношение единиц измерения длины. | Уменьшение отрезков в несколько раз. | Построение прямоугольника в М 100:1. | |
| Работа над ошибками. |
|
|
| |
| Перпендикулярные прямые. | Горизонталь-ные, вертикальные, наклонные прямые. |
| Построение перпендикулярных прямых. | |
| Параллельные прямые. | Перпенди-куляр. Равные отрезки. |
| Построение параллельных прямых. | |
| Построение высоты треугольника. | Виды треугольников | Высота треугольника. | Построенные высоты в треугольниках разных видов. | |
| Куб | Квадрат. Элементы квадрата и куба. | Рёбра, стороны, вершины, грани. | Изображение куба в тетради. | |
| Брус. | Прямоугольник. Элементы | Рёбра, стороны, вершины, грани. | Изображение бруса в тетради. | |
| Масштаб. | Уменьшение и увеличение отрезков |
| Изображение прямоугольника в масштабе 1:2, 2:1. |
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса письма и развития речи в 6 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов(Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1./под ред. Воронковой В.В./- М.: «Владос», 2000) и учебником русского языка длядля 6 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида авторов Н.Г.Галунчиковой, Э.В. Якубовской (М.: Просвещение, 2004).
Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа – в неделю.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- правильно обозначать звуки буквами на письме;
- подбирать группы родственных слов;
- проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путём подбора родственных слов;
- разбирать слово по составу;
- выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;
- строить простое распространённое предложение с однородными членами;
- связно высказываться устно и письменно (по плану);
- пользоваться словарём.
Учащиеся должны знать:
- способы проверки написания гласных и согласных в корне слова.
Тематическое планирование по письму и развитию речи в 6 классе
(136 ч)
№ п/п | Наименование разделов | Кол – во часов | Контрольные уроки | Уроки развития письменной связной речи | |
1. | Повторение. Предложение. | 6 | Контрольный диктант. Тема: «Повторение изученных в 5 классе орфограмм и правил пунктуации». |
| |
2. | Звуки и буквы. | 6 | Контрольная работа по теме «Звуки и буквы» | Сочинение по коллективно составленному плану на материале наблюдений «Ранняя осень». |
|
3. | Состав слова. | 33 | Проверочный диктант по теме «Состав слова». | Деловое письмо. Письмо товарищу на тему «Школьная жизнь» | |
Самостоятельная работа «Орфограммы в корнях слов». | Деловое письмо.Учимся писать объявления, приглашение | ||||
Контрольный диктант за 1 четверть. | |||||
Контрольно списывание с грамматическим заданием. | |||||
4. | Имя существительное. | 30 | Проверочный диктант по теме «Правописание безударных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения в единственном числе» | Краткое изложение «Лесной пожар» (отрывок из рассказа Г. Паустовского «Заячьи лапы») | |
Контрольный диктант «правописание безударных окончаний существительных множественного числа. Мягкий знак после шипящих на конце существительных» |
| ||||
Контрольный диктант по итогам 2 четверти. | |||||
5. | Имя прилагательное. | 47 | Контрольное списывание с грамматическим заданием «правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода единственного числа» | Деловое письмо.Заметка в стенгазету «Интересное мероприятие в классе». | |
Составление рассказа на тему «В ожидании праздника» | |||||
Составление рассказа по наблюдениям и коллективно составленному плану «Приметы весны» | |||||
Контрольный диктант по итогам 3 четверти. | |||||
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | Рассказ описательного характера с использованием сравнений и прилагательных «Погода сегодня» | ||||
6. | Предложение. | 8 ч |
| Составление рассказа по плану «Моя жизнь в школе» |
|
7. | Повторение. | 5 ч | Контрольный диктант по итогам года. |
|
|
Итого |
| 135 ч | 13 ч | 9 ч |
|
Поурочное планирование по письму и развитию речи
№ п/п | Дата | Содержание программного материала. | Связная устная, письменная речь. | Словарные слова. | Контрольно-диагностические материалы. |
|
| I четверть 38 часов. |
|
|
|
I |
| Предложение |
|
|
|
1. |
| Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | Составление предложений по данным схемам. Работа с деформированнымипредло-жения-ми. Выразительное чтение стихотворения. |
| Индивидуальные карточки. |
2. |
| Распространенные предложения.
| Распространение предложений второстепенными членами. Вместо вопросов поставить нужное слово (выбрать предложения к схемам). Составление словосочетаний, предложений.
| хозяин | Карточка «Распространить предложения второстепенными членами». |
3. |
| Нераспространенные предложения. | Использование антонимов в письменной речи. Составление рассказов, межфразовые связи. Слова, передающие чувства, настроение. |
| Зрительно-орфографический диктант. |
4. |
| Предложения с однородными членами.
| Распростране-ниепредло-жений одно-родными чле-нами. Составление предложения со словарным словом.
| фанера | Словарный диктант. |
5. |
| Знаки препинания при бессоюзном перечислении. | Составление рассказа на данную тему, по вопросам.
|
| Письмо по памяти. |
6. |
| Однородный союз и в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородном союзе. | Составление сжатого пересказа, используя однородные члены. Составление рассказа из деформированного текста. Текст, главная мысль (самопроверка по учебнику). |
| Самостоятельное списывание. |
II |
| Звуки и буквы. |
|
|
|
7. |
| Алфавит. Ь – показатель мягкости. Ь – разделительный. | Составление рассказа, используя данные слова. Устно ответить на вопросы, используя наблюдения «Деревья ранней осенью». |
| Карточка «Выбери ь – показатель мягкости, ь – разделительный». (Взаимопроверка). |
8. |
| Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. | Составление рассуждения. Составление рассказа. Текст, тема текста. Составление предложений на тему «Осень» по картине. |
| Карточка «Сомневаюсь, проверяю, пишу». |
9. |
| Двойные и непроизносимые согласные в корне слова. | Составление словосочетаний, используя предлоги. Составление предложений, используя слова: осенью, солнце, груст-ные, ненастные, радостный, праздник, золотой. (Взаимопроверка). | Телеграмма Антенна, коммунист, перрон. | Словарный диктант. |
10. |
| Закрепительные упражнения по теме «Звуки и буквы» и «Предложение». Правописание гласных и согласных в корне слова. | Текст и заглавие, отражающее главную мысль текста. Составление рассказа, используя синонимы.
|
| Письмо по памяти. |
11. |
| Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения, запятая при однородном перечислении. | Составление сказки, используя слова, словосочетание рисунки по дан-ному началу. Ответы на вопросы. Пересказ текста по вопросам. |
| Комментирован-ное письмо. |
12. |
| Урок развития речи. Сочинение по итогам наблюдения по коллективно составленному плану. «Ранняя осень». | Части текста. Составление плана письменного рассказа на тему. |
| Умение использовать материал наблюдений в собственном высказывании |
III |
| Состав слова. |
|
|
|
13. |
| Однокоренные или родственные слова. Корень слова.
| Составление рассказа по рисунку, данным словам. |
| Зрительно-орфографический диктант. |
14. |
| Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи. | Описание предметов по плану. Составление диалога. Текст, главная мысль текста. |
| Выборочный диктант. |
15. |
| Образование слов с помощью приставки. | Признаки сказки. Объяснение пословиц. Главная мысль текста. |
| Карточка «Выбери по смыслу приставку в словах». |
16. |
| Образование слов с помощью суффиксов.
| Составление предложений. Подобрать слова по смыслу и составить словосочетания
| Мужчина, женщина. | Словарный диктант. |
17. |
| Суффиксы со значением «огромный», уменьшительно – ласкательные суффиксы. | Редактирование текста и его озаглавливание Составление словосочетаний предложений. Составление предложений с обращением, используя уменьшительно- ласкательные суффиксы (подружка, бабулечка, мамочка…) |
| Объяснительный диктант. |
18. |
| Суффиксы, передающие отношение к предметам. | Составление предложений, используя в словах суффиксы, передающие разные отношения к предметам. |
| Карточки «Вставить в предложения слова по смыслу». |
19. |
| Окончание слова. Грамматическая роль окончания. | Текст, главная мысль текста. Связать слова по смыслу в словосочетаниях с помощью окончаний. Тематический словарь. Восстановление предложений из деформированных слов. |
| Самостоятельное списывание исправленного текста. |
20. |
| Закрепительные упражнения по теме. «Состав слова». Однокоренные, родственные слова. Части слова. | Пословицы и поговорки в устной и письменной речи. Составление предложений, используя родственные слова – (хор – хоровой, швея – швейная, столяр – столярная …) на школьную тему. | семена | Самостоятельное заполнение таблицы. |
21. |
| Приставка, суффикс; окончание – формообразующая часть слова. | Восстановление предложений из деформированных слов. Составить основную часть рассказа по данному началу, концу, используя слова с приставками. Исправление речевых ошибок. |
| Карточки «Подбери слова к данным схемам». |
22. |
| Контрольный диктант по теме «Состав слова». | Умение использовать полученные знания на письме. |
|
|
23. |
| Правописание безударных гласных в корне слова. | Объяснение правил беседы. Закончи рассказ. Озаглавливание текста. |
| Карточки «Подбери проверочные слова». |
24. |
| Способы проверки безударных гласных в корне слова. | Составление диалога. Чтение по ролям. Прямое и переносное значение слов. |
| Карточки «Сомневаюсь, проверяю, пишу». |
25. |
| Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. | Антонимы. Составление текста из деформированных частей. Части текста.
| Сейчас. Теперь. | Словарный диктант. |
26. |
| Способы проверки звонких и глухих согласных. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. | Составление текста – письма, добавить начало и конец. Тема текста. Главная мысль и заглавие текста. |
| Зрительно-орфографический диктант. |
27. |
| Непроизносимые согласные в корне слова. | Использование синонимов, антонимов в письменной речи. Составление приветствия, используя слово – здравствуй, здравствуйте. (Самопроверка) |
| Письмо по памяти. |
28. |
| Урок развития речи. Письмо (родным, подруге…) на тему школьной жизни. | Письмо по плану. Расположить части текста-письма по плану. |
|
|
29. |
| Закрепительные упражнения по теме: «Гласные и согласные в корне». Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне. | Объяснение орфограмм по таблице «Учись работать над ошибками». «Допиши словечко»
|
| Карточки «Сомневаюсь, проверяю, пишу». |
30. |
| Правописание слов с двойными, непроизносимыми и непроверяемыми гласными в корне слова. | Составление пересказа (письменно) из нераспростра-ненных предложений. Вставить противополож-ные по значе-нию выделен-ным. Объяснение правописаний по таблице «Учись работать над ошибками». |
| Комментированное письмо. |
31. |
| Проверочный диктант по теме: «Состав слова». |
|
| Умение применять изученные правила. |
32. |
| Приставка и предлог. (Роль приставки и предлога). | Составление рассуждения (устно). Заглавие и главная мысль текста. Составление предложений, используя данные словосочетания Диалог. Рассказ о поведении в природе (устно).
|
| Самостоятельное списывание исправленного рассказа. |
33. |
| Дифференциация приставки и предлога. | Составление предложений. Составление краткого пересказа по вопросам. | Середина | Письмо по памяти. |
34. |
| Контрольная работа за I четверть. |
|
| Умение применять изученные правила. |
35. |
| Работа над ошибками. |
|
| Самостоятельная работа по карточкам. |
36. |
| Разделительный Ъ после приставок. | Образование новых слов с помощью приставок. Составление предложений с данными выражениями. |
| Зрительно-орфографический диктант. |
37. |
| Дифференциация Ь и Ъ (разделительные). | Работа над фразеологичес-кими оборотами (объяснение устно). Текст, тема и заголовки. |
| Выборочный диктант. |
|
| II четверть 28 часов. |
|
|
|
|
| Содержание программного материала. | Развитие письменной и устной связной речи. | Новые слова. |
|
|
| Состав слова. |
|
|
|
38. |
| Правописание приставок. Гласная в приставках. | Текст, признаки текста. Заглавие и тема текста. Чтение по ролям. Составление диалога из деформированных частей. Составление предложения. | Договор | Объяснительный диктант. |
39. |
| Единообразное написание гласных в приставках. | Слова, пере-дающие черты характера. Деление текста по плану на части. Рассуждение. Красная строка (Абзац). |
| Письмо по памяти. |
40. |
| Согласные в приставках. | Составление предложений со словарным словом. Заменить слова однокоренными словами с приставкой. Составление основной части текста по рисунку, данным словам, словосочета-ниям. Красная строка (Абзац). Заглавие и главная мысль текста. Составление предложений из деформи-рованных слов. | Выкройка. | Объяснительный диктант. |
41. |
| Единообразное написание согласных в приставках (кроме приставок на – з, - с). |
|
| Комментированное письмо. |
42. |
| Урок развития речи. Объявление. Приглашение. | Деление на части по плану. Составление текста из деформированных предложений. Составление текста Объявления по плану, образцу. |
| Умение самостоятельно писать по образцу. |
43. |
| Гласная и согласная в приставках (закрепление темы). Состав слова. Повторение темы. Приставка и предлог. | Составление словосочетаний Письменные ответы на вопросы. |
| Карточка «Приставка или предлог». |
44. |
| Правописание гласных и согласных в приставках, ъ после приставок. | «Допиши словечко». Заполнить таблицу. Исправь речевую ошибку. Продолжи мысль данными примерами. |
| Выборочное списывание (самостоятельно). |
45. |
| Контрольное списывание с грамматическим заданием (по пройденной теме индивидуально). |
|
| Умение применять полученные знания при самостоятельной работе. |
IV |
| Части речи. |
|
|
|
|
| I. Признаки частей речи. |
|
|
|
46. |
| Родственные слова, относящиеся к разным частям речи.
| Составление текстов с помощью разных частей речи. Составление предложений.
| Богатство. Добыча. | Выборочный диктант. |
47. |
| Дифференциация частей речи в предложении. | Восстановить последовательность событий, составить план событий. Пересказ по плану. |
| Карточка «Дополнить предложения частями речи». |
|
| II. Имя существительное. |
|
|
|
48. |
| Многозначность существительного. Роль существительных в речи. | Составление рассказа по иллюстрации (устно). «Рисование» картины с помощью су-ществитель-ных. Озаглавливание получившегося текста. Пересказ с опорой на су-ществитель-ные. Составление предложений. |
| Зрительно-предупредительный диктант. |
49. |
| Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж. | «Рисование» (с помощью существитель-ных) словесной картины по данной теме. Роль пословиц и поговорок в речи. |
| Карточка с заданием «Определить род, число, падеж существительных. |
50. |
| Имена собственные. Правописание имен собственных. | Ответы на вопросы, используя собственные имена сущес-твительные. Озаглавливание текста: заголовок выражает главную мысль. «Продолжи игру»: заменить нарицательныесуществитель-ныеодно-коренными собственными и наоборот. |
| Самостоятельная работа: написать имена членов своей семьи (класса), название своей улицы. |
51. |
| Мужской и женский род существительных с шипящей на конце. | Составление сказки по рисунку, дан-ным слово-сочетаниям, словам. |
| Карточка «замени выражения одним словом – глухое место…..» |
52. |
| Склонение имен существительных в единственном числе. | Составление предложений на тему «Первый снег» (земля, береза, сад, поле…) с опорой на картину. |
| Карточка «Поставь слово в нужной форме». |
53. |
| Три типа склонения имен существительных. | Составление слово соче-таний, предло-жений на тему «Первый снег». | Смородина. | Выборочный диктант. |
54. |
| Наблюдения за единообразным написанием ударных и безударных окончаний существительных I склонения. Способы проверки. Окончания существительных I склонения в Р.,Д.,П. падежах. | Текст. Заглавие и тема текста. Составление рассказа по вопросам. |
| Письмо по памяти. |
55. |
| Безударные окончания имен существительных 2 склонения. Способы проверки. Окончания существительных 2 склонения в Т., П. падежах. | Составить предложения с данными словами2 склонения на тему «Зима».. |
| Выборочный диктант. |
56. |
| Безударные окончания существительных 3 склонения. Окончания существительных 3 склонения в Р., Д., П. падежах. Способы проверки. | Составление предложений с данными словами. Текст, озаглавливание Сравнения в тексте, их роль в описании предмета, действия. Творческое списывание с заменой существитель-ных одного склонения другим склонением. | Медаль. Солдат. | Комментированное письмо. |
57. |
| Развитие речи. Краткое изложение «Лесной пожар» (отрывок из рассказа Г. Паустовского «Заячьи лапы») |
|
| Умение использовать материалы наблюдения в собственном высказывании. |
58. |
| Закрепление темы: «Склонение существительных единственного числа». Единообразное написание окончаний существительных единственного числа 1,2,3 склонений. | Заголовок и главную мысль текста. Расположить части текста в нужной последовательности. Составление предложений из данных слов. План письма. Ответы на вопросы. |
| Самостоятельное запоминание таблицы «Подумай, проверь, запиши». |
59. |
| Грамматические признаки существительного (одушевленное - неодушевленное, собственное – нарицательное, род, число, падеж, склонение). | Письменный пересказ текста. Чтение по ролям. Найди речевую ошибку. |
| Разбор данных существительных по таблице (самостоятельно) стр.96 учебника. |
60. |
| Правописание безударных гласных в корнях слов и окончаниях существительных единственного числа. | Составление сложносочинённыхпредло-жений с дан-ными словами. |
| Карточка «Вставь пропущенную гласную» |
61. |
| Контрольный диктант за II четверть.
|
|
| Умение использовать пройденные правила. |
62. |
| Работа над ошибками. |
|
| Объяснительный диктант. Индивидуальные карточки. |
63. |
| Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных множественного числа в начальной форме (И.п.). | Текст. Заглавие и главная мысль текста. Составление словосочетаний предложений. | Директор. Инженер. | Словарный диктант. |
64. |
| Склонение имен существительных множественного числа. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных множественного числа. | Замена существительных одного числа другим. Распространение предложений однородными членами. |
| Карточка с заданием «Поставь выделенные существительные в нужной форме» |
65. |
| Окончание существительных множественного числа в дательном падеже. | Текст, главная мысль. Составление предложений с данными словосочетаниями на школьную тему. |
| Письмо по памяти. |
|
| III четверть |
|
|
|
66. |
| Окончания существительных множественного числа в творительном падеже. Дифференциация Д. и Т. падежей множественного числа. | Выразительное чтение стихотворения. Настроение содержания. Приметы месяцев года.
|
| Зрительно-предупредительный диктант. |
67. |
| Предложный падеж существительных множественного числа. Падежные окончания существительных предложного падежа. | Текст, тема и главная мысль. Признаки поздней осени – устный рассказ. Замена одного числа существительного другим. |
| Карточка с заданием «Поставь выделенные существительные единственного числа во множественном». |
68. |
| Правописание падежных окончаний существительных множественного числа в родительном падеже –ов, -ев, -ей.
| Чтение по ролям, найди слова говорящего. Составление диалога. Озаглавливание текста (выразить тему).
|
| Зрительно-предупредительный диктант (подготовка к уроку развитие речи). |
69. |
| Шипящие на конце существительных множественного числа в Родительном падеже. | Восстановление деформированныхпредло-жений. Межфразовые связи. |
| Карточка с заданием «Поставить существительные в скобках в Р. падеже множественного числа». |
70. |
| Существительные единственного числа мужского и женского рода, множественного числа, родительного падежа на шипящие. | Синонимы, как выразительные средства языка. Текст, главная мысль. Рассказ (устно): «Забота о птицах зимой». Определить тему текста по заглавию. Составление плана стенгазеты. Заметка о хорошем поведении ребят (домашнее задание). |
| Комментирован-ное письмо.
|
71. |
| Существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа. | Составление предложений. Составление рассказа «Работа в мастерской», используя существитель-ные един-ственного или только мно-жественного числа. Ответить устно «Что и в каком отделе магазина продается». | Кефир, печенье, сметана, шоколад. | Словарный диктант. |
72. |
| Закрепление темы «Существительные множественного числа». Существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа. | «Найди пару предложения. Угадай, из каких сказок предложения» | Депутат, председа-тель | Выборочный диктант. |
73. |
| Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных множественного числа. Родительный падеж множественного числа. | Закончить рассказ (устно). Межфразовые связи (слова, указывающие на последо-вательность событий). Письменные ответы (пересказ по вопросам). Составление предложений. |
| Карточка «Допиши пропущенное слово», (подготовка к уроку развития речи). |
74. |
| Контрольный диктант: «Правописание безударных окончаний существительных множественного числа. Шипящие у существительных родительного падежа множественного числа». |
|
| Умение использовать изученные правила. |
75. |
| Работа над ошибками. |
|
| Объяснительный диктант. Самостоятельная работа с карточками. |
II |
| Имя прилагательное. |
|
|
|
76. |
| Признаки имен прилагательных. Роль прилагательных в устной и письменной речи. | Описание признаков предмета (по заданию). Составление предложений. Составление своего рассказа (устно) по картине, используя прилагательные | Командир. Рапорт. | Словарный диктант (проверка сложных слов по орфографическому словарю самостоятельно). |
78. |
| Согласование имен прилагательных с существительными в роде. | Распростране-ниепредло-женийприла-гательными. Составь харак-теристику друга (подруги), используя прилагательные характеристики людей. Текст, тема и заглавие. |
| Зрительно-предупредительный диктант. (Примеры на школьную тему). |
79. |
| Изменение имен прилагательных по родам. Окончания имен прилагательных единственного числа мужского, женского, среднего рода. | Прямое и переносное значение слов. Составление предложений. | Океан. | Зрительно-предупредительный диктант. (Примеры на школьную тему). |
80. |
| Развитие речи статья в газету. Рассказ на школьную тему. |
|
| Умение использовать материалы наблюдений в собственном высказывании. |
81. |
| Окончания прилагательных единственного числа мужского рода. Ударное окончание прилагательных мужского рода. | Текст – описание. Прилагатель-ные для описания внешности, повадок. Тематическая группа словосочетаний Составление рассказа на тему: «Природа зимой» (заметка). |
| Карточка «Поставь прилагательное в нужной форме». |
82. |
| Окончания имен прилагательных женского рода. | Текст, тема и заглавие. Рассказать о правилах пешехода. Выборочное списывание. |
| Объяснительный диктант. |
83. |
| Окончания имен прилагательных единственного числа среднего рода. -ее в окончаниях прилагательных среднего рода. | Текст. Описание зимнего утра (3-4 предло-жения). Текст и заглавие. Составление предложений со словарным словом. | Шоссе. | Самостоятельное списывание «Вставь по смыслу подходящие существительные прилагательным. |
84. |
| Дифференциация родовых окончаний прилагательных единственного числа. | Текст и план текста. Составление краткого пересказа, используя словосочетания текста. |
| Письмо по памяти. |
85. |
| Изменение имен прилагательных по числам. Окончания прилагательных множественного числа. | Распростране-ние текста прилагательными. Сравнение текстов. Заменить выражения прилагательными. |
| Выборочный диктант. |
86. |
| Согласование прилагательных с существительными в роде, числе. | Признаки текста. Составление предложений на тему «Скоро праздник», используя данные словосочетания Текст, заглавие текста. | Сосед. | Карточка. «Вставь прилагательные, определи число, род». |
87. |
| Окончания прилагательных среднего рода, единственного числа – ее, множественного числа – ие. | Пословицы, их роль в устной и письменной речи. Антонимы в тексте, сравнения.
|
| Зрительно-предупредительный диктант. |
88. |
| Дифференциация единственного и множественного числа прилагательных. | Деление текста по плану. Части текста, абзац. Заглавие и главная мысль текста. Используя тематическую группу слов, составить предложения «В ожидании праздника». |
| Комментированное письмо.
|
89. |
| Закрепительные упражнения по теме: «Изменение прилагательных по родам, числам». | Составление диалога. Антонимы в тексте для характеристики героя. Дополнить схему разбора имени прилагательно-го. |
| Самостоятельное списывание с заданием. |
90. |
| Склонение имен прилагательных в единственном числе. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода. Согласование имен прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Окончания прилагательных мужского, среднего рода в именительном и косвенных падежах (сравнение). | Текст, его главная идея. Заглавие и главная мысль текста. Выборочное списывание словосочетаний из предложений. Устный рассказ о преданности животных к людям. |
| Карточка с заданием: «Дополни строчку прилагательным». |
91. |
| Именительный и винительный падежи прилагательных мужского и среднего рода. | Распростране-ние текста прилагательными. Составление предложений. | Мавзолей. Трибуна. | Зрительно-предупредительный диктант (подготовка к уроку Развитие речи). |
92. |
| Урок развития речи. Составление рассказа на тему: «В ожидании праздника». По опорным словам и данному плану. | Признаки текста (закрепление). |
| Умение использовать накопленный материал в собственном высказывании. |
93. |
| Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода. Окончания прилагательных Родительного падежа.
| Пословицы, их значение в речи. Составление предложений Текст, тема и главная мысль текста. Выборочное списывание. | Прекрасный. | Зрительно-предупредитель-ный диктант. |
94. |
| Окончание - его в прилагательных мужского и среднего рода после шипящих в безударном положении. | Прямой и переносный смысл слов. Письменные ответы на вопросы. Деление текста по плану. Составление краткого пересказа. |
| Комментирован-ное письмо. |
95. |
| Дательный падеж имен прилагательных мужского, среднего рода. Окончания прилагательных Дательного падежа.
| Текст и заглавие. Описание предмета: характер, повадки, внешность. Выборочное списывание.
| Календарь. | Списывание с заданием: «Вставить прилагательное, выбирая более точное, для обозначения признака существительного, согласовать с существительным. |
96. |
| Правописание окончания - ему в прилагательных среднего рода после шипящих в безударном положении. | Составление предложений на данную тему. Поздравительная открытка. (Домашнее задание). Составление предложений из деформированных слов. |
| Объяснительный диктант. |
97. |
| Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Окончания прилагательных в творительном падеже | Прилагатель-ные для описания природы. (Сравнивание текстов). Составление словосочета-ний. Составление предложений по наблюю-дениям «Пого-да сегодня».
|
| Словарный диктант (самостоятельная проверка по орфографическому словарю). |
98. |
| Закрепительные упражнения на правописание окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже. | Распростране-ние текста прилагательными. Составление описания предмета с опорой на данный текст. |
| Зрительно-предупредитель-ный диктант. |
99. |
| Дифференциация окончаний прилагательных в Р.,Д.,Т. падежах мужского и среднего рода единственного числа. Способ проверки безударных окончаний прилагательных. | Составление предложений. Выборочное списывание. | Интересный. | Письмо по памяти.
|
100. |
| Предложный падеж прилагательных мужского, среднего рода. Окончания предложного падежа.
| Прилагатель-ные в посло-вицах. Подписать рисунки предложениями из текста. |
| Объяснительный диктант. |
101. |
| Окончание - ем в прилагательных мужского и среднего родапосле шипящих в безударном положении. | Выборочное списывание. Составление предложений из данных слов. | Апельсин. Мандарин. | Самостоятельное списывание. |
102. |
| Дифференциация творительного и предложного падежей прилагательных мужского и среднего рода. Правописание ударных и безударных окончаний прилагательных в творительном и предложном падежах. | Восстановление деформированных предложений с предложным управлением. Распростране-ние текста прилагательными. Составление памятки для работы в мастерской (устно). |
| Письмо по памяти (правила безопасности). |
103. |
| Закрепление «Склонение прилагательных единственного числа мужского, среднего рода». Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. | Текст и заглавие. Составление предложений на тему природы. Дополни предложения. Письменные ответы на вопросы. План и распростране-ние слово-сочетаний.Озаглавливание заметки, определяя тему текста (изменения в природе). Устные ответы на вопросы. | Агроном | Письмо по памяти. |
104. |
| Контрольное списывание |
|
| Умение применять изученные правила в практической деятельности. |
105. |
| Урок развития речи. «Приметы весны». Составление рассказа по коллективному плану, наблюдениям. | Признаки текста. Межфразовые связи, связь частей текста. Абзац. Текст и главная мысль текста. |
| Использование наблюдений в собственном высказывании. |
106. |
| Контрольный диктант за III четверть. Работа над ошибками. |
|
| Умение применять правила на практике. |
107. |
| Работа над ошибками. | Составление предложений. |
| Карточки «Подумай, докажи, напиши». |
108. |
| Склонение прилагательных женского рода. | Заглавие текста и тема. Сравнения, как выразительные средства языка. Выборочное списывание. |
| Карточка «Согласуй прилагательные с существитель-ными». |
|
| IV четверть |
|
|
|
109. |
| Родительный, дательный, творительный, предложный падежи имен прилагательных женского рода. Окончания прилагательных.
| Составление предложений. Ответить на вопрос заголовка (устно). Выборочное списывание. | Оборона. | Зрительно-предупредитель-ный диктант. |
110. |
| Окончание -ей после шипящих в прилагательных женского рода.
| Прямое и переносное значение слов. Ответы на вопросы. Синонимы – выразительные средства языка. |
| Карточка «Поставь прилагательное в нужном падеже, согласуя с существитель-ными». |
111. |
| Дифференциация родительного, дательного, творительного, предложного падежей прилагательных. Правописание ударных и безударных окончаний прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном, предложном падежах. | Описание, используя рисунок, данные словосочетания. Составление плана к тексту. Составление предложений из деформированных слов. Пересказ по плану. Замена прилагательных противоположными по смыслу. | гербарий | Самостоятельное списывание. |
112. |
| Винительный падеж прилагательных женского рода. Окончания прилагательных женского рода в винительном падеже. | Замена выражений прилагательными. Текст и тема. Тематическое единство слов. Составление предложений. |
| Зрительно-предупредитель-ный диктант. |
113. |
| Правописание ударных и безударных окончаний прилагательных женского рода в винительном падеже. | Составление предложений. Восстановление частей текста по плану. | Конфета. | Письмо по памяти. |
114. |
| Закрепление темы «Прилагательные единственного числа. Род имён прилагательных «единственного числа». | Распространение предложений прилагательными. Диалог. Составление предложений. Соответствие пунктов плана и последовательности событий в рассказе. Синонимы.
| Сервиз. | Словарный диктант. |
115. |
| Правописание ударных и безударных окончаний прилагательных единственного числа». | Краткий пересказ текста. Закончи предложения прилагательными. |
| Самостоятельное списывание. (Использование таблицы «Учись работать над ошибками»). |
116. |
| Урок развития речи. «Погода сегодня». Рассказ описательного характера, с элементами сравнения, с включением в рассказ прилагательных. | Сравнения в тексте. |
| Использование материалов наблюдения. |
117. |
| Склонение имен прилагательных во множественном числе. Согласование прилагательных множественного числа с существительными в падеже. | Фразеологические обороты как выразительные средства языка. Выборочное списывание. |
| Комментирован-ное письмо. |
118. |
| Родительный и предложный падежи прилагательных множественного числа. Ударные и безударные окончания прилагательных множественного числа в Р., П. падежах. | Текст и заглавие. Выборочное списывание. |
| Зрительно-предупредитель-ный диктант. |
119. |
| Дательный и творительный падежи прилагательных множественного числа. Окончания прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах. | Распространение текста прилагательными. Составление предложений с данными выражениями. Замена одного числа прилагательного другим.
| Космонавт. | Объяснительный диктант. |
120. |
| Правописание ударных и безударных окончаний прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах. | Ответы на вопросы (письменно). Описание (словесное) портрета человека. Составление предложений из данных слов. Продолжить диалог, используя прилагательные. |
| Письмо по памяти.
|
121. |
| Закрепительные упражнения «Прилагательные множественного числа». Правописание безударных окончаний прилагательных. | Заглавие и тема текста. Составление рассказа из деформированных частей. Составление словосочетаний сиспользованием сравнений. Составление диалога. Составление краткого пересказа текста по вопросам. |
| Комментирован-ное письмо. |
122. |
| Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». |
|
| Умение использовать правила в практической деятельности. |
V |
| Предложение (8 часов) |
|
|
|
123. |
| Предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисления без союзов, знаки препинания при бессоюзном перечислении.
| Составление рассказа по рисунку и данным словам. Озаглавливание текста. Распространение предложения однородными членами. Составление предложений. | Балкон. | Карточки «Дополнить предложения однородными членами». |
124. |
| Перечисления с союзами а, но. Знаки препинания перед союзами а, но. | Составление предложений по данным схемам. Ответы на вопросы. Дополнить предложения однородными членами. | Экватор. Материя.
| Самостоятельное списывание. Словарный диктант. |
125. |
| Одиночный союз и в предложениях с однородными членами. | Составление предложений из деформированных слов. Восстановить содержание текста, используя картинки. Составление пересказа. Текст и основная мысль | Вытачка. | Письмо по памяти. |
126. |
| Сложное предложение. Главные члены предложения в сложном предложении. Запятая в сложном предложении. | Составление словосочетаний Распростране-ниепредло-жений и части сложных предложений второстепенными членами. Составление текста из нераспространенных предложений. Пересказ. | Фонтан. | |
127. |
| Союзы и, а, но в сложном предложении. Знаки препинания перед союзами и, а, но в сложном предложении. | Придумать конец рассказа. Дополнить предложения, определить тему. Составление рассказа по картинкам. |
| Объяснительный диктант |
128. |
| Урок развития речи. Составление рассказа по плану «Моя жизнь в школе» |
|
| Умение использовать материалы наблюдений в собственном высказывании. |
129. |
| Обращение. Место обращения в предложении. Знаки препинания при обращении. | Дополнить текст обращением. Составление предложений. Чтение диалога по ролям. Составление диалога на данную тему. | Пожалуйста. |
|
130. |
| Практическое употребление обращения. | Определи героев сказки по их речи. Допиши предложения. |
| Карточка «Выбери обращение» (правила этикета). |
VI |
| Повторение за год (5ч) |
|
|
|
131. |
| Повторение темы «Состав слова», «Части речи». Правописание безударных гласных в приставках, корнях слов. | Текст. Главная мысль текста. Рассуждение (устно) по данному алгоритму. |
| Карточка «Сомневаюсь, проверяю, пишу» |
132. |
| Имя существительное. Правописание безударных окончаний существительных в единственном и множественном числе. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных. | Заголовок и основная мысль текста. Замена повторяющихся существительных синонимами. Сравнение текстов, исходного и исправленного. |
| Зрительно-предупредитель-ный диктант. |
133. |
| Имя прилагательное. Правописание безударных окончаний прилагательных единственного и множественного числа. | Дополнение предложений. Письменные ответы на вопросы. Распространение текста прилагательными. |
| Карточка «Вставь нужное окончание» |
134. |
| Контрольный диктант за год. |
|
|
|
135. |
| Работа над ошибками. | Составление предложений. |
| Работа с карточками |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков математики 5 класса, учебник Н.Я. Виленкин
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов:Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. – 3-е изд., перераб. –...
Календарно-тематическое планирование уроков математики 5 класс
Планирование составлено на основе сборника рабочих программ. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/(сост.Т.А. Бурмистрова). – М.: Просвещение, 2011год....
Календарно-тематическое планирование по математике 8 класс VIII вида
Календарно-тематическое планирование по курсу «Математика» 8 класс составлено с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с умственной отсталость...
Календарно - тематическое планирование уроков математики 5 класс (170 часов)
Календарно - тематическое планирование уроков математики 5 класс (170 часов)...
Календарно-тематическое планирование уроков математики 5 класс
Календарно-тематическое планирование уроков математики 5 класс составлено на основе авторской программы к УМК по математике для 5-6 классов, авторы Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шва...
Календарно-тематическое планирование уроков математики 6 класс
Календарно-тематическое планирование уроков математики 6 класс составлено на основе авторской программы к УМК по математике для 5-6 классов, авторы Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С...
Календарно-тематическое планирование уроков математика 5 класс ФГОС
Календарно-тематическое планирование уроков математика 5 класс ФГОС...