«Особенности формирования словаря у детей младшего школьного возраста
методическая разработка по теме

 Одной из  актуальных проблем логопедии является развитие речи у детей с ЗПР.  Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство общения, служит важнейшим инструментом социализации таких детей.  Школьник должен иметь достаточный объем пассивного и активного словаря, знать обобщенное, отвлеченное значение слов, обозначающих состояние, оценку, качество, признаки предмета, точно употреблять слова в речи. В этой связи представляется важным исследование особенностей овладения словарным запасом и возможности целенаправленного формирования словаря у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Хакасия

ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения

квалификации и  переподготовки работников образования»

ТЕМА: «Особенности формирования словаря у детей младшего школьного возраста

 с задержкой психического развития»

Научный руководитель: Толмачева Н.Я.

Кандидат педагогических наук.

Выполнил: Кулакова Елена Юрьевна

учитель логопед

МОУ специальная (коррекционная) школа интернат №8

Саяногорск.  

     

Абакан 2008

 

Одной из  актуальных проблем логопедии является развитие речи у детей с ЗПР.  Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство общения, служит важнейшим инструментом социализации таких детей.  Школьник должен иметь достаточный объем пассивного и активного словаря, знать обобщенное, отвлеченное значение слов, обозначающих состояние, оценку, качество, признаки предмета, точно употреблять слова в речи. В этой связи представляется важным исследование особенностей овладения словарным запасом и возможности целенаправленного формирования словаря у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Аналитический обзор литературы по теме позволил выявить следующее противоречие в организации и содержании коррекционного обучения по развитию речи:

  1. между потенциальными возможностями младших школьников с ЗПР и недостаточной разработанностью  научно-методических основ  речевого  развития;
  2. между традиционными формами подачи  словарного материала и необходимостью разработки новых подходов к методическому обеспечению занятий по развитю словаря младших школьников с ЗПР;
  3. между определенными этапами речевого развития и критериями оценок уровня этого развития;
  4. между особенностями развития словаря детей с ЗПР соответствующим содержанием и приемами его формирования;

Сказанное позволяет  выдвинуть в качестве актуальной проблемы поиска методы диагностирования особенностей формирования словаря у детей младшего школьного возраста с ЗПР, научного их обоснования.

 Целью исследования: это выявление особенностей формирования словаря и составление  диагностики словарного запаса у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  2. Предложить методики для выявления особенностей формирования словаря детей младшего школьного возраста с ЗПР.
  3. Проанализировать данные полученные в ходе экспериментальной работы.

Значимость исследования заключается в том, что предлагаемая система методик обследования поможет учителю-логопеду выявить уровень сформированности словаря ребенка 6-8 лет.

Развитие словаря у детей в онтогенезе осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.

  Для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития -  характерным являются: бедность, примитивность, активного и пассивного словаря, отсутствие ассоциативных связей, затруднение в подборе сходных или противоположных по значению слов, затруднение в составлении предложений.

Слово как элемент в учебно-познавательной деятельности младшего школьника.

  1. элемент системы языка занимает центральное место в процессе формирования сознания;
  2. развитие речи имеет социально-историческую обусловленность;
  3. предметная отнесенность слова формируется в онтогенезе и является продуктом развития.

     

Особенности  развития словаря у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

  1. задержка речевого развития;
  2. поздний период детского словотворчества;
  3. недостаточная сформированность грамматического строя;
  4. низкий уровень ориентированности в звуковой  действительности;
  5. своеобразие связной речи;
  6. недостаточная сформированность основных этапов порождения речевого высказывания;
  7. неполноценность спонтанной и отраженной речи.

Чтобы оценить состояние словаря и выявить особенности формирования словаря ребенка младшего школьного возраста были проведены исследования  в шк.№8 и использованы и адаптированы методики, описанные в работах Г.В.Бабина, Л.С. Волковой,  А.Р. Лурия,  И.А. Смирновой, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной.:

  1. Оценка пассивного словаря по лексической группе имен существительных.
  2. Оценка    активного    словаря    по    лексической    группе    имен существительных.
  3. Определение уровня понимания детьми лексических значений, применительно к различным грамматическим категориям (существительные, прилагательные, глаголы).
  4. оценка умения испытуемых в подборе синонимов и антонимов к предъявленным устно словам.
  5. составление предложений со словами-стимулами.

Обследование словаря проводилось путем предъявления и называния картинок по одной из лексических тем. Детям было предложено выполнить пять заданий по четырем лексическим темам: "Транспорт", "Домашние животные", "Одежда", "Обувь".

Обобщенный результат диагностических исследований каждого ребенка выявил, что у детей преобладает низкий уровень развития словаря, который наблюдается более чем у половины детей (57%) Детей со средним уровнем развития меньше (43%). Детей с высоким уровнем развития среди испытуемых нет.

Таким образом, мы видим, что словарный запас у детей младшего школьного возраста с ЗПР, характеризуется:

  1. малым объемом активного и пассивного словаря;
  2. бедностью ассоциативных связей;
  3. затруднением в подборе сходных или противоположных по значению слов;
  4. затруднением в составлении простых предложений с заданным словом;
  5. наличием речевых штампов, лишенных реального содержания.

Детям с ЗПР свойственна пониженная обучаемость, однако они                               способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные знания, умения и навыки умственной деятельности в другие ситуации.

Поэтому, создание оптимальных условий для развития речевой деятельности ведет к реальным возможностям для психического развития, в том числе и усвоение языковой системы. Значительными возможностями в этом плане могут обладать средства логопедического воздействия.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В работе названы основные особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития...

Формирование мышления у детей младшего школьного возраста средствами спортивного ориентирования

Влияние занятий спортивным ориентированием на мыслительные процессы детей...

Гимнастика как средство формирования школы движений детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен...

Роль наглядных методов в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста

Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них ...

Формирование художественной культуры детей младшего школьного возраста в процессе занятий народно-песенным творчеством.

Именно в культуре человек обретает свое бытие, именно культура задает содержание, стиль, характер мышления и отношения человека к окружающей действительности, а также формирует образ мира человека как...

Особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с ДЦП

В статье рассматриваются особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с ДЦП, важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП и практические рекомендаци...