«Особенности формирования словаря у детей младшего школьного возраста
методическая разработка по теме
Одной из актуальных проблем логопедии является развитие речи у детей с ЗПР. Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство общения, служит важнейшим инструментом социализации таких детей. Школьник должен иметь достаточный объем пассивного и активного словаря, знать обобщенное, отвлеченное значение слов, обозначающих состояние, оценку, качество, признаки предмета, точно употреблять слова в речи. В этой связи представляется важным исследование особенностей овладения словарным запасом и возможности целенаправленного формирования словаря у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Хакасия
ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения
квалификации и переподготовки работников образования»
ТЕМА: «Особенности формирования словаря у детей младшего школьного возраста
с задержкой психического развития»
Научный руководитель: Толмачева Н.Я.
Кандидат педагогических наук.
Выполнил: Кулакова Елена Юрьевна
учитель логопед
МОУ специальная (коррекционная) школа интернат №8
Саяногорск.
Абакан 2008
Одной из актуальных проблем логопедии является развитие речи у детей с ЗПР. Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство общения, служит важнейшим инструментом социализации таких детей. Школьник должен иметь достаточный объем пассивного и активного словаря, знать обобщенное, отвлеченное значение слов, обозначающих состояние, оценку, качество, признаки предмета, точно употреблять слова в речи. В этой связи представляется важным исследование особенностей овладения словарным запасом и возможности целенаправленного формирования словаря у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Аналитический обзор литературы по теме позволил выявить следующее противоречие в организации и содержании коррекционного обучения по развитию речи:
- между потенциальными возможностями младших школьников с ЗПР и недостаточной разработанностью научно-методических основ речевого развития;
- между традиционными формами подачи словарного материала и необходимостью разработки новых подходов к методическому обеспечению занятий по развитю словаря младших школьников с ЗПР;
- между определенными этапами речевого развития и критериями оценок уровня этого развития;
- между особенностями развития словаря детей с ЗПР соответствующим содержанием и приемами его формирования;
Сказанное позволяет выдвинуть в качестве актуальной проблемы поиска методы диагностирования особенностей формирования словаря у детей младшего школьного возраста с ЗПР, научного их обоснования.
Целью исследования: это выявление особенностей формирования словаря и составление диагностики словарного запаса у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
- Предложить методики для выявления особенностей формирования словаря детей младшего школьного возраста с ЗПР.
- Проанализировать данные полученные в ходе экспериментальной работы.
Значимость исследования заключается в том, что предлагаемая система методик обследования поможет учителю-логопеду выявить уровень сформированности словаря ребенка 6-8 лет.
Развитие словаря у детей в онтогенезе осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.
Для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития - характерным являются: бедность, примитивность, активного и пассивного словаря, отсутствие ассоциативных связей, затруднение в подборе сходных или противоположных по значению слов, затруднение в составлении предложений.
Слово как элемент в учебно-познавательной деятельности младшего школьника.
- элемент системы языка занимает центральное место в процессе формирования сознания;
- развитие речи имеет социально-историческую обусловленность;
- предметная отнесенность слова формируется в онтогенезе и является продуктом развития.
Особенности развития словаря у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
- задержка речевого развития;
- поздний период детского словотворчества;
- недостаточная сформированность грамматического строя;
- низкий уровень ориентированности в звуковой действительности;
- своеобразие связной речи;
- недостаточная сформированность основных этапов порождения речевого высказывания;
- неполноценность спонтанной и отраженной речи.
Чтобы оценить состояние словаря и выявить особенности формирования словаря ребенка младшего школьного возраста были проведены исследования в шк.№8 и использованы и адаптированы методики, описанные в работах Г.В.Бабина, Л.С. Волковой, А.Р. Лурия, И.А. Смирновой, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной.:
- Оценка пассивного словаря по лексической группе имен существительных.
- Оценка активного словаря по лексической группе имен существительных.
- Определение уровня понимания детьми лексических значений, применительно к различным грамматическим категориям (существительные, прилагательные, глаголы).
- оценка умения испытуемых в подборе синонимов и антонимов к предъявленным устно словам.
- составление предложений со словами-стимулами.
Обследование словаря проводилось путем предъявления и называния картинок по одной из лексических тем. Детям было предложено выполнить пять заданий по четырем лексическим темам: "Транспорт", "Домашние животные", "Одежда", "Обувь".
Обобщенный результат диагностических исследований каждого ребенка выявил, что у детей преобладает низкий уровень развития словаря, который наблюдается более чем у половины детей (57%) Детей со средним уровнем развития меньше (43%). Детей с высоким уровнем развития среди испытуемых нет.
Таким образом, мы видим, что словарный запас у детей младшего школьного возраста с ЗПР, характеризуется:
- малым объемом активного и пассивного словаря;
- бедностью ассоциативных связей;
- затруднением в подборе сходных или противоположных по значению слов;
- затруднением в составлении простых предложений с заданным словом;
- наличием речевых штампов, лишенных реального содержания.
Детям с ЗПР свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные знания, умения и навыки умственной деятельности в другие ситуации.
Поэтому, создание оптимальных условий для развития речевой деятельности ведет к реальным возможностям для психического развития, в том числе и усвоение языковой системы. Значительными возможностями в этом плане могут обладать средства логопедического воздействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В работе названы основные особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития...
Формирование мышления у детей младшего школьного возраста средствами спортивного ориентирования
Влияние занятий спортивным ориентированием на мыслительные процессы детей...
Гимнастика как средство формирования школы движений детей младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен...
Роль наглядных методов в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста
Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них ...
Формирование художественной культуры детей младшего школьного возраста в процессе занятий народно-песенным творчеством.
Именно в культуре человек обретает свое бытие, именно культура задает содержание, стиль, характер мышления и отношения человека к окружающей действительности, а также формирует образ мира человека как...
Особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с ДЦП
В статье рассматриваются особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с ДЦП, важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП и практические рекомендаци...