Роль наглядных методов в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста
статья

Hяруй Раиса Tахановна

Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_obucheniya.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

 «Роль наглядных методов в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста».

 

                                                              Няруй Раиса Тахановна

                                                              воспитатель школы-интерната,

                                                              МКУОШИ «Панаевская школа-интернат

                                                              среднего (полного) общего образования»,

п. Панаевск

        

Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека.

В самом деле, нет, и не может быть активной познавательной деятельности человека без устойчивого внимания с его стороны к законам и явлениям окружающего мира.

 Познавательная деятельность личности, всегда связана с каким - нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, в первую на объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности.

Разная степень заинтересованности личности в объекте или явлении порождает разное отношении к деятельности, а, следовательно, и уровень познавательной активности и самостоятельности. И это закономерно. В процессе целенаправленной познавательной деятельности человек не только проявляет свое отношение к объектам окружающего мира, но и пробуждают не только познавательное, но и регулярное значение: они не только помогают усваивать новые знания, но и оказывают плодотворное влияние на формирование отношений к самой познавательной деятельности.

Познавательный интерес - это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. Сила познавательного интереса состоит в том, что, являясь глубоко личностным образованием, он «обнажает объективные ценности обучения, сообщает учению силу, легкость, интенсивность и быстроту; придает познавательной деятельности личностный смысл; содействует ее продуктивности, снимает негативное состояние участников деятельности (утомление, инертность, равнодушие); придает всей учебной деятельности благоприятный эмоциональный тонус...» Рядом с развитием интереса идет становление таких ценных качеств личности как наблюдательность, старательность, настойчивость, умение преодолевать трудности, стремление к поиску, самостоятельность и др. Под влиянием интереса познание принимает личностный смысл. Благодаря познавательному интересу деятельность ученика становится плодотворной. Интерес к деятельности побуждает человека к дальнейшей деятельности, содействует ее длительности и продуктивности.

Познавательный интерес - важный фактор учения. В то же время он жизненно необходимый фактор становления личности. Жизнь, лишенная познавательного интереса тускнеет; личность лишена того значимого внутреннего стимула, который постоянно подталкивает ее движение, позволяет пережить радость интеллектуального удовлетворения в любой деятельности, какой бы человек не занимался.

Познавательный интерес оказывает существенное влияние на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение.

Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги - классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям.

Амос Коменский в своей "Великой дидактике" сформулировал «золотое правило» наглядного обучения. Согласно которому и чувственном восприятии преподносится все, что только можно предоставить для восприятия чувствами. А именно: «видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запах - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие - либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами...»

В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений.

Однако пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна. По мнению некоторых специалистов, если, например, орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени, то орган осязания за ту же единицу времени пропускает 10 ООО условных единиц информации, а орган зрения - 100000, т.е. около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

Таким образом, отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, принцип наглядности ставят на первое место. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. На это положение обращал внимание и великий русский педагог К. Д. Ушинский. Он отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха.

Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.

Наглядность имеет свои конкретные особенности, свои виды.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств.

Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п.

При использовании наглядных методов необходимо соблюдать ряд условий.

а)        применяемая наглядность должна соответствовать возрасту воспитанников;

б)        наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно

в)        наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все дети могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г)        необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д)        детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е)        демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж)        привлекать самих воспитанников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Обучающая и воспитывающая функции наглядного метода обусловливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов.

Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее.

Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, ОУО, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер. Он позволяет наглядно увидеть в динамике многие процессы.

Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, то есть значительно расширяют возможности наглядных методов в воспитательном процессе.

Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять

следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

  • использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
  • использование современных информационных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
  • рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
  • использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

Посредством использования средств ИКТ осуществляется развитие личности ребенка, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества: развитие различных видов мышления; развитие коммуникативных способностей;

формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации; развитие умений моделировать задачу или ситуацию;

формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Применение современных методов обучения совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы

Использование средств наглядности на занятии имеет огромное значение для повышения качества усвоения детьми дошкольного возраста информации, развития психики и решения педагогических возможностей воспитателя. Я. А. Коменский, К Д. Ушинский утверждали, что наглядность способствует приобретению осознанных и прочных знаний, она реализует связь теории и практики, содействует развитию абстрактного мышления на основе связи конкретного и абстрактного, формирует познавательный интерес и активность. Отечественные педагоги и психологи утверждали, что использование наглядного материала на занятиях по развитию речи, физическому воспитанию, ознакомлению с окружающим и в повседневной жизни помогают педагогу придерживается, наряду с другими, одного из основных дидактических принципов обучения - принципа наглядности, преследуя при этом цель - адаптация ребенка в окружающем мире. В соответствии с вышесказанным выбранная тема представляется актуальной.

К Д. Ушинский говорил: "Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах... Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в юношеской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - ухо, глаз, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания".

Список литературы:

1. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников// Формирование учебной деятельности школьников. - М.: Педагогика, 1982.

2. Шадриков В.Т. Психология деятельности и способности человека. - М, 1996.

3. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.,2000.

4. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М., Просвещение 1988 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей младшего школьного возраста на уроке физической культуры

В системе начального школьного образования большое место занимают проблемы, связанные с противоречием между монопредметным обучением и необходимостью применения интегративных знаний, а также с противо...

Программа групповых занятий по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Программа составлена на основе программы "Развитие познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития", Гл...

Рабочая программа индивидуальных занятий по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Рабочая программа составлена на основе программы "Развитие познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития", Глазовой Е. А., Москва, ...

Программа "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями"

Давыдова Н.И. Программа "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями" // 2016 г....

РЕЖИМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания школьниковСодержательные основы оздоровительной физической культурыФорма занятий физическими упражнениями в режиме д...

Особенности развития двигательной активности детей младшего школьного возраста

К группе младшего школьного возраста относятся дети в возрасте от 6 до 10 лет, а по некоторым классификациям от  7 до 12 лет. Педагоги, родители и все работающие с детьми младшего школьного возра...