Звук [Д] и буква «Д». Приметы осени.
план-конспект урока по теме
Конспект группового логопедического занятия с детьми с системным недоразвитием речи тяжёлой степени при умственной отсталости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy.docx | 69.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звук [Д] и буква «Д».
Второе занятие по теме.
Группа: Системное недоразвитие речи тяжёлой степени при умственной
отсталости.
Цель:
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с буквой «Д».
Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звука [д].
Упражнять в соотнесении звука [д] с буквой «Д».
Упражнять в выполнении инструкций «Возьми – отдай».
Упражнять в чтении открытых слогов с буквой Д.
Тренировать в составлении предложений с помощью пиктограмм.
Совершенствовать навык составления рассказа с опорой на мнемодорожки.
Обобщать знания о приметах осени.
Коррекционно – развивающие:
Развивать артикуляционную моторику, плавное речевое дыхание, мелкую моторику.
Развивать общую моторику, через упражнения с мячом.
Развивать пространственные представления «лево», «право» через упражнения с мячом.
Формировать произношение звука [д].
Развивать фонематический слух: выделять и дифференцировать [д] в слогах.
Развивать внимание, память, слуховое восприятие.
Воспитательные: Воспитывать желание правильно произносить звуки, активность на занятии, умение слушать своих товарищей и четко выполнять инструкции логопеда.
Оборудование: К\д Железновой «Пальчиковые игры», «Весёлая логоритмика». буква Д, символ буквы, картинки для артикуляционной гимнастики, тетради с вклеенными заданиями, карточки для чтения слогов, кассы букв у каждого из детей, наклейки – звёздочки, 2 мяча, мнемодорожки, карточки для мнемодорожек «приметы времён года», пиктограммы «приметы времён года».
План занятия:
Организационный момент. Ритуал приветствия.
Настрой на занятие.
Артикуляционная гимнастика.
Дыхательные упражнения. Игра «По мячу стучу, а потом его качу».
Пальчиковая гимнастика «Краб».
Уточнение артикуляции звука [Д]. Упражнение «Стучим в барабан».
Соотнесение звука и буквы.
Фонетическая зарядка. Пение слоговых цепочек. Пение цепочек из двух слогов. Игра «Эхо».
Чтение слогов.
Динамическая пауза. Игра «Передай мячик».
Гимнастика для глаз.
Составление предложений с помощью пиктограмм.
Повторение. Лексическая тема «Приметы осени». Заполнение мнемодорожки «Приметы осени».
Итог занятия. Рефлексия.
Ритуал прощания.
Ход занятия:
№ п\п | Этап занятия | Деятельность логопеда | Деятельность детей | Оборудование |
Организацион-ный момент. Ритуал приветствия. | Сидит на стуле напротив детей. Хлопает по ладошкам детей, произнося «При – вет». Следит за правильным произношением детей. - Дети, посмотрите – к нам на занятие пришли гости, подарите им свои улыбки. | Сидят на стульчиках. Хлопают по ладоням логопеда, отвечая «При – вет». Приветствуют гостей. | ||
Настрой на занятие. | На занятии наши глазки смотрят и всё … Наши ушки слушают и всё … Головка работает … Язычок чётко произносит все … | Отвечают: … видят … слышат … хорошо … звуки. | ||
Артикуляцион-ная гимнастика. | Рассказывает «Сказку о язычке» | Повторяют движения за логопедом. | Картинки артикуляционной гимнастики. | |
Дыхательные упражнения. Игра «По мячу стучу, а потом его качу». | Произносит сочетания гласных звуков, последний из которых пропевается. О-О-О А-А-А О-О-И А-А-Э У-У-У И-И-У Э-Э-Ы Ы-Ы-О | Распределяются парами и садятся против друга на расстоянии 2-3 м. Первые два звука произносят кратко, ударяя по мячу рукой. Третий звук произносят протяжно, при этом катят мяч ребёнку, сидящему напротив. | 2 мяча | |
Пальчиковая гимнастика «Краб» | Ветер дует, задувает, Пальму в стороны качает -2 раза. А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит - 2 раза. Чайка над водой летает И за рыбками ныряет - 2 раза. А под пальмой … Под водой на глубине Крокодил лежит на дне - 2 раза. А под пальмой …. | У детей: Руки прижаты друг к другу (от кисти до локтя), пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руки, стараясь попадать в такт музыке. Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Большие пальцы соединены, остальные – согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими. Большие пальцы соеденены боковыми сторонами, остальные прижаты друг к другу, разведены в стороны (крылья). Машем ими в воздухе. Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, «открываем и закрываем» пасть крокодила. | к\д Железновой Композиция «Краб». | |
Уточнение артикуляции звука [Д] Упражнение «Стучим в барабан». | Уточнение артикуляции звука [Д]. Давайте вместе произнесём звук «д». — при произнесении звука [Д] губы открыты или закрыты? — при произнесении звука [Д] зубы открыты или закрыты? — при произнесении звука [Д] ветерок встречает преграду? - какую преграду встречает ветерок? - Значит звук [Д] какой? Гласный или согласный? — при произнесении звука [Д] горлышко дрожит или нет? положите все руку на горлышко. -Значит звук какой? звонкий или глухой? Следит, чтобы дети произносили звук [Д] громко, но не кричали. | Дети отвечают полным ответом - при произнесении звука [Д] губыоткрыты - при произнесении звука [Д] зубы открыты - при произнесении звука [Д] ветерок встречает преграду - язычок - звук [Д] согласный - при произнесении звука [Д] горлышко дрожит. - Звук [Д] звонкий. Имитируя игру на барабане, бьют указательными пальчиками по столу, произнося звук [Д]. | Картинки для звукового анализа. Символ звука [Д] по Ткаченко Т. А. | |
Соотнесение звука и буквы. | А теперь дети, покажите какой буквой мы обозначаем звук [Д]. А теперь давайте пропишем букву д у себя на ладошке. Прописывает букву на ладошке у каждого из детей. Давайте подумаем, на что похожа буква д? У каждого из вас в тетради картинка, на которой спряталась буква Д. Найдите её. Обведите часть, которая похожа на чемоданчик, обведите часть, которая похожа на табурет. Найдите все буквы «Д» и обведите их в кружок. | Находят букву в кассе букв. Пишут у себя на ладошке. Работают в тетрадях. Один ребёнок у доски. Работают в тетрадях. | Кассы букв. Буква Д В тетради и на доске у учителя В тетради: | |
Фонетическая зарядка. Пение слоговых цепочек. Пение цепочек из двух слогов. Игра «Эхо». Чтение чистоговорки с опорой | Поём, хлопаем ладонями по коленочкам. Да- да-да-да-да-да-да. Следит, чтобы пальчики на ладошках были вместе. Ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду. До-до-до-до-до-до-до. Ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды. Ди-ди-ди-ди-ди-ди-ди. Дэ-дэ-дэ-дэ-дэ-дэ-дэ. Да-ду-да-ду-да-ду До-ды-до-ды-до-ды-до Ди-дэ-ди-дэ-ди-дэ До-до Да-да Ди-ди Ды-ды Ду-ду Дэ-дэ. Ду-ду-ду-ду – потерял пастух дуду, Да-да-да-да – в огороде лебеда, Ды-ды-ды-ды – мы собрали ягоды. До- до-до-до – Свили аисты гнездо. | Поют, хлопая ладонями по коленочкам. Да- да-да-да-да-да-да. Ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду. До-до-до-до-до-до-до. Ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды. Ди-ди-ди-ди-ди-ди-ди. Дэ-дэ-дэ-дэ-дэ-дэ-дэ. Да-ду-да-ду-да-ду До-ды-до-ды-до-ды-до Ди-дэ-ди-дэ-ди-дэ До-до Да-да Ди-ди Ды-ды Ду-ду Дэ-дэ. Проговаривают вместе с логопедом. | Музыкальное сопровождение. Опора – картинки (пастух, лебеда, ягоды в лукошке, аисты в гнезде). | |
Чтение слогов. | - Вы замечательно поёте. А теперь потренируемся в чтении слогов. В окошечках вы видите слоги, «Нажимая на кнопочки» прочитайте их. Контролирует правильность чтения слогов. | Дети читают слоги в окошечке. При этом «нажимают на кнопочки» сначала большим, затем указательным пальцами. Сначала вместе с педагогом, затем все вместе, потом по одному. | Карточки для чтения слогов. | |
Динамическая пауза Игра «Передай мячик». | - Вы молодцы! А теперь немножко поиграем! Даёт детям сигналы о передаче мяча: «Возьми – отдай», «Мяч влево», «Мяч вправо». | Стоят по кругу лицом к центру. Передают мяч сначала педагогу, а затем по кругу в одну сторону. По сигналу взрослого меняют направление передачи мячика. | CD Железновой Композиция «Передай мячик». | |
Гимнастика для глаз «Листопад». | - А сейчас я вам предлагаю вашим глазкам отдохнуть. | Следят глазами за предметам на презентации. | Гимнастика для глаз Галкиной «Листопад». | |
Составление предложений с помощью пиктограмм. | - Скажите, пжалуйста, как называется явление, когда опадают листья. - А это примета какого времени года? - Возьмите карточки. - Разложите их перед собой. - Что изображено на них? - какой карточкой мы обозначим время года, которое сейчас. - По каким признакам вы определили, что здесь изображена осень? - Молодцы! Оставшиеся карточки уберите. - Составьте предложения о приметах осени. | Ответы детей. Выполняют задание. | Пиктограммы «Приметы времён года». | |
Повторение. Лексическая тема «Приметы осени» Заполнение мнемодорожки «Приметы осени». | - Я предлагаю вам самим составить рассказ об осени. Помогут вам дорожки. На них вы выкладываете карточки с приметами осени. -Будьте внимательны! - Расскажите, что вы выбрали. - Молодцы! - Отложите всё на край парты. | Выполняют инструкцию. -Проговаривание детьми своего выбора. | Мнемодорожки, карточки для мнемодорожек. | |
Итог занятия Рефлексия | - Теперь, дети, я уверена, что вы много знаете об осени. Кто мне скажет, что мы на занятии делали? - Я предлагаю вам оценить свою работу. И помогут нам в этом наши тучки: если вы считаете, что работали отлично, то выбираете солнышко, а если у вас что-то не получалось, то тучку. Оценивает деятельность детей. Молодцы ребята, вы все сегодня очень хорошо работали, но самыми активными сегодня были:…… Вклеивание в тетрадь наклеек- звёздочек. | Ответы детей. | Солнышки, тучки. Наклейки – звёздочки. | |
Ритуал прощания. | Сидит на стуле напротив детей. Хлопает по ладошкам детей, произнося «По - ка». Следит за правильным произношением детей. | Сидят на стульчиках. Хлопают по ладоням логопеда, отвечая «По - ка». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит"
Цели урока:1. уяснить значение понятий: «звук речи», «буква», «алфавит»;2. развитие умений различать звук речи и бук...
Занятие – экскурсия «Приметы осени».
Ребята, прозвенел звонок, но сегодня у нас будет не обычный занятие, мы с вами пойдем на экскурсию. Вы уже бывали на экскурсиях. Кто из вас помнит правила поведения на экскурсии? (ответы детей)....
Конспект развивающего занятия Приметы осени" (для детей 5-6 лет)
Цель: Формирование представлений детей об изменениях в природе осенью. Содержит познавательные и игровые моменты....
Познавательная викторина «Приметы осени»
Цель: Обобщить знания детей об осени.Задачи:Углубить знания детей об основных приметах и признаках осени;Активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воображение...
«Приметы осени»
Сценарий праздника для старшей и подготовительной группы «Приметы осени»...