Звук [Д] и буква «Д». Приметы осени.
план-конспект урока по теме

Михайлова Светлана Владимировна

Конспект группового логопедического занятия с детьми  с системным недоразвитием речи тяжёлой степени при умственной отсталости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy.docx69.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук [Д] и буква «Д».

Второе занятие по теме.

Группа: Системное недоразвитие речи тяжёлой степени при умственной

              отсталости.

Цель:        

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с буквой «Д».

Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звука [д].

Упражнять в соотнесении звука [д] с буквой «Д».

Упражнять в выполнении инструкций «Возьми – отдай».

Упражнять в чтении открытых слогов с буквой Д.

Тренировать в составлении предложений с помощью пиктограмм.

Совершенствовать навык составления рассказа с опорой на мнемодорожки.

Обобщать знания о приметах осени.

Коррекционно – развивающие:

Развивать артикуляционную  моторику, плавное речевое  дыхание, мелкую моторику.

Развивать общую моторику, через упражнения с мячом.

Развивать пространственные представления «лево», «право» через упражнения с мячом.

Формировать  произношение звука [д].

Развивать фонематический слух: выделять и дифференцировать [д]  в слогах.

Развивать внимание, память, слуховое восприятие.

Воспитательные: Воспитывать желание правильно произносить звуки, активность на занятии, умение слушать своих товарищей и четко выполнять инструкции логопеда.

Оборудование: К\д Железновой «Пальчиковые игры», «Весёлая логоритмика». буква Д, символ буквы, картинки для артикуляционной гимнастики, тетради с вклеенными заданиями, карточки для чтения слогов, кассы букв у каждого из детей, наклейки – звёздочки, 2 мяча, мнемодорожки, карточки для мнемодорожек «приметы времён года», пиктограммы «приметы времён года».

План занятия:

Организационный момент.  Ритуал приветствия.

Настрой на занятие.

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательные упражнения.  Игра «По мячу стучу, а потом его качу».

Пальчиковая гимнастика  «Краб».

Уточнение артикуляции звука [Д].    Упражнение  «Стучим в барабан».

Соотнесение звука и буквы.

Фонетическая зарядка. Пение слоговых цепочек.   Пение цепочек из двух слогов. Игра «Эхо».

Чтение слогов.

Динамическая пауза. Игра «Передай мячик».

Гимнастика для глаз.

Составление предложений   с помощью пиктограмм.

Повторение. Лексическая тема «Приметы осени». Заполнение мнемодорожки «Приметы осени».

 Итог занятия. Рефлексия.

Ритуал прощания.

Ход занятия:

№ п\п

Этап занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Оборудование

Организацион-ный момент. 

Ритуал приветствия.

Сидит на стуле напротив детей.

Хлопает по ладошкам детей, произнося «При – вет».

Следит за правильным произношением детей.

- Дети, посмотрите – к нам на занятие пришли гости, подарите им свои улыбки.

Сидят на стульчиках.

Хлопают по ладоням логопеда, отвечая «При – вет».

Приветствуют гостей.

Настрой на занятие.

На занятии наши глазки смотрят и всё …

Наши ушки слушают и всё …

Головка работает …

Язычок чётко произносит все …

Отвечают:

… видят

… слышат

… хорошо

… звуки.

Артикуляцион-ная гимнастика.

Рассказывает «Сказку о язычке»

Повторяют движения за логопедом.

Картинки артикуляционной гимнастики.

Дыхательные упражнения.

Игра «По мячу стучу, а потом его качу».

Произносит сочетания гласных звуков, последний из которых пропевается.

О-О-О

А-А-А

О-О-И

А-А-Э

У-У-У

И-И-У

Э-Э-Ы

Ы-Ы-О

Распределяются парами и садятся против друга на расстоянии 2-3 м.

Первые два звука произносят кратко, ударяя по мячу рукой. Третий звук произносят протяжно, при этом катят мяч ребёнку, сидящему напротив.

 2 мяча

Пальчиковая гимнастика

«Краб»

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает  -2  раза.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит  - 2 раза.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет  - 2 раза.

А под пальмой …

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне   - 2 раза.

А под пальмой ….

У детей:

Руки прижаты друг к другу (от кисти до локтя), пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руки, стараясь попадать в такт музыке.

Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Большие пальцы соединены, остальные – согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.

Большие пальцы соеденены боковыми сторонами, остальные прижаты друг к другу, разведены в стороны (крылья). Машем ими в воздухе.

Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, «открываем и закрываем» пасть крокодила.

к\д Железновой

Композиция «Краб».

Уточнение артикуляции звука [Д]

Упражнение  «Стучим в барабан».

Уточнение артикуляции звука [Д].

Давайте вместе произнесём звук «д».

— при произнесении звука [Д] губы открыты или закрыты?

— при произнесении звука [Д] зубы открыты или закрыты?  

— при произнесении звука [Д] ветерок встречает преграду?

- какую преграду встречает ветерок?

  - Значит звук [Д] какой?  Гласный или согласный?

— при произнесении звука [Д] горлышко дрожит или нет? положите все руку на горлышко.

-Значит звук какой? звонкий или глухой?

Следит, чтобы дети произносили звук [Д] громко, но не кричали.

Дети отвечают полным ответом

- при произнесении звука [Д] губыоткрыты

- при произнесении  звука [Д] зубы открыты

- при произнесении звука [Д] ветерок встречает преграду

- язычок

- звук [Д] согласный

- при произнесении звука [Д] горлышко дрожит.

- Звук [Д]  звонкий.

Имитируя игру на барабане, бьют указательными пальчиками по столу, произнося звук [Д].

Картинки для звукового анализа.

Символ звука [Д]   по Ткаченко Т. А.

Соотнесение звука и буквы.

А теперь дети, покажите какой буквой  мы обозначаем звук [Д].

А теперь давайте пропишем букву д у себя на ладошке.

Прописывает букву на ладошке у каждого из детей.

Давайте подумаем, на что похожа буква д?

У  каждого из вас в тетради картинка, на которой спряталась буква Д.  Найдите её. Обведите часть, которая похожа на чемоданчик, обведите часть, которая похожа на табурет.

Найдите все буквы «Д» и обведите их в кружок.

Находят букву в кассе букв.

Пишут у себя на ладошке.

Работают в тетрадях.

Один ребёнок у доски.

Работают в тетрадях.

Кассы букв.

Буква Д

В тетради и на доске у учителя

В тетради:

Фонетическая зарядка.

Пение слоговых цепочек.

Пение цепочек из двух слогов.

Игра «Эхо».

Чтение чистоговорки с опорой

Поём, хлопаем ладонями по коленочкам.

Да- да-да-да-да-да-да.

Следит, чтобы пальчики на ладошках были вместе.

Ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду.

До-до-до-до-до-до-до.

Ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды.

Ди-ди-ди-ди-ди-ди-ди.

Дэ-дэ-дэ-дэ-дэ-дэ-дэ.

Да-ду-да-ду-да-ду

До-ды-до-ды-до-ды-до

Ди-дэ-ди-дэ-ди-дэ

До-до

Да-да

Ди-ди

Ды-ды

Ду-ду

Дэ-дэ.

Ду-ду-ду-ду – потерял пастух дуду,

Да-да-да-да – в огороде лебеда,

Ды-ды-ды-ды – мы собрали ягоды.

До- до-до-до – Свили аисты гнездо.

Поют, хлопая ладонями по коленочкам.

Да- да-да-да-да-да-да.

Ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду.

До-до-до-до-до-до-до.

Ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды.

Ди-ди-ди-ди-ди-ди-ди.

Дэ-дэ-дэ-дэ-дэ-дэ-дэ.

Да-ду-да-ду-да-ду

До-ды-до-ды-до-ды-до

Ди-дэ-ди-дэ-ди-дэ

До-до

Да-да

Ди-ди

Ды-ды

Ду-ду

Дэ-дэ.

Проговаривают вместе с логопедом.

Музыкальное сопровождение.

Опора – картинки (пастух, лебеда, ягоды в лукошке, аисты в гнезде).

Чтение слогов.

- Вы замечательно поёте.

А теперь потренируемся в чтении слогов.

В окошечках вы видите слоги, «Нажимая на кнопочки» прочитайте их.

Контролирует правильность чтения слогов.

Дети читают слоги в окошечке.

 При этом «нажимают на кнопочки» сначала большим, затем указательным пальцами.

Сначала вместе с педагогом, затем все вместе, потом по одному.

Карточки для чтения слогов.

Динамическая пауза

Игра «Передай мячик».

- Вы молодцы! А теперь немножко поиграем!

Даёт детям сигналы о передаче мяча:

«Возьми – отдай», «Мяч влево», «Мяч вправо».

Стоят по кругу  лицом к центру. Передают мяч сначала педагогу, а затем по кругу в одну сторону. По сигналу взрослого меняют направление передачи мячика.

CD  Железновой

Композиция «Передай мячик».

Гимнастика для глаз «Листопад».

 - А сейчас я вам предлагаю вашим глазкам отдохнуть.

Следят глазами за предметам на презентации.

Гимнастика для глаз Галкиной  «Листопад».

Составление предложений   с помощью пиктограмм.

- Скажите, пжалуйста, как называется явление, когда опадают листья.

- А это примета какого времени года?

- Возьмите карточки.

- Разложите их перед собой.

- Что изображено на них?

- какой карточкой мы обозначим время года, которое сейчас.

- По каким признакам вы определили, что здесь изображена осень?

 - Молодцы! Оставшиеся карточки уберите.

-  Составьте предложения о приметах осени.

Ответы детей.

Выполняют задание.

Пиктограммы «Приметы времён года».

Повторение.

Лексическая тема «Приметы осени»

Заполнение мнемодорожки «Приметы осени».

 - Я предлагаю вам самим составить рассказ об осени.  

Помогут вам дорожки. На них вы выкладываете карточки с приметами осени.

 -Будьте внимательны!

- Расскажите, что вы выбрали.

 - Молодцы!

 - Отложите всё на край парты.

Выполняют инструкцию.

 -Проговаривание детьми своего выбора.

Мнемодорожки, карточки для мнемодорожек.

Итог занятия

Рефлексия

 - Теперь, дети, я уверена, что вы много знаете об осени.

Кто мне скажет, что мы на занятии делали?

 - Я предлагаю вам оценить свою работу. И помогут нам в этом наши тучки: если вы считаете, что работали отлично, то выбираете солнышко, а если у вас что-то не получалось, то тучку.

Оценивает деятельность детей.

Молодцы ребята, вы все сегодня очень хорошо работали, но самыми активными сегодня были:……

Вклеивание в тетрадь наклеек- звёздочек.

Ответы детей.

Солнышки, тучки.

Наклейки – звёздочки.

Ритуал прощания.

Сидит на стуле напротив детей.

Хлопает по ладошкам детей, произнося «По - ка».

Следит за правильным произношением детей.

Сидят на стульчиках.

Хлопают по ладоням логопеда, отвечая «По - ка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит"

Цели урока:1.     уяснить значение понятий: «звук речи», «буква», «алфавит»;2.     развитие умений различать звук речи и бук...

Занятие – экскурсия «Приметы осени».

Ребята, прозвенел звонок,  но сегодня у нас будет не обычный занятие, мы с вами пойдем на экскурсию. Вы уже бывали на экскурсиях. Кто из вас помнит правила поведения на экскурсии? (ответы детей)....

Конспект развивающего занятия Приметы осени" (для детей 5-6 лет)

Цель: Формирование представлений детей об изменениях в природе осенью. Содержит познавательные и игровые моменты....

Познавательная викторина «Приметы осени»

Цель:  Обобщить знания детей об осени.Задачи:Углубить знания детей об основных приметах и признаках осени;Активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воображение...

«Приметы осени»

Сценарий праздника для старшей и подготовительной группы «Приметы осени»...