Календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога
календарно-тематическое планирование по теме

Жуковец Анастасия Владимировна

Данный материал создан по программе Стребелевой Е.А. и Екжановой Е.А для детей с умственной отсталостью. Адаптирован и используется для развития детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno-tem-plan_uchitelya-defektologa.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Сенсорное воспитание

Задачи обучения и воспитания

Учить детей дифференцировать качества и отношения предметов.

Учить детей выделять основной признак в предметах, отвлекаясь от второстепенных признаков.        

Формировать у детей образы восприятия, учить запоминать и называть предметы и их свойства.

Продолжать формировать поисковые формы ориентировки – пробы, примеривание при решении практических и игровых задач.

Формировать у детей целостные формы предметов, образы-представления о знакомых предметах, их свойствах и качествах.

Учить воспринимать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, в строительных играх, в дидактических играх.

Развитие зрительного восприятия и внимания

Квартал

Основное содержание работы


I

   Учить детей различать объемные формы в процессе конструирования по подражанию действиям взрослого.

   Учить детей воспринимать величину – большой-маленький, самый большой, самый маленький.

   Учить детей дифференцировать объемные формы(шар, куб, треугольная призма) и плоскостные (треугольник, круг, квадрат).

   Формировать у детей ориентировку в пространстве группы и кабинета (у окна, у двери).

   Учить детей сличать четыре основных цвета: красный, синий, желтый, зеленый.

   Ввести в пассивный словарь детей названия воспринимаемых свойств: цвета и размер.


II

     Учить детей различать формы в процессе конструирования по образцу.

     Учить детей дифференцировать объемные фигуры.

      Учить детей соотносить реальный предмет с рисунком, с действиями, изображенными на картине.

     Учить детей складывать четырехместную матрешку, пользуясь методом проб.

     Учить детей складывать пирамидку из четырех колец, с учетом величины.

      Учить выделять четыре основных цвета (по образцу).

   Учить детей складывать разрезные картинки (3-4 части).



III

Учить детей по образцу, а затем по словесной инструкции строить из объемных фигур поезд, домик, башню.

Учить детей выбирать по образцу резко отличающиеся формы.

Учить детей в качестве способа соотнесения пользоваться способом накладывания (одной плоскостной фигуры на другую).

Учить детей при складывании пирамиды понимать инструкцию: «Возьми большое кольцо».

   Учить детей выбирать по слову круглые предметы из ближайшего окружения.

 Учить детей производить проталкивание в прорезы коробки/плоскостного коврика

    Учить детей вычленять цвет как признак, отвлекаясь от назначения предметов: к красному шарику подобрать красную ленточку, в зеленую машину поставить зеленый кубик.

Продолжать учить детей складывать разрезную картинку из 3-х/4-х частей.

Учить раскладывать кружки одного цвет внизу от заданной черты, а наверху кружки другого цвета по образцу и по словесной инструкции» Положи внизу. Положи вверху».

 Учить детей формировать предметы по одному заданному признаку – форма, величина, цвет. Учить вычленять форму как признак, отвлекаясь от назначения предметов («Соберем все круглые предметы в коробочку).

Развитие слухового восприятия и внимания

Квартал

Основное содержание работы


I

   Учить детей дифференцировать звучание трех музыкальных инструментов металлофон, барабан, дудочка).

   Учить детей определять последовательность звучания двух инструментов

   Учить детей решать познавательные задачи, связанные со слуховым анализатором («Угадай, кто пришел в гости»? кошечка, собака и т.п.).

    Учить детей понимать тихое и громкое звучание музыкального инструмента.


II

       Учить детей дифференцировать звукоподражания при выборе их трех-четырех предъявлений: «би-би», «чух-чух», «тук-тук».

Учить детей дифференцировать близкие по звучанию звукоподражания: «ку-ку»/«ку-ка-ре-ку».

     Учить  детей определять последовательность предъявляемых звучаний

   Учить детей определять заданное слово из предложенной фразы и отмечать это каким-нибудь действием: хлопком, прыжком и т.д.


III

     Учить детей дифференцировать звучание трех-четырех музыкальных инструментов (металлофон, маракас, дудочка, гармошка)

     Учить детей дифференцировать слова, разные по слоговому составу: дом, кукла, цыпленок.

     Продолжать учить детей выделять заданные слова из предъявленной фразы, реагируя на них определенным действием.

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Квартал

Основное содержание работы


I

   Учить детей выбирать на ощупь форму и величину предметов(дифференцировать в пределах трех).

   Учить детей выбирать игрушки на ощупь по слову (выбор из 3-х_.

   Учить детей производить выбор по величине  на ощупь («Дай большой мяч», «Дай маленькую пирамидку»).

  Учить детей воспринимать и дифференцировать на ощупь твердые и мягкие игрушки.


II

    Учить детей дифференцировать на ощупь предметы по форме и величине (выбор из 3-х)

   Учить детей обследовать предметы зрительно-тактильно.

   Учить детей определять предметы по температуре.


III

     Учить детей на ощупь дифференцировать шар, куб, пирамиду.

     Учить детей выполнять на ощупь выбор предметов разной формы или величины, материала по словесной инструкции («дай шар деревянный», «дай шар мягкий»).

    Формировать у детей координацию руки и глаза: узнавать на ощупь предметы резко различной формы при выборе из 2-х, 3-х.

    Продолжать учить детей различать на ощупь величину предметов (выбор из трех) по зрительному образцу или по словесной инструкции.

Показатели развития к концу года. Дети должны научиться: различать свойства и качества предметов: величина, вкус, температура; доставать знакомые предметы из «волшебного мешочка» по тактильному образцу (выбор из 2-х/3-х); учитывать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности.; складывать предметную разрезную картинку из трех частей; выполнять группировку предметов по заданному признаку (форма, величина, вкус, цвет); пользоваться методом проб при решении практических или игровых задач; выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения; называть в собственной активной речи знакомые свойства и качества предметов; дифференцировать звучание трех музыкальных инструментов, реагируя на их звучание определенным действием; дифференцировать слова, разные по слоговому составу.

Формирование мышления

Задачи обучения и воспитания

Создавать предпосылки для развития у детей наглядно-образного мышления: формировать обобщенные  представления о предметах, орудиях, их свойствах и качествах, роли в деятельности людей.

         Продолжать формировать умение анализировать проблемно-практическую задачу.

        Продолжать формировать зрительную ориентировку и основные функции речи в процессе решения проблемно-практических задач.

        Учить детей решать задачи наглядно-образного плана: предлагать детям сюжетные картинки с изображением ситуаций, знакомых из собственного практического опыта, стимулировать их высказывания, обобщения, раскрывающие смысл ситуаций.

        Формировать у детей восприятия целостной сюжетной ситуации, изображенной на картинках.

        Учить детей устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, изображенными на сюжетных картинках.

        Формировать у детей умения выполнять операции сравнения, обобщения, жэлементы суждения, умозаключения.

        Учить детей определять предполагаемую причину нарушенного хода влений, изображенного на сюжетной картинке.

        Учить детей определять последовательность событий, изображенных на картинках, раскладывать их по порядку, употреблять слова сначала, потом. 

Квартал

Основное содержание работы


I

   Создавать предпосылки для развития у детей наглядно-образного мышления: формировать обобщенные представления  о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, а также об их роли в жизни и деятельности людей.

   Учить детей анализировать проблемно-практическую задачу в речевых высказываниях.

   Формировать у детей зрительную ориентировку о основные функции речи (фиксирующую, сопровождающую, планирующую) в процессе решения проблемно-практических задач.

  Учить детей решать задачи наглядно-образного плана.


II

    Формировать у детей целостное восприятие ситуаций, изображенных на картинках, с опорой на свой реальный практический опыт.

   Учить детей устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, изображенными на картинках.

   Формировать у детей умение выполнять операции сравнения и обобщения.


III

     Учить детей определять предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку.

     Учить детей словесно определять последовательность событий, употребляя слова сначала ,потом, после раскладывания картинок по порядку.

Показатели развития к концу года. Дети должны научиться:  анализировать проблемно-практические задачи; иметь представления о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, роли в деятельности людей, воспринимать целостные сюжеты, ситуации, изображенные на картинках, с опорой на свой реальный опыт, устанавливая причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями.

Формирование элементарных количественных представлений

Задачи обучения и воспитания

Организовывать практические действия детей с различными предметами.

Совершенствовать и расширять познавательные и речевые возможности детей: формировать умственные действия, осуществляемые в развернутом наглядно-практическом плане; обучать практическим способам ориентировки (пробы, примеривание); развивать мыслительные операции (анализ и синтез), формировать сопровождающую и фиксирующую сторону речи.

Учить сравнивать множества по количеству.

Учить пересчитывать предметы и выполнять различные операции с множествами (объединение, разъединение) в пределах трех.

Квартал

Основное содержание работы


I

   Формировать представления детей о количестве 1,2, много, мало, пустой, полный.

     Учить сравнивать две неравные группы предметов по количеству  и качествах, а также об их роли в жизни и деятельности людей.

   Учить детей уменьшать и увеличивать количество предметов.


II

    Учить детей сравнивать две равные и неравные группы предметов по количеству, устанавливая, каких предметов поровну, больше, меньше, используя приемы наложения и приложения.

   Учить пересчету предметов в пределах двух соотносить количество предметов с количеством пальцев на руке.

   Формировать у детей умение сравнивать две группы предметов по количеству без счета, используя приемы наложения и приложения.

    Учить группировать предметы по количественному признаку.

     Учить выполнять операции объединения и разъединения в пределах двух.

    Упражнять в пересчете элементов множеств, воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь (предметы), движений.


III

     Формировать представления о том, что определенное количество предметов не меняется независимо от и расположения; количество предметов не зависит от их размера.

     Учить детей выделять три предмета из группы по подражанию, образцу, по слову, соотносить количество предметов с количеством пальцев.

   Учить детей сравнивать две группы предметов без пересчета.

    Учить детей определять количество предметов и изображений на картинках в пределах трех без пересчета.

    Совершенствовать умение  преобразовывать непрерывные множества, из неравных множеств делать равные.

   Продолжать формировать представления о сохранении количества, использовать прием приложения и счет.

    Упражнять в пересчете элементов множеств, воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь (предметы), движений.

Показатели развития к концу года. Дети должны научиться:  сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения  (приложение и наложение) и счет, обозначая словами больше меньше, поровну; осуществлять преобразование множеств, изменяющие количество, использовать один из способов преобразования; выделять три предмета из группы по слову; пересчитывать предметы в пределах трех; осуществлять группировку предметов по количественным признакам на основе образца; выполнять операции объединения и разъединения в пределах трех.

Ознакомление с окружающим

Задачи обучения и воспитания

Расширять ориентировку детей в окружающем. Начать формировать у детей представление о целостности человеческого организма.

  Учить детей наблюдать за деятельность и поведением человека в повседневной жизни и в труде.

        Знакомить людей с предметами окружающей действительности. Формировать у детей временные и пространственные отношения.

Формировать представления живой и неживой природе; учить выделять характерные признаки объектов живой и неживой природы.

Учить детей наблюдать за изменениями в природе и погоде.

Учить детей пользоваться в активной речи словесными характеристиками и определениями, обозначающими качественное своеобразие изучаемых предметов

Квартал

Основное содержание работы


I

     Формировать умения наблюдать за изменениями в природе (солнце, дождь, ветер, снег и т.п.). Знакомить с признаками осени

     Учить детей наблюдать за действиями и поведением людей (человек идет, моет руки, ест).

  Знакомить детей с профессиями.

   Знакомить детей со строением тела человека, основными частями тела и лица.

    Закрепить представления детей о домашних животных.

Учить узнавать знакомых животных по их голосам

Знакомить детей с овощами и фруктами

Знакомить детей с помещениями детского сада

Ввести в активный словарь слово игрушка и некоторые названия домашних животных.


II

    Продолжать формировать умения детей наблюдать за объектами живой и неживой природы, за сезонными изменениями в природе.

   Закреплять  представления детей о том, что в группе есть девочки и мальчики, чем различаются их любимые занятия.

    Продолжать знакомить детей с профессиями.

    Продолжать формировать представления детей о детском саде (зачем он нужен, кто там работает).

   Расширять представления детей о посуде. Ввести в активный словарь слово посуда.

   Знакомить детей с дикими животными.

   Формировать представления о зиме.

   Закреплять представления детей об игрушках.


III

    Знакомить детей с предметами одежды и обуви. Ввести в активный словарь детей слово одежда, обувь.

    Закреплять понятия детей о пище.

    Продолжать знакомить с повадками диких и домашних животных.

    Закреплять знания детей об овощах, фруктах.

    Знакомить детей с признаками весны и лета.

    Учить детей дифференцировать деревья, цветы и траву.

    Учить определять состояния природы и погоды.    

        

Показатели развития к концу года. Дети должны научиться:  называть свое имя, фамилию и возраст, показывать и называть основные части тела и лица; знать, что делает человек данной профессии; выделять по обобщающему слову, названному взрослым, некоторые предметы, игрушки, предметы посуды, одежды; называть некоторые объекты живой и неживой природы;; определять по изображениям времена года; определять на элементарном уровне особенности деятельности детей и специфику их одежды в зависимости от времени года.

Развитие речи и формирование коммуникативных способностей

Задачи обучения и воспитания

Формировать  у детей умения высказывать свои потребности во фразовой речи.

Учить детей произносить двусложную фразу.

Учить детей узнавать и описывать действия персонажа по картинкам.

Воспитывать у детей интерес к собственным высказываниям и высказываниям сверстников о наблюдаемых явлениях природы и социальных явлениях.

Разучивать с детьми потешки, считалочки, небольшие стихотворения.

Учить детей составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картинок (2-4 части).

Квартал

Основное содержание работы


I

     Учить детей высказывать в речи свои потребности («Я хочу…», «Дай мне…» и т.п.).

     Учить детей отражать в речи результаты наблюдений за природными явлениями и в быту.

      Учить детей выполнять инструкции, связанные с употреблением предлога на, употреблять этот предлог в речевых высказываниях.

         Разучивать с детьми потешки, считалочки, небольшие стихотворения.

          Учить детей составлять небольшие рассказы в форме диалога («Кто в домике живет?» «Куда Маша идет в гости?».)

          Учить детей описывать действия по их демонстрациям (построение фразы из 2-х,3-х слов).


II

    .Учить детей выполнять инструкции, связанные с употреблением предлога под, употреблять этот предлог в активной речи.

Учить дифференцировать предлоги на, под(выполнение инструкции, составление фразы).

Учить детей составлять фразу на основе выполнения инструкции, заданной взрослым.

 Знакомить детей с взаимодействием персонажей сказки «Теремок»

 Продолжать учить детей понимать текст с показом на игрушках.

Учить детей составлять небольшие описательные рассказы по игрушке (неваляшка, кукла, заяц).

     Разучивать с детьми потешки, считалочки, небольшие стихотворения «Зайка» А.Л.Барто, «Водичка-водичка».)

    Развивать у детей познавательную функцию речи: задавать элементарные вопросы, отвечать на них, вести небольшие диалоги друг с другом).


III

    Продолжать учить детей высказывать свои потребности и пожелания в речи («Хочу играть», «Дайте пить» и т,п.).

    Учить детей понимать изображение и действия персонажей, нарисованных на картинках, отвечать на вопросы по демонстрируемым картинкам.

   

Показатели развития к концу года. Дети должны научиться: выражать свои мысли и наблюдения и эмоциональные переживания через речевые высказывания; пользоваться в повседневной жизни фразами из трех слов; употреблять в речи называния детенышей животных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов; понимать и использовать в активной речи предлоги  на, над, вод, в, из, перед; использовать в речи имена существительные, глаголы в ед. и мн.числе; строить фразы по картинке, состоящие из 3-х, 4-х слов; понимать прочитанный текст, устанавливая явные причинно-следственные отношения, и отвечать на поставленные вопросы; понимать и передавать характер, особенности и повадки знакомых персонажей сказок; рассказывать наизусть 2-3 небольших стихотворения, петь песенку, поддерживать беседу по знакомой сказке.

Обучение игре

Задачи обучения и воспитания

Учить детей наблюдать за предметно-игровой деятельностью взрослого и воспроизводить ее при поддержке взрослого, подражая его действиям.

Учить детей обыгрывать игрушки.

Формировать у детей умение играть не только рядом, но и вместе, небольшими группами.

Обогащать представления детей о взаимоотношениях между людьми.

Формирование в игре представлений детей о содержании деятельности взрослых на основе наблюдения за их трудом.

Учить детей решать в игре задачи: использовать предмет-заместитель, фиксирующую речь, носящую экспрессивный характер, в процессе игры.

Учить детей осуществлять перенос усвоенных способов игровых действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность.

Активизировать самостоятельную деятельность детей, насыщая сюжет игровыми ситуациями.

Учить детей самостоятельно принимать решения о выборе будущей игры, закладывая основы планирования собственной деятельности.

 Закреплять умения детей драматизировать понравившиеся сказки и истории.

Квартал

Основное содержание работы


I

  Закреплять умения детей играть в «дочки-матери»

  Учить детей входить в сюжетные игры, в свою роль и выходить  из нее после окончания игры.

  Учить детей играть в строительные игры. 


II

    Учить детей участвовать в играх по семейной тематике.

  Учить детей играть с использованием крупного конструктора.

  Закреплять умение входить в одни и те же роли.

  Формировать в игре представления о содержании деятельности взрослых на основе наблюдения за их трудом.

  Учить детей решать новые задачи в игре: использовать предмет-заместитель, фиксирующую речь, носящую экспрессивный характер в процессе игры.


III

    Продолжать учить детей входить в сюжетные игры, в свою роль и выходить  из нее после окончания игры.

    Учить детей играть с помощью построек.

    Учить детей использовать в самостоятельных сюжетных играх элементов драматизации «Теремок», «Три медведя», «Три поросенка».

Показатели развития к концу года. Дети должны научиться: играть вместе, объединяясь небольшими группами для решения игровой задачи; отражать в играх взаимодействия между людьми; использовать в игре предмет-заместитель; осуществлять перенос усвоенных способов игровых действий из игровых ситуаций обучения в свободную игровую деятельность; уметь драматизировать небольшие сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога по письму и развитию речи в 5 классе школы VIII вида

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по письму и развитию речи на учебный год...