Календарно -тематическое планирование учителя- дефектолога в старшей и подготовительной школе группе для детей с РАС.
календарно-тематическое планирование

Набиулина Гюзелия Хорисовна

Календарно- тематическое планирование учителя- дефектолога  для детей с РАС. Материал буден полезен коллегам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno_temat_plan_ras_12.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование коррекционной работы для детей с РАС, старшая и подготовительная к школе группа.

Образовательная область «Речевое развитие»

№ ОД

Количество часов

Тема занятия

Задачи занятия

Источник методической литературы

Дата запланированная/

фактическая

Примечание

1-2 неделя сентября

Диагностика развития детей

Стребелева Е. А. Наглядный материал для обследования детей. Психолого- педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. М., Просвещение, 2007 г.

Забрамная С.Д. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей. М., Владос, 2005 г.

1

1

Учить детей воспроизводить звукоподражания (знакомые предметы, игрушки)

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.

Баряевой.Л.В., , Гаврилушкиной О. П., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб. Издательство «СОЮЗ», 200Крупенчук О.И. Игры со звуками буквами для дошкольников.СПб, 2009


2

1

Учить детей воспроизводить звукоподражания

##########

3

1

Учить детей выполнять простейшие инструкции(«Где ляля?»,«Где зайка?»,«Принеси машину»,«Возьмимяч»,«Покажи ладушки».)

##########

4

1

Знакомить детей с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах (детское пианино, металлофон, барабан)

##########

5

1

Учить детей реагировать на слуховые раздражители (звонок, колокольчик, бубен).Вырабатывать у детей по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов(шагать под барабан, хлопать в ладоши под бубен).

##########

6

1

Учить детей понимать и использовать в своих высказываниях  предлоги НАД–МЕЖДУ.

##########

.

7

1

Продолжать учить детей понимать и выполнять простые инструкции (Принеси и назови,Я скажу, а ты сделай).

#########

8

1

Учить детей выполнять совместные действия по речевой инструкции (сначала со взрослым, затем со сверстником:«Поймай шарик», «Лови мяч», «Кати мяч», «Брось мяч в корзину»).

##########

9

1

Продолжать учить детей понимать и выполнять простые   инструкции(Принеси и назови,Я скажу, а ты сделай).

##########

.

10

1

Учить понимать и выполнять простые инструкции,в том числе со словами дай,на,возьми.

##########

.

11

1

Учить понимать и выполнять простые инструкции,в том числе со словами иди,сядь,сиди.

##########

.

12

1

Учить детей соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием: ав-ав – собака, мяу – кошка, ку-ка-ре-ку – петух, пи-пи-пи – цыпленок (игра «кто в домике живет?»)

##########

13

1

Развивать фонематический слух детей (глобальное различение на слух резко различных по слоговому и звуковому составу слов, без фонетического анализа). Учить детейразличать на слух слова: дом – барабан, рыба – машина, шар – самолет, дом – мишка,мяч –кукла.

##########

14

1

Учить детей понимать действия,изображенные на картинке(девочка умывается, мальчик бежит, тетя кушает)

##########

.

15

1

Слушать с детьми песню о зиме«Елочка» (музыка Л.Бекмана,слова Р.Кудашевой).Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине(«Зима»)с помощью сенсорно-графических маркеров

##########

16

1

Знакомить детей со сказкой «Колобок», обыгрывать ее эпизоды с помощью игрушек и пальцевых поз.

##########

17

1

Учить детей понимать рассказ, созданный по результатам реальных событий из жизни детей в группе. Учить детей отвечать на вопросы, связанные с жизнью и практическим опытом детей(Что ты делал? Во что играли? Что ты пил? Куда и дем?)

#########

18

1

Учить детей отвечать на вопросы (находить слово, обозначающее изображение) :как зовут маму? Как зовут  бабушку?

##########

.

19

1

Учить детей соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием: ав-ав – собака, мяу – кошка, ку-ка-ре-ку – петух, пи-пи-пи – цыпленок (игра «кто в домике живет?»)

##########

20

1

Развивать фонематический слух детей (глобальное различение на слух резко различных по слоговому и звуковому составу слов, без фонетического анализа). Учить детей различать на слух три слова с опорой на картинки.

##########

21

1

Знакомить детей со сказкой«Курочка Ряба».Учить инсценировать сказку,закреплять знакомые звукоподражания в пассивной и активной речи.

##########

22

1

Учить детей составлять фразы (с помощью слов, соответствующих изображению) по картинкам из двух слов(Машина едет, Самолет летит, Собака бежит, Мальчик кушает, Кошка спит.)

##########

23

1

Учить детей составлять фразы по картинкам из двух  слов(Машина едет, Самолет летит, Собака бежит, Мальчик кушает, Кошка спит.)

##########

24

1

Учить детей слушать адаптированные тексты и рассматривать иллюстрации к ним (С.Маршак «Сказка о глупом мышонке»)

##########

.

25

1

Учить детей понимать  множественное число имен существительных.

##########

26

1

Создавать условия для понимания детьми текста(С.Маршак«Усатый-полосатый»).

##########

.

27

1

Учить детей составлять описательный рассказ по игрушке (с использованием сенсорно-графических маркеров).

##########

.

28

1

Закреплять умение различать, понимать предлоги НА, ЗА.

##########

.

29

1

Закреплять умение различать предлоги В,ПОД.

##########

30

1

Учить понимать предлог К.

##########

.

31

1

Познакомить детей со сказкой«Волки семеро козлят».

##########

32

1

Продолжать учить  (пришел–ушел,уехал–приехал,убежал–прибежал,открыл -закрыл).

##########

33

1

Продолжать учить (вышел-зашел, ушел)

34

1

Продолжать учить предлог В.

35

                                1      

Продолжать учить предлог С.

 

36

  Итоговый мониторинг речевого развития детей

Календарно-тематическое планирование коррекционной работы для детей с РАС, старшая и подготовительная к школе группа.

Образовательная область «Познавательное  развитие»

Номер

Количество часов

Тема занятия

Задачи занятия

Источник методической литературы

Примечание

1

1

Один - много

Формировать умения выделять отдельные предметы из группы и объединять их в группы,  называть количество предметов. Сформировать понятия «один» - «много»

Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с

проблемами в развитии) СПб, Союз, 2002

Метиева Л.А.,Удалова Э.Я.

«Сенсорное воспитание детей сотклонениями в развитии» Москва,Книголюб,2008

Дата проведения запланированная\

фактическая

2

1

Форма предметов. Круг.

Формировать представления детей о круге, показать, что круги могут быть разных размеров. Сформировать умение обследовать фигуры осязательно-двигательным способом. Закрепить понятия «один» - «много».

###########################

3

1

Форма предметов. Квадрат.

Формировать представления детей о квадрате, показать, что квадраты могут быть разных размеров. Сформировать умение обследовать фигуры осязательно-двигательным способом. Закрепить понятия «один» - «много».

###########################

4

1

Форма предметов. Круг, квадрат

Формировать представление о квадрате. Закрепить представление о круге. Закрепить умение обследовать фигуры осязательно-двигательным способом.

###########################

5

1

Форма предметов. Треугольник.

Формировать представления детей о треугольнике, показать, что треугольники могут быть разных размеров. Сформировать умение обследовать фигуры осязательно-двигательным способом. Закрепить понятия «один» - «много».

###########################

6

1

Форма предметов. Квадрат, треугольник

Формировать представление о треугольнике, сформировать умение различать и правильно называть квадрат и треугольник. Закрепить умение обследовать фигуры осязательно-двигательным способом. Закрепить умение раскладывать указанное количество предметов (один – много).

###########################

   

7

1

Форма предметов. Овал.

Сформировать представления детей об овале, показать, что овалы могут быть разных размеров. Сформировать умение обследовать фигуры осязательно-двигательным способом. Закрепить понятия «один» - «много».

###########################

   

8

1

1, много.

Учить выделять 1 и много предметов из группы.

###########################

9

1

1, много, мало

Учить детей находить 1, много и мало однородных предметов, фиксировать результат действия в слове или использовать жесты.

###########################

10

1

Пустой,  полный.

Учить детей различать количества пустой — полный; употреблять в речи слова пустой — полный.

###########################

11

1

Знакомство с  тетрадью в клетку

Формировать умение ориентироваться на странице тетради, обводить заданное количество клеток.

###########################

12

1

Цифра 1

 Сформировать представление о цифре 1: о ее внешнем виде, как она пишется, где стоит в числовом ряду.  

###########################

13

1

Пересчет предметов в пределах двух.

- Учить выделять 2 предмета из группы по подражанию, образцу, по словесной инструкции;

- Учить детей составлять равные по количеству множества предметов, с каждым предметом одной группы соотносить только 1 предмет другой группы, используя приемы приложения и составления пар; понимать выражение столько ..., сколько ...

- Учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами без пересчета в пределах двух.

###########################

14

1

Цифра 2

Формировать представление о цифре 2: о ее внешнем виде, как она пишется, где стоит в числовом ряду.

###########################

15

1

Цифра 1 и  2

Закрепить представление о цифре 1 и 2. Закрепить умение устанавливать связь между количеством предметов и цифрой.

###########################

16

1

Пересчет предметов в пределах трех.

- Учить пересчитывать предметы в пределах трех; осуществлять пересчет однородных предметов, расположенных в ряд, при разном их расположении, а также предметов, различных по назначению, цвету, размеру.

- Учить детей определять количество предметов и изображений на картинках в пределах трех без пересчета, использовать пересчет как способ проверки.

- Продолжать учить сравнивать две группы предметов по количеству без счета, используя приемы наложения и приложения, и на основе пересчета; сравнивать непрерывные множества (в большом — больше, в маленьком — меньше, в одинаковых — поровну).

- Совершенствовать умение преобразовывать (на основе счета) множества, из неравных множеств делать равные и наоборот, используя разные способы преобразования.

###########################

17

1

Цифра 3

Сформировать представление о цифре 3: о ее внешнем виде, как она пишется, где стоит в числовом ряду. Закрепить представление о цифрах 1, 2.

#########################

18

1

Цифры 1 - 3

Формировать умение отсчитывать заданное количество в пределах 3, устанавливать равенство и неравенство. Закрепить представление о цифре 1, 2, 3. Закрепить умение соотносить количество с цифрой.

###########################

.

19

1

Соотнесение числа и количества. Цифра 1

Закреплять представление о цифре 1.

###########################

20

1

Соотнесение числа и количества. Цифра 2

Закреплять представление о цифре 1 и 2.

###########################

21

1

Геометрическая фигура -  круг

Формировать представление о круге. Формировать умение составлять круг из частей.

Учить производить выбор из кругов, квадратов, треугольников разного цвета и разной величины.

###########################

22                              

1

Геометрическая фигура – квадрат

Формировать умение  составлять квадрат из частей. Учить производить выбор из кругов, квадратов, треугольников, овалов разного цвета и разной величины.

###########################

23

1

Геометрическая фигура – треугольник

Формировать представление о треугольнике. Формировать умение составлять треугольник из частей. Учить производить выбор из кругов, квадратов, треугольников разного цвета и разной величины.

###########################

24

1

Геометрическая фигура – овал

Формировать представление об овале. Формировать умение составлять овал из частей. Учить производить выбор из кругов, квадратов, треугольников разного цвета и разной величины.

###########################

25

1

Геометрическая фигура – прямоугольник

Формировать представление о прямоугольнике. Формировать умение составлять прямоугольник из частей. Учить производить выбор из кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разного цвета и разной величины.

###########################

26

1

Сравнение предметов

Формировать понятия «большой», «маленький», «одинаковые». Закрепить представление о цифрах 1 и 2, сформировать умение соотносить их с количеством.

###########################

27

1

Понятия «сверху», «снизу»

Формировать умение ориентироваться в окружающем пространстве, определять верх и низ на плоскости и на листе бумаги.

###########################

28

1

Понятия «вверху», «внизу», «рядом», «посередине»

Продолжать учить воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструированию и по образцу (внизу, вверху, рядом, посередине).

###########################

29

1

 Понятия «справа – слева»

-Учить воспроизводить пространственные отношения справа – слева по подражанию и по образцу.

-Знакомить со словесным обозначением пространственных отношений «справа – слева».

###########################

30

1

Понятия «далеко – близко»

Знакомить с понятиями «далеко – близко».

###########################

31

1

Образование числа 3. Цифра 3.

Закрепить навык пересчета предметов независимо от расположения в пространстве. Закрепить представление о цифре 3, о ее составе.

###########################

32

1

Счет в прямом (до трех) и обратном (от трех) порядке

Закреплять умение отсчитывать заданное количество предметов в пределах трех, устанавливать равенство и неравенство (+1, -1), соотносить количество с цифрами.

###########################

33

1

Образование числа 4. Цифра 4.

Закрепить умение считать предметы в пределах 4. Сформировать представление о цифре 4 и ее составе.

###########################

34

1

Образование числа 5. Цифра 5.

Закрепить умение считать предметы в пределах 5. Сформировать представление о цифре 5 и ее составе.

###########################

35

1

Закрепление понятий «больше» - «меньше», «самый большой» - «самый маленький»

Продолжать вводить в активный словарь названия свойств и отношений предметов: красный, желтый, синий, зеленый, белый, круглый, овал, шар; большой, маленький, самый большой.

###########################

36

1

Понятия «длинный», «короткий», «одинаковые по длине»

Формировать понятия «длинный», «короткий», «одинаковые по длине»

###########################

Итоговый мониторинг.

###########################

Календарно-тематическое планирование коррекционной работы для детей с РАС, старшая и подготовительная к школе группа.

Модуль «Окружающий мир/природа»

№ ОД

Количество

часов

Тема ОД

Цели и задачи ОД

Методическое обеспечение

Дата запланированная
/фактическая

Примечание

1-2  неделя

Диагностика

1.

1

Наш город. Мой дом.

Закреплять знания детей о зданиях (здание снаружи, цвет, количество подъездов, этаже). Название и назначение комнат в детском саду, в своей квартире. Общие представления о городе в котором мы живем.

1.Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).

2.Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина Знакомимся с окружающим миром.-Издательство: Дрофа,ДРОФА,2007 г.

3.Я-говорю, Упражнения с пиктограммами, Ребенок в семье, Рабочая тетрадь, Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В., 2007.

2.

1

В лесу и в поле.

Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе по сравнению с летом. Закреплять названия осенних месяцев, знания о характерных признаках осени. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

1.Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).

2.Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина Знакомимся с окружающим миром.-Издательство: Дрофа,ДРОФА,2007 г.

3.Я-говорю, Упражнения с пиктограммами, Ребенок в семье, Рабочая тетрадь, Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В., 2007.

.

3.

1

Огород.Овощи.

Учить детей составлять описательные рассказы на тему «Что растет в огороде». Отрабатывать в речи употребление синонимов, антонимов, простых и сложных предлогов.

##############################

4.

1

Сад.Фрукты.

Обогащать и уточнять словарь по теме. Учить составлять рассказ о том, какие фрукты растут в саду. Развивать непроизвольную память.

.

5.

1

Время года.Осень.

Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе по сравнению с летом. Закреплять названия осенних месяцев, знания о характерных признаках осени. Учить устанавливать причинно-следственные связи.Закрепить знание названий деревьев и кустарников, умение различать деревья и кустарники  по листьям, плодам, семенам, стволам. Сравнить: дерево – кустарник; ель – береза. Упражнять детей в словообразовании. Учить составлять рассказ-описание о дереве и кустарнике.

6.

1

Домашние животные и их детеныши.

Закрепить знания детей о внешнем виде домашних животных, их повадках, пользе для человека, об их детенышах.

7.

1

Домашние птицы.

Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять в согласовании существительных с числительными.

8.

1

Я и моя семья.

Закреплять знания детей о членах семьи: папа, мама, брат, сестра.

9.

1

Одежда.

Расширить и закрепить представления детей о названиях предметов одежды, их деталях.  Назначении в разные сезоны. Воспитывать бережное отношение к одежде.

Закреплять знания детей о назначении и названии бытовых приборов. О правилах безопасности бытовых приборов.

10.

1

Головные уборы.Обувь.

Расширять и закреплять знания детей о головных уборах, по сезону.Дать представления об обуви, ее назначении.

11.

1

Азбука дорожного движения.Транспорт

Закреплять умение детей в знании дорожных знаков,правилах поведения на дороге. Составлять рассказ по опорным картинам.

12

1

Время года.Зима.

Закреплять умение различать признаки зимы. Работа по опорным картинкам, составление рассказа о зиме.

13

1

Бытовая техника и приборы.

Закреплять знания о названии и назначении бытовой техники и приборов,правила пользования ими. Учить образовывать относительные прилагательные

14

1

Дикие животные и их детеныши.

Закрепить знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилище.

15

1

Праздник.Новый год.

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме: «Новогодний праздник». Познакомить с многозначным значением слова: « игла»  и объяснить разницу в его значении.  

16

1

Повторение пройденнного материала

Закрепить знания детей о назначении мебели, ее частей. Учить образовывать относительные прилагательные.

17

1

Зимние забавы и виды спорта.

Закреплять умение различать  виды спорта. Закреплять понятия, характеризующие пространственное положение.

18

1

Зимующие птицы.

Закрепить знания детей о внешнем виде зимующих птиц, какие птицы остаются зимовать.

19

1

Животные разных стран, повадки, детеныши.

Закрепить знания детей о экзотических животных, их повадках, пользе для человека.

20

1

Продукты питания

Закрепить знания детей о полезных и вредных продуктах питания, об их пользе  и вреде.

21

1

Посуда.

Обогащать, уточнять, расширить словарный запас детей  по теме.  Дать детям название посуды,какая она бывает, по назначению. .  

22

1

Защитники Отечества

Обогащать, уточнять, расширить словарный запас детей  по теме.  Дать детям название военных профессий; рода войск. Показать роль армии в жизни страны. Четвероногие друзья пограничников.Обогащать и уточнять словарь по теме.

23

1

Мебель.

Закрепить и расширить знания о мебели, из какого материала она сделана, предметы мебели.

24

1

Мамин праздник.Цветы.

Обогащать и уточнять словарь по теме. Воспитывать  любовь  и уважение  у детей  к близким людям. Рассказать о празднике мам и бабушек.

25

1

Профессии.

Обогащать, уточнять, расширить словарный запас детей  по теме.  Дать детям название  профессий, их роль в жизни общества.

26

1

Времена года.Весна.

Закрепить и расширить знания детей о весне, об изменениях в природе.Сезонные изменение в неживой природе. Обобщить представления детей о  типичных  весенних явлениях  в неживой природе. Познакомить с весенними месяцами. Дать представление о том, что изменения в мире природы связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных.

27

1

Театральная неделя.В гостях у сказки.

Закрепить представления о  театре, как виде искусства.Расширить представления и познакомить со сказками.

28

1

Пробуждение природы.Домашние и дикие животные весной.

Продолжать наблюдать за изменениями в природе, закреплять название весенних месяцев.Поведение животных весной, их изменения.

29

1

Поговорим о космосе.

Уточнять и расширять знания детей о космосе, о первом космонавте.

30

1

Птицы прилетели.

Обобщать знания о птицах. Их признаках,об их изменениях.

31

1

Труд людей весной.Огород на окошке.

Продолжать наблюдать за изменениями в природе, закреплять названия весенних месяцев, о труде взрослых, чем занимаются люди.

32

1

Вода- волшебница.Рыбы.

Обобщать знания детей по теме «Рыбы» (внешний вид, отличительные признаки), уточнять переносное значение золотая рыбка, монетка.

33

1

День  Победы.

Обобщить материал по теме. Активизировать предметный словарь по данной теме. Уважение к памяти павших воинов.  

34

        1

Лето.Насекомые.

Обобщать знания детей по теме, о лете, о насекомых, их признаках.

35

1

Хорошо у нас в саду

Обогащать словарь детей по теме, закреплять названия летних месяцев. Уточнять названия летних работ в саду.

36

        1

Итоговый мониторинг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога

Данный материал создан по программе Стребелевой Е.А. и Екжановой Е.А для детей с умственной отсталостью. Адаптирован и используется для развития детей с ЗПР....

Календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога по письму и развитию речи в 5 классе школы VIII вида

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по письму и развитию речи на учебный год...

Календарно-тематическое планирование учителя-логопеда

Календарно-тематическое планирование учителя педагога....

Календарно-тематическое планирование логопедической работы для учащихся подготовительного класса коррекционной школы VIII вида

Планирование логопедической работы для  подготовительного класса коррекционной школы VIII вида расчитано на учащихся, имеющих I-II уровень cистемного недоразвития речи....

Календарно – тематическое планирование учителя-логопеда

Календарно – тематическое планирование учителя-логопеда разработано с учетом  ФГОС  по АООП с детьми ОВЗ VIII вида для 1 и 2 классов....

Календарно – тематическое планирование к рабочей программе учителя-дефектолога групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности "Мир вокруг нас"

Календарно – тематическое планирование к рабочей программе учителя-дефектолога групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности "Мир вокруг нас" с обу...