Тематическое планирование кружка "Город Мастеров"
календарно-тематическое планирование (6 класс) по теме
Тематическое планирование кружка "Город Мастеров" составлено с учетом особенностей, усвоения предлагаемого материала детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В реформе общеобразовательной школы, которая призвана осуществлять всестороннее развитие учащихся, в том числе и детей с интеллектуальной недостаточностью, указано необходимость совершенствование их трудового и эстетического воспитания.
Особенности познавательной деятельности детей, воспитывающихся в коррекционных учреждениях 8 вида, накладывают оттенок на их трудовые действия, в то же время труд влияет на развитие познавательных способностей учащихся. Обучая школьника с особыми потребностями труду, воспитывая у него правильное отношение к труду, с помощью специальных методов и приемов преодолеваются, корректируются трудности и недостатки его психического развития. На внеклассных занятиях по ручному труду, необходимо специальными приемами расширять их общий кругозор, развивать у них познавательные интересы и навыки самостоятельной деятельности.
Большие возможности развития творческих способностей учащихся предоставляет образовательная область трудового обучения. Особая роль отводиться развитию кружков художественного творчества, которые помогают раскрывать творческие возможности каждого ученика, вести психологическую и практическую подготовку их трудовой деятельности, найти свое место в социуме.
Активная работа любого кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, развивает способность воспринимать и чувствовать прекрасное. Кружковая работа является одним из звеньев учебно-воспитательной работы и помогает решать единые с ней педагогические задачи. Занятия кружка позволяют дать учащимся и дополнительные сведения: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с различными видами прикладного искусства (вышивка, аппликация, работа с берестой и соломой и т.д.)
Деятельность учащихся направлена на воплощение в материале разнообразных задач, вначале простейших, затем более сложных и их художественном оформлении. Здесь открывается широкая возможность для использования фантазий и творчества учащихся. Выполненные руками детей изделия должны находить практическое применение в быту, школьной жизни, оформлении интерьера. Очень важно, чтобы учащиеся смогли увидеть результаты своего труда. Необходимо, с самых первых практических занятий установить положительный психологический контакт с учащимися, увлечь их творческой работой, выявить степень их подготовленности для обеспечения дальнейшей успешной работой всего коллектива и эффективного усвоения всего нового материала.
Кружок «Город Мастеров» развивает творческие способности учащихся школы-интерната, побуждает их инициативу, умение самостоятельно мыслить и реализовывать свои замыслы, уверенность в себе и своих силах. Практическая деятельность дается в доступной форме и понятна для детей с интеллектуальной недостаточностью. Весь материал дан в наглядном, легко воспринимаемом виде. Один из принципов организации занятий кружка – это чередование. Чередование видов деятельности, носит не только практический характер, но и теоретические сведения (о свойствах тех или иных материалов, способах их обработки и хранения и т.д.). Разнообразие, постоянная смена всех видов труда в кружковой работе обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Многие учащиеся приходят на занятие в кружок с большим желанием побыстрее применить полученные навыки при выполнении какого-либо изделия для себя. Поэтому важно, как можно раньше начинать практические занятия, чередуя с теоретическими, постепенно сообщая необходимые сведения в ходе выполнения различных работ.
Теоретические сведения должны содержать данные о процессе изготовления изделий (технология обработки, основных свойствах материалов …). Изложению должно предшествовать практическое занятие, логически связано с изучаемым материалом и помогать в решении воспитательных задач.
Для решения творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности.
Предлагаемая программа имеет художественно – эстетическую направленность и предполагает развитие у учащихся художественного вкуса и творческих способностей.
Цели и задачи кружковой работы:
Развивать творческую фантазию, творческие способности;
Формировать умение следовать устным инструкциям, использовать шаблоны и схемы;
Обучать различным приемам работы с использованием различных материалов: бумаги, ткани, ниток, пластилина, бисера, природного материала …;
Воспитывать умение выполнять работу коллективно, закреплять правила совместной деятельности;
Расширять знания детей об историческом прошлом родного края, его культуре и традициям;
Принципы:
Доступность – простота, соответствие возрастным, психологическим и индивидуальным особенностям учащихся;
Наглядности – иллюстрированность, красочность, наличие дидактических материалов (является одним из важнейших для детей с интеллектуальной недостаточностью.
От простого к сложному – усвоив навыки простой работы, ребенок начинает применять свои знания при выполнении более сложных творческих заданий.
Научности - обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы.
Индивидуализации – индивидуальный подход к тем учащимся, которые в нем нуждаются.
Дифференцированного подхода
Содержание программы
Для занятий в кружке объединяются учащиеся 4,6 классов, проявляющие устойчивый интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: изготовлению различного вида поделок и изделий, а также те, которые нуждаются в индивидуальной помощи при выполнении практических работ и усвоении теоретического материала. Учащимся предлагаются художественно- технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для школьников с интеллектуальной недостаточностью. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные виды работ, более сильные и подготовленные дети выполняю сложные конструкции, менее подготовленным, предлагается более простой вариант изготовления изделия. Им предлагается помощь педагога или более сильного товарища. Это дает возможность избавиться ребенку от страха перед трудностями, развивать умение творить без страха и гордиться результатами своего труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с природным материалом, пластилином, различными видами бумаги, тканью и т. д) и направлена на овладение школьниками необходимыми в учебной и повседневной жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление поделок и изделий полезными для школы и дома.
По каждому виду программа содержит примерное количество часов включающих перечень практических работ, а также беседы, рассказы расширяющие кругозор учащихся школы – интерната.
Программа кружка «Город Мастеров» рассчитана на 1 год. Количество учащихся человек. Годовой курс программы рассчитан на часа (2,5 час в неделю).
Год обучения | Количество часов | Количество детей в группе |
В неделю | В месяц | В год |
Формы и методы занятий
Формы:
Комбинированные и практические занятия.
Беседы
Конкурсы
Соревнования
Игры
Выставки и т.д
Методы:
Словесный (беседа, рассказ и т.д)
Наглядный (показ презентаций, иллюстраций, готового изделия)
Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)
Фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися.
Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
Групповой - организация работы в группах.
Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.
Ожидаемые результаты
К концу года обучения учащиеся должны знать и уметь:
Правильно организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
Соблюдать правила безопасного труда и личной гигиены;
Экономно расходовать необходимые материалы с помощью шаблонов;
Самостоятельно изготавливать изделия по образцу;
Научиться различным приемам работы с бумагой, тканью;
Будут знать приемы сборки и засушки природного материала:
Будут создавать изделия из бумаги, природного материала, пластилина, ткани, ниток и т.д.
Овладеют навыками культуры труда, научаться работать в коллективе и уважать труд других людей.
Методические рекомендации по проведению занятия
На каждом занятии проводится инструктаж по технике безопасности (см. приложение № 1).
Вступительная часть должна быть интересной, необходим анализ изделия и разработка плана предстоящей работы. Далее необходимы пошаговые инструкции по ходу выполнения работы.
Дети должны с самого начала знать, смогут ли изготовить изделие за одно занятие, или потребуется больше времени.
Организационная часть подразумевает, что дети должны понять суть работы и порядок ее последовательного практического выполнения. Очень важно должным образом оснастить самостоятельную деятельность детей. На теоретическую часть отводиться гораздо меньше времени, чем на практическую.
Результатом реализации данной программы является выставки детских работ (на базе школы- интерната, поселка).
Поделки, сувениры используются для подарков родителям, педагогам, ветеранам, пожилым людям и т.д. оформление зала для проведения различных мероприятий, составляются альбомы лучших работ учащихся.
Тематическое планирование содержания программы
на 2012-2013 учебный год.
№ | Темы занятий | Количество часов |
Теоретические | Практические | Общие |
Кладовая природы ( работа с природным материалом) | 28 13 |
1. | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | 1 |
2. | Сбор природного материала для поделок. | 2 |
3. | Правила сушки и хранения | 1 |
4. | « Розы из клановых листьев» (коллективная работа) | 2 |
5. | «Осенняя фоторамка» (самостоятельная работа) | 1 |
6. | «Необычные ромашки» | 1 |
7. | Беседа «Картины из листьев» | 1 |
8. | «Листок к листку» | 2 |
9. | «Фисташково- кленовый натюрморт» | 2 |
10. | Подведение итогов. | 1 |
Искусство «Икебана» | 6 |
1. | Сбор материала для составления букетов | 1 |
2. | Букет из полевых цветов | 1 |
3. | Букет из садовых цветов | 1 |
4. | Фруктовая композиция коллективная | 2 |
5. | Подставка под икебану | 1 |
Аппликация из бересты |
1. | Подготовка материала для создания композиций. | 1 |
2. | Композиция «Березка» | 2 |
3. | Коллективная работа «Домик в лесу» | 2 |
4. | Групповая работа « Лесные дворцы». | 2 |
5. | Подведение итогов по теме. | 1 |
Удивительный мир бумаги. |
1. | Беседа: «Что такое аппликация» | 1 |
2. | «Цветы из салфеток» | 2 |
3. | Композиции из бумаги. (Индивидуальная работа) | 2 |
4. | «Розы из гофрированной бумаги» | 2 |
5. | Коллективная работа «Букеты» | 1 |
Техники «Вытыканки» |
1. | «Елочка» | 2 |
2. | «Санки» | 2 |
3. | Итоговое занятие. | 1 |
Бабушкин сундучок. |
Как рисовать нитками. |
1. | Беседа «Изонить – что это такое»? | 1 |
2. | Знакомство с различными способами работы в технике изонить. | 4 |
3. | Самостоятельная работа «Ваза с цветами» | 2 |
4. | Работа по выбору учащегося. | 2 |
Волшебные нитки |
1. | «Шар из ниток» | 1 |
2. | «Цветы из ниток» | 1 |
3. | «Пушистые украшения» | 1 |
4. | Итоговое занятие по теме. | 1 |
Пластилинография. |
1. | Беседа. Свойства пластилина. | 1 |
2. | «Цветы из пластилина» | 2 |
3. | «Овощная-фруктовая композиция» | 2 |
4. | Самостоятельная работа по замыслу учащихся. | 2 |
5. | Подведение итогов. Оформление выставки детских работ. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.
Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....
Календарно - тематическое планирование 5-6 класс и план мастер - класса по Городецкой росписи
Календарно м- тематическое планирование 5,6,7 класс, технология, девочки....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.
Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...
Рабочая программа и тематическое планирование: МДК 02.01. Основы приготовления проб и растворов различной концентрации + тематические планирование УП 02.01
Рабочая программа и тематическое планирование МДК 02.01 - Основы приготовления проб и растворов различной концентрации + Учебная практика (УП 02.01.). Предствалены новые материалы на 2-й и...