«Современные интерактивные программно-методические комплексы как средство формирования устной и письменной речи младших школьников как предпосылок формирования функциональной грамотности».
проект
Предварительный просмотр:
Стратегия реализация проекта
Наименование проекта: «Современные интерактивные программно-методические комплексы как средство формирования устной и письменной речи младших школьников как предпосылок формирования функциональной грамотности».
Автор проекта: Гиззатуллина Ч.Ф., учитель-логопед МБОУ «СОКШ №4»
Ожидаемые результаты:
1. Наличие показателей эффективности разработанной системы коррекции устной и письменной речи у детей с нарушениями речи и ОВЗ через современные интерактивные программно-методические комплексы (информационно – компьютерные технологии, а именно, логопедический тренажер «Дэльфа – 142.1», программно-методический комплекс «Логомер 2», «СИРС: система интенсивного развития способностей»):
- формирование фонематического восприятия;
- обучение грамоте;
- формирование лексико-грамматической стороны речи;
- формирование связного высказывания;
- формирование навыка чтения, читательской грамотности.
2. Повышение уровня осведомленности родителей и педагогов об особенностях развития устной и письменной речи у детей с нарушениями речи.
3. Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы педагога, положительная динамика речевого развития учащихся.
4. Формирование предпосылок функциональной грамотности младших школьников (модуль – читательская грамотность).
Тип проекта: по количеству предметов – межпредметный; по типу деятельности, методу – ролево – игровой, творческий; по времени – долгосрочный; по количеству участников – индивидуальный или работа в паре с двумя детьми.
Концепция проекта: перспективность и эффективность использования современных интерактивных программно-методических комплексов является дидактическим обеспечением процессов коррекции устной и письменной речи у детей с нарушениями речи и ОВЗ на логопедических занятиях, что служит основой предпосылок формирования читательской грамотности.
Цель проекта – повышение эффективности коррекции речевых нарушений младшего школьника с помощью Логопедического тренажера «Дэльфа – 142.1», программно-методического комплекса «Логомер», обучение навыкам быстрого чтения на основе компьютерной системы «СИРС: системы интенсивного развития способностей» для формирования предпосылок читательской грамотности.
Задачи проекта:
- Формирование фонематического восприятия.
- Обучение грамоте.
- Формирование лексико-грамматической стороны речи.
- Формирование связного высказывания.
- Формирование навыка чтения, обучение навыкам быстрого чтения.
- Формирование предпосылок функциональной грамотности.
Участники проекта:
- Учащиеся начальных классов школы с нарушениями устной и письменной речи и ОВЗ;
- родители;
- педагоги.
Принципы реализации проекта:
• принцип персонифицированности – данный принцип обеспечивает учет интересов и индивидуальных особенностей и возможностей ребенка;
• принцип наглядности подразумевает использование дидактических пособий и современных компьютерных технологий с цель обеспечения эффективного восприятия материала;
• игровой принцип – опора на игровую мотивацию и преобладание игровой деятельности;
• принцип системности, планомерности, активности и целенаправленности деятельности – обеспечивает последовательное усложнение его от занятия к занятию;
• принцип бережного и охранительного отношения к здоровью воспитанников;
• принцип гуманности, то есть уважения личности и интересов;
• принцип непрерывности и преемственности образовательного процесса;
• принцип сотрудничества педагогов и родителей;
• творческое применение принципов индивидуального подхода;
• организация занятий в рамках ведущей деятельности ребенка.
Основные положения:
1. Организация работы с учащимися осуществляется на индивидуально – дифференцированной основе.
2. Использование современных интерактивных программно-методических комплексов на логопедических занятиях (логопедических тренажеров «Дэльфа-142.1», программно-методических комплексов «Логомер 2», «СИРС: система интенсивного развития способностей»).
3. Формирование читательской грамотности с учащимися с нарушениями речи (в том числе с учащимися с ОВЗ).
4. Создание положительной, оптимальной комфортной образовательной среды.
Содержание:
1. Разработка и методологическое обеспечение процессов внедрения логопедического тренажера «Дэльфа – 142.1», программно-методического комплекса «Логомер 2», «СИРС: система интенсивного развития способностей»);
2. разработка оптимального варианта системы работы;
3. модернизация технологии развития и коррекции разных сторон речи детей с нарушениями речи и ОВЗ.
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи. Отклонения в речевом развитии детей имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования (несформированность фонематических процессов, недостаточное различение звуков, не улавливание акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками) и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма. Третьи выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех его компонентов (недоразвитие фонематических и лексико-грамматических средств языка).
Разнообразные нарушения устной и письменной речи нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
В современной педагогике возникает противоречие между требованиями учебной программы и трудностями ее усвоения учащимися, имеющими нарушения речи. Сложности применения специальных компьютерных коррекционно-развивающих программ в педагогическом процессе школы связаны с определенными функциональными ограничениями учащихся, обусловленные недоразвитием высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, а также низкой мотивацией и контролем своей деятельности и т.д.
Данные проблемы влекут за собой трудности коррекции отклонений в речевом развитии. Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекционной работы.
Технологичность проекта: Проект может быть интересен учителям-логопедам, работающим с детьми младшего школьного возраста с нарушениями устной и письменной речи.
Объект проектирования: Учащиеся начальных классов школы с нарушениями устной, письменной речи и ОВЗ.
Теоретическое обоснование проекта
Компьютер как средство обучения детей с нарушениями речи и ОВЗ изменяет роль учителя в педагогическом процессе. Он организует и отслеживает процесс взаимодействия ребенка с компьютером, оказывает помощь при затруднениях, анализирует характер ошибок, фиксирует конечный результат и корректирует план дальнейшей работы с ребенком.
Особенности психологического развития детей с нарушениями речи и ОВЗ приводят к выделению следующих общих требований к компьютерному материалу:
• обширный ориентировочный этап (материал для детей разбивается на небольшие части, предъявляется только постепенно, по мере проработки основных понятий и положений темы);
• низкая скорость предъявления стимулов (поскольку дети медленно обрабатывают информацию);
• возможность вернуться к пройденному материалу необходимое для ребенка количество раз и с любого этапа;
• легко узнаваемая разноцветная и динамичная графика, важно не перегружать программу компьютерными эффектами, чтобы не допустить перевозбуждение нервной системы ребенка;
• компактность и простота в обращении (с учетом возможностей конкретного нарушения).
Использование специальных компьютерных коррекционно-развивающих программ в специальном образовании открывает широкие возможности для ранней диагностики и коррекции первичных и вторичных нарушений, развития мотивационной сферы, мелкой моторики, зрительно-моторной координации и познавательных способностей детей. Компьютер учит детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты, воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, сообразительность, сосредоточенность, а также приобщает ребенка к сопереживанию, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
1. Логопедический тренажер «Дэльфа - 142.1» представляет собой целостный аппаратно-программный комплекс, предназначенный для коррекции разных сторон устной и письменной речи детей с речевой патологией.
Тренажер успешно используется в системе работы по формированию устной и письменной речи учащихся, а также в учреждениях, где обучаются дети с недоразвитием речи различного генеза. Может быть использован при обучении грамоте нормально развивающихся детей.
Тренажер помогает сформировать языковой навык в ходе достаточно большого количества упражнений, и при этом у ребенка сохраняется устойчивый интерес к их выполнению. Тренажер - это игра. В начальной школе ведущий вид деятельности детей с речевой патологией - переходный от игровой к учебно-игровой. Следовательно, компьютер функционирует в рамках ведущей деятельности учащихся. В тренажере заложено несколько уровней сложности выполнения одного задания, что позволяет последовательно формировать навык на более сложном материале и создает предпосылки для его автоматизации. Тренажер - это экономия сил и времени учителя. Отпадает необходимость в разработке и оформлении многочисленных карточек, перфокарт и другого доморощенного дидактического материала. Тренажер самостоятельно справляется с учебной загрузкой.
Возможность индивидуального подхода к каждому ученику, уровневость и разнообразие стимульного материала обеспечивается с помощью системы базовых и пользовательских словарей.
Тренажер создавался с учетом особенностей психологии и зрительного восприятия детей с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и детей с интеллектуальными задержками. Текстовое практическое руководство имеет специальный раздел, посвященный психологическим аспектам программы и рекомендациям для ее использования психологами.
Тренажёр позволяет:
- внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений;
- многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал;
- использовать различный стимульный материал – картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь;
- работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика;
- одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти ребёнка.
Основной целью создания компьютерного тренажера является дидактическое обеспечение процесса коррекции речи на логопедических занятиях. Тренажер успешно используется в системе упражнений по формированию устной и письменной речи обучающихся, воспитанников.
С помощью логопедического тренажера «Дэльфа 142.1» можно решать следующие задачи:
- отработка дифференциации парных глухих и звонких согласных, согласных по твердости-мягкости;
работа над звукобуквенным составом слова, слоговой структурой;
- коррекция лексико-грамматической стороны речи;
- работа над морфологическим значением слова, развитием навыка чтения;
- работа над построением плана речевого высказывания;
- расширение словарного запаса;
- развитие связной речи.
2. «Логомер 2» – это современный программно-дидактический комплекс для кабинета логопеда и дефектолога. С его помощью проводится обследование детей, развивающие и коррекционные занятия. В программе 90 игр и упражнений для индивидуальных и групповых занятий. В играх яркие персонажи и интересные сюжеты, ребенок занимается с удовольствием и воспринимает игру. Поэтому их хорошо использовать для мотивации к обучению, начала новой темы и закрепления пройденной или для перерыва, когда ребенок устал и невнимателен.
При организации коррекционных занятий используется компьютер, интерактивная доска для развития детей. Игры интерактивные — персонажи отвечают на действия ребенка. Сами игры сделаны качественно: графика не расплывается на большом экране, озвучка не хрипит при максимальной громкости и анимация плавная.
Ориентирован на применение в ДОУ и начальной школе. Поэтому он решает задачи организации комплексно и в подходящем формате.
Комплексно решает логопедические задачи
- Оборудование логопедического кабинета. В "Логомер 2" собраны материалы по всем основным логопедическим темам: от обследования речи до ее коррекции.
- Расширенный пакет игр на воздушную струю. В комплексе самое большое количество игр этого направления — 8. Они развивают речевое дыхание и ритмизацию речи. Занятия с ними помогут преодолеть нарушения речи, в том числе заикание, дизартрию, алалию и другие. В играх используется микрофон: ребенок дует, и на экране взлетает вертолет, разлетаются снежинки, дует ветер. Работа в "Логомер 2" дает специалисту новые возможности: он контролирует силу и продолжительность выдоха ребенка за счет настроек микрофона.
- Большой блок для развития речи. Более 50 игр для решения самых востребованных логопедических задач: 28 игр для развития звукопроизношения и 24 для фонематического слуха. Эти игры понадобятся на всех этапах работы над речевыми нарушениями: стимуляцией речи у "неговорящих" детей, развитием артикуляционного аппарата, постановкой звуков, автоматизацией и дифференциацией звуков в речи.
- Электронная документация. В комплекс включена программа "Речевая карта" для обследования детей и программа "Звуковой альбом" для отслеживания прогресса развития речи. Они помогут специалисту оперативно проводить обследования, готовить документацию, наглядно демонстрировать результаты занятий, быстро находить нужные карты и сберегут место в кабинете.
Игры разработаны с учетом ФГОС нового поколения, рассчитаны на детей от 2 до 10 лет. Сказочные сюжеты и яркие персонажи мотивируют детей заниматься и с радостью приходить на занятия. В каждой игре герои объясняют задания. Ребенок контролирует ход игры.
3. Программа «СИРС: система интенсивного развития способностей»
Цель программы: развитие школьников через систему интенсивного развития способностей (СИРС).
Задачи программы:
личностные
· формирование мотивации к саморазвитию, познанию и стремлению к интеллектуальному росту;
· развитие креативности;
· развитие умения осуществлять контроль над собственным психологическим состоянием, проводить самооценку и саморазвитие.
метапредметные
· развитие психических познавательных процессов (памяти, восприятия, внимания, воображения, мышления);
· развитие пространственных представлений;
· формирование приемов мыслительной деятельности (анализ, обобщение, аналогии, абстрагирование).
предметные
· развитие навыков совершенной техники чтения «про себя» – быстрого чтения (зрительное считывание текстовой информации без использования речедвигательного аппарата);
· развитие навыков оптимальной обработки текстовой информации (смыслового чтения).
Гипотеза проекта: мы предполагаем, что разработанные системы «Логопедический тренажер «Дэльфа – 142.1», программно-дидактический комплекс «Логомер 2», «СИРС: система интенсивного развития способностей» улучшают качество речи учащихся с нарушениями речи, способствуют коррекции по восполнению пробелов разных сторон устной и письменной речи, формированию предпосылок функциональной грамотности».
Структура проекта
1. Логопедический тренажер «Дэльфа - 142.1»
БЛОК 1. Консультативно – диагностический
Цель: выявление особенностей устной и письменной речи детей младшего школьного возраста.
Содержание:
- плановая и текущая индивидуальная логопедическая диагностика детей, направленная на выявление устной и письменной речи, фонематического и фонетического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи.
БЛОК 2. Коррекционно – развивающий
Цель: формирование всех сторон речи детей.
Содержание:
1. Формирование фонематического восприятия.
2. Обучение грамоте.
3. Формирование лексико-грамматической стороны речи.
4. Формирование связного высказывания.
5. Формирование и коррекция навыка чтения.
Основным условием работы по формированию устной и письменной речи учащихся-логопатов является проведение занятий в рамках ведущей деятельности ребёнка с использованием логопедического тренажера.
Принципы построения заданий.
- Игровая форма деятельности.
- Опора на различные анализаторы, разнообразие стимульного материала, которое способствует удержание внимание на материале.
- Дробное предъявление нового материала.
- Поэтапная система автоматизации полученных навыков.
- Опора на зону ближайшего развития ребёнка.
- Уровневый подход к обучению, принцип усложнения речевого материала (от простого к сложному).
- Учёт индивидуальных особенностей ребёнка (усидчивость, утомляемость, скорость мышления и др.).
Занятия, которые проводятся с использованием тренажера тщательно спланированы. На определенном этапе коррекционной работы доля времени, приходится на работу с компьютером, она может увеличиваться или уменьшаться. Сначала при знакомстве с новым материалом, когда большая доля времени отводится на объяснение и на формирование операциональной основы навыка, тренажер может выступать как элемент первичного закрепления языкового материала на специально отобранном материале и способ поощрения за хорошую работу. Постепенно, упражнениям с компьютером отводится все больше времени, вплоть до полномасштабного занятия (15-20 минут). В последующем при отработке коммуникативных навыков компьютерный тренажер может быть использован как элемент разминки, способ включения ребенка в задание или для активизации и повторения изученного материала.
Программой компьютерного тренажера предусмотрена организация работы в нескольких режимах: тренировочном, контрольном, повтора. Каждый из них должен использоваться в соответствии с этапом отработки определенного умения, степенью автоматизации этого умения, целями и задачами проводимого занятия и всей системы коррекционных упражнений в целом. При планировании коррекционного занятия с использованием тренажера следует учитывать и отражать следующие компоненты:
• четкая постановка учебных целей и задач;
• способ и качество оценки выполненной ребенком работы;
• включение в занятие элементов игры в соответствии с личностными особенностями ребенка и его психоэмоциональным уровнем развития;
• приемы обеспечения положительного эмоционального настроя ученика.
Для облегчения работы с тренажером в обучающей программе заложена максимально возможная унификация операций, набор звуковых и визуальных сигналов, а также несколько уровней помощи и подсказок. При этом звуковые и визуальные сигналы, как правило, дублируют друг друга, что позволяет работать с тренажером без звукового сопровождения и ещё больше активизирует внимание ребёнка.
Экран Главного меню выполнен в качестве избушки с открывающейся дверкой. На бревнышках боковой панели избушки помещены названия меню. На дверку выводятся названия упражнений того меню, которое было выбрано на боковой панели.
Использование меню «Буква» в коррекционной работе.
Меню буква имеет подменю. В работе в упражнениях подменю «Буква» используются несколько вариантов полей установки параметров: режим выполнения упражнений (Обучение и Контрольная); смена текущего словаря (разные наборы текстового материала); подсчет ошибок в окне «Итог» (количество заданий); дополнительные игровые моменты (звуки).
- Упражнения меню «Буква» предназначены для формирования умения мысленно расчленить букву на несколько частей и соотносить расположение данных частей в пространстве (Собери букву из двух частей, Собери букву из четырех частей, Собери букву для отличников).
Предназначены для формирования умения мысленно расчленить букву на несколько частей и соотносить расположение данных частей в пространстве. Они различаются уровнем сложности. Все три упражнения позволяют выбрать буквы, с которыми будет работать ребенок.
«Найди букву» предназначено для формирования первоначального навыка правильного чтения. С его помощью осуществляется тренировка сличения печатного текста с образцом, сохраняя последовательность и количество элементов. Упражнения можно использовать как дополнительный материал при работе над проявлениями дисграфии.
- «Картинки» способствует формированию навыка определения первого звука в слове и различения артикуляторно сходных звуков.
- «Сортировка слов с пропущенными буквами» и «Конструктор» помогут отработать навык дифференциации парных согласных.
Конструктор» позволяет в игровой форме закрепить навык осознанного выбора одной из парных согласных и обозначения ею соответствующего звука в слове.
- «Тим и Том» используется для формирования навыка звукового анализа, с его помощью осуществляется дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости, уточняется артикуляция оппозиционных звуков.
Использование меню «Слог» в коррекционной работе.
Упражнения (нахождение слога, постановка слога в слово, восстановление порядка слогов в слове):
- «Найди слог» предназначено для формирования первоначального навыка правильного чтения. С его помощью отрабатывается техника чтения прямых и обратных слогов, умение определять состав слога.
- «Грузовик» позволяет отработать правильное употребление слогов, содержащих сходные по артикуляции пары согласных.
- «Волшебный колодец» и «Волшебный колодец (для отличников)» предназначено для формирования первоначального навыка правильного чтения слов сложной слоговой структуры (работа с трехсложными словами). С их помощью осуществляется тренировка восприятия слова сложной слоговой структуры.
Использование меню «Слово» в коррекционной работе.
- С помощью упражнений «Прятки простые», «Прятки сложные», «Прятки для отличников» формируется навык звукового анализа слова. С их помощью можно тренировать разные стороны фонемного восприятия.
- Упражнения «Мозаика», «Мерцающая мозаика» предназначено для тренировки чтения и узнавания слов, а также в качестве дополнительного материала для коррекции восприятия пространственных отношений и распределения внимания.
- Упражнения решают задачу развития лексико-грамматической стороны речи при работе с разными морфологическими категориями:
"Найди имя существительное", "Найди имя прилагательное", "Найди глагол", "Классификация частей речи", "Сгруппируй существительные по обобщающим понятиям",
"Определи число имени существительного", "Определи род имени существительного", "Определи число имени прилагательного", "Определи род имени прилагательного", "Определи число глагола", "Определи время глагола", "Определи род глагола", "Найди предлог", "Антонимы"
Использование меню «Предложение» в коррекционной работе.
Упражнения предназначены для развития лексико-грамматической стороны речи: «Восстанови предложение», «»Составь предложение», «Вставь пропущенное слово»,
«Выбери форму слова», «Вставь предлог». Они тренируют в установлении смысловых и формальных связей между словами в предложении, формируют навык правильного согласования слов на основе показателей рода, числа и падежа, закрепляют навык правильного использования падежных конструкций и употребления необходимых предлогов.
Использование меню «Текст» в коррекционной работе.
Упражнения «Пересказ» предназначено для работы над связным речевым высказыванием, т.е. обучение самостоятельному пересказу и «Рассказ по картине» обучение рассказу по картине.
Словари.
В состав логопедического тренажера входит набор базовых словарей. Он содержит 63 словаря с общим количеством около 4,5 тысяч единиц (слов или предложений). Это общие и тематические словари («Одежда», «Пища», «Школа» и т.д.), а также словари, построенные по фонетическому принципу («Гласные второго ряда», «Мягкий знак» и др.). Пользователь может формировать, сохранять и корректировать собственные словари, а также архивировать их даже при самых минимальных навыках работы с компьютером.
Систематическая, поэтапная, специально организованная коррекционная работа по развитию с использованием логопедического тренажёра «Дельфа– 142 .1» позволяет качественно и количественно изменить уровень развития психических процессов.
БЛОК 3. Образовательно – профилактический, просветительский
Цель: ознакомление и углубление знаний педагогов образовательного учреждения об особенностях речи детей с нарушениями речи, с ОВЗ и коррекция с помощью логопедического тренажёра.
Содержание:
- работа с родителями по обучению эффективности использования современного логопедического тренажёра «Дэльфа – 142.1» на занятии с детьми, имеющими нарушения речи, с ОВЗ.
2. Программно-методический комплекс «Логомер»
Программно-дидактический комплекс нацелен:
- Для работы с большим количеством детей. В комплексе собраны игры для детей разного возраста и уровня развития: для дошкольников и младших школьников, детей с нормативным развитием или с ОВЗ. Комплекс пригодится на занятиях с любым ребенком.
- Две версии комплекса: компьютерная и интерактивная. При установке выберите версию: для компьютера и ноутбука или для интерактивного оборудования. Они отличаются способом управления: в первой вы управляете мышкой, во второй — движениями пальцев. Специалист сможет провести индивидуальные занятия на ноутбуке, и затем групповое на интерактивном экране.
Логомер-2 разработан для проведения коррекционной работы и обследования высших психических функция (ВПФ) и речи, а также позволяет проводить индивидуальные и групповые занятия по отдельным рубрикам:
- Дыхание, воздушная струя (8 игр)
- Фонематический слух (12 игр)
- Неречевой слух (7 игр)
- Звукоподражание (4 игры)
- Грамматический строй (6 игр)
- Слоговая структура слова (5 игр)
- Звукопроизношение (16 игр)
- Связная речь (7 игр)
- Моторика (3 игры)
- Лексика (13 игр)
Каталог интерактивных игр программы «Логомер 2»
Воздушная струя
1. «Ветерок и жуки» Вредные жуки облепили дерево и грызут его кору. Задача ребенка – дуть в микрофон и сдувать жучков с деревьев. Задача специалиста – объяснить ребенку, как правильно дуть.
2. «Снежинки» Что прячется под снежным сугробом? С помощью микрофона и сильной воздушной струи ребенок узнает ответ. Главное, дуть прямо в микрофон. Нашедшийся в сугробе предмет надо отдать одному из героев
Игры: «Вертолет», «Кот и сосиска», «Торт со свечками», «Рассмеши усача», «Букет для мамы», «Нет сорнякам».
Фонематический слух
1. «Бедный Дракончик» Игра на соотнесение гласного звука и буквы. Звучит гласный, ребенок должен повторить его и отнести к нужной букве. В настройках можно добавить сундучок для неречевого звука, чтобы ребенок лучше представлял разницу между речевыми и неречевыми звуками.
Игры: «Правильный банан», «Волк и овцы», «Свинки-копилки», «Меткий стрелок», «Находчивая буква», «Паровозики», «Две Принцессы», «Фигурное катание». «Сладкий дом», «Пять китайских братьев», «Лабиринты Али Бабы».
Неречевой слух
1. «Кто сказал МУ» Игра-загадка. Сначала ребенок слышит звук, и только потом, угадав животное или птицу, может увидеть картинку. Игра отлично подходит для общения с детьми младшего дошкольного возраста, а также как элемент группового или индивидуального занятия.
Игры: «Загадки звуков», «В гостях у жучков», «Не будить до весны».
Звукоподражание
1. «Тик-так звуки». Даже двухлетнему малышу под силу произнести простые сочетания звуков – тик-так, динь-динь и т. п. Хорошая речь начинается с простых повторений. Главное, возвращаться к повторению этих звуков почаще!
Игры: «Пожжужим», «Игрозвуки», «Грибники».
Грамматика
1. «Дискотека». Эта игра учит детей согласовывать род имен существительных с притяжательными местоимениями «мой», «моя», «моё». Игра подходит для работы над грамматическим строем у детей с билингвизмом.
Игры: «Кто за кем», «Рюкзак туриста», «На рынке», «Бежит-лежит», «Кто что делает».
Слоговая структура
1. «Хитрые половинки». Разделение слова на слог и картинку облегчает ребенку процесс обучения чтению на первом этапе. В то же время, выбирая «правильный» слог, ребенок тренирует свое внимание и умение подобрать слог из наборов букв, похожих на нужный слог.
Игры: «Лишний слог», «Загадки Капитана», «Сладкоежка», «Слоговые домики».
Звукопроизношение
1. «Попугай». Автоматизация звуков в речи – процесс небыстрый и утомительный. С попугаем Дормидонтом слова повторять интереснее и веселей.
Игры: «Веселые рыбаки», «Аленький цветок», «Ну, заяц, убеги» -Игра-бродилка», «Приключения Колобка», «Приключения Буратино», «Сыщик идет по следу», «Болтушки-хохотушки», «Корзинка для бабушки», «Красивая Р», «Вернисаж», «Капризная Марта», «На все голоса», «Подарок для Плюшкина», «Сумка Санты», «Таинственная картина».
Связная речь
1. «Сочиняю на ходу». Игра дает возможность ребенку сочинить свою историю, выбирая понравившихся героев. Надо не просто придумать историю, но и правильно пересказать ее.
Игры: «Несчастный случай», «Сказочная ошибка», «Невнимательный художник», «Что сначала», «Прогулки с привидениями», «Волшебник».
Моторика
1. «А ты так можешь?». Физкультура укрепляет мышцы и придает организму сил. Делать зарядку с веселыми героями этой игры очень интересно. А если повторять вслух стишки вместе с движениями, то эффект от такой игры усиливается в три раза!
Игры: «Ручные привидения», «Настольные пальчики».
Подготовка к чтению
1. «Спасение Принцессы». Вредный Дракон заколдовал Принцессу и посадил ее в темницу. Чтобы спасти бедняжку, надо разобрать стену из кирпичей с буквами. Найденные парные буквы помогут запомнить написание букв и освободить прекрасную Принцессу.
Игры: «Волк учит буквы», «Как это читать», «Космические рейнджеры», «Слоновья западня», «Все наоборот».
Лексика
1. «Сорока-белобока». Эта игра развивает логическое мышление ребенка, слуховое внимание, а также расширяет лексический запас. Сорока называет обобщающие понятия, а ребенку надо выбрать только те предметы, что подходят под это понятие.
Игры: «Ветерок-озорник», «Загадки Лесовичка», «Кто лишний», «Овощи-фрукты», «Хитрые вопросы», «Комариная школа», «Угадай профессию», «Танцы с папуасами», «Мышкин завтрак», «Рабочий инструмент», «Поезд-неделька», «Потерянный хвост».
Особенности программного комплекса “Логомер”:
- большое количество разнообразных игр, охватывающих различные аспекты развития ребенка
- благодаря регулируемым настройкам каждую игру можно адаптировать под особенности ученика или группы: в программе можно менять объем заданий, количество букв, стиль и написание букв.
- возможность следить за результатами деятельности. В комплекс входят две программы для ведения электронной документации - звуковой журнал и речевая карта. Это позволит специалистам обследовать речь ребенка, быстро зафиксировать результат, а после фиксировать результаты проводимых занятий и следить за прогрессом.
- с помощью “Логомера” можно создавать собственные пособия для проведения занятий. В программе содержится более 600 изображений, из которых можно создать пособия на любые темы: постановка “трудных звуков”, изучение лексических тем, развитие связной речи и другое.
- комплекс содержит и готовые пособия карточек и открыток, нацеленных на различные аспекты (например, пособие “Артикуляционная гимнастика”, “Звуковые истории” и другие)
- программный комплекс соответствует всем требованиям современных ФГОС
- игры комплекса совместимы со всеми устройствами - компьютеры, ноутбуки, интерактивные доски и столы с ОС Windows (необязательно подключение к сети Интернет)
- комплекс адаптирован для интерактивного оборудования
- комплекс разработан с учетом здоровьесберегающих технологий с целью снижения психологической и физической нагрузки на детей
- подходит для использования при работе с детьми с ОВЗ
3. Программа «СИРС: система интенсивного развития способностей»
Программа состоит из четырех тематических блоков: «Быстрое чтение», «Развитие памяти», «Пространственное воображение», «Развитие понятийного мышления».
1. Развитие памяти
Комплекс включает в себя следующие тренажеры:
- Тренажеры для развития зрительной памяти.
- Тренажер для развития ассоциативной памяти.
- Тренажер для диагностики и поэтапного формирования навыков классификации знаний на основе свыше 30 предметных областей.
- Тренажёр «Запоминание цветов» - развитие образной (цветовой) памяти.
- Тренажёр «Картинки в клетках» - развитие образной памяти (увеличение объема запоминаемой информации: А - клетки воды, Б - трёхмерные фигуры, В - морфинг, квадратики, спички).
- Тренажёр «Цифры и буквы», «Устный счет» - увеличение объёма оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации.
- Тренажёр «Порядок слов» - развитие ассоциативной памяти. Увеличение объема запоминаемой информации.
Диагностика
2. Быстрое чтение
Комплекс позволяет исправлять типичные ошибки при чтении вслух. Обучение младших школьников чтению про себя, быстрому чтению проводится только при отсутствии типичных ошибок при чтении вслух.
Средства достижения результата:
- Тренажеры для повышения темпа чтения и подавления артикуляции: в виде строки, столбца, страницы (с затиркой информации и закраской).
- Тренажеры для развития навыков чтения и беглости мышления на основе пословиц и антонимов.
- Тренажеры для увеличения скорости чтения, скорости зрительного восприятия и ширины поля зрения.
- Тренажёр «Таблица» - увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия.
- Тренажёр «Пословицы», «Антонимы» - способствует увеличению скорости мыслительных процессов и понятийного переключения.
- Тренажёр «Текст в строчку, текст в столбец» - способствует увеличению скорости зрительного восприятия информации.
- Тренажёр «Чтение текста: затирка (закраска)» - способствует подавлению артикуляции.
Диагностика – 1, 5, 10 занятия. Цель диагностики – определение скорости усвоения материала, эффективности чтения и контроль изменения показателей в процессе обучения.
На занятиях по развитию чтения обязательно идет работа по развитию памяти.
3. Пространственное воображение
При развитии пространственных представлений используется поэтапное формирование умственных действий:
- в плоском случае - тренажеры для развития навыков пространственных представлений со сдвигом, вращением и зеркальным отображением образов;
- в трехмерном случае – тренажеры для работы с развертками куба.
- Тренажёр «Плоские буквы» - развитие пространственного мышления.
- Тренажёр «Распознавание букв» - развитие пространственного мышления, работа в двух параллельных плоскостях.
- Тренажёр «Кубики» - тренинг в трёхмерном пространстве.
- Тренажёр «Лабиринт» - развитие пространственного, логического мышления.
- Тренажёр «Лабиринты», «Пазлы», «Танграм» - развитие пространственного, логического мышления, ориентировка в пространстве, развитие мелкой моторики.
Диагностик.
4. Понятийное мышление
Комплекс предназначен для диагностики и развития навыков и умений понятийного мышления, таких как понимание переносного смысла слов, фразеологизмов, пословиц, понимание целого текста и умение выделять его главную мысль, а также для развития ориентировки в тексте.
- Комплекс «Стихи» содержит 3 тренажёра: «Последовательности», «Окончания», «Чувство стихосложения» - развитие навыков сравнительного анализа, поиска аналогий, выявления ритма.
- Комплекс «Словарь» предназначен для пополнения словарного запаса учащихся – развитие навыка осмысленного использования информации.
- Комплекс «Понятийное мышление» содержит следующие тренажёры: «Переносный смысл слов», «Анекдоты», «Фразеологизмы» - развитие навыков сопоставления, обобщения, оценивания информации.
Диагностика
Заключение
Использование современных интерактивных программно-методических комплексов позволяет:
- внести игровые моменты в процесс коррекции;
- многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал;
- использовать различный стимульный материал – картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь, тренажеры;
- работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика;
- оперативно изменять содержание структуры занятия, в соответствии с динамикой продвижения;
- организовать коррекционно-развивающие занятия по формированию читательской грамотности с учащимися с нарушениями речи (в том числе с учащимися с ОВЗ);
- одновременно с логопедической работой осуществлять развитие навыков быстрого чтения, восприятия, внимания, памяти, пространственных представлений, мышления.
Данная работа является комплексной и должна вестись параллельно по всем направлениям и соотносится с планом работы учителя-логопеда, педагога – психолога.
Анализ и апробация данной системы будет проводиться в конце учебного года. И по заключению этого будет сделан вывод, об эффективности и необходимости включения использования современных интерактивных программно-методических комплексов по коррекции устной и письменной речи младших школьников на логопедических занятиях, о достижении эффективности результатов на уровне формирования читательской грамотности.
Таким образом, использование современных интерактивных программно-методических комплексов в коррекционном процессе улучшает качество речи учащихся с речевыми нарушениями, способствует коррекции по восполнению пробелов разных сторон речи, формированию предпосылок функциональной грамотности.
Список использованных источников информации
- https://kopilkaurokov.ru/logopediya/prochee/proiekt-iasnaia-riech-formirovaniie-ustnoi-i-pis-miennoi-riechi-dietiei-5-7-liet-s-narushieniiami-oda-s-pomoshch-iu-loghop https://avrelia-fgos.ru/magazin/product/programmno-didakticheskij-kompleks-logomer-2 iedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-1
- http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-formirovanie-ustnoi-i-pismenoi-rechi-detei-5-7-let-s-narushenijami-oda-cherez-logopedicheskii-trenazh-r-dyelfa-142-1.html
- https://studfiles.net/preview/2231124/
- https://colibri.group/product/логомер-2/
- https://unitsys.ru/products/programmy_dlya_informacionnyx_kioskov/logomer-2
- https://navigator.edu54.ru/program/8697-programma-bystroe-chtenie-pamyat-myshlenie-sirs
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование устной и письменной речи как средства общения и способа коррекции познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта.
Обучение русскому языку детей с нарушением интеллекта носит коррекционную и практическую направленность. Работа с такими детьми должна быть ориентирована на подготовку их к реальной жизни, к решению ж...
Обобщение опыта по теме "Формирование самостоятельной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи".
Основной трудностью в обучении младших школьников с общим недоразвитием речи является неумение связно излагать свои мысли. в данном пособии подобраны упражнения, которые помогут ученикам при построени...
Программа исправления устной и письменной речи младших школьников для формирования успешного обучения
Данная программа содержит:1. Пояснительная записка2. Основные направления содержания деятельности3. Условия реализации программы4. Содержание программы5. Список литературы...
«Формирование читательской компетентности у обучающихся по программе VII вида средствами связной устной и письменной речи на уроках русского языка» (7 класс)
Проет программы...
Чат, как средство формирования устной и письменной речи на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности классного руководителя.
В статье рассматривается использование Интернет-ресурса как одного из средств формирования иноязычной компетентности учащегося, а так же как средство организации работы с классом....
«Коррекция устной и письменной речи младших школьников со стойким дефицитом внимания»
Изучение детей по критериям нейропсихологической диагностики, позволяет выделить среди них группу детей со стойким дефицитом внимания и специфическим нарушением орфографического навыка при со...
Диагностика устной и письменной речи младших школьников
диагностика учащихся младших классов с использованием нейропсихологических МЕТОДОВ,разработанная на основе методики Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В. Нейропсихоло...