Применение кубиков с моделями звуков в процессе индивидуальной логопедической деятельности с детьми с задержкой психического развития, имеющими общее недоразвитие речи.
статья на тему
Существует множество вариантов организации работы с детьми для создания интереса, но хотелось бы рассмотреть применение моделей звуков. Данные модели предложила В.М.Акименко, но я не стала использовать их в виде карточек, а изготовила кубики разного цвета, на которых и были расположены модели. Объёмные предметы вызывают у детей больший интерес, чем плоскостные изображения и кубики выполнили свою работу: дети с ЗПР заинтересовались и ПОНЯЛИ эти модели!
Современным дошкольникам можно преподнести эти модели как что-то фантастическое, присланное с другой планеты. И будьте уверены детский интерес появиться!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kubiki_s_modelyami_zvukov_pri_individualoy_logopedicheskoy_rabote_s_detmi_s_zpr.docx | 156.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Сделать серьёзное занятие для ребёнка
занимательным – вот задача первоначального обучения
К.Д.Ушинский
Применение кубиков с моделями звуков
в процессе индивидуальной логопедической деятельности
с детьми с задержкой психического развития,
имеющими общее недоразвитие речи.
Уровень речевого развития является важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе.
Большинство дошкольников с задержкой психического развития) ЗПР имеют системное недоразвитие всех сторон речи и чаще всего находятся на втором – третьем уровне речевого развития при общем недоразвитии речи (ОНР) в зависимости от степени задержки психического развития.
У детей с ОНР наблюдается патологический ход речевого развития. Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте:
позднее начало развития речи;
замедленный темп речевого развития;
ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас;
нарушение формирования грамматического строя речи;
нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия.
При этом у детей отмечается сохранность слуха и удовлетворительное понимание доступной для определённого возраста обращённой речи. Многим ребятам присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития.
Одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогической работы с данными детьми является развитие речи и коммуникативных способностей.
С.Г.Шевченко выделила следующие задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР:
развитие и совершенствование общей моторики;
развитие и совершенствование ручной моторики;
развитие и совершенствование артикуляционной моторики (статической, динамической организации движений, переключения движений, объёма, тонуса, темпа, точности, координации);
развитие слухового восприятия, внимания;
развитие зрительного восприятия, памяти;
развитие ритма;
формирование произносительных умений и навыков;
совершенствование лексических и грамматических средств языка;
развитие навыков связной речи;
обогащение коммуникативного опыта.
В процессе тесного взаимодействия логопеда, дефектолога и воспитателей на коррекционных занятиях проходит стимуляция речевой активности детей, развитие фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков понимания и построения развёрнуты речевых высказываний.
В учебном плане специализированных учреждений для детей с ЗПР выделяются специальные занятия «Развитие речи», которое проводит дефектолог, и «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», которое проводят учитель-дефектолог и логопед.
На индивидуальных логопедических занятиях формируются произносительные умения и навыки, и ставятся следующие задачи:
устранение дефектного звукопроизношения;
развитие умений и навыков различать звуки, похожие по артикуляции и звучанию;
формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью.
Основной целью индивидуальной логопедической деятельности является формирование навыков правильного произношения. Для достижения этой цели приходится повторять один и тот же материал, что утомляет и ребёнка и взрослого. Но при этом логопед должен уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, заинтересовывать ребёнка, «превращать» скучные, на первый взгляд, упражнения.
Существует множество вариантов организации работы с детьми для создания интереса, но хотелось бы рассмотреть применение моделей звуков. Данные модели предложила В.М.Акименко, но я не стала использовать их в виде карточек, а изготовила кубики разного цвета, на которых и были расположены модели. Объёмные предметы вызывают у детей больший интерес, чем плоскостные изображения и кубики выполнили свою работу: дети с ЗПР заинтересовались и ПОНЯЛИ эти модели!
Современным дошкольникам можно преподнести эти модели как что-то фантастическое, присланное с другой планеты. И будьте уверены детский интерес появиться!
Использование моделей звуков в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения обеспечивает наглядную основу изучаемого, что способствует развитию фонематического слуха, мыслительных операций и более прочному запоминанию материала.
При постановке звуков модель помогает ребёнку быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. Ребёнок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Модель постоянно «напоминает» артикуляцию произносимого звука. У ребёнка при работе с моделями создаётся правильный образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.
На красном кубике – модели гласных звуков, на синем – модели согласных звуков, а на зелёном также модели согласных звуков: изначально для гипердинамичных детей, мягкость не уточняется. Но со временем зелёный кубик стал применятся и при постановке мягких звуков, т.е. используется по ситуации.
Таким образом, кубики с моделями звуков Акименко В.М. успешно используются при формировании навыков правильного произношения.
Литература:
Акименко В.М. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с применением моделей артикуляции звуков.//Логопед, №2, 2005год.
Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие/В.М.Акименко. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно- педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития, 2008год.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учеб.-метод. пособие по развитию речи дететй 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М.: Школьная Пресса, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи
Календарно-тематическое планирование Группа: Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) Класс: 1 Учитель-логопед: Косых М.Е. Количество часов: всего __90__ часов; в...
Методическая разработка: «Система логопедической работы во взаимодействии логопеда и воспитателя логопедической группы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ».
Методическая разработка: ...
ОПЫТ РАБОТЫ учителя-логопеда «Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи через театрализованную деятельность"
Выбранная мною проблема является актуальнейшей, т.к. по данным специалистов, количество дошкольников с задержкой психического развития составляет 25% от детской популяции. Кроме того, эти дети отстают...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "В поисках Немо"
Данное занятие нацелено на активизацию и закрепление словаря по лексической теме "Животный мир морей и океанов", закрепление умения употреблять в речи простые и сложные предлоги, а также развитие...
Конспект фронтального логопедического занятия для детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи II – III уровня Тема: «Огород. Овощи»
Систематизация знаний и развитие речевой активности по теме «Овощи»....
Логопедические занятия для детей 5 – 7 лет, имеющими общее недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов,...
«Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи через театрализованную деятельность»
Выбранная мною проблема является актуальнейшей, т.к. по данным специалистов, количество дошкольников с за...