Элементы здоровьесберегающих технологий в развитии и коррекции речи дошкольников
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_razvitii_i_korrekcii_rechi_doshkolnikov.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Центр развития развития ребенка – детский сад № 306»
Элементы здоровьесберегающих технологий в развитии и коррекции речи дошкольников
Выполнил: учитель-логопед
Ткачева Т.В.
Омск
В последние годы наблюдается ухудшение здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями речевого развития. Здоровье наших воспитанников - это общая проблема медицинского персонала, педагогов и родителей. Решение данной проблемы видится нам во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий, то есть тех технологий, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе идет на пользу здоровья детей.
Цель: обеспечение дошкольнику возможности сохранения здоровья.
Задачи: 1. формирование у дошкольника необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
2. обучение использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Поэтому в дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребенка – детский сад № 306" города Омска получила широкое применение здоровьесберегающая практика:
- закаливающие процедуры;
- точечный самомассаж;
- элементы психогимнастики;
- релаксационные упражнения;
- двигательные упражнения статического и динамического характера;
- игры малой подвижности с речью, подвижные игры;
- ритмическая гимнастика и логоритмика;
- пальчиковые упражнения;
- артикуляционные упражнения;
- дыхательные упражнения.
Речевое развитие дошкольников является приоритетным направлением деятельности логопедических групп. Работа по данному направлению осуществляется комплексно, ежедневно, с участием медицинских и педагогических работников: воспитателей, учителей-логопедов, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Так как дыхание входит в сложную речевую систему, особое внимание уделяется нами развитию физиологического и речевого дыхания. Роль речевого дыхания важна в начале работы по преодолению несовершенств детской речи, на этапе постановки звуков, голосоподачи и голосоведения. Нарушением функции речевого дыхания считается подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе или укороченность выдоха, большой вдох, учащенность дыхания, неумение делать незаметный для окружающих вдох.
Существуют методики тренировки дыхательных мышц и регулировки работы дыхательного центра (А.Г.Ипполитова, Е.Л.Пеллингер, А.Н.Стрельникова). У нас появилась необходимость упростить существующие методики для дошкольного возраста. Для решения данных задач в нашем дошкольном учреждении используется стандартное и нетрадиционное оборудование, пособия, изготовленные руками педагогов и родителей воспитанников. Это разноцветные султанчики, подвесные конструкции сюжетных игрушек из мягкого конструктора, массажные коврики, сухие бассейны, пособия из бумаги, ткани, бросового материала. Данные виды пособий и оборудования входят в предметно-развивающую среду групповых комнат. Отдельные виды игровых пособий для развития речевого дыхания используются учителем - логопедом Т.В. Ткачевой и воспитателями при организации детского экспериментирования, при проведении занятий по развитию речи, в совместной с воспитателем и самостоятельной игровой деятельности детей.
Так, с целью формирования правильного неречевого дыхания, обучаем детей длительному плавному и целенаправленному ротовому выдоху, используя игровые упражнения и дидактические игры "Футболисты", "Султанчик", "Послушный ветерок", "Буря", "Бабочка, лети!". С целью развития диафрагмально-релаксационного типа дыхания используем специальные игровые упражнения, укрепляющие мышцы и позвоночник, способствующие улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания: в упражнениях "Мы - медузы, мы медузы", "Шар", "Куколка моя" обучаем детей выполнению движений напряжения и расслабления.
Используя дидактические игры и упражнения "Повтори", "Не ошибись!", "Отгадай, кто позвал?", "Называй, не отставай!" проводим работу по развитию речевого дыхания. Постепенно, начиная с произношения гласного звука на выдохе, затем шепотом, переходим к произношению на одном выдохе одного свистящего или шипящего звука, позже - одного, двух, трех слогов. Так подводим детей к упражнениям по произношению на одном выдохе одного слова, двух - трех слов, к рассказыванию чистоговорок, поговорок, стихотворений, с соблюдением логических пауз. Вводя в практику работы педагогов элементы здоровьесберегающих технологий, физиологическое дыхание рассматривается нами, как один из факторов здоровьесбережения, а речевое дыхание выступает основой для формирования устной речи.
Проводя работу по преодолению недостатков речевого развития, а в частности, нарушений звукопроизношения, педагогами детского сада используются в работе логоритмические упражнения, артикуляционная и зрительная гимнастика, упражнения на релаксацию. Так, в физкультминутки включаются профилактические упражнения для глаз "Муха" - следить за воображаемым насекомым глазами, "Раскрашивание" - закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран, мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом, закончить раскрашивание самым любимым цветом. В структуру всех занятий, проводимых с детьми, включены физкультурные минутки с речью и элементами зрительной гимнастики:
вертикальные движения глаз вверх-вниз, горизонтальные вправо-влево;
вращение глазами по часовой стрелке и против;
представление всех цветов радуги с закрытыми глазами;
мысленное рисование с движением глаз по спирали, окружности, ломаной.
Используя опыт учителей-логопедов по формированию артикуляционного праксиса звуков в играх, обучаем детей правильным артикуляторным позам, координации речи с движениями, правильному положению тела. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки, дидактические игры "Вверх рука и вниз рука", "Будь внимателен!", "Повторяй, не зевай".
В настоящее время известно более тысячи биологически активных точек на ухе, поэтому, массируя их, выполняя точечный самомассаж, можно воздействовать на весь организм. Упражнения с детьми выполняем до или после занятий, включаем игровые упражнения с элементами точечного самомассажа в комплексы гимнастики после дневного сна: потягивание за мочку уха сверху вниз; потягивание ушной раковины вверх; круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
Осуществление идеи организации здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом занятии, гимнастики до занятий. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением психофизического здоровья детей и педагогов. Важна правильная организация учебной деятельности, а именно: дозировка нагрузки, построение занятий с учетом работоспособности детей, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), благоприятный эмоциональный настрой, проведение физкультминуток и динамических пауз, игр малой подвижности, пальчиковой и зрительной гимнастики на всех видах занятий.
Таким образом, благоприятный эмоциональный настрой, проведение физкультминуток и динамических пауз, игр малой подвижности, пальчиковой и зрительной гимнастики на всех видах занятий в процессе развития и коррекции речи дошкольников обеспечивает детям возможность сохранения здоровья.
Литература:
1. Белякова Л.Н., Гончарова Н.Н., Шинкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. - М., 2004.
2. Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. - М., 1999.
3. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения. - М.: ВЛАДОС, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья о практическом применении элементов здоровьесберегающих технологий при выполнении домашних заданий и отдыхе в группе продленного дня V класса VII вида коррекции.
Статья о практическом применении элементов здоровьесберегающих технологий при выполнении домашних заданий и отдыхе в группе продленного дня V класса VII вида коррекции....
Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5-6 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида"
Результаты исследований показали, что используя рабочую тетрадь для учащичся "Лексико - орфографические упражнения и задания при изучении словарных слов" при обучении письму и развитию речи поср...
Использование элементов здоровьесберегающих технологий на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения.
Из опыта работы. "Использование элементов здоровьесберегающих технологий на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формировани...
Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5 классе"
Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5 классе"...
Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда, как средство оптимизации коррекции речи дошкольника.
Предствален практический материал, по использования итерактивных игр и технологии в работе учителя-логопеда....
"Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников"
Тема семинара для воспитателей...
Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам развития и коррекции речи ребенка-дошкольника.
В материале представлены основные задачи, принципы и методы взаимодействия с семьями воспитанников....