Использование элементов здоровьесберегающих технологий на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения.
статья на тему
Из опыта работы. "Использование элементов здоровьесберегающих технологий на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ob_op.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов здоровьесберегающих технологий на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения.
Вступительная статья.
В процессе своей деятельности я, так же как все педагоги школы, решаю задачи формирования и укрепления здоровья детей с недостатками слуха. Учебно–воспитательный процесс на индивидуальных занятиях осуществляется мной по здоровьесберегающим технологиям, т.е. реализуются основные приоритеты педагогики оздоровления.
Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
В системной последовательности мое приобщение к здоровьесберегающим технологиям выглядит так:
1) осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения;
2) признание мной и педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников;
3) овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций);
4) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с коллегами, с медиками, с самими учащимися и их родителями.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — «это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недостатков». Области души, духа и тела непосредственно связаны между собой и оказывают взаимное влияние.
Здоровье — процесс динамический, так как человек от момента зачатия и до самой смерти находится в постоянном развитии. Исходя из этого:
- оздоровление – не совокупность лечебно–профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей школьников;
- индивидуально–дифференцированный подход – основное средство оздоровительно–развивающей работы с учащимися.
Цели применения на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения здоровьесберегающих образовательных технологий, которые я ставлю перед собой – обеспечение неслышащему школьнику возможности развития сохранных анализаторов, укрепление физического здоровья, приобретение знаний, умений и навыков здорового образа жизни.
Задачи, которые я решаю в процессе своей работы, следующие:
- организация занятия на основе закономерностей учебного процесса с использованием достижений передовой педагогической практики, с учётом вопросов здоровьесбережения;
- реализация на занятии в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических так и специфических;
- обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности обучающихся с учётом состояния их здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей;
- установление межпредметных связей, осознаваемых обучающимися, осуществление связи с ранее изученным материалом;
- активизация развития всех сфер личности обучающихся;
- логичность и эмоциональность проведения занятия;
- эффективность использования педагогических средств здоровьесберегающих технологий;
- формирование практических умений и навыков, рациональных приёмов самоконтроля произносительных умений;
- смена видов деятельности;
- формирование основных мыслительных процессов;
- формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье;
- тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование каждого занятия с учётом особенностей развития каждого ученика.
Цели и задачи определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности. Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические принципы и специфические принципы, выражающие закономерности педагогики здоровьесбережения. В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:
Общеметодические принципы – это основные положения, определяющие содержание и методы учебного процесса на индивидуальных занятиях в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий. Систематическое воздействие на организм и психику обучающихся может быть успешным только в том случае, если методика применения средств здоровьесберегающего воздействия будет согласована с закономерностями этого применения.
1. Принцип сознательности и активности нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
2. Принцип наглядности обязывает строить процесс с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.
3. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего более сложного материала.
4. Принцип повторения умений и навыков позволяет выработать динамические стереотипы. Включение вариативных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности, который предполагает преемственность в обучении от одной ступени к другой.
5. Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей с опорой на индивидуальные особенности ребёнка. Сурдопедагог всесторонне исследует, развивает ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальных возможностей ученика, его здоровья и учебной подготовки намечаются пути совершенствования умений и навыков. Используя природные данные ребёнка учитель РСВ и ФП направляет и стабилизирует его развитие.
6. Принцип непрерывности выражает закономерности построения учебного процесса на индивидуальных занятиях как целостного процесса, без отрыва от общеобразовательных уроков и внеклассных занятий. Этот принцип тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Упорядочению процесса педагогики здоровьесбережения способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности индивидуальных занятий, что улучшает подготовленность ребёнка к каждому этапу обучения.
7. Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению неслышащих школьников предполагает тесное взаимодействие сурдопедагогов, педагогов, психологов и медицинских работников.
8. Принцип активного обучения заключается в постоянной смене видов деятельности обучающихся, в использовании активных форм и методов обучения (игровые технологии).
Для достижения поставленных целей на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП я использую следующие группы средств:
- реабилитационные;
- двигательной направленности;
- оздоровительные силы природы;
- гигиенические.
К средствам реабилитации неслышащих школьников относятся: звукоусиливающая аппаратура, специальные программы, учебники, индивидуальные карты развития, профили произношения каждого ребёнка, логопедические зонды, дневники наблюдений за развитием слуха и речи обучающихся.
К средствам двигательной активности, используемых мной на индивидуальных занятиях, относятся: физминутки, фонетическая ритмика, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, массаж, самомассаж, психогимнастика, работа с офтальмотренажерами, артикуляционные упражнения, расслабляющие упражнения.
Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесбережения. На индивидуальных занятиях по РСВ и ФП я использую элементы ароматерапии, арттерапии, которые способствуют снятию негативного воздействия обучения, росту уровня работоспособности, профилактике простудных заболеваний.
К гигиеническим средствам здоровьесбережения, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма ребёнка, относятся: выполнение санитарно – гигиенических требований, регламентированных СанПиНами: личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), проветривание и влажная уборка помещений, соблюдение расписания занятий, ограничение уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.
Одним из главных требований к использованию перечисленных средств является их системное и комплексное применение на занятиях.
Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики обусловила переход от традиционного обучения, существенную особенность которого составляет «авторитарная педагогика», к развивающему обучению.
В развивающей технологии весь процесс обучения выстраивается через совместную деятельность педагога и ученика. Основные характеристики развивающего обучения отвечают принципам здоровьесберегающих технологий.
Практикуя развивающее обучение в своей работе, я применяю следующие методы и приёмы, способствующие решению задач здоровьесбережения:
- учет состояния слуха, произношения речи обучающихся;
- слуховая тренировка с использованием слухового аппарата;
- аналитико-синтетический, концентрический, полисенсорный;
- демонстрационный,
- практический,
- наблюдение,
- дидактическая игра,
- сюжетно-ролевые игры;
- артметоды,
- куклотерапия,
- сказкотерапия,
- драматизация и т.д.
Успешная реабилитация, учебная деятельность и состояние здоровья обучающихся не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию неслышащих детей, способствует их адаптации в мире слышащих.
Обобщение опыта – это серьезная, глубоко продуманная деятельность. Обобщая опыт, каждый педагог надеется, что заслужит внимания со стороны коллег. Мой опыт может быть внедрен на уроках любых общеобразовательных предметов и внеклассных занятиях коррекционных школ I и II видов. Я считаю, что задача школы не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить школьника к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.
Результат моей деятельности представлен в виде теоретического и практического материала.
Теоретический материал:
- Доклад: «Речь и ее функции. Развитие речи в норме».
- Доклад: «Формирование произношения у детей со сложным дефектом. Клиническая характеристика глухих детей со сложным дефектом. Индивидуальный подход в обучении».
- Доклад: «Комплексное педагогическое обследование слуховой функции, состояния устной речи слабослышащих учащихся».
- Доклад: «Основы логопедического массажа».
- Доклад: «Преемственность в работе специальных детских садов и школ для глухих детей по развитию слухового восприятия».
- Доклад: «Методы исследования слуха у детей в различные возрастные периоды».
- Доклад: «Сенсорная база для усвоения устной речи глухими и слабослышащими учащимися».
- Доклад: «Специфические формы организации обучения детей с недостатками слуха».
- Доклад: «Комплексный подход к решению проблем коррекции речи у детей с нарушениями слуха на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП с использованием нетрадиционных методов».
- Доклад: «Развитие познавательных способностей у детей с недостатками слуха в процессе формирования речи на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП».
- Методические рекомендации для молодых специалистов: «Развитие слухового восприятия на общеобразовательных уроках и внеклассных занятиях». «Организация работы над произношением на уроке и во внеурочное время». «Фонетические зарядки».
Практический материал:
- Брошюра: «Самомассаж».
- Брошюра: «Преемственность в работе детских садов и школ для детей с нарушениями слуха».
- Брошюра: «Работа над речью слабослышащего ребенка дома».
- Брошюра: «Исследование слуха у детей. Первый год жизни».
- Брошюра: «Исследование слуха у детей. Второй-третий годы жизни».
- Брошюра: «Исследование слуха у детей дошкольного и школьного возраста. Обследование неговорящих дошкольников».
- Уроки по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроке по РСВ и ФП»
- Звуки Р-Л. Тема «Гигиена».
- Звуки Ш, С. Тема «Кухня».
- Звук Р. Тема: «Семья».