"Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников"
учебно-методическое пособие на тему

Ваганов Александр Сергеевич

Тема семинара для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_seminar.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Тема семинара: «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольника»

Подготовил: педагог дополнительного образования

Александр Сергеевич Ваганов

Развитию и коррекции речи, психического и физического состояния ребенка помогает использование здоровьесберегающих технологий. Я познакомлю вас с технологиями, которые использую в своей работе.

 

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения и воспитания, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. К ним можно отнести:

- эмоционально-образная терапия

- пальчиковую гимнастику;

- су –Джок –терапию;

- дыхательную гимнастику;

- гимнастику для глаз;

- ритмопластику и т. д.

Пальчиковые игры и упражнения

Пальчиковые игры и упражнения, систематически используемые на занятиях, оказывают стимулирующее влияние на развитие Рече двигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитии речи детей. Они способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений и даже постановке звуков. Кроме того, они вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В. А. Сухомлинский

Пальчиковые игры – это небольшие рифмованные тексты, сопровождаемые движениями пальцев или кистей рук.

Игры с пальчиками способствуют более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогают в усвоении эмоциональной выразительности.

В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях:

  • Во – первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.
  • Во – вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький - он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка.

В своей работе я использую следующие пальчиковые игры (вот примерный список):

«Дружные пальчики»

  • Пальчик, пальчик, где ты был?

(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)

  • С этим пальцем в лес ходил.
  • С этим пальцем щи варил.
  • С этим пальцем кашу ел.
  • С этим пальцем песни пел.

(на каждую строчку загибается один пальчик)

Пальчики свои встряхни.

И немного отдохни!

«Осенние листья»

Раз, два, три,

Четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

(«шагают» по столу средними и указательными пальчиками)

«Кулак - ребро-ладонь»

Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на столе.

Выполняется сначала правой рукой, затем - левой, потом – двумя руками вместе.

«Ожерелье»

Ожерелье мы составим,

Маме мы его подарим.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу).

Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Пальчики здороваются»

Утром встали пальчики- маленькие мальчики,

Друг другу обрадовались, здороваться начали.

Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик…

Самый маленький мой мальчик (поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки).

«Мышки испугались»

На первые 2 строчки поворачиваем кулачком по часовой стрелке. На слова «гулять» - растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку кулак-норку).

Один, два, три, четыре, пять,

Вышли мышки погулять!

Испугались кошки, спрятались опять.

 

Таким образом, пальчиковые игры развивают тонкие движения пальцев рук; дети быстрее овладевают правильным произношением звуков; дети работают с эмоциональным настроем и интересом, что позволяет предельно мобилизовать их внимание, память, обогащение словаря и способствуют развитию интонационной выразительности речи, потому что движение и речь - два взаимосвязанных процесса. Развивая двигательные возможности ребенка, мы развиваем его речевую способность, устраняем задержку в моторной речи детей, ускоряем развитие связной речи, а также   всех психических функций мозга. Играйте с ребёнком, пойте, рассказывайте стих, и ваши дети заговорят гораздо быстрее, делайте всё это с душой!  

Успехов вам, дорогие коллеги!

Игры-манипуляции

(«Сорока-белобока», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик - дедушка»).

Сюжетные пальчиковые игры

(«Пальчики здороваются», «Кораблик»).

Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук

(«Гости», «Засолка капусты»,

«Гуси щиплют траву».)

Театр в руке («Сказка»,

«Осьминожки»)

Эмоционально-образная терапия

Это вид терапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают адекватно воспринимать действительность и реагировать на нее. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.

В своей работе я, помимо основных методов, использую игру «Кричалки – шепталки - молчалки». По сигналу дети выполняют определенные задания: если я показываю флажок зеленого цвета – детям разрешается подвигаться, побегать, громко разговаривать и т. д., если флажок желтого цвета – то бегать уже нельзя, можно ходить спокойно, говорить можно только шепотом, если флажок красного цвета, то дети должны присесть и молча слушать необходимую информацию. Такую игру можно провести и в качестве физминутки.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

массаж

Мы погладим лобик, носик и щечки! (По тексту).

Будем мы красивыми (наклоны головы к правому и левому плечу).

Как в саду цветочки!

     Разотрем ладошки сильнее, сильнее! (По тексту).

А теперь похлопаем смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.

Улыбнемся снова, будем все здоровы! (Разводят руки в стороны).

Упражнения для развития речевого дыхания.

Не маловажную роль в развитии речи детей играет и развитие речевого дыхания. Цель дыхательной гимнастики: выработать сильную, плавную, длительную, ротовую струю. Учить детей делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно с помощью игрушек: дудочек, свистулек, а также при выдувании мыльных пузырей.

«Заводные машинки»
Задачи работа над длительным, плавным выдохом, развитие мелкой моторики, закрепление звука «ж».
Сцепить пальцы рук в «замок», оставив свободными только большие пальцы. Они превращаются в машинки. Сделать глубокий вдох и на выдохе произносить звук «ж». Машинки едут до тех пор, пока не кончится завод (пока хватает дыхания).

«Гуси»
Задачи: развитие мышц плечевого пояса, закрепление звука «ш».
Наклониться вперёд, развести руки в стороны, произнести звук «ш», вернуться в исходное положение.

«Петушок»
Задачи: развитие мышц плечевого пояса, плавного выдоха, работа над слоговой структурой слова, подготовка к произношению длинных слов, не пропуская и не заменяя слогов.
Поднять руки вверх, опустить через стороны вниз с проговариванием слогов: «ку-ка-ре-ку».

Су-Джок терапия оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм.

Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Нервные окончания данных участков связаны с корой головного могзга. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия.

Мячик в руки мы берём, пальчики сжимаем. Разжимаем – сжимаем 2 раза. А теперь в ладошках покатаем

Массаж Су – Джок шарами, (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом).

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Таким образом, здоровьесберегающие инновационные технологии являются эффективными средствами работы, оптимизирующие процесс развития речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы здоровьесберегающих технологий в развитии и коррекции речи дошкольников

Материал представлен, как опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Цель: обеспечение дошкольнику возможности сохранения здоровья.Задачи:1. формирование у дошкольн...

"Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников" (консультация для педагогов)

Применение  психогимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, кинезиологии, биоэнергопластики, физминуток, глазодвигательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики ...

Выступление на педагогической гостиной "Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей"

Вашему вниманию представлено выступление   для воспитателей о здоровьесберегающих технологиях  в развитии речи детей....

"Современные технологии развития речи дошкольников"

Данная консультация предназначена для педагогов, воспитателей дошкольного образования. Интеллектуальные  карты можно использовать как один из эффективных и интересных методов организации образова...

"Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников на музыкальных занятиях"

quot;Использование игровых  технологий в развитии речи дошкольников на музыкальных занятиях"...

Игровые технологии в развитии речи дошкольников. Вязаная артикуляционная гимнастика.

  Лучше всего показ правильного артикуляционного уклада осуществлять в игровой форме с использованием наглядных дидактических пособий.В данной статье рассказывается о вязаных игрушках,для ...