Обобщающее занятие по гласным I - II ряда
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_glasnym_i.doc | 737.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающее занятие
по гласным I – II ряда.
Логопедическая тема: Развитие функций фонематического анализа (количественного и качественного).
Грамматическая тема: Обозначение мягкости согласных звуков с помощью гласных букв II ряда.
Лексическая тема: Осень.
Цели:
- Обобщить знания об образовании и артикуляции гласных I –II ряда, об обозначении мягкости согласных звуков гласными II ряда.
- Развивать психические функции: слуховое и зрительное внимание и память.
- Развивать умение отличать ударные и безударные слоги, выделять ударный гласный из ударного слога.
- Развивать функции фонематического слогового, количественного, порядкового анализа, фонематические представления.
Наглядные пособия и раздаточный материал.
Наглядные пособия: таблица гласных со схемами, картинки, наборное полотно, деформированный текст с цифрами к нему.
Раздаточный материал: «веера», лото с фишками, карточки с картинками, тетради, ручки, цветные карандаши.
Ход урока
- Организационный момент.
- Объявление лексической темы. Беседа.
- Какое сегодня число?
- Какой день недели?
- Какие дни недели будут до четверга?
- Какой сейчас месяц?
- Какое время года?
- Какие осенние месяцы вы знаете?
- После какого месяца наступает октябрь?
-Какой месяц будет после октября?
- Развитие психических функций.
а) Слуховое внимание.
Повторить признаки осени с теми же интервалами и в той же последовательности, что и логопед.
Часто идут дожди.
Листья желтеют, опадают.
б) Слуховое внимание и память.
- Повторите строки А.С. Пушкина:
Унылая пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса…
в) Зрительное внимание.
- Запомните последовательность наклеенных на карточки картинок и повторите её.
Аист, жираф, коза.
Утка, подушка, кенгуру.
Ирис, малина, очки.
Яблоко, доярка, змея.
Осень, кошка, окно.
Ящерица, обезьяна, змея.
г) Фонематический слух.
Из этих слов выделите ударный слог, а из него – ударный гласный, определите его место в слове.
- Подготовка к объявлению грамматической темы урока.
- Назовите гласные парами. Вспомните, какие из них вы уже выделяли из слов на уроке(по карточкам).
5. Объявление грамматической темы урока. Повторение.
а) Беседа об образовании гласных.
- Гласные образуются с помощью голоса. Воздух, выходя из лёгких, задевает голосовые связки, и они дрожат. Мы слышим голос. Воздух не встречает во рту преграды. Гласные мы можем тянуть, петь.
б) Беседа о различиях гласных.
(Гласные отличаются степенью открытия рта и положения губ при произношении.)
в) Дыхательная и голосовая гимнастика.
Игра «Живые зеркала».
Логопед руками (не произнося) показывает гласные I ряда, дети отгадывают их. Дети повторяют его движения, одновременно пропевая гласные. Показав гласную, логопед вводит условное обозначение гласного и объясняет его. То же с гласными II ряда.
Дети сравнивают условные обозначения гласных и выясняют, что у гласных II ряда есть общий элемент – «улыбка». Уточняется её обозначение на схеме гласных.
- Развитие навыков фонематического анализа.
а) Выделение мягкого согласного звука на фоне слога.
Дети составляют слоги «ля», «вя», «тя», выделяют из них 1-е и 2-е звуки.
б) Закрепление материала.
Игра «Кубик».
Логопед бросает кубик, на гранях которого нарисованы гласные. Дети придумывают слог с выпавшей буквой, затем подбирают слово с этим слогом.
в) Выделение звука на фоне слова.
- Выделите общий мягкий звук в словах:
Ветер, вилка, ветка.
Лента, лето, люстра.
Звери, фонарь, смотри.
г) Выделение звука на фоне предложения.
- Выделите общий мягкий звук в предложениях:
Летят лебеди.
Веют ветры.
Осень красива.
- Придумайте предложение по картинкам и выделите из них общий звук.
д) Связь звуков с буквами.
Игра «Лото».
Логопед показывает детям картинку. Дети закрывают нужную гласную букву. (Картинки: лук, кит, дым, лес, мак, рак, люк, кот.)
- Физминутка.
Логопед, кидая детям мяч, называет слог или слова с гласными I ряда. Дети, бросая мяч ему обратно, должны тоже назвать слог или слово с гласным I ряда.
- Письменные упражнения.
а) Комментированная запись слогов.
б) Запись слов.
- Названия предметов, нарисованных на картинках, запишите под схемами.
в) Составление и запись рассказа.
Дети составляют рассказ из предложений, данных в разбивку, анализируют слова каждого предложения и выделяют общий мягкий звук во всех предложениях рассказа.
«Воют ветры. Небо низкое. Пролетели недели лета. Летят журавли, лебеди».
- Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Гласные 2-го ряда"
Конспект занятия ждя 2 -го класса общеобразовательной школы....
Презентация "Гласные 2-го ряда"
Презентация к занятию во 2 классе....
Логопедическое занятие для младших школьников по теме "Гласные звуки первого ряда.Закрепление. Домашние животные"
Логопедическое занятие. 1 класс. НВОНР....
«Обозначение мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда».
Конспект логопедического занятия. 3 класс....
Обобщающее занятие " Гласные звуки"
Данное занятие входит в раздел программы ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко - слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтени...
Конспект логопедического занятия "Дифференциация гласных I и II ряда: ы – и» (2 класс)
Цели и задачи: 1. Закреплять у учащихся умение различать гласные Ы-И в устной и письменной речи.2. Закреплять умение дифференцировать согласные звуки пе...
Бинарное занятие «Звуки гласные нужны, звуки гласные важны!»
Занятие ориентировано на обучающихся ресурсного класса общеобразовательной школы, в котором обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным основным общеобразовательным п...